Просмотр содержимого документа
«Индивидуально-типологические особенности детей с ЗПР»
Индивидуально-типологические особенностиобучающихся с ЗПР
Консультация для педагогов и родителей ,по материалам интернет – источников подготовлена учителем-дефектологом Телегиной Н.А.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Понятие«задержанное развитие»ввел В.В.Лебединский на основании обобщённых результатов исследований психологов, дефектологов и психиатров. По его мнению, тип нарушения психического развития зависит от:
1) функциональной локализации нарушения;
2) времени поражения.
Задержка психического развития
Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения, когда с наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные. (В.В. Лебединский)
Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций . (Н.М. Назарова)
ДИЗОНТОГЕНЕЗ – НАРУШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА
www.themegallery.com
Заде́ржка психи́ческого разви́тия ( ЗПР ) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции ( память , внимание , мышление , эмоционально-волевая сфера ) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогическая категория используется только в дошкольном и младшем школьном возрасте; если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то говорят уже
о конституциональноминфантилизме или используют иные адекватные ситуации термины.
Неправильные стили воспитания, фактор неполной семьи, низкий образовательный уровень родителей
Классификация детей с задержкой психического развития по Т.А.Власовой, М.С.Певзнер
1
2
ЗПР, сопровождающаяся психическим и психофизическиминфантилизмом
(гармоническим или дисгармоническим)
ЗПР со стойкойцеребральной астенией
Инфантилизм – состояние,
при котором в психике
и поведении ребенка
сохраняются черты, присущие
ранней ступени развития
Церебральная–мозговая;
астения–ослабленность
Классификация детей с задержкой психического развития по К.С.Лебединской
ЗПР
конституционального
происхождения
ЗПР
соматогенного происхождения
Группы детей с ЗПР
ЗПР
психогенного происхождения
ЗПР
церебрально-органического
происхождения
1
ЗПР конституционального происхождения
(психический и психофизический инфантилизм по классификации М.С.Певзнер и Т.А.Власовой)
Выделяется два варианта: гармонический и дисгармонический.
Дисгармоническийотносят к патологическим вариантам .
Дети сгармоническиминфантилизмом по психическим и физическим особенностям отстают от своих сверстников на полтора-два года. Для них характерны:
непосредственность, повышенная жизнерадостность, «сенсорная жадность», неутомимость в игре;
при выполнении учебных заданий, умственном напряжении, у ребенка быстро наступает утомление;
дети усваивают учебный материал поверхностно, навыки носят неустойчивый характер. У школьников преобладают игровые интересы, быстрая пресыщаемость и стремление делать только то, что нравится;
отсутствие чувства ответственности и стойких привязанностей, снижение критичности к себе негативно сказывается на взаимоотношениях ребенка с одноклассниками, учителями, родными.
Причины:наследственность
Прогноз:успешныйпри условии своевременного
и регулярного педагогического воздействия
2
ЗПР
соматогенного происхождения
«сомато» – тело.К замедлению темпа психического развития приводит стойкаяастения, болезненное состояние, которое характеризуется:
повышенной утомляемостью, истощаемостью, неспособностью к длительному умственному и физическому напряжению;
интеллектуальная недостаточность проявляется в снижении памяти, концентрации внимания, в замедлении темпа мыслительной деятельности;
эмоциональные нарушения выражаются в повышенной раздражительности, обидчивости, плаксивости;
дети плохо переносят жару, шум, яркий свет; жалуются на головные боли и усталость; у них нарушается сон и аппетит, к концу учебных занятий резко падает работоспособность.
Трудности в формировании учебно-познавательной деятельности и нарушения поведении проявляется в отсутствии любознательности, усидчивости, трудолюбии, заинтересованности в успешном выполнении заданий, чувства долга и ответственности.
Процесс формирования психики определяетсясоциальнойситуацией развития.
В условияхгиперопекии припсихотравмирующих условияхвоспитания проявления личностной незрелости сочетаются с агрессивно-защитными или пассивно-защитными реакциями.
У детей отмечаются:
1) черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы:
2) недостаточный уровень знаний, умений инавыков, необходимых для успешного усвоения школьной программы;
3) неспособность к систематическому труду, раздражительность.
Причины:неблагоприятные условия воспитания: несогласованность и противоречивое
влияние семьи и образовательных учреждений, конфликтная обстановка в семье, безнадзорность.
Прогноз: успешныйпри условии коррекционно-воспитательной работы с ребенком и с семьей.
4
ЗПР церебрально-органического происхождения
У детей отмечается замедленное формирование двигательных функций, речи, этапов игровой деятельности.
Эмоционально-волевая незрелостьпредстает в форме органического инфантилизма, который проявляется в двух вариантах:
неустойчивом – с психомоторной расторможенностью и импульсивностью;
тормозимом – с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью и боязливостью.
Нарушения познавательной деятельностипроявляются в недостаточной сформированности восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и речи, в замедленности и пониженной переключаемости психических процессов.
Эта группа детей требует отграничения от умственно отсталых детей.
Причины: негрубая органическая недостаточность нервной системы резидуального
(остаточного) характера вследствие патологии беременности, родов, постнатальных инфекций и др.
Прогноз: зависит от организации специального обучения в ДОУ,школах для детей с ЗПР.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Общие признаки
Отставание в психическом развитии во всех
сферах психической деятельностикначалу школьного возраста
Замедленная скорость приёма и переработки
сенсорной информации
Недостаточная сформированность умственных операций
Низкая познавательная
активность и слабость познавательных интересов
Ограниченность, отрывочность знаний и представлений об окружающем
Типичные особенности,свойственные всем детям с ЗПР
часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований; проявляется СДВГ, импульсивность, тревожность, агрессивность; затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности
информацию, идущую от педагога, воспринимает замедленно и также её перерабатывает
словесно-логическое мышление недоразвито
низкий уровень работоспособности, объём и темп работы, быстрая утомляемость, внимание характеризуется неустойчивостью, отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте
сниженный уровень познавательной активности
устная и письменная речь содержит негрубые нарушения
Важно помнить:
Помощь включается только тогда, когда ученик оказывается не в состоянии выполнить задание самостоятельно.
Сама помощь при этом дозируется и оказание ее происходит по принципу от минимальной к максимальной.
Целью такой организации становятся: помощь ребенку в выполнении задания, уяснение, насколько он чувствителен к этой помощи, принимает ли ее.
Направления работы для пробуждения познавательной активности и реализации резервных возможностейдетей с ЗПР (С.Г.Шевченко, автор программ КРО)
обогащение кругозора детей;
приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта;
формирование умений ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку;
оптимальность темпа с позиции полного усвоения;
обогащение и систематизация словаря и развитие речи;
обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного;
отбор, комбинация методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности детей
Особенности обучения
Излагать материал надо маленькими дозами , каждую из них закреплять повторением, констатацией сказанного, решением проблемного вопроса; 2-3 дозы изучаемого материала связывать кратким пересказом.
Педагог должен научиться придумывать задания, идущие от простого к сложному, не гнаться за обилием новой информации, уметь из изучаемого выбрать главное, доступно изложить его, повторить и закрепить.
Главная составляющая работы — общение
Многократное повторение основного материала — один из приемов работы. Оптимальны и репродуктивные методы, т. к. они позволяют детям увидеть главное в изучаемом материале, систематизировать, повторять по шаблону
Надо учитывать низкую скорость чтения, счета и письма ( это для школы) .
Для лучшего запоминания чаще предлагаются однотипные задания (одно — вместе с педагогом, другое — сообща с детьми, третье — каждый индивидуально).
Разнообразная деятельность
Наводящие вопросы
Наглядный материал
Многократные упражнения
Поощрения
Образцы, инструкции
Преодоление ЗПР зависит от характера стимулирования познавательной активности ребенка со стороны взрослого
Поэтапное обобщение
Аналогии
«Не должно быть несчастных детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны»
В. Сухомлинский
Список литературы для изучения–В ИНТЕРЕНТЕ ПРЕДСТАВЛЕНО
БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРАКТИЧЕСКИХ И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ТЕМЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
Обращайте внимание на то, что Вы читаете в интернете!!!