Игра – путешествие для детей старшего дошкольного возраста с ТНР(ОНР) «За лучиками добра».
Игра – путешествие для детей старшего дошкольного возраста с ТНР(ОНР) «За лучиками добра».
Игра-путешествие направлена на формирование навыка сотрудничества и доброжелательности у дошкольников, закрепление элементарных представлений о том, что хорошо и что плохо, способствует социализации детей в обществе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- воспитывать интерес к народному творчеству, к сказкам;
- воспитывать художественный вкус;
- воспитывать в детях чувство сопереживания, доброжелательное отношение к героям сказок и друг другу.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки к сказкам, макет сказочных ворот, солнечные лучики, маски, коктейльные трубочки, блестки для декора, подносы, манная крупа, сундучок, книжки.
Аппаратное и программное обеспечение: ноутбук, мультимедийное оборудование и презентация, магнитофон, аудиозапись музыкальных произведений (фоновая музыка.)
Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседа на тему «Оцени поступок», разгадывание загадок, игры-драматизации, рассматривание иллюстраций к сказкам, разучивание отрывков из произведений, раскрашивание иллюстраций к сказкам.
Ход.
1. Вводная часть (организационная)
Логопед. - Смотрите, к нам в гости пришел солнечный зайчик!
Какой он теплый, как приятно его держать в ладошках (показывает сомкнутые ладони). Давайте передадим его по кругу, чтобы каждый мог согреться его теплом. Запомните это тепло, оно нам еще пригодится.
(Дети по очереди подставляют ладошки и передают зайчика друг другу. Когда зайчик снова оказывается у педагога, тот обращает внимание, что «зайчик», получив ласку от детей, стал очень горячим и его невозможно удержать в руках).
- Выпустим зайчика, пусть он дальше бежит и дарит тепло другим детям. (Логопед бросает зайчика и входит живой солнечный зайчик.)
С.З. - Здравствуйте, ребята. Мы, жители Сказочной страны обращаемся к вам за помощью. Королева Зла заколдовала наше солнышко, забрала лучики и солнышко стало грустным. (На экране появляется слайд, с изображением грустного солнышка без лучиков.) Все жители страны перестали улыбаться. Ребята, помогите снять злые чары колдуньи, помогите найти лучики и вернуть их солнышку иначе все перессорятся и станут злыми. Мне так хочется помочь друзьям, а как не знаю… Может вы знаете? (Предположения детей.)
Логопед. - Правильно, ребята нужно отправиться в Сказочную страну и отыскать лучики и вернуть их солнышку. Но на пути нам могут встретиться сказочные герои, и они могут быть добрыми, а могут быть и злыми.
Как мы узнаем злого героя? (Рассуждения детей).
Как узнаем доброго героя? (Рассуждения детей)
- Ну, тогда отправляемся в путь. (Логоритмика «Волшебный лес», музыка)
Крепко за руки возьмитесь,
Друг за другом становитесь.
По дорожке, по тропинке
Мы в волшебный лес пойдем.
Интересней приключенья
Мы, конечно, не найдем.
(Дети идут по кругу)
По дорожке мы пойдем,
Лучик солнечный найдем.
(Попеременно соединяют пальцы с большим) [Рис. 1]
(Открываются сказочные ворота)
II. Основная часть (совместное решение проблемно-поисковых ситуаций).
(Логопед находит открытку (солнышко) с заданием). [Рис. 2]
- Королева Зла вырезала из стихотворения все добрые слова. Давайте поможем вернуть их обратно. Я буду читать стихотворение, а вы должны дружно и правильно называть последнее слово. Готовы? Будьте внимательными.
1. Дидактическая игра «Доскажи словечко».
(Повторить с детьми формы вежливых обращений друг к другу, моделируя нужные ситуации, развивать словесно-логическое мышление.)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться.. («Доброе утро»)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… («Добрый день»)
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… («Спасибо»)
Когда бранят за шалости,
Говорим… («Простите, пожалуйста»)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы («Спасибо»)
Всем вам с большой любовью,
Желаю крепкого… («здоровья»)
Если солнышко садится,
По деревьям золотится,
Говорим при встрече
Всем знакомым…(«добрый вечер»)
Будет легче нам ехать и легче идти,
Когда пожелают… («Счастливого пути»)
Когда вас ругают за шалости, вы говорите… («простите, пожалуйста»)
Звучит звук волшебства.
- Мы с вами справились с первым заданием! Где-то здесь должен быть лучик. (Дети находят первый лучик и отдают солнечному зайчику).
С.З. - Молодцы! А вы не забываете говорить эти слова?
Воспитатель. - Отправляемся снова в путь (звучит музыка, идут)
(Воспитатель обращает внимание детей на картинки героев сказок расставленных в ряд)
Воспитатель. - Королева Зла любит всех обманывать, ссорить. Она поссорила всех героев сказок. [Рис. 3]
2.Вопросы детям.
1. Какой герой сказки стоит на первом месте? (Коза)
2. А на каком месте стоят козлята? (на пятом)
3. Какой герой стоит на втором месте? (царевна-лягушка)
4. А на каком месте стоит Иван-царевич? (на шестом)
5. Какой герой стоит на седьмом месте? (Емеля)
6. А на каком месте стоит щука? (на третьем)
7. Какие герои стоят на четвертом месте? (Красная шапочка)
8. А на каком месте стоит бабушка красной шапочки? (на восьмом)
С.З. – Ребятапомогите их помирить.
Воспитатель. - Каждый возьмите картинку любого героя и встаньте вместе с тем героем, с кем он встречается в сказке. (Дети выполняют задание и называют сказку)
Звучит звук волшебства.
(ищем второй лучик и отдаем зайчику)
Воспитатель. - Отправляемся снова в путь (звучит музыка, идут, подходят на заснеженное место)
С.З. – Ойкак здесь холодно, даже сугробы намело. Как здесь мы найдем лучик?
Воспитатель. - А здесь без волшебства не обойтись. Что бы справиться со снегом вам понадобятся волшебная палочка. Ребята как вы думаете, где нам взять волшебную палочку? (Варианты предложений детей)
С.З. – Пока наши палочки набираются волшебной силы, мы с вами поиграем.
Игра «Лиса и зайцы»
(Дети (зайцы) стоят в кругу, один ребенок (лиса) идет за кругом и говорит слова)
Ох растаял домик мой
Как же мне идти домой.
Надо к зайчику бежать
Его домик отобрать.
(Подходит сзади к ребенку стучится)
Тук-тук-тук,
Серый зайка выбегай
И со мною поиграй
Раз, два, три, беги.
(бегут за кругом в разные стороны, кто быстрее займет домик)
3. 4. Логопед. - Надо же какая злая Королева, заколдовала всех, еще и снегом запорошила все сказки. Пора бы все это исправить. И в этом нам помогут ваши волшебные палочки. С их помощью вы раздуете снег и поможете сказочным героям выйти из снежного плена. Сейчас соберитесь в команды по цвету волшебных палочки. В команде работать намного веселее и интереснее.
Посмотрите, какая сказка спряталась под снегом. Вспомните фразу из сказки и загадайте ее другим командам.
- «Кто, кто в теремочке живет?» («Теремок»)
- «Высоко сижу, далеко гляжу…» («Маша и медведь»)
- «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» («Заюшкина избушка»)
- «По щучьему велению, по моему хотению…»
(Дети выполняют задание по группам 3-4 чел. Отгадывают сказку по сюжетной картинке. Вспоминают и называют фразу из этой сказки. Ребята из других команд отгадывают) [Рис. 5 и 6]
Звучит звук волшебства.
(Ищем третий и четвертый лучики и отдаем зайчику)
Воспитатель. - Отправляемся снова в путь (звучит музыка, идут)
(Подходим к экрану, воспитатель обращает внимание детей на экран)
С.З.– Кто изображен на экране? Какой предмет лишний?
Игра «Четвертый-лишний» [Рис. 7]
Звучит звук волшебства.
(Находим пятый лучики и отдаем зайчику, он кладет лучики за экран, а в этот момент зажигаем солнышко)
С.З.- Ребята, спасибо, что вы выручили меня и спасли жителей Сказочной страны. Не испугались трудностей и справились со всеми заданиями. Только воспитанные и смелые дети могли победить зло. Спасибо. Я хочу подарить вам волшебный сундучок. (Отдает сундучок)
Логопед. - Нам пора отправляться обратно в детский сад.
По дорожке, по тропинке
Мы обратно в сад пойдем.
Приключенья не забудем
Сказки мы с собой возьмем.
(Дети проходят через сказочные ворота)
III. Заключительная часть.
Логопед. Вот и закончилось наше сказочное путешествие, мы с вами помогли жителям сказочной страны, снять злые чары колдуньи.
Ребята, а что помогло вам справиться с заданиями? (дружба, взаимопомощь, смекалка, доброта и т.д.)