Шахматная игра дарит детям радость творчества и обогащает их духовный мир. Воспитательное мероприятие «Интеллектуально-развивающая шахматная викторина «Своя игра» составлено для детей, обучающихся по программе первого и второго года обучения. Задания и вопросы составлены с учетом имеющихся знаний, умений, полученных детьми на занятиях. Интеллектуальная игра способствует развитию логического мышления, позволяет учащимся проявить эрудицию, интеллектуальные способности, развивает познавательную активность, учит диалогическому общению, развивает волевые качества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Игра в шахматы занимает большое место в педагогическом процессе. Она учит детей логически мыслить, запоминать и предвидеть результат, планировать свою деятельность, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память и способность детей действовать «в уме», которая интенсивно развивается в младшем возрасте и шахматы являются тем оптимальным средством, которые позволяют развить эту способность.
Шахматная игра дарит детям радость творчества и обогащает их духовный мир. Воспитательное мероприятие «Интеллектуально-развивающая шахматная викторина «Своя игра» составлено для детей, обучающихся по программе первого и второго года обучения. Задания и вопросы составлены с учетом имеющихся знаний, умений, полученных детьми на занятиях. Интеллектуальная игра способствует развитию логического мышления, позволяет учащимся проявить эрудицию, интеллектуальные способности, развивает познавательную активность, учит диалогическому общению, развивает волевые качества.
Цель: развивать у детей коммуникативные навыки, умение работать в команде, обобщить и закрепить полученные знания и умения обучающихся в шахматной игре.
Образовательные цели:
Расширение кругозора, углубление знаний по правилам игры в шахматы, по теории и истории шахмат;
Активизация мыслительной деятельности;
Повышение шахматной грамотности по нотации и теории шахмат.
Развивающие цели:
Развивать логическое мышление, внимание, память и речь обучающихся детей;
Учить детей ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы;
Углубление знаний по приёмам тактики и стратегии.
Воспитательные цели:
Прививать интерес и любовь к шахматной игре;
Дать почувствовать красоту и очарование шахмат;
Учить культурному общению, приёмам сотрудничества в различных видах деятельности.
Учить детей этике шахматиста.
Предварительная работа: Воспитательное мероприятие составлено по форме телевизионной передачи «Своя игра». Игра состоит из 7 тем: «Чемпионы мира», «Правила игры», «Шахматные фигуры», «Из истории шахмат», «Тактика и стратегия», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур». Команды по очереди выбирают тему и количество очков, которое они хотят заработать. Вопросы усложняются по мере возрастания очков. После обсуждения в команде дети отвечают на поставленный вопрос. Если ответ верный, то команда получает эти очки, а если ответ неверный, то на вопрос может ответить другая команда и заработать эти очки. Для подготовки ответа на вопрос командам дается 1 минута. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
Используемые методы и приемы:
объяснение, пример, соревнование, поощрение, анализ результатов деятельности, создание ситуации успеха, создание эмоционального настроя, использование дидактического материала.
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, интерактивная доска (презентация), магнитная шахматная доска, шахматные фигуры,
Подготовительная работа.
Формируются две команды обучающихся. (название и девиз команд)
Выбираются капитаны команд.
Выбирается жюри из гостей для подсчета очков.
Ход мероприятия
Вводная часть
Вступительное слово учителя:
Скучно было детворе
Ранним утром на дворе.
Знаю я одну игру,
Сказал ребятам Петя,
Где бы ни был я, везде
В неё играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король—
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры название угадать!
- Да, действительно, эту игру называют шахматами.
Есть такая увлекательная игра, в которую играют и старь и млад. Этой игре готовы посвящать всё своё свободное время многие из вас. И сегодня вы собрались состязаться в своих знаниях по теории, истории и правилам этой древнейшей игры, в которую играют во всём мире на интеллектуально- развивающей шахматной викторине «Своя игра».
Вам сегодня на шахматной викторине «Своя игра» предлагаются 7 тем: «Чемпионымира», «Правила игры», «Шахматные фигуры», «Из истории шахмат», «Тактика и стратегия», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур». Команды по очереди выбираете тему и количество очков, которое вы хотите заработать. Помните, что вопросы усложняются по мере возрастания очков. Если команда не справится с заданием, то на вопрос может ответить другая команда и заработать эти же очки. Для подготовки ответа на вопрос командам дается 1 минута. Побеждает команда, которая набрала большее количество очков.
Желаю вам успехов в игре!!!
Представление команд:
Первая команда «Будущие чемпионы»
Под девизом:
«Чемпионом хочешь стать,
Надо много-много знать»
Капитан команды 3 «а» класса
Седен Антон
Вторая команда « Шахматисты»
Под девизом:
«Наш девиз—шах и мат!»
Капитан команды 3 «в» класса:
Норбужук Санчаа
На доске (на экране) главное «меню» интеллектуально-развлекательной шахматной викторины «Своя игра».
Первый официальный чемпион ТАР (Тувинской Народной Республики) по шахматам?
Владимир Сат (1936г)
20
Первый чемпион мира по шахматам?
Вильгем Стейниц (Польша)
30
14-й чемпион мира по шахматам?
Владимир Крамник (Россия)
40
Нынешний чемпион мира по шахматам?
Мангус Карлсон (16-й чемпион мира 22.11.2013г.Из Норвегии)
50
Первый русский чемпион мира?
А.А.Алёхин (1927-1935, 1937-1946г.г.)
2 . Правила игры
Очко
Вопросы
Ответы
10
Когда невозможна рокировка?
Когда король или ладья ходили.
Когда между королем и ладьёй стоят фигуры.
20
Тактический прием, который парализует фигуры, то есть делает фигуры неподвижными?
Связка
30
Ход, который делают одновременно двумя фигурами?
Рокировка
40
3 способа защиты от шаха?
1.Уйти.
2. Побить.
3.Закрыться
50
Расположите названия стадий шахматной игры в порядке их наступления: Миттельшпиль. Эндшпиль. Дебют.
1.Дебют
2. Миттельшпиль
3. Эндшпиль
Шахматные фигуры
Очко
Вопросы
Ответы
10
Какая шахматная фигура может резко возрасти в своём звании?
Пешка
20
Единственная фигура, которая может перепрыгивать через свои и чужие фигуры ?.
Конь
30
Шахматная фигура, которая соединяет свойства слона и ладьи?
Ферзь
40
Пешка, достигнув последней горизонтали, может превратиться в любую фигуру, кроме…
Короля
50
Название, какой фигуры с персидского языка дословно переводится как «полководец»?
Ферзь
Из истории шахмат
Очко
Вопросы
Ответы
10
Какая страна Родина шахмат?
Индия
20
В каком веке появились шахматы?
В 5 веке
30
Как назывались древние шахматы?
Чатуранга
40
Как называются шахматы по-тувински?
Шыдыраа
50
Что означает с персидского «шах» и «мат»?
«Шах»-король , «мат»-умер
Тактика и стратегия
Очко
Вопросы
Ответы
10
Положение в партии, при котором при своей очереди одна из сторон не может ходить, а король не находится под шахом?
Пат
20
Название партии, при которой для быстрейшего развития фигур и захвата центра жертвуется какая-либо фигура ?
Гамбит
30
Положение в партии, при котором одна из сторон проигрывает из-за своего хода?
Цугцванг
40
Кто является составителем шахматных задач и этюдов?
Композитор
50
Поставьте следующие спортивные звания в шахматах в последовательности их присвоения:
Гроссмейстер
Мастер спорта
Кандидат в мастера спорта
1 разряд
1 разряд
Кандидат в мастера спорта
Мастер спорта
Гроссмейстер
Шахматная нотация
Очко
Вопросы
Ответы
10
Условный знак в шахматной нотации, который обозначает «мат»
×
20
Условный знак в шахматной нотации, который обозначает «шах»
+
30
Условный знак в шахматной нотации, который обозначает «взятие»
:
40
Условный знак в шахматной нотации, который обозначает «ход»
—
50
Условный знак в шахматной нотации, который обозначает «хороший ход»
!
Ценность шахматных фигур
Очко
Вопросы
Ответы
10
Самая главная фигура в шахматной игре
Король
20
Самая сильная фигура в шахматных войсках
Ферзь
30
Ценность ладьи в пешках
5 пешек
40
Ценность ферзя в пешках
9 пешек
50
Равносильные фигуры в шахматном войске
Конь и слон
Заключительная часть
Наша игра подходит к концу. Просим жюри подвести итоги.
Вручаем выигравшей команде «» приз и грамоту "Победитель интеллектуально – развивающей шахматной викторины "Своя игра". Приз получает и команда «» за активное участие в игре и волю к победе. Я хочу, чтобы каждый из вас стремился стать всесторонне развитым человеком, чтобы вы повышали свой уровень игры, шахматную грамотность.