Сменяются поколения, все меньше остается в живых её непосредственных участников, уходят последние свидетели. Но остаётся боль и память… Память о страданиях и нечеловеческих мучениях, ужасах войны и зверствах гитлеровцев, о навсегда ушедших близких и родных: погибших на поле боя, сгоревших в крематориях концлагерей, умерших от ран и голода, да просто замученных, уничтоженных и стёртых с лица земли, по убеждению фашистов, как «НЕДОЧЕЛОВЕКОВ»!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««И шли по войне девчата…!»»
«И шли по войне девчата…!»
Вся наша многонациональная огромная страна готовится к датe - 78-летию Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне.
Сменяются поколения, все меньше остается в живых её непосредственных участников, уходят последние свидетели. Но остаётся боль и память… Память о страданиях и нечеловеческих мучениях, ужасах войны и зверствах гитлеровцев, о навсегда ушедших близких и родных: погибших на поле боя, сгоревших в крематориях концлагерей, умерших от ран и голода, да просто замученных, уничтоженных и стёртых с лица земли, по убеждению фашистов, как «НЕДОЧЕЛОВЕКОВ»!
Но ещё, кроме боли и памяти в наших сердцах живёт гордость за свой поистине великий народ - победитель, народ – освободитель мира от фашизма, гордость за всех советских людей, которые четыре года с безграничным мужеством и несгибаемой стойкостью, плечом к плечу бились с врагом! Фронт и тыл, стар и мал, мужчины и женщины – это те, кто приближали 9 мая 1945 г, кто ковал Великую Победу!
В нашей школе есть музей Боевой и Трудовой Славы. В нём - богатый материал по истории нашего села Любимовка, сахарного завода, совхоза «Коллективист».
Экспозиция зала Воинской Славы посвящена событиям Великой Отечественной войны.
Старшие поколения ребят из поисково-краеведческого отряда «Компас» под руководством заслуженного учителя школы РФ В.Г. Косторного, в 90 -е годы что называется, из «первых уст» собирали материал о том незабываемом, горьком времени. Пожелтевшие фотографии, треугольники солдатских писем, фляжка, с выцарапанной пятиконечной звёздочкой, рассказывают нам, рождённым после Победы, о советских солдатах, которые 23 февраля 1943 года геройски погибли при освобождении села Любимовка от рук фашистских оккупантов, о наших односельчанах, прошагавших долгими дорогами войны.
Среди фотографий солдат мелькают снимки совсем юных, хрупких, но не по годам серьёзных девушек в военных гимнастёрках и кирзовых сапогах, пожилых женщин с медалями и орденами на груди.
Здесь же созданная нами, поисковиками отряда «Компас» к 70 - летию Великой Победы книга Памяти, посвящённая всем нашим односельчанам, кто трудился в тылу, приближая Победу, - это женщины, дети и старики. Такие до боли знакомые лица….
В обычном понимании людей слово «война» ассоциируются с понятиями: «бой», «стрельба», «взрывы», «смерть». Да и непосредственные участники всех военных действий, конечно же, мужественные и сильные мужчины: воины, солдаты, защитники. Что делали на войне эти девушки, молодые женщины? Мы с ребятами - краеведами многое знаем из их военных биографий по материалам музейных экскурсий, с некоторыми встречались и разговаривали лично, писали исследовательские работы.
Актуальность темы
Женщина на войне… Мы не задумываемся об этом, но в наше тревожное время эта тема как никогда актуальна. Возродившийся фашизм бесчинствует на Украине. В борьбе с этим бесчеловечным явлением не может быть разделения людей по половой принадлежности. Уж слишком дорого заплачено за Победу в годы Великой Отечественной войны. Мы взрослые не вправе дать забыть подрастающему поколению историю своей страны. Ведь забывая великие подвиги своих предков, человек теряет тот самый уникальный патриотический дух, который чтим и уважаем во всем мире.
Задача школы – сохранить эту память на долгие годы в умах и в сердцах подрастающего поколения.
Наша Россия будет жить, пока жива Память.
Новизна данной работы заключается в том, что «Уроку Мужества» предшествует большая совместная работа учителя истории, руководителя музея и группы поисково-краеведческого отряда «Компас» из 7-10 классов.
Оборудование: стенды с информацией о женщинах - землячках, участницах Великой Отечественной войны;
выставка исследовательских работ о Великой Отечественной войне из школьного краеведческого музея;
записи песен военных лет;
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
видеосюжет «Начало Великой Отечественной войны»;
фонограмма - слова Ю. Левитана о нападении фашистской Германии;
фонограмма взрывов;
видео «Наступление фашистов»;
презентация «И шли по войне девчата…».
Цель:
на примерах документов школьного музея, воспоминаний (хранящихся в школьном музее) женщин с. Любимовка - непосредственных участниц военных событий, интервьюирования живых свидетелей тех страшных лет, литературных и музыкальных произведений обобщить знания учащихся о подвиге женщин в годы Великой Отечественной войны
Задачи:
- Формировать не только представление учащихся о героическом прошлом нашей страны в годы Великой Отечественной войны на примере жизни женщин с. Любимовка, но и высокое патриотическое сознание, верность Отечеству.
- Развивать навыки работы с документами, дополнительной литературой, способности общаться, умения вести беседу при сборе материала, а затем его отбирать, оценивать, анализировать, обобщать и отстаивать собственную позицию;
-Воспитывать у подростков любовь и преданность к Отечеству уважительное отношение к ратным подвигам защитников Родины.
Период предварительной подготовки:
1. Проведение исследовательской работы «И шли по войне девчата…!»
2. Оформление экспозиции «Женщины и война».
3. Выполнение презентации «И шли по войне девчата…!»
4. Подбор произведений для литературно - музыкального оформления.
Возрастная категория: обучающиеся 7 - 11 классы.
Продолжительность урока Мужества- 45 минут.
Содержание работы:
Урок Мужества «И шли по войне девчата…!» является ключевым мероприятием в рамках исследовательской и творческой работы, в котором принимали участие учащиеся 7-11 классов. Дети – активные участники данного урока. Они и исполнители, и ведущие, и авторы презентации.
Структура урока предполагает знакомство школьников с судьбами женщин с. Любимовка – участниц Великой Отечественной войны, с малоизвестными фактами их нелёгкой жизни. Использование мультимедийных технологий, музыкальных и литературных произведений военной тематики, эмоциональное представление материала участниками урока позволяет учащимся оптимально усвоить материал, повышает их эмоциональное восприятие, интерес к происходящему.
Ход урока:
Учитель:
- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые учителя и присутствующие здесь гости. Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок - Мужества, посвященный 70 - летию Победы в Великой Отечественной войне.
Ребята, я прошу вас на несколько секунд закрыть глаза и представить самых дорогих, родных женщин и подумать над вопросом: «Что такое женщина?»
Ответы детей:
-Женщина – это сестра, жена, друг, мать…
-Женщина дает жизнь.
-Женщина оберегает детей, семью.
-Она – хранительница очага.
-Любовь и нежность, доброта и милосердие, кротость и нежность – это женщина.
-Всё самое дорогое и святое, что есть на Земле, связано с женщиной.
Видеосюжет «Начало Великой Отечественной войны»,
слова Ю. Левитана о нападении фашистской Германии.
Учитель:
22 июня 1941 года мир словно «перевернулся» под сапогами гитлеровцев, пришедших топтать нашу землю и уничтожать наш народ.
Началась Великая Отечественная война!
Звучит 1 куплет песни В. И. Лебедева-Кумача и А. В. Александрова «Священная война».
На защиту Родины встал весь многонациональный советский народ!
В первые дни войны тысячи добровольцев отправились на фронт. Они понимали, что идет война, что стране трудно, что своим трудом и подвигом они могут приблизить час Победы.
Вся история войны от событий 1941г. до последних сражений Советской Армии представляет собой эпопею невиданного героизма. И сколько бы лет и десятилетий не прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством.
Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа.
Сорок первый! Июнь. Год и месяц борьбы всенародной. Даже пылью времён Затянуть эту дату нельзя. Поднималась страна И на фронт уходила поротно, Кумачовые звёзды На полотнах знамён унося.
Слайд №1
1418 дней сражений, горя, крови и потерь…
Похоронки, Раны, Пепелища... Память, Душу мне Войной не рви, Только времени Не знаю чище И острее К Родине любви….
Слайд №2
В эти страшные годы испытаний женщины Советского Союза тоже стояли в военном строю: они добровольно вступали в ряды Советской армии, в дивизии народного ополчения, уходили в партизанские отряды и мужественно сражались с фашистскими захватчиками. Медсестры, врачи, разведчицы, снайперы, лётчицы, зенитчицы, связистки - они делили наравне с мужчинами все тяготы и лишения фронтовой жизни.
А в тылу они самоотверженно работали у станков, пахали, сажали, косили, растили детей, кормили и одевали защитников Родины. Советские женщины стали боевым резервом действующей армии.
Среди них и наши отважные женщины – курянки, наши любимовцы.
Казалось бы:
Война и женщина – слова несовместимы, Но жизнь диктует нам свои права. И сколько их, любимых, нежных, милых, Та страшная година унесла. Радисткой, санитаркой, партизанкой И лётчицей отважною была. Везде нужна: на суше и на море – Ты шла туда, куда звала страна.
Учитель:
Ребята, вдумайтесь, в сочетание слов «Женщина и война». Что о нём можно сказать?
Ответы детей:
Это сочетание противоречиво.
Учитель:
В чём вы видите противоречие?
Ответы детей:
Невольно начинаешь искать ответ на вопрос:
Как вообще смогли женщины выжить в аду военных событий?
Откуда брали мужество и храбрость?
Учитель:
На этом уроке Мужества «И шли по войне девчата…!», посвящённого памяти женщин с. Любимовка, участниц Великой Отечественной войны, мы пролистаем страницы их военных судеб и попытаемся ответить на все волнующие вас вопросы.
Тихо звучит песня Булата Окуджавы
«Ах, война, что ты сделала, подлая»
Слайд №3
Ведущий 1:
Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы-девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты -
То юность моя в огне...
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Слайд №4
Ученик 1:
Страница 1. До боли родной Севастополь
Козлова (Шульгина) Екатерина Игнатьева родилась 14 октября 1922 г. в с. Любимовка Иванинского района Курской области. Училась в Любимовской школе, там вступила в комсомол. В 1937 году, окончив 7 классов, сразу попросилась работать в хирургическое отделение местной больницы - помогать сестрам и санитаркам, так как мечтала стать врачом. Она была небольшого роста, худенькая, шустрая. Ее первый наставник, старый хирург Николай Васильевич говорил: «У тебя, Катя, доброе сердце и ловкие руки». В ней, всегда собранной, трудолюбивой, быстрой, он угадывал человека, таящего в себе немало сердечного тепла. В 1938 году, по рекомендации главного врача Любимовской больницы, её приняли в медицинское училище, которое она успешно окончила в 1940 году, мечтая на следующий год поступить медицинский институт и стать настоящим хирургом, как Николай Васильевич.
Но пробил час, и девушка, мечтавшая о хирургии, не задумываясь, стала «абитуриентом» Великой Отечественной войны. Екатерина Игнатьевна вспоминала: «Как только началась эта проклятая война, я по первому зову Родины отправилась на фронт. Уже в сентябре месяце была в городе Новороссийске, где формировалась 79 особая морская курсантская стрелковая бригада 44-й армии под командованием полковника Потапова Алексея Степановича.
«Самый памятный день в моей военной службе», - вспоминала Екатерина Игнатьевна, - «это принятие Воинской Присяги. Присягая на верность Родине, я клялась, что, если понадобится, отдам свою жизнь. Мне было присвоено звание ст. лейтенанта медицинской службы».
А 20-го декабря под покровом ночи вся 79 бригада Потапова, выведенная из 44 армии, была погружена в Новороссийске на крейсера «Красный Крым» и «Красный Кавказ», эсминцы «Незаможник» и «Бодрый», и во главе с командующим Черноморским Флотом вице-адмиралом Октябрьским Ф.С., в полдень 21 декабря доставлена в Севастополь для обороны города.
Бригада прямо с кораблей была брошена в решающий бой на самый ответственный участок обороны - в район Мекензиевых гор.
Ученица1:
Первая битва была тяжёлой и страшной. Кате казалось, что она попала в ад! Из – за малого роста её оставили при сортировочном пункте – так называли место, где санитары оказывали первую медицинскую помощь раненым, которые нескончаемым потоком прибывали с поля боя, занимались их сортировкой: тяжелораненых отправляли в тыл, а тех солдат, которые имели лёгкие ранения, оставляли в санитарной части.
Весь декабрь в составе бригады медиков Екатерина Игнатьевна выходила к санитарным поездам, помогала менять повязки, умывать и кормить раненых. Сначала было страшно: свист пуль, разрывы снарядов, вой авиабомб - такая музыка звучала ежедневно. Но ко всему человек может привыкнуть в экстремальной обстановке, только не к смерти. Она на всю жизнь запомнила молоденького лейтенанта с обширным ранением живота, который в бреду постоянно звал маму, а потом затих…
Она не могла забыть, как в январе – феврале 1942 г. в один из вражеских налетов она тащила из объятого пламенем вагона пожилого солдата в окровавленных бинтах. Видя, как на ней вспыхнул халат, он, тихо застонав, прошептал: «Дочка, брось меня, а то сама сгоришь. Мне не страшно умирать, одно жалею, мало уничтожил фашистских гадин». Бойца спасла, а сама получила серьёзный ожог бедра, шрам остался на всю жизнь как напоминание о пережитом ужасе войны. В марте 1942 г ей присвоили звание техник-интендант медицинской службы и назначили заведующей аптеки79 бригады.
Боевые действия на их участке обороны Севастополя то немного затихали, то нарастали с новой силой. А вот к концу мая, началу июня фашисты словно озверели – началась новая волна их наступления на Севастополь.
Фонограмма взрывов, видео «Наступление фашистов».
Ученик 1:
Шквал огня обрушился на защитников города – фашистские самолёты летали как вороньё: тысяч авиабомб и снарядов смешали береговую линию обороны с огнём. Атаки шли одна за другой, днем и ночью. Особенно упорные и жестокие бои шли у высоты, которую оборонял их третий батальон. Катя не успевала вытаскивать раненых, когда перевязывать стало нечем – в ход пошли нательные рубахи.
За весь период обороны Севастополя она ни разу не была ранена – бойцы шутили: «Заговорённая!»
К концу июня из личного состава бригады осталось в живых не больше 400 бойцов. Бригада фактически перестала существовать, остатки ее были сведены в батальон. Севастополь пал. Немцы огненным шквалом и своим бесчисленным превосходством пытались уничтожить оставшиеся в живых бойцов, которые выходя из окружения, неоднократно вступали в жестокие рукопашные схватки с фашистами.
Слайды: №5, 6.
Построенный Екатериной порт, Воспетый моряками Севастополь, Какая кровь на тех камнях и пот? Твоя земля – защитников некрополь. Ты месиво собою представлял: Изрытое и грязное пространство. И вражеским атакам нет числа, И бомб ударов длится постоянство. Свист пуль, визжанье, гул - кругом осада - Не в тишине проходит, а в войне. Солдат израненных корить не надо: За ту войну винят себя вдвойне. Нет укреплений, войск, и враг мощнее. Осада длится уже много дней. Но дух не сломлен, он в сто крат сильнее. И будет возрожденье Родины моей!
Ученица1:
С тяжёлыми боями они вырвались из окружения в район Херсонесского мыса. Вот тут то и догнал Екатерину фашистский снаряд. Её отбросило взрывной волной на несколько метров. Оглушённая и контуженная, она не почувствовала боли, а только что-то тёплое и липкое, противно застилающее глаза, полилось по лицу…. И чернота.
Екатерина Игнатьевна очнулась в госпитале, она не знает, каким чудом её эвакуировали на Большую землю. Несколько месяцев операций и реабилитации. Пытались комиссовать – упросила: после длительного лечения в госпитале была направлена в Мордовию, где и служила до конца войны при военном госпитале.
«Там тоже было нелегко» - вспоминала потом эта мужественная женщина, - «сутками бригады врачей не выходили из операционных, порой засыпали со скальпелем в руках, некоторые даже теряли сознание от усталости. А мы - младший медицинский персонал и перевязывали раненых бойцов, и кормили тех, кто не мог это делать самостоятельно, и письма писали, и беседы вели, и даже дрова и продовольствие для госпиталя заготавливали. Делали всё для того, чтобы бойцы возвращались в строй и били фашистов. Трудное было время. Но там не стреляли и не убивали».
Ученик 1:
Слайд №7
После войны она вернулась в родную Любимовку, вышла замуж за Козлова Валентина Сергеевича, тоже фронтовика, ставшего потом учителем математики, бывший в 70-е годы директором нашей Любимовской школы, с которым вырастили 2 дочерей и сына.
Врачом так и не стала, но всю жизнь была связана с медициной, до глубокой старости заведовала Любимовской аптекой, была участницей всех
торжественных мероприятий и частым гостем нашего поискового клуба «Компас» Любимовской школы.
Козлова (Шульгина) Екатерина Игнатьева награждена Орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2 степени, медалями «За оборону Севастополя», «За победу над Германией», «20 лет Победы в ВОВ», «25 лет Победы», Ветеран Курсантского Черноморского флота», «30 лет Победы», «40 лет Победы» и «60 лет Вооружённым силам».
Городу Севастополю, освобождённому 9 мая 1944 года силами 4-го Украинского фронта, после Великой Отечественной войны присвоено высокое звание города-героя, ему вручен орден Ленина и Медаль «Золотая Звезда». В ознаменование героической обороны города учреждена медаль «За оборону Севастополя».
Тихо ( фоном) звучит песня Александра Городницкого «Севастополь останется русским»
Ученица 1:
Слайд №8
47 лет спустя, как отгремели жаркие бои за оборону г. Севастополя с немецко - фашистскими захватчиками, председателем Совета ветеранов 79 ОКМСТ гв. капитаном 1-го ранга В. Н. Мартыновским, была написана книга «Память». В этой книге по крупицам собраны имена личного состава 79 бригады, бойцы которой днём и ночью, не жалея сил и самой жизни, держали 1 и 2 оборону г. Севастополь. Из неё мы узнали страшные цифры: за 5 месяцев непрерывных боёв через бригаду Потапова прошло около 16 тысяч человек. А за три года работы удалось установить только 529 потаповцев (живых, умерших, погибших).
Слайд №9
В 1981 году на средства ветеранов 79-ой бригады неподалеку от братской могилы, уже на новой симферопольской трассе был установлен памятный знак - стела из серого гранита с посвятительной надписью.
Слайд №10
Дважды после войны ещё в период Советского Союза Екатерину Игнатьевну приглашали на торжественные мероприятия в город Севастополь, где каждая пядь земли полита кровью советских солдат, ставший им, оставшимся в живых и словно заново рождённым из небытия потаповцам, поистине родным! Такое нельзя забывать. Будь она жива, её бы очень обрадовало сообщение о том, что в 2014 году Севастополь вернулся в Россию!
Ведущий 1:
Горела, плавилась земля, Горели все вокруг поля, Стоял один кромешный ад, Но лишь «Вперёд, а не назад»- Кричали храбрые сыны, Герои той былой войны.
Ведущий 2:
До сих пор не совсем понимаю, Как же я, и худа, и мала, Сквозь пожары к победному Маю В кирзачах стопудовых дошла.
И откуда взялось столько силы Даже в самых слабейших из нас?.. Что гадать! - Был и есть у России Вечной прочности вечный запас!
Страница 2. Медаль «За Отвагу»
Ученица 2:
Слайд №11
Гончарова Зинаида Андреевна родилась в с. Любимовка в 1921 году в большой крестьянской семье. Нелёгкая ей досталась судьба. Родители рано умерли, и девочку с её четырьмя младшими братьями воспитывала бабушка Вера. Росла девчушка доброй, открытой и очень доверчивой. В деревне её очень любили, да и жалели…сирота. С трудом закончила 5 классов Любимовской школы. Нет, учиться она любила, быстро научилась читать, и писала грамотно, красиво, за что часто получала похвалу от учителей.Трудности были в другом: не было тёплой одежды, да и из обуви - старые, прохудившиеся, много раз латаные валенки на пять ребятишек. Какая уж тут школа.
А потом не стало бабушки, самого дорогого и близкого человека, осталась она в семье за старшую, надо ребятишек поднимать. Пошла работать на завод. Отнеслись там к ней с пониманием: взяли помощницей табельщицы – легче работы для 15 летней труженицы не нашлось. Так и взрослела, а братья в школу ходили. Спасибо заводскому руководству, рабочим - помогали: то дров привезут, то торфу на зиму, а то и мальчишкам из одежды что-то принесут. А Зину на заводе очень уважали: скромная, старательная, безотказная, исполнительная, всегда впереди в любой работе, да и молодёжь за собой вела. Вспоминала, как в день Октябрьской революции перед войной за хорошую работу подарили ей «шалочку» - тоненький шерстяной голубенький платочек. Вот радости было!1939 году к ним в хату из деревни Нижнее Гридино с семьёй переехала младшая мамина сестра. Тесно стало, зато веселее!
Сильный стук в окно и страшный крик: «Война»! остались в памяти на всю жизнь. Втайне от тётки попросилась на фронт – отказали. Направили рыть окопы между Лукашёвкой и Льговом. Несколько раз попадала там под бомбёжку, фашисты так расправлялись с мирным населением. В октябре отпустили домой, а она опять в военкомат! Домой вернулась радостная – взяли! Тётка, да и младшие братья провожали со слезами…Куда идёт эта пигалица? Какой из неё вояка!
Звучит 1 куплет песни В. Трошина «Эх, дороги».
Слайд №12
Ученик 2:
Не думала эта простая русская девчонка, что когда - нибудь сможет побывать в самом сердце любимой Родины – в Москве, но война распорядилась так, что пришлось не только побывать, но и стать одной из её защитников в период Московской битвы 1941 -1942гг. Там удалось ей познать весь страх и ужас войны… Порой, для того, чтобы хоть как - то спастись от обстрела, приходилось почти вгрызаться в скованную морозами землю. Стояли до последнего патрона, насмерть стояли, знали, что отступать некуда, позади Москва! Дух веры в Победу над фашистской Германией вселился в советских солдат, когда гитлеровцев погнали от столицы.
В одном из боёв, когда тащила раненого солдата в блиндаж – была тяжело ранена. Лечилась в госпитале в столице, потом отправили в тыл долечиваться. После госпиталя направили на курсы связисток, а оттуда - в 107 стрелковую дивизию санинструктором. Выносила с поля боя раненых бойцов. Вспоминала потом: «Бывало, тащишь его и молишься. Нет, не о себе - о том, что в любой момент убить могут, в бою забываешь! О нём молишься, чтобы успеть, чтобы живой остался!»
В январе 1943 года была зачислена в 147 отдельную роту химзащиты. До конца войны выполняла обязанности химинструктора, связистки. Не раз приходилось с группой разведчиков ходить в тыл врага с особым заданием. В один из таких походов отряд напоролся на засаду врага. Большинство немцев было уничтожено, с собой разведчики прихватили «языка» - немецкого офицера. Фашист идти не хотел, сопротивлялся, приходилось всем по очереди тащить его. Тяжёлый! За эту операцию Зинаида Андреевна получила свою первую боевую награду - медаль «За Отвагу». Очень хотелось всему миру рассказать о том, что она сильная, что она всё может! Будут потом ещё награды, но эта первая - самая дорогая! Много пришлось пережить, до Победы путь был не близкий. Судьба хранила её! Воевала на Воронежском фронте, на 1-ом Украинском в составе - 60 армии. Победу встретила в Германии.
Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями: «За боевые заслуги», «За победу над Германией».
Ученица 2:
Домой в Любимовку Зинаида Андреевна приехала в августе 1945 года. Вспоминала потом, что вернувшись с фронта, в кругу своих ровесниц она чувствовали себя намного старше, потому что смотрела на жизнь совсем другими глазами - глазами, видевшими смерть. «Душа была уставшая» - как то сказала она. Фронт, бои, погибшие однополчане - ещё долгие годы не отпускала от себя война, снилась ночами.
Страница 3.Спасибо, сестрички!
Слайд №13
Учитель:
Перед нами фотографии женщин, которые всю свою жизнь проработали медицинскими сёстрами в Любимовской больнице. Это: Дидорина М.Г., Панкратова В.Г., Кудрявцева А.Ф., Ефремова А.А.. У каждой из них своя судьба, своя жизнь, но в годы войны у них была одна миссия – сестра милосердия.
«Милосердие! Слово, ведь, вещее! Как маяк, оно светит в ночи, Над бойцом наклонилась женщина, На себе чтоб его нести. В гимнастёрке, в бушлате испачканном, Прядь седая уж в двадцать – то лет...! Как нам дороги в веке атомном: Доброта святая и честь!»
Ведущий 1.
Кто назвал тебя тогда сестрою? Нам теперь, конечно, не узнать. Может раненый в бою далёком? Только он тебя сестрою мог назвать.
Жизней сколько ты спасла, родная?! Разве можно это сосчитать?! Ты глоток воды, давая, повторяла: «Только ты не вздумай умирать!»
Ученица 3:
Слайд №14
Старшая медсестра родильного отделения Любимовской больницы Дидорина Мария Гурьевна помогла появиться на свет не одному десятку, а то и сотни любимовских жителей. И каждой пациентке она умела найти добрые слова. Остаётся только удивляться её неиссякаемой доброте и чуткости. Родилась Мария Гурьевна в Любимовке в 1909г. С 20 июля 1941 г она служила в полевом передвижном госпитале № 637, который был сформирован в г.Курске в первые дни войны. Вместе с госпиталем выехала в Смоленскую область, с. Мелятино для эвакуации раненых. Тут – то и получила боевое крещение. Фашистские стервятники по несколько раз в день появлялись над эшелоном с красным крестом: сбрасывали бомбы, расстреливали вагоны. Считала себя счастливой, что не погибла там, а только была ранена в руку во время эвакуации раненых с поля боя 4 октября 1941г. Руку перевязала и опять к раненым. Скольких тогда вытащила, не помнит. Но даже после войны ей снились глаза умирающих бойцов. После выздоровления продолжила службу в алма-атинском госпитале №3990. Воинскую службу закончила в 1944 году по состоянию здоровья. Награждена медалью «За боевые заслуги», «За победу над Германией», Орденом Отечественной войны II степени. После войны вернулась на своё прежнее место работы. Все жители села вспоминают её доброе сердце и заботливые руки. А в селе до сих пор живут люди, которым она помогла появиться на свет!
Ученик 3:
Слайд №15
Ученица 3:
Панкратова Вера Григорьевна и Кудрявцева Анна Филипповна подружились ещё до войны в медучилище. Приехали вместе работать в Любимовскую больницу в 1939 году. Вместе попросились на фронт. Их взяли и направили в г. Щигры Курской области в военно-полевой госпиталь. Затем, по мере приближения фронта, они были отправлены с эвакогоспиталем в Удмуртию, где до конца войны спасали жизни раненым бойцам. После войны эти женщины сражались за здоровье жителей Любимовского сельского совета. До сих пор пожилые односельчане вспоминают о них только добрыми словами. Вера Григорьевна вела большую патриотическую работу среди молодежи, она была частым гостем в нашей школе, делилась воспоминаниями о войне. Она была награждены Орденом Отечественной войны II степени и медалями «За победу над Германией», «За боевые заслуги».
Слайд №16
Ученик 3:
Ефремова Анна Александровна родилась в 1922 году в д. Тарасово Медвенского района. До войны работала медсестрой в Любимовской больнице. На фронт ушла в сентябре 1941 года. Служила в медсанбате санинструктором на Северном фронте. Не одному десятку советских солдат Анна Александровна спасла жизни. После войны вернулась в Любимовку, работала ренгенкабинете в Любимовской больнице. Скромность и глубокая порядочность - вот качества, которые присущи мягкой, доброй, тактичной и очень отзывчивой женщине. Она награждена Орденом Отечественной войны II степени, медалью «За боевые заслуги», «За победу над Германией».
Короткие, скупые строки военных биографий медицинских сестёр, сестёр милосердия, как их называли в начале XX века…. А сколько солдат потом, после войны вспоминали их добрые, заботливые руки? Сколько воинов они выходили, поставили на ноги и дали возможность вернуться на фронт, чтобы бить фашистов и приближать Великую Победу?!
Страница 4. Люди, как звёзды.
Тихо (фоном) звучит музыка Кирилла Молчанова из кинофильма "А зори здесь тихие" (Тема Лизы Бричкиной).
Ведущий 2:
Здравствуйте, здравствуйте, девчата!
К вам пишу я, в 41 год!
Вы взрослели рано, как ребята,
Уходившие тогда на страшный фронт!
И в тылу вам не было спасенья-
Лютый враг грозил и убивал.
Вы спасали красногорцев, колпаковцев,
А предатель на вас сведения давал!
Вас схватили лютые фашисты
Мучили, пытали палачи.
И шептала Оленька Надюше:
«Милая сестрёнка, помолчи!»
Вам холодный Реут стал могилой,
Лёд, как саван тело покрывал.
И последний вздох непокорённой силой
Нам на мир надежду завещал!
Здравствуйте, здравствуйте, девчата!
К вам пишу я, в 43 год!
И склоняет голову, девчата,
Перед Вами русский наш народ!
Это стихотворение ученица Никольской средней школы Алтухова Лариса написала давно, ещё в 1996 году.
Слайд №17
Оно посвящено им, выпускницам 1937 года Любимовской школы, сёстрам Толкуновым – Оле и Наде, их нелёгкой судьбе.
Ведущий 1: У них была общая мечта - стать учителями, зародилась она давно, ещё с детства, поэтому окончив школу, они в этом же году вместе поступили на учительские курсы. После окончания курсов, в 1940 году их направили работать в свою родную деревню Колпаково. Любили они школу, детей, свою работу. Война перечеркнула всё, даже жизнь!
Из воспоминаний уроженки с. Колпаково Пелагеи Ивановны Лебедевой: «Красивые они были, да в их роду Толкуновых все были красивые. Когда война началась, учительницы просились на фронт, всё в совет ходили, да в военкомат ездили. Но, видно их не взяли! А тут вскорости и немец пришёл. Их как подменили. Стали грязными ходить. Говорят, что у них какая - то на коже болезнь появилась, потому немцы к ним в избу почти и не заходили, боялись видно…. Бабы поговаривали, что это они чем-то мажут себя, чтобы прыщи были. Местный полицай на них злой был. А вот зимой, как нашим прийти, немцы схватили их обоих. Говорят, расстреляли, или убили их, партизанками они, оказывается, были. Жалко, хорошие они»!
Ведущий 2:
Зимой 1943 года, после освобождения города Курска, началась Льговско-Рыльская наступательная операция. На пути советских воинов встала стратегически важная высотка в районе деревень Колпаково - Красная Горка, и завязался за нее ожесточенный бой. Гитлеровцы оборонялись жестоко - здесь у них было большое скопление живой силы и вооружения, хорошо укрепились.
Нина и Оля Толкуновы решили помочь нашим бойцам: они несколько раз проходили по селу, добывали сведения по дислокации вражеских воск в районе Колпаково - Сапеловка - Красная Горка Льговского района, а ночью перейдя линию фронта, передавали сведения командованию 121-ой стрелковой дивизии. По доносу предателя девушек схватили, жестоко пытали в застенках Льговской тюрьмы. Девушки ничего не сказали фашистам.
Слайд №18
Алтухов Иван Платонович (1925г. р.) рассказали нам, членам поисково-краеведческого отряда «Компас», как фашисты привезли их окровавленных и избитых назад в деревню, и как расстреляли на болоте, около реки Реут 16 февраля 1943 года. Хоронить тела запретили!
А через несколько дней, 23 февраля 121-ая стрелковая дивизия под командованием полковника Михаила Бушина, освободила от фашистских захватчиков и деревни Колпаково, Сапеловка, Красная Горка и наше село Любимовка. Но отважные комсомолки Толкуновы Оля и Нина этого уже не увидели. Похоронены Толкуновы Нина и Оля на кладбище деревни Красная Горка. Их судьба - как свет далёкой звезды: девушек нет на Земле более 70-лет, а память о них живёт в округе и не меркнет в наших сердцах. И наш долг сохранить благодарную память о храбрых защитниках Родины и передать её следующим поколениям.
Звучит (Тихо - фон) Песня «Журавли». М Бернес
Учитель: Прошло почти 70 лет, как отгремели последние залпы орудий Великой Отечественной войны. Остался в Любимовке один ветеран. Ушли из жизни отважные воины, проживавшие когда – то в селе, вернувшиеся домой с победой, уцелевшие в кровавом военном пекле. Нет уже в живых и тех удивительно храбрых, добрых и милосердных женщин, которые могли месяцами защищать кусок родной земли под шквалом ливневого огня, почти оглохнуть от воя снарядов и разрывов бомб, но продолжать защищать до последнего патрона. Они могли таскать на себе раненых, которые вдвое, а то и втрое тяжелее под прицельным фашистским огнём, сутками стоять со скальпелем в операционной, терять от голода и бессилия сознание. И ещё они умели молчать…, молчать под страшными пытками фашистских извергов! Но они, ПОБЕДИТЕЛИ фашизма, не канули в прошлое, они живут среди нас, живут в наших душах и сердцах. Они будут жить до тех пор, пока жива о них благодарная Память!
И вот теперь в конце нашего урока Мужества сможете вы, ребята ответить на свои же вопросы?:
Как вообще смогли женщины выжить в аду военных событий?
Откуда брали мужество и храбрость?
А мы бы так смогли?
Ответы детей
Ученица 2:
И откуда Вдруг берутся силы
В час, когда В душе черным-черно?.. Если б я Была не дочь России, Опустила руки бы давно, Опустила руки В сорок первом. Помнишь? Заградительные рвы, Словно обнажившиеся нервы, Зазмеились около Москвы. Похоронки, Раны, Пепелища... Память, Душу мне Войной не рви, Только времени Не знаю чище И острее К Родине любви. Лишь любовь Давала людям силы Посреди ревущего огня. Если б я Не верила в Россию, То она Не верила б в меня.
Итог урока.
Учитель:
Верно, ребята, только великая, безграничная любовь к своей земле, своей стране, своей Родине давала всему советскому народу силы на борьбу с фашизмом! Эта любовь делала наших защитников мужественными, стойкими, гордыми и непобедимыми!
Женщина даёт жизнь, женщина оберегает жизнь.
Только во имя жизни и любви к Родине, своей земле, семье в годы Великой Отечественной войны женщина стала солдатом!