Просмотр содержимого документа
«"Я живу в Осетии"»
ПРОЕКТ РОДНОЙ ЯЗык – душа народа.
Вид проекта:
Участники:
воспитатели, дети средней группы, родители.
Срок проведения проекта:
Организационный этап:
привлечение родителей к участию в проекте;
определение цели и задач;
разработка перспективного плана работы с детьми;
выбор форм и методов работы с детьми;
определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры, атрибуты и т.д.)
• Система непосредственно образовательной деятельности содержала серию бесед:
Родной язык — святой язык, отца и матери язык,
Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве
Тукай. "Родной язык"
Проект направлен на становление ценностного отношения к родному языку детей и их родителей.
Актуальность: Овладение языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Это его национальное богатство. Именно в дошкольном возрасте активно усваивается речь, идет погружение в истоки национальной культуры. Поэтому, процесс речевого развития в современном дошкольном образовании, рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.
Проблема проекта: Отсюда вытекает важная проблема, как сохранить родной язык, приобщая ребенка к культурному наследию, духовным ценностям народа. Как помочь детям использовать словесное народное творчество в повседневной жизни, проявляя при этом интерес. Как привлечь родителей к данной проблеме.
Цель проекта: Воспитание любви, интереса и уважения к родному языку.
Задачи проекта:
Воспитывать языковую толерантность;
Закреплять имеющиеся достижения в речевом развитии каждого ребенка;
Формировать языковое чутье;
Развивать коммуникативные навыки и выразительность речи;
Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими.
Чтение художественной литературы
Личный пример взрослых
Данный проект способствует воспитанию любви к родной речи, уважительному отношению к своему народному достоянию. Развивает толерантность по отношению к языкам народов, проживающих в РТ.
Срок проведения проекта краткосрочный
Организационный этап:
изучение условий реализации проекта;
привлечение родителей к участию в проекте;
определение цели и задач;
разработка перспективного плана работы с детьми;
выбор форм и методов работы с детьми;
определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры, атрибуты и т.д.)
Воспитывать положительное отношение, гордость и интерес к родному языку. Развивать толерантность по отношению к языкам народов, проживающих в РТ.
Продолжать знакомить детей с праздником -Международный день родного языка. Расширять представления детей о всероссийских праздниках. Развивать эмоциональную сферу, чувство сопричастности к всенародным торжествам.
Познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками, развивать интерес к русским сказкам; учить понимать их глубокий смысл.
Воспитывать интерес к народному быту; формировать образную речь. Учить употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки. Обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, кочерга, чугунок, сарафан, лапти, прялка.
Продолжать знакомить детей с национальной одеждой.
национальный язык и культуру.
ЦЕЛЬ проекта: показать детям красоту национальностей культуры, через песни, национальные татарские танцы, сказки, игры, национальных костюмов. обычай.
Задачи проекта:
1.Изучить и знакомиться с произведениями искусства, об истории и культуре татарского народа, предметами быта и народного фольклора.
2.Разработка методического обеспечения для детей по ознакомлению с национальной культурой.
3. Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с национальной культурой, обычаями и бытом.
4Вид проекта: творческо-познавательный
Участники : дети старшей группы, воспитатели, родители
4. Составление картотеки подвижных и хороводных игр.
5. Сбор материала и предметов быта для развивающей среды (с помощью родителей).
Практический этап:
1 Вводная беседа о осетинской национальности, ее культуре, традициях, народных играх.
2 Беседа о национальном осетинском костюме.
3 Пошив национальных костюмов для кукол.
4 Чтение осетинских народных сказок.
Разучивание стихотворения на осетинском язык
8 Знакомство с осетинскими народными играми
Заключительный этап:
-Сформируются правильное и полное представление о родной стране ,селе ,о традициях, предметах культуры ,сформируется чувство национального достоинства.
-повысится заинтересованность родителей к изучению и возрождению национальной культуры родного края.
Работа над проектом. Проект организуется педагогами в течение учебного года в каждой возрастной группе. В ходе проекта дети знакомятся с национальными играми, сказками, музыкой, орнаментом, костюмом, кухней, традициями и праздниками, осетинского народа. С детьми разучивается национальный фольклор (колыбельные, детские песни, потешки), рассматриваются флаги и гербы России, Осетии.
Основные формы реализации проекта: занятия, экскурсии, беседы, чтение осетинских сказок. и развлечении, игровая деятельность, театрализованная деятельность, подвижные игры
«Нартские игры»
для детей старшей и подготовительной группы.
Цель; продолжат знакомить детей с национальными обрядами и сказаниями через игры. Расширение, углубление и систематизация знаний детей о Нартском эпосе. Привитие любви, уважения к истории родной земли через знания о нартах, их жизни. Воспитание патриотизма на основе героических подвигов Нартов. Расширение кругозора и лексики.
Задачи:
-Закрепить знания детей о нартских сказаниях.
-Развитие общих физических навыков(бег, прыжки)
-Формировать чувства патриотизма у детей.
Оборудование: музыкальный центр, 2 камня, обруч, 2 ложки, 2 мерных стакана, палка, угощение для детей.
Ход :
Дети заходят в зал под национальную музыку. Садятся на стульчики по обеим сторонам зала.
Воспитатель; высоко в горах, где буйный Терек берет свое начало. Живут потомки великих Нартов. Здесь гордый и непобедимый Батраз навсегда вписал свое имя в память народа, сильный и могучий Сослан до сих пор не забыт, а мудрая мать Шатана стала символом женственности и женского ума. Этот народ всегда будет помнить своих предков и это мы – Осетины. (Все это время звучит фоновая национальная музыка.)
воспитатель; ребята сегодня мы собрались на спортивный праздник «Нартские игры». Дети, а кто мне скажет кто такие Нарты?
Дети: о/д.
Воспитатель; Нарты-это чудо богатыри, поэтический образ народа, творцы и главные герои героических сказаний. Нарты больше всего ценили волю, честь и достоинство и легче расставались с жизнью, чем со свободой. Они не признавали над собой даже власти Богов и вступали с ними в борьбу. Их девиз был краток: «Не нужна нам вечная жизнь, дайте нам вечную славу». Нарты воспевали любовь к родной земле, высоко ценили благородное отношение к женщине, верность в дружбе и высоко почитали родителей и старших.
воспитатель; суровые воины, которые любили песни и танцы и если чудесный меч был их спутником в боевых походах, то в мирное время они не расставались с фандыром - двенадцатиструнной арфой. Но больше всего Нарты еще любили соревноваться сегодня я приглашаю вас всех поиграть в их игры и посоревноваться. Вы готовы показать свою смелость, силу и ловкость?
Дети: о/д.
4.Эстафета. Толкание камня( Дур тулын).
Содержание игры. Дети стоят в 2 колонны и по очереди толкают камень до финишной черты и обратно, передают эстафету и так по очереди пока все не пройдут.
5.Соревнование между мальчишками. Вытолкни плечом( Уахскай къуырын)
Содержание игры. Чертится или кладется круг радиусом полтора метра. Двое игроков становятся в центре круга так, чтобы их плечи касались друг друга. Руки заложены за спину. По команде инструктора дети поднимают левую ногу, сгибая ее в коленном суставе. Подскакивая на одной ноге, начинают выталкивать плечом за пределы круга. Победителем становится тот, которому удается вытолкнуть соперника.
воспитатель; ребята на этом наш спортивный праздник подошел к концу. Надеюсь вы запомните свих славных предков и будете о них рассказывать. А на последок ребята нам расскажут стихи.
Конспект занятия «Быт осетинского народа в прошлом и настоящем»
Цели.
Расширить и уточнить знания детей о быте осетинского народа в прошлом и настоящем. Дать более глубокие знания об одежде и пище осетин. Развивать словарь детей осетинскими названиями предметов быта.
Оборудование.
Картина «Сакля», предметы быта: фынг, посуда; разрезные картинки для игры; образцы осетинского мужского и женского костюмов; продукты осетинской кухни.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы поговорим о быте осетинского народа в прошлом и настоящем. После многих жестоких войн осетины переселились в горы и долгое время жили там. Затем кто-то переселился на равнину, а кто-то остался жить в горах.
Жилище осетин в горах называлось сакля. Они находились так близко друг от друга. Что одна постройка висела над другой. Крыши нижних построек служили дворами для верхних. Улиц в горных селениях не было. Их заменяли узкие тропы и проходы. Сакли строились двухъярусные. Нижний этаж имел хозяйственное назначение, там содержали скот. Второй этаж служил жильем для семьи.
Из чего строили сакли?
Правильно, из специального горного плоского камня. Промежутки между камнями смазывались глиной или заполнялись землей. Верх тоже засыпался глиной или землей с мелким щебнем, все это плотно утрамбовывалось. Крыша получалась ровной и служила хозяйственным двором.
Как вы думаете, почему хорошо иметь такую крышу в горах?
Да, она использовалась для молотьбы хлеба, сушки зерна, шерсти. Еще она служила танцплощадкой во время торжеств.
Полы в сакле делались земляные. Жилище состояло из нескольких помещений. Главное жилое помещение, где горел очаг, именуемый по осетински «къона», называлось «хадзар». В основном жизнь семьи протекала здесь: приготовление и прием пищи, штопанье и шитье одежды, изготовление необходимой в хозяйстве утвари.
При входе в помещение сразу обращал на себя внимание очаг – къона. Его устраивали в центре хадзара. Необходимой принадлежностью очага являлась железная цепь. Она подвешивалась на перекладине и на ней висел котел для варки пищи. В холод вся семья собиралась у очага и грелась у горящего огня. У очага стояло почетное кресло хозяина дома, деревянный диван, стулья. По древней традиции, неугасимый огонь в очаге считался благополучием в доме, а цепь почиталась как святыня.
Хадзар по линии очага делился на две части: мужскую и женскую. В мужской половине хадзара находилась большая часть мебели. Здесь же мужчины занимались изготовлением из дерева самых разнообразных предметов быта: ведра, корыта, чашки, ложки, блюда, чаши разнообразной формы и размера.
На женской половине дома была расставлена домашняя утварь – посуда. У очага стояла люлька для ребенка, ящик для хранения посуды, корыто – «арынг». Здесь ежедневно готовили пищу, делали сыр, ткали сукно, шили одежду. Мужчины и женщины не имели право заходить на чужую половину дома.
В качестве необходимой домашней утвари каждая семья в своем хдзаре имела осетинский стол – фынг, он был круглый на трех ножках. Такой стол и в настоящее время есть во многих семьях.
Ребята, а в каких домах мы живем сегодня? У нас есть очаг? А где собирается вся семья, где мы принимаем пищу?
3. Игра «Разрезные картинки»(стол, кресло, чаша, кувшин и т. д.)
4. Поговорим теперь с вами об одежде осетин. Как вы думаете, какая была одежда?
Одежда осетин была очень бедной. Мужчины носили рубашку – бешмет (куырат, на него сверху одевали черкеску (цухъа). На груди черкески по обеим сторонам пришивали кармашки с отделениями для газырей (бариига) – басырницы (бариагъуд). Черкеска перетягивалась ремнем с серебряными или медными пряжками. Пояс – обязательная часть осетинской мужской одежды, на нем висел кинжал. Важными частями мужской одежды также являются: бурка (нымат, башлык (капюшон с длинными концами, войлочная шляпа (ныматхуд). В основном, одежда и обувь осетин шилась из шерсти и материалов, полученных из нее.
5. Физкультминутка.
6. Женская одежда состояла из юбки, сшитой из шелка, шелкового нагрудника, который украшался серебряными с позолотой застежками (риуыгънаджыта). Сверху одевалось платье, имевшее сплошной разрез спереди. Платье украшалось узорами национального орнамента (разгамта). Обязательная принадлежность – пояс из широкой тесьмы или серебра, у богатых – из золота.
7. Дидактическая игра «Найди отличия» (одинаковые платья, с различными элементами осетинского орнамента).
Скажите, ребята, а в настоящее время как мы одеваемся? Что из элементов осетинской одежды есть у нас?
8. Раньше осетины жили большими семьями. В семьях осетин всегда уважали и почитали старших. Главой семьи считался дед, а если его не было, то бабушка. Все члены семьи подчинялись старшему. Уважение к старшим проявлялось во все действиях и поступках. При старших младшие не смели сидеть, и пока присутствовали старшие, стояли. Когда говорил старший, младшие только слушали. Это соблюдалось как дома, так и в обществе. Без совета старших младшие не делали ни одно дело. Существует поговорка: «Зарондн йа фындз асарф, м йа зондай бафарс». Когда старший проходил по улице, сидящие около дома вставали, эта традиция сохранилась до сих пор, особенно в селах.
Нельзя в присутствии старших вести себя развязно, проявлять невоспитанность. Требуя все это, старшие сами служили примером для младших.
9. Теперь поговорим о пище осетин. Как вы думаете, что раньше кушали?
Основной пищей человек являлись хлебные изделия. Самое первое место, до недавнего времени, занимал кукурузный чурек – кардзын.
Знаете из чего его делали? Из кукурузной муки и запекали в горячей золе. Они были очень вкусные и ели их с холодным молоком. До сих пор многие осетины пекут чурек.
Как раньше так и сейчас любимой едой остаются осетинские пироги, которые делались с разной начинкой.
Какие вы знаете пироги?
Сколько пирогов бывает на столе у осетин?
Что означают три пирога?
Правильно. Они символизируют солнце, воду и землю.
После пирогов идет мясная пища: баранина, говядина.
Ребята, скажите, какое самое популярное мясное блюдо?
Да, это шашлык, физонаг. Его готовили из мягких частей баранины или говядины на железном или деревянном шампуре – уахст, над раскаленными древесными углями.
Очень любят осетины готовить блюда и из курицы. На стол к трем пирогам подается отварная целиком курица.
А во время больших торжеств делается кусарт. Существует строгий порядок в подаче различных частей кусарта к столу и распределения их между сидящими. Самыми почетными частями считаются голова и шея. В знак уважения они подаются только старшему. Младшим подают уши, чтобы они слушали и были послушными.
Часто готовили блюда из фасоли. Какое вы знаете блюдо из фасоли? (Дзарна). Из чего его готовят? Кто знает? Правильно, отваривают зерна кукурузы, пшени-цы, ржи и фасоли.
Очень часто в пищу осетины употребляют молоко и молочные продукты. Какие молочные продукты вы знаете? (кефир, масло, сыр, сметана, дзыка).
А еще, ребята, знаете, ни один праздник, ни одно пиршество не проходило и не проходит без осетинского пива (баганы) и кваса (къуымал).
А ваши бабушки, мамы варят пиво и квас на праздники?
10. Стук в дверь. Входит нана с подносом. На подносе разнообразные продукты питания.
Нана. Здравствуйте ребята. Я смотрела ваше занятие и мне очень приятно что вы столько знаете о жизни своих предков. Я принесла вам вкусные подарки, а что я принесла, вы мне скажите сами.