Утром в группе дети обнаружили на столе красивую коробочку. Педагог спрашивает у детей, не знают ли они, кто принес эту коробочку. Высказывает свои предположения и предлагает детям высказать предположения о происхождении волшебной коробочки и её содержимом. Воспитатель, обращаясь к детям: вам очень хочется узнать, что находится в коробке? Предлагаете открыть? Руководствуясь желанием детей, педагог её открывает, а там лежит волшебная шляпа. Воспитатель: кому может принадлежать такая шляпа? Воспитатель: я тоже думаю, что эта шляпа фокусника. Ну что, ребята, отправимся в страну фокусов? Ребята, скажите, пожалуйста, кто такой фокусник? А вы умеете показывать фокусы? Но чтобы попасть в эту страну нужно надеть волшебную шапочку (одевает воспитатель), а вам- фартуки, закрыть глаза и сказать волшебные слова: Поверчусь я, поверчусь, покручусь я, покручусь С детками в стране фокусов я окажусь. Воспитатель: Я сегодня буду главным фокусником, а вы будете моими учениками помощниками. Хотите? Воспитатель: Посмотрите, ребята, в волшебной коробочке есть ещё что-то. Ой, как интересно, что же там? А вам интересно? Сейчас я посмотрю… (Достать графин с водой) Как вы думаете, что в графине? Правильно, вода. Вы слыхали о воде? Говорят она везде! А это правда, что вода есть повсюду? Ребята, а для чего нужна вода? (картинки из дидактической игры: «Для чего нужна вода?») Воспитатель: Какие молодцы, как много вы знаете. Воспитатель: А где живет водичка? Воспитатель: Правильно, молодцы, а вы хотели бы научиться фокусам с водой? | Дети подходят к столу и рассматривают коробку. Дети высказывают предположения о том, откуда появилась в группе коробка и что в ней может находиться. Предлагают открыть коробку и посмотреть, что в ней находится. Дети высказывают предположения о том, чья это шляпа. Дети отвечают на вопросы воспитателя. Дети надевают фартуки. Дети вместе с педагогом выполняют движения по тексту. Дети: вода. Дети: да, вода есть везде. Дети: мыть посуду, умываться, купаться, чистить зубы, стирать, готовить еду. Дети сами выбирают картинки. Дети: в речке, в озере, в луже, в чайнике, в кране… Дети: да! | Вовлечение детей в игровую образовательную ситуацию. |
Воспитатель: я приглашаю всех в комнату фокусов, где я буду учить вас показывать фокусы с водой. Фокус «Вода- жидкость». Воспитатель: посмотрите, как я это буду делать я, а вы повторяете за мной. Возьмите два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Аккуратно перелейте воду из одного в другой. Что произошло? Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Вывод: вода жидкая, она течет, ее можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Фокус «Вода принимает форму» Воспитатель: у меня возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? А хотите сами показать настоящий фокус? Перед вами стаканчик с водой и сосуды различной формы. Какой формы эти сосуды? (круглой, квадратной, прямоугольной). Давайте заполним их водой. Какой предмет нам поможет перелить воду из стакана в другой сосуд? (воронка.) Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. Вывод: вода принимает форму того сосуда, в который она налита. Фокус «Прозрачная вода» Воспитатель: ребята, возьмите один стаканчик с водой. Как вы думаете, вода прозрачная или нет? А как узнать? Как можно проверить? А давайте опустим в стакан и цветные камешки и понаблюдаем. Ребята, камешки видно сквозь воду? Что можно сказать о воде, если через неё видно предметы? Значит вода у нас какая? Правильно, молодцы, прозрачная. Воспитатель: давайте посмотрим, что ещё есть в коробке. (Педагог достаёт гуашь). Как вы думаете, зачем в коробочке краски? Фокус «Вода может менять цвет» Посмотрите, как я его буду делать: берём ложкой немного волшебной краски, добавляем в стаканчик и размешиваем, и смотрим, что же происходит. Какого цвета стала вода? Правильно, красного. А вы хотите сами попробовать? Педагог спрашивает детей о результатах эксперимента: Какая вода получилась у вас? (красная, синяя, жёлтая). Если добавить красную краску- вода приобретёт красную окраску. Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду. Ребятишки, скажите, а сейчас вода прозрачная или нет? А давайте проверим. Опустим ложку в стакан, если ложку не видно, значит вода не прозрачная. Ребята, видно ложку? Правильно, не видно, значит, вода стала не прозрачной. Педагог делает вывод: вода может изменять цвет и стать непрозрачной . Пойдёмте в следующую нашу комнату фокусов. Фокус «Вкус воды» Воспитатель достаёт из коробочки фокусника сок. Воспитатель: а ещё про воду говорят, что она безвкусная, у нее нет вкуса. Хотите это проверить? А поможет нам наш язычок. Воспитатель: проходите, ребята, к другому столу, где стоят стаканчики с водой и соком (в стаканчиках -трубочки для питья). Выбирайте стаканчики с водой и соком. Педагог предлагает детям обследовать воду и сок. Попробуйте воду, какой у нее вкус? Мы не можем сказать, какой у воды вкус. Она безвкусная. А теперь возьмите стаканчик с соком. Попробуйте сок, какой у него вкус? Педагог спрашивает детей о результатах эксперимента Мы можем сказать, что у сока есть вкус? Попробуем ещё раз водичку. Сок вкусный, сладкий, а вода…(безвкусная). Но все равно, вода всем необходима и полезна. Вывод: вода не имеет вкуса. | Дети подходят к столам и садятся на стульчики. На столах стоят стаканчики с водой. Ответы детей. Дети переливают воду из одного стакана в другой. Ответы детей. Ответы детей. Дети наливают во все сосуды воду через воронку. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Дети высказывают предположения. Дети: да! Дети обследуют воду в стакане (смотрят на свет) и выясняют опытным путем, что вода прозрачная. Дети высказывают предположения. Дети: да! Дети выбирают гуашь любого цвета и экспериментируют. Ответы детей. Дети экспериментируют и приходят к выводу, что вода изменила цвет и стала не прозрачной. Дети: да! Дети подходят к столам. Ответы детей. Дети вместе с педагогом экспериментируют, пробуя сначала воду, затем сок. Дети хором говорят: «вода безвкусная», «у воды нет вкуса», а сок сладкий, вкусный, персиковый, апельсиновый. | Дети приходят к пониманию того, что для выявления свойств воды, необходимо её обследовать. Освоение детьми обследовательских действий. Обогащение словаря за счёт прилагательных, обозначающих свойства воды. Упражнение детей в обследовательских действиях. Умение формулировать в речи результат обследования. Обогащение словаря за счёт прилагательных, обозначающих свойства воды. Упражнение детей в обследовательских действиях Умение формулировать ответы на вопросы воспитателя. Умение видеть и выделять существенные качества и свойства воды. Использование в речи прилагательных, характеризующих свойства воды, глаголов, обозначающих обследовательские действия. Расширение кругозора детей за счет сообщения им новой информации. Упражнение детей в обследовательских действиях. Использование в речи прилагательных, характеризующих свойства воды и сока. Умение формулировать ответы на вопросы воспитателя, высказывать предположения. Умение формулировать ответы на вопросы воспитателя, высказывать предположения. |