Игра-путешествие для развития речи во второй младшей группе детского сада
Игра-путешествие для развития речи во второй младшей группе детского сада
Цель данного мероприятия - развитие грамматического строя речи. Продолжительность игры - 15 минут ( в соответствии с требованиями ФГОС к продолжительности занятия с детьми 3-4 лет).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игра-путешествие для развития речи во второй младшей группе детского сада»
Курочкина Людмила Николаевна
МБДОУ д/с №122 «Лучистый», г. Брянск
Игра-путешествие для развития речи во второй младшей группе детского сада
«В гостях у лисички»
Цель: Развитие грамматического строя речи на занятии
Задачи:
Связная речь: учить отвечать на вопросы по содержанию картинки; составлять короткий рассказ совместно с воспитателем;
Словарь и грамматика: активизировать в речи прилагательные; обучать согласованию прилагательных и существительных в роде; обучать правильному употреблению форм родительного падежа прилагательных и существительных а также форм множественного числа;
Звуковая культура речи: формировать умение отчётливо и правильно произносить звук «с» изолированно и в словах учить определять на слух наличие и отсутствие этого звука в словах.
Материалы и оборудование:
Картинка «Звери слепили снеговика»; почтовый конверт большого формата с изображением лисички; альбом с изображениями диких животных поодиночке и множества (волк-волки, ёж-ежи, белка-белки, лиса-лисы); картинки с изображением предметов мебели (стол, стул, кресло, кровать); игрушечные предметы посуды (чашка, стакан, тарелка, ложка); чемоданчик; шкатулочка, мягкая игрушка – лисичка.
Ход занятия:
1.Оргмомент
Дети сидят на стульчиках, воспитатель говорит:
«Ручки кверху поднимаем,
Крепко кулачки сжимаем,
А потом их опускаем,
Пальчики мы разожмём
И к коленочкам прижмём».
(Дети вместе с воспитателем выполняют соответствующие действия)
2. Составление рассказа
Раздается стук в дверь. Приносят письмо с изображенной на конверте лисичкой.
Воспитатель:
«Нам пришло письмо. Интересно, от кого же оно, как вы думаете?» (Дети, увидев лисичку на конверте : «От лисички».)
«Давайте откроем конверт и узнаем, о чём хочет рассказать нам лисичка».
«Да это не обычное письмо, а письмо – картинка». (Ставит развернутую картинку на мольберт).
«О чём же рассказывает нам лисичка?»
Воспитатель задаёт вопросы детям:
1. Какое время года изображено на картинке? (зима)
2. Какая бывает зима? (холодная, снежная, морозная и др.)
3. Какие звери изображены на картинке? (воспитатель добивается, чтобы дети назвали всех зверей: мишка (медведь), зайчик (заяц, зайка), лисичка (лиса))
а) Мишка (медведь) какой? (большой, коричневый, лохматый, косолапый, добрый и др.)
б) Зайчик (заяц, зайка) какой? (маленький, белый, пушистый, длинноухий, трусливый и др.)
в) Лисичка (лиса) какая? (рыжая, пушистая, длиннохвостая, хитрая и др.)
4. Кого слепили звери? (снеговика)
5. Какой у них получился снеговик? (большой, высокий, огромный, белый, холодный и др.)
Воспитатель:
«Теперь понятно, о чём в письме нам рассказала лисичка».
Воспитатель даёт образец рассказа:
«Была холодная зима. Мишка, зайка и лисичка слепили снеговика. У них получился большой снеговик».
«Давайте теперь вместе расскажем, о чём сообщила в письме лисичка. Я начинаю, а вы продолжайте».
Была холодная …(зима).
Мишка, зайка и … (лисичка) слепили …(снеговика).
У них получился большой …(снеговик).
Воспитатель предлагает 1-2 детям, чтобы они рассказали, о чем сообщила лисичка. «Кто хочет рассказать, о чём сообщила нам в письме лисичка?»
3. Физминутка
Воспитатель:
«Ребята, скажите. А где живёт лисичка и её друзья мишка и зайка?» (в лесу)
«Хотите отправиться в сказочный лес в гости к лисичке?» (да, хотим)
«Давайте встанем возле стульчиков и отправимся в путешествие»
«Мы шагаем по дорожке,
Поднимаем тихо ножки,
И неслышно так идём,
В лес волшебный попадем.»
(Дети маршируют на месте, затем воспитатель предлагает им сесть)
4. Игры
Появляется лисичка (мягкая игрушка).
Лисичка: «Здравствуйте, ребята!»
Воспитатель: «Дети, давайте поздороваемся с лисичкой!» (Дети: «Здравствуй, лисичка!»)
Лисичка: «Как хорошо, что вы пришли ко мне в гости! Я рада буду с вами поиграть».
Лисичка предлагает поиграть с ней.
Игра 1. «Чего не стало?»
Лисичка: «Вот у меня таинственный чемоданчик. В нем что-то лежит» ( трясёт чемоданчик, слышно, что там что-то гремит). « Что же в нем? Сейчас откроем. Вот что здесь!» (воспитатель открывает чемоданчик).
Воспитатель выкладывает на столик: красную чашку, зелёную тарелку, белый стакан, жёлтую ложку.
Воспитатель: «Как одним словом назвать эти предметы?» (Дети: «Посуда»)
«Давайте запомним, какие предметы лежали в таинственном чемоданчике»
Берёт по очереди каждый предмет и предлагает детям помочь их назвать.
«Это … (чашка). Она какая? (красная). Красная чашка».
«Это …(тарелка). Она какая? (зелёная). Зеленая тарелка».
«Это …(стакан). Он какой? (белый). Белый стакан».
«Это …(ложка). Она какая? (жёлтая). Жёлтая ложка».
Воспитатель: «Сейчас лисичка проверит вашу внимательность. Хитрая лисичка что-нибудь спрячет, а вы догадайтесь, чего не стало. Закрывайте глазки. (Прячет какой-нибудь из названных предметов). А теперь: «Раз-два-три-смотри!». Открывайте глазки. Чего не стало?».
[ Чего не стало: красной чашки, зелёной тарелки, белого стакана, жёлтой ложки]
Игра проводится по одному разу с каждым из четырех предметов.
Воспитатель вызывает для ответа детей, добивается путём уточняющих вопросов полного ответа (прилагательное + существительное в родительном падеже: красной чашки и т.п.).
Игра 2. «Фото друзей (один-много)»
Воспитатель: « А теперь лисичка покажет вам кое-что. У лисички много друзей. Фотографии друзей лисички в этом альбоме. С кем же дружит лисичка? Давайте узнаем».
Воспитатель устанавливает альбом на мольберт, по одной переворачивает страницы и показывает картинки по очереди. При и этом параллельно ведёт диалог с детьми. (Изображения в альбоме располагают таким образом, чтобы на развороте дети могли видеть слева одно животное, а справа много).
Один
Много
Кто это? (волк)
Сколько волков? (один волк)
Кого мы видим на картинке? (волков)
Сколько волков? (много волков)
Кто это? (ёж)
Сколько ежей? (один ёж)
Кого мы видим на картинке? (ежей)
Сколько ежей? (много ежей)
Кто это? (белка)
Сколько белок? (одна белка)
Кого мы видим на картинке? (белек)
Сколько белок? (много белок)
Кто это? (лиса)
Сколько лис? (одна лиса)
Кого мы видим на картинке? (лис)
Сколько лис? (много лис)
Воспитатель: «Вот какие друзья у нашей лисички».
Игра 3. «Надуем шарик»
Воспитатель: «Наша лисичка очень любит играть с воздушными шариками. Давайте надуем для нее шарик. Надувать будем вот таким звуком: с-с-с-с-с. Повторите, дети этот звук. Молодцы!»
«А теперь надуваем шарики вот так…» (Воспитатель показывает, а дети повторяют за ним. Дети произносят несколько коротких звуков «с-с-с» на выдохе, при этом разводят руки все шире и шире, затем хлопают в ладоши – шарик лопнул. Игра повторяется 2-3 раза).
Игра 4. «Назови картинку» ( закрепление произношения звука «с» в словах, определение наличия этого звука)
Воспитатель: «Лисичка принесла нам какую-то шкатулочку. Что же в ней? Откроем. Здесь картинки. Что это?»
Спрашивает детей: «Что это?», затем сам повторяет, выделяя звук «с». Затем дети хором произносят слова, выделяя это звук.
Воспитатель: «Ребята, с каким звуком мы надували шарики» (с-с-с).
«Послушайте, в каких словах есть этот звук, а в каких нет»
стол – есть звук «с»
стул - есть звук «с»
кресло - есть звук «с»
кровать – нет звука «с»
Воспитатель: «Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы?» (мебель)
5. «Возвращение» из путешествия
Воспитатель: «Наше путешествие в сказочный лес подошло к концу. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с лисичкой». (Дети: «До свидания, лисичка!»)
«А теперь мы вернемся в детский сад. Встанем у стульчиков и будем шагать по дорожке»
«Мы шагаем по дорожке.
Поднимаем тихо ножки
И неслышно так идем,
В детский сад мы попадем»
(Дети маршируют около стульчиков, затем воспитатель просит их сесть)
Воспитатель: «Вот и вернулись мы обратно в детский сад. Садитесь».
6. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Воспитатель задает вопросы детям:
1. Вам понравилось сегодняшнее путешествие?
2. У кого в гостях мы сегодня были? (у лисички)
3. Что нам сегодня прислала лисичка? (письмо)
4. О чём рассказала нам в письме лисичка?
5. Вам понравилось играть с личичкой?
6. Что вам сегодня особенно понравилось?
Воспитатель: « А сейчас, ребята, наше занятие окончено. С лисичкой мы ещё встретимся в другой раз и поиграем в её любимые игры»