Просмотр содержимого документа
«Интегрированная совместная деятельность для детей старшего дошкольного возраста "Образ лебедя в искусстве"»
Интегрированная совместная деятельность
для детей старшего дошкольного возраста
"Образ лебедя в искусстве"
Цель: расширить представления детей об изобразительных свойствах музыки
Задачи: образовательные:
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста первоначальное представление о балете;
Обогащать словарный запас детей (балет, балерина, пачка, пуанты).
Развивающие:
Развивать творческое воображение через умение придумывать движения в соответствии с характером музыки;
Развивать абстрактное воображение, мелкую моторику посредством техники «оригами».
Воспитательные:
Воспитывать коммуникативные навыки, умение выполнять задания совместно с другими детьми, работать в команде.
Дети заходят в музыкальный зал под музыку, встают в круг.
Муз.рук.: Здравствуйте, ребята.
Приветствие: Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх) А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу) И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками) «Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки) «Доброе утро!» — маме и папе «Доброе утро!» — останется с нами.
Дети садятся на стулья
На доске - изображения художника, поэта, музыканта
На столе разложены атрибуты, относящиесч к тому или иному виду искусства
Муз.рук.: Ребята, посмотрите, пожалуйста, кто изображён на доске?
Ответы детей.
Муз.рук.: Правильно. Ребята, им нужна наша помощь. Художник, поэт и музыкант совсем запутались. Художник забыл с помощью чего может нарисовать красивую картину, поэт не помнит, что ему нужно для того, чтобы сочинить стих, а композитор не знает, что ему понадобится для сочинения музыки. Давайте им поможем.
Дети подбирают атрибуты и крепят их на доске рядом с соответствующими персонажами.
Муз.рук.: Молодцы. Ребята, как вы думаете, музыка может нам рассказать какую-нибудь историю или описать человека, животное или птицу?
Ответы детей.
Муз рук.: Правильно, ребята, конечно может, ведь мы с вами знаем, что музыка даже без красок и кисточки может изобразить любую картину. А с помощью чего она это делает?
Ответы детей
Муз.рук.: Сегодня мы будем слушать музыку, которая изображает….Впрочем, вы сами скажете, о ком нам сегодня расскажет музыка. Я предлагаю вам пройти к столам и собрать паззлы.
Дети проходят к столам с разложенными на них паззлами (изображения лебедей) и собирают любой паззл по выбору.
Муз.рук.: Итак, ребята, о ком же нам сегодня расскажет музыка?
Ответы детей
Муз.рук.: Правильно, об очень красивой и гордой птице – лебеде.
Эта птица горделива,
Удивительно красива,
И умна, храбра, сильна,
И похожа с цифрой …«два».
Дети садятся на стулья
Показ презентации, во время которой педагог рассказывает детям о лебедях.
Лебедь считается самой красивой птицей. Посмотрите, какая у неё красивая длинная шея, густое оперение. Лебеди бывают не только белые, но и чёрные. Лебедь - перелётная птица. Зимой она улетает на юг и возвращается домой самой первой из всех птиц, когда наступает ранняя весна, а реки только-только освобождаются ото льда. Как вы думаете, ребята, какие дома строят себе лебеди? (Ответы детей). Правильно, лебеди строят гнёзда из веточек, сучьев, камыша, а дно они выстилают более мягким материалом: сухими стеблями трав, мхом и даже перьями и пухом, которые сами у себя выщипывают. К середине лета они выводят птенцов. Живут лебеди семьями, как и люди. К лебединому гнезду подходить опасно, потому что лебедь – сильная птица и, защищая, ударом своего крыла может сломать человеку руку. А ещё лебеди – самые верные птицы. Ребята, а что вы можете сказать о дружбе? (Ответы детей). Вот у кого можно поучиться дружить. Ведь лебеди никогда не бросят своих друзей и никогда не расстаются со своей парой. Если во время перелета кто–то из стаи заболел и не может лететь, то вся стая останавливается и выхаживает больного, пока он не поправится и только потом лебеди отправляются дальше в путь.
Ребята, а вы хотите превратиться в лебедей? Нам поможет в этом волшебная палочка.
Чудо – палочку возьму (берёт в руки «волшебную палочку»)
И два раза ей взмахну, (делает ею два взмаха)
И сейчас вы из детей
Превратитесь в лебедей!(дети в воздухе руками рисуют большой круг)
Мы направо повернулись, (дети поворачивают голову направо)
Крылья к солнцу потянулись! (поднимают руки вверх)
Мы налево повернулись (поворачивают голову налево)
И друг другу улыбнулись! (улыбаются)
Хоть лететь нам нелегко, («вытирают пот со лба «)
Но летаем высоко! (поднимаются на носочки и «машут крыльями»)
Опустились на реке (присели на корточки)
И поплыли по воде, (делают волнообразные движения руками)
Шею вытянул вперед (тянут шею наверх)
Лебединый весь народ.
И, поев немного хлеба, (изображают, что жуют)
Снова мы взлетели в небо! (машут руками как крыльями)
Вам понравилась игра? (делают жест «лайк»)
Возвращаться нам пора!
Снова палочку возьму (снова беру «волшебную палочку»)
И два раза ей взмахну. (делаю ею два взмаха)
И теперь из лебедей
Превратились вы в детей! (дети хлопают в ладоши)
Дети садятся на стулья
М.р.: Вот мы и побывали в сказке. И ведь действительно, лебеди часто становились героями сказок. Каких? Давайте вспомним.
Детям предлагаются карточки различных цветов. На них написаны загадки или отрывки из сказок о лебедях. Дети по одному выбирают карточку, педагог зачитывает загадку.
1. У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
2. В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден. (Гадкий утёнок)
3. Из леса птицы прилетают,
Детишек малых забирают,
К Яге в избушку их несут
И в детской сказочке живут. (Гуси-лебеди)
4. Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит. (Сказка о царе Салтане)
М.р..: Вот какие это удивительные птицы. Ведь не зря о них поэты пишут стихи, художники рисуют картины, а композиторы сочиняют песни и музыку. А композитор Пётр Ильич Чайковский сделал лебедей героями музыкального спектакля, в котором артисты не поют, не говорят, а танцуют. Ребята, может быть, вы помните, как называется спектакль, в котором герои танцуют?
Дети: Балет
М.р.: Правильно, я приглашаю вас в театр. Сейчас мы посмотрим отрывок из балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро».
Просмотр отрывка из балета П.И.Чайковского
М.р.: Вы сегодня уже превращались в лебедей, а сейчас давайте превратимся в артистов балета и с помощью танца изобразим лебедей.
Педагог и воспитатель с помощью голубой ткани изображают озеро (держат за края, выполняя волнообразные движения).
Дети импровизируют под музыку.
(под голубой тканью оказывается озеро, а на нём один лебедь, сделанный в технике оригами)
Восп.: Ребята! Что это? Кого мы видим на озере?
Ответы детей.
Восп.:- А как вы думаете, нашей лебедушке скучно одной на озере?
Как же нам решить эту проблему?
Ответы детей.
Восп.: Правильно! Давайте смастерим лебедя или лебедушку и поместим их в озеро. Я даже знаю, как их можно сделать. А вы как думаете, из какой геометрической фигуры мы их будем делать?
Ответы детей.
Восп.: Правильно, из волшебного квадрата, сейчас я достану схемы. Но где же они? Кажется, они потерялись. Что же делать? Ребята, как вы думаете, что же нам сделать, чтобы найти схемы?
Ответы детей.
Восп.: А давайте их вместе поищем! А музыка нам поможет их найти.
(дети ищут – музыка тише, громче)
Восп.: Ура! Мы их нашли, быстрее садимся за стол.
(дети садятся за стол)
Восп.: А теперь давайте выберем себе по квадратику, кто хочет белый, а кто хочет чёрный, ведь лебеди бывают как белые так и чёрные. Также можно выбрать квадрат по размеру - большой квадрат – получится большой лебедь – родитель, а из маленького квадратика получится маленький лебедёнок.
Но сначала приготовим наши пальчики к работе.
Птички прилетали,
-Большие пальцы цепляем, как крючки друг за друга, остальными машем, как крыльями
Крыльями махали
Сели, посидели
-Кисти рук собираем в кулачки и фалангами вниз кладем на стол
Дальше полетели.
-Повторяем первое движениеф
Складывание из бумаги лебедя-оригами.
Последовательность изготовления:
1) Сделайте базовую форму «Воздушный змей» .Переверните.
2) Сложите «долиной» боковые стороны к центральной линии.
3)Сложите заготовку пополам.
4) Сложите пополам «горой» .
5) Вытяните «шею» вверх.
6) Согните верхний уголок в форме клюва.
7)Нарисуйте глаза, закрасьте клюв, по желанию можно сделать оперенье более пышным, с помощью ножниц сделать надрезы.
- Лебедь наш готов. А у кого-то и лебедушка или х маленький лебедёнок.
- А теперь давайте поместим лебедей в озеро. У нас получилась лебединая стая.
- Рассмотрите все поделки и сосчитайте, сколько у нас получилось лебедей?
- Лебедушки благодарят вас за старания, посмотрите, сколько много появилось их в нашем озере.
- Ребята, а у меня идея. А теперь давайте споём около «Лебединого озера».
Рефлексия:
муз.рук: «Ребята, что мы сегодня с вами делали? А что вы узнали нового? Вам понравилось? Кому понравилось берите весёлый смайлик, а кому нет – то грустный смайлик»