kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Индивидуально-типологические особенности детей с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей,может быть использована на  родительско собрании

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуально-типологические особенности детей с ЗПР»

Индивидуально-типологические особенности  обучающихся с ЗПР Консультация для педагогов и родителей ,по материалам интернет – источников подготовлена учителем-дефектологом Телегиной Н.А.

Индивидуально-типологические особенности обучающихся с ЗПР

Консультация для педагогов и родителей ,по материалам интернет – источников подготовлена учителем-дефектологом Телегиной Н.А.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА  Понятие «задержанное развитие» ввел В.В.Лебединский на основании обобщённых результатов исследований психологов, дефектологов и психиатров. По его мнению, тип нарушения психического развития зависит от:  1) функциональной локализации нарушения; 2) времени поражения.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Понятие «задержанное развитие» ввел В.В.Лебединский на основании обобщённых результатов исследований психологов, дефектологов и психиатров. По его мнению, тип нарушения психического развития зависит от:

1) функциональной локализации нарушения;

2) времени поражения.

Задержка психического развития

Задержка психического развития

  • Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения, когда с наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные. (В.В. Лебединский)
  • Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций . (Н.М. Назарова)
  • ДИЗОНТОГЕНЕЗ – НАРУШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА
www.themegallery.com  Заде́ржка психи́ческого разви́тия  ( ЗПР ) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции ( память ,  внимание ,  мышление ,  эмоционально-волевая сфера ) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогическая категория используется только в дошкольном и младшем школьном возрасте; если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то говорят уже о  конституциональном инфантилизме  или используют иные адекватные ситуации термины.

www.themegallery.com

Заде́ржка психи́ческого разви́тия  ( ЗПР ) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции ( памятьвниманиемышлениеэмоционально-волевая сфера ) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогическая категория используется только в дошкольном и младшем школьном возрасте; если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то говорят уже

о  конституциональном инфантилизме  или используют иные адекватные ситуации термины.

Причины ЗПР Социально-психологические Медико-биологические  слабовыраженные минимальные поражения головного мозга  Образ жизни Депривация, неприятие ребенка, алкоголизм, наркомания  генетика  Стиль воспитания Content Layouts Неправильные стили воспитания, фактор неполной семьи, низкий образовательный уровень родителей  травмы  Функциональная незрелость ЦНС Слабость процессов торможения и возбуждения 5

Причины ЗПР

Социально-психологические

Медико-биологические

  • слабовыраженные

минимальные поражения головного мозга

Образ жизни

Депривация, неприятие ребенка, алкоголизм, наркомания

  • генетика

Стиль воспитания

Content Layouts

Неправильные стили воспитания, фактор неполной семьи, низкий образовательный уровень родителей

  • травмы
  • Функциональная незрелость ЦНС
  • Слабость процессов торможения и возбуждения

5

Причины ЗПР и последствия Нарушение темпа формирования эмоционально-волевой регуляции Расторможенность, тревожность, «застревание», медлительность, обидчивость, плаксивость Малая работоспособность, быстрая истощаемость, аритмия памяти, внимания, замедленное формирование речи Медико-биологические  слабовыраженные минимальные поражения головного мозга

Причины ЗПР и последствия

  • Нарушение темпа формирования эмоционально-волевой регуляции
  • Расторможенность, тревожность, «застревание», медлительность, обидчивость, плаксивость
  • Малая работоспособность, быстрая истощаемость, аритмия памяти, внимания, замедленное формирование речи

Медико-биологические

  • слабовыраженные

минимальные поражения головного мозга

  • генетика
  • травмы
  • Функциональная незрелость ЦНС
  • Слабость процессов торможения и возбуждения
Причины ЗПР и последствия www.themegallery.com Нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, мыслительных процессов и речи Замедленность переключаемости психических процессов Неспособность к систематическому труду Аффективная лабильность  Социально-психологические  Образ жизни Депривация, неприятие ребенка, алкоголизм, наркомания  Стиль воспитания Неправильные стили воспитания, фактор неполной семьи, низкий образовательный уровень родителей

Причины ЗПР и последствия

www.themegallery.com

  • Нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, мыслительных процессов и речи
  • Замедленность переключаемости психических процессов
  • Неспособность к систематическому труду
  • Аффективная лабильность

Социально-психологические

Образ жизни

Депривация, неприятие ребенка, алкоголизм, наркомания

Стиль воспитания

Неправильные стили воспитания, фактор неполной семьи, низкий образовательный уровень родителей

Классификация детей с задержкой психического развития по Т.А.Власовой, М.С.Певзнер 1 2  ЗПР, сопровождающаяся психическим и психофизическим инфантилизмом  (гармоническим или дисгармоническим) ЗПР со стойкой церебральной астенией  Инфантилизм – состояние, при котором в психике и поведении ребенка сохраняются черты, присущие ранней ступени развития  Церебральная – мозговая; астения – ослабленность

Классификация детей с задержкой психического развития по Т.А.Власовой, М.С.Певзнер

1

2

ЗПР, сопровождающаяся психическим и психофизическим инфантилизмом

(гармоническим или дисгармоническим)

ЗПР со стойкой церебральной астенией

Инфантилизмсостояние,

при котором в психике

и поведении ребенка

сохраняются черты, присущие

ранней ступени развития

Церебральная мозговая;

астения ослабленность

Классификация детей с задержкой психического развития по К.С.Лебединской ЗПР конституционального происхождения ЗПР соматогенного происхождения  Группы детей с ЗПР ЗПР психогенного происхождения ЗПР церебрально-органического происхождения

Классификация детей с задержкой психического развития по К.С.Лебединской

ЗПР

конституционального

происхождения

ЗПР

соматогенного происхождения

Группы детей с ЗПР

ЗПР

психогенного происхождения

ЗПР

церебрально-органического

происхождения

1

ЗПР конституционального происхождения

(психический и психофизический инфантилизм по классификации М.С.Певзнер и Т.А.Власовой)

Выделяется два варианта: гармонический и дисгармонический.

Дисгармонический относят к патологическим вариантам .

Дети с гармоническим инфантилизмом по психическим и физическим особенностям отстают от своих сверстников на полтора-два года. Для них характерны:

  • непосредственность, повышенная жизнерадостность, «сенсорная жадность», неутомимость в игре;
  • при выполнении учебных заданий, умственном напряжении, у ребенка быстро наступает утомление;
  • дети усваивают учебный материал поверхностно, навыки носят неустойчивый характер. У школьников преобладают игровые интересы, быстрая пресыщаемость и стремление делать только то, что нравится;
  • отсутствие чувства ответственности и стойких привязанностей, снижение критичности к себе негативно сказывается на взаимоотношениях ребенка с одноклассниками, учителями, родными.

Причины: наследственность

Прогноз: успешный при условии своевременного

и регулярного педагогического воздействия

2 ЗПР соматогенного происхождения  «сомато» – тело. К замедлению темпа психического развития приводит стойкая астения , болезненное состояние, которое характеризуется :  повышенной утомляемостью, истощаемостью, неспособностью к длительному умственному и физическому напряжению;  интеллектуальная недостаточность проявляется в снижении памяти, концентрации внимания, в замедлении темпа мыслительной деятельности;  эмоциональные нарушения выражаются в повышенной раздражительности, обидчивости, плаксивости;  дети плохо переносят жару, шум, яркий свет; жалуются на головные боли и усталость; у них нарушается сон и аппетит, к концу учебных занятий резко падает работоспособность.  Причины: длительная соматическая недостаточность различного происхождения: хронические инфекции, аллергические состояния; врожденные и приобретенные пороки развития внутренних органов (сердце, почки, легкие и др.). Прогноз: успешный  при условии строгого соблюдения режима, лечения, охраны и укреплении здоровья ребенка.

2

ЗПР

соматогенного происхождения

«сомато» – тело. К замедлению темпа психического развития приводит стойкая астения , болезненное состояние, которое характеризуется :

  • повышенной утомляемостью, истощаемостью, неспособностью к длительному умственному и физическому напряжению;
  • интеллектуальная недостаточность проявляется в снижении памяти, концентрации внимания, в замедлении темпа мыслительной деятельности;
  • эмоциональные нарушения выражаются в повышенной раздражительности, обидчивости, плаксивости;
  • дети плохо переносят жару, шум, яркий свет; жалуются на головные боли и усталость; у них нарушается сон и аппетит, к концу учебных занятий резко падает работоспособность.

Причины: длительная соматическая недостаточность

различного происхождения: хронические инфекции, аллергические состояния;

врожденные и приобретенные пороки развития внутренних органов (сердце,

почки, легкие и др.).

Прогноз: успешный при условии строгого соблюдения режима,

лечения, охраны и укреплении здоровья ребенка.

3

ЗПР психогенного происхождения

Трудности в формировании учебно-познавательной деятельности и нарушения поведении проявляется в отсутствии любознательности, усидчивости, трудолюбии, заинтересованности в успешном выполнении заданий, чувства долга и ответственности.

Процесс формирования психики определяется социальной ситуацией развития.

В условиях гиперопеки и при психотравмирующих условиях воспитания проявления личностной незрелости сочетаются с агрессивно-защитными или пассивно-защитными реакциями.

У детей отмечаются:

1) черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы:

аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость;

2) недостаточный уровень знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения школьной программы;

3) неспособность к систематическому труду, раздражительность.

Причины: неблагоприятные условия воспитания: несогласованность и противоречивое

влияние семьи и образовательных учреждений, конфликтная обстановка в семье, безнадзорность.

Прогноз: успешный при условии коррекционно-воспитательной работы с ребенком и с семьей.

4 ЗПР церебрально-органического происхождения   У детей отмечается замедленное формирование двигательных функций, речи, этапов игровой деятельности.   Эмоционально-волевая незрелость предстает в форме органического инфантилизма, который проявляется в двух вариантах: неустойчивом – с психомоторной расторможенностью и импульсивностью; тормозимом – с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью и боязливостью.  Нарушения познавательной деятельности проявляются в недостаточной сформированности восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и речи, в замедленности и пониженной переключаемости психических процессов.  Эта группа детей требует отграничения от умственно отсталых детей.  Причины : негрубая органическая недостаточность нервной системы резидуального (остаточного) характера вследствие патологии беременности, родов, постнатальных инфекций и др. Прогноз : зависит от организации специального обучения в ДОУ,школах для детей с ЗПР.

4

ЗПР церебрально-органического происхождения

У детей отмечается замедленное формирование двигательных функций, речи, этапов игровой деятельности.

Эмоционально-волевая незрелость предстает в форме органического инфантилизма, который проявляется в двух вариантах:

  • неустойчивом – с психомоторной расторможенностью и импульсивностью;
  • тормозимом – с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью и боязливостью.

Нарушения познавательной деятельности проявляются в недостаточной сформированности восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и речи, в замедленности и пониженной переключаемости психических процессов.

Эта группа детей требует отграничения от умственно отсталых детей.

Причины : негрубая органическая недостаточность нервной системы резидуального

(остаточного) характера вследствие патологии беременности, родов, постнатальных инфекций и др.

Прогноз : зависит от организации специального обучения в ДОУ,школах для детей с ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР  Общие признаки Отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности  к  началу школьного возраста Замедленная скорость приёма и переработки сенсорной информации Недостаточная сформированность умственных операций Низкая познавательная активность и слабость познавательных интересов  Ограниченность, отрывочность знаний и представлений об окружающем Отставание в речевом развитии:  недостатки произношения, аграмматизмы, ограниченность словаря

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР

Общие признаки

Отставание в психическом развитии во всех

сферах психической деятельности к началу школьного возраста

Замедленная скорость приёма и переработки

сенсорной информации

Недостаточная сформированность умственных операций

Низкая познавательная

активность и слабость познавательных интересов

Ограниченность, отрывочность знаний и представлений об окружающем

Отставание в речевом развитии:

недостатки произношения, аграмматизмы, ограниченность словаря

Типичные особенности,  свойственные всем детям с ЗПР

Типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР

  • часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований; проявляется СДВГ, импульсивность, тревожность, агрессивность; затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности
  • информацию, идущую от педагога, воспринимает замедленно и также её перерабатывает
  • словесно-логическое мышление недоразвито
  • низкий уровень работоспособности, объём и темп работы, быстрая утомляемость, внимание характеризуется неустойчивостью, отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте
  • сниженный уровень познавательной активности
  • устная и письменная речь содержит негрубые нарушения
Важно помнить:

Важно помнить:

  • Помощь включается только тогда, когда ученик оказывается не в состоянии выполнить задание самостоятельно.
  • Сама помощь при этом дозируется и оказание ее происходит по принципу от минимальной к максимальной.
  • Целью такой организации становятся: помощь ребенку в выполнении задания, уяснение, насколько он чувствителен к этой помощи, принимает ли ее.
Направления работы для пробуждения познавательной активности и реализации резервных возможностей  детей с ЗПР ( С.Г.Шевченко, автор программ КРО)

Направления работы для пробуждения познавательной активности и реализации резервных возможностей детей с ЗПР ( С.Г.Шевченко, автор программ КРО)

  • обогащение кругозора детей;
  • приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта;
  • формирование умений ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку;
  • оптимальность темпа с позиции полного усвоения;
  • обогащение и систематизация словаря и развитие речи;
  • усиление способов деятельности: умения наблюдать, анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, доказывать, классифицировать, запоминать произвольно и опосредованно;
  • обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного;
  • отбор, комбинация методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности детей
Особенности обучения

Особенности обучения

  • Излагать материал надо маленькими дозами , каждую из них закреплять повторением, констатацией сказанного, решением проблемного вопроса; 2-3 дозы изучаемого материала связывать кратким пересказом.
  • Педагог должен научиться придумывать задания, идущие от простого к сложному, не гнаться за обилием новой информации, уметь из изучаемого выбрать главное, доступно изложить его, повторить и закрепить.
  • Главная составляющая работы — общение
  • Многократное повторение основного материала — один из приемов работы. Оптимальны и репродуктивные методы, т. к. они позволяют детям увидеть главное в изучаемом материале, систематизировать, повторять по шаблону
  • Надо учитывать низкую скорость чтения, счета и письма ( это для школы) .
  • Для лучшего запоминания чаще предлагаются однотипные задания (одно — вместе с педагогом, другое — сообща с детьми, третье — каждый индивидуально).
Разнообразная деятельность Наводящие вопросы Наглядный материал Многократные упражнения Поощрения Образцы, инструкции Преодоление ЗПР зависит от характера стимулирования познавательной активности ребенка со стороны взрослого Поэтапное обобщение Аналогии

Разнообразная деятельность

Наводящие вопросы

Наглядный материал

Многократные упражнения

Поощрения

Образцы, инструкции

Преодоление ЗПР зависит от характера стимулирования познавательной активности ребенка со стороны взрослого

Поэтапное обобщение

Аналогии

«Не должно быть несчастных детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны» В. Сухомлинский

«Не должно быть несчастных детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны»

В. Сухомлинский

Список литературы для изучения – В ИНТЕРЕНТЕ ПРЕДСТАВЛЕНО БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРАКТИЧЕСКИХ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ТЕМЕ КОНСУЛЬТАЦИИ  Обращайте внимание на то, что Вы читаете в интернете!!!

Список литературы для изучения В ИНТЕРЕНТЕ ПРЕДСТАВЛЕНО

БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРАКТИЧЕСКИХ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ТЕМЕ КОНСУЛЬТАЦИИ

Обращайте внимание на то, что Вы читаете в интернете!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Индивидуально-типологические особенности детей с ЗПР

Автор: Телегина Наталья Алексеевна

Дата: 04.10.2020

Номер свидетельства: 559117


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства