- обобщить и дополнить представления детей о разных видах транспорта (на чем люди перемещаются по земле, воде, воздуху), учить применять знания для решения учебной задачи;
- развивать познавательный интерес, логическое мышление, обогащать словарный запас детей.
Оборудование и материалы: письмо от бабушки Варвары; картинки с изображением разных видов транспорта; домик из природных материалов; мягкая кукла – театрализованный персонаж бабушки; хрестоматия для средней группы; карта путешествий (план); деревянные игрушки домашних животных (курица, коза, корова, лошадь); игрушечный руль; угощения (пирожки с повидлом).
Предварительная работа: чтение рассказа В.Д. Берестова «Машина заболела», дидактическая игра «Транспорт», настольное лото «Дорожные знаки», беседы о правилах поведения на дороге (в роли пешехода и водителя).
Ход игры-путешествия Мотивационно-ориентировочный этап
Дети получают письмо из деревни от бабушки Варвары, где она сообщает, что напекла вкусных пирожков с повидлом и непременно ждет их к себе в гости.
Проблема: Детям нужно отправиться в гости к бабушке, но они не знают как это сделать.
Цель работы детей: Поездка в гости к бабушке.
Учебная задача:
Вспомнить и закрепить виды транспорта.
Определиться с выбором транспорта, на котором они отправятся к бабушке.
Поисковый этап
Педагог предлагает детям высказать свои идеи о том, как и на чем они будут добираться до бабушки Варвары. По итогам обсуждения создается графический план предстоящей работы.
Обсудить с детьми какие бывают виды транспорта, показав их наглядно на картинках.
Помочь детям выбрать тот вид транспорта, который подойдет им для путешествия.
Практический этап
Просмотр демонстрационного материала
Организуется обсуждение с просмотром картинок: какие виды транспорта бывают и где люди перемещаются на них.
Дидактическая игра «Раздели на группы»
Детям предлагается разложить карточки с изображением транспорта на две группы: воздушный, наземный. Организуется работа микрогрупп. Результаты работы проводятся в ходе подвижной-дидактической игры.
Подвижно-дидактическая игра «Путешествие»
Педагог показывает картинки с изображением воздушного транспорта и наземного. Увидев воздушный – нужно махать руками, а наземный – топать ногами, держа в руках руль. Если движение выбрано не правильно и изображение транспорта помещено не в ту группу, нужно исправить ошибку.
Чтение отрывка из рассказа «Машина заболела»
Педагог предлагает детям послушать отрывок из рассказа «Машина заболела».
…Доктор выслушал больную,
Грузовую,
Заводную,
Головою покачал
И сказал:
– Почему болеет кузов?
Он не может жить без грузов.
Потому мотор простужен,
Что мотору воздух нужен.
Надоело
Жить без дела –
И машина заболела.
Ей не нужно тишины,
Ей движения нужны.
Как больную нам спасти?
Ключик взять –
И завести!
В.Д. Берестов
После прочтения дети с картой в руках отправляются на машине в деревню. Педагог организует их группой, выбрав водителя машины.
Образные упражнения « В путь!»
Путешествуя по группе, дети встречают на своем пути домашних животных. Называют их, имитируя действия и голоса.
С приездом в деревню деток встречает на крыльце дома бабушка Варвара, приветствует их и угощает вкусными пирожками.
Рефлексивно-оценочный этап
Дети благодарят бабушку за пирожки и перечисляют ей то, о чем узнали сегодня. Бабушка спрашивает у дошкольников откуда они все это знают, затем отмечает отдельные достижения детей и выделяют их лучшие качества (доброту, воображение, находчивость).
Последующая работа.
Дети дома вместе с родителями рисуют наземный транспорт.
Ознакомление с правилами безопасности передвижения в личном автомобиле.
1 По материалам Писаревой Яны Алексеевны, воспитателя МБДОУ «ЦРР - детский сад №16».г. Ливны Орловской области.