"Гендерное воспитание" - консультация для родителей
"Гендерное воспитание" - консультация для родителей
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Гендерное воспитание" - консультация для родителей»
Гендерное воспитание дошкольников в ДОУ по фГОС.
Истинное воспитание
состоит не столько
в правилах,
сколько в упражнениях.
Ж.Ж. Руссо
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитывали гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются, а именно:
− в физическом развитии и социальном поведении;
− в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;
− в проявлении агрессии и многом другом.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.
В результате анализа психолого-педагогических исследований, было установлено, что именно в период дошкольного детства у детей, происходит принятие гендерной роли:
к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначаютсебя соответствующим образом;
в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детямстановится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится.
в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежностьк полу неизменится.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.
Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.)
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.
Мальчик и девочка – два разных мира. Если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить эти задачи.
.
С дошкольного возраста девочки должны понимать, что они вырастут женщинами, а мальчики — мужчинами. Большую роль в гендерном воспитании имеет семья . Наблюдая распределение бытовых обязанностей, отношения родителей, ребенок получает образец для подражании. Недаром в народе говорят: « Хороший пример – наилучшая проповедь»
Всё это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников .Так как среда является одним из основных средств развития личности ребенка , старалась создать в группе образовательную среду с учетом возрастных возможностей детей,гендерныхсклоннестей. Особую роль в усвоение детьми гендерного поведения играет сюжетно-ролевая игра.
Девочки нашей группы охотно играют сюжетно-ролевые игры :«Дочки-матери», «Больница», «Парикмахерская», игры-имитации «Встречаем гостей», «Покорми куклу Машу» .Мальчики же охотно играют такие игры,как «Моряки», «Автобус».Чтобы привлечь внимание детей : мы «укладываем спать,спев колыбельную» «разогреваем кашу», «кормим куклу»итп. Дети внимательно наблюдают за нашими действиями и сами начинают повторять,обыгрывать тот или иной сюжет.
Важная роль в развитии игровой деятельности детей 2-3 лет принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики этого возраста, вначале под нашим руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Предлагаю сконструировать большую машину, самолет, пароход, вагон поезда и т.п.. Мальчики рады, что им поручена «тяжелая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и т.п.
Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну.В своей работе я стараюсь учитывать, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, и поэтому не прерываю их игры, а лишь направляю игры мальчиков в нужное русло. Для этой цели приобрели мячики разной величины ,кегли и другие спортивные инвентари, чтобы будущие наши защитники Родины росли меткими ,ловкими.
В отношении машинок не стоит думать, что они могут быть интересны лишь мальчишкам. Педагогам важно дать знания о технике и мальчикам, и девочкам.Наш уголок «Шофёры» - включает машины разного вида: большие и маленькие, легковые и грузовые, трактора, мотоциклы, а также макет перекрестка, что позволяет в соответствии с программой формировать у детей первичные представления о машинах, улице, дороге.Игра в машинки дает представление: о правилах дорожного движения и основах водительской этики; о назначении различных машин, об отличительных признаках внешнего вида различных моделей.
Если мальчик иногда играет в куклы, а девочка разбирает машинку или обожает конструктор, нет никаких патологий, это этап, который может оказаться полезным для формирования определенных черт -заботливости у мальчика, любопытства и развития логического мышления у девочки.
В группе оборудован уголок ряженья, создан кукольный театр, позволяющий детям проигрывать различные социальные роли (кукла-мать, кукла-бабушка, кукла-дедушка, кукла-младенец, кукла-мастер, кукла-врач и т.п.).
Свою роль - роль воспитателя я вижу в том, чтобы ежедневно участвовать в играх детей . При этом руковожу , как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играю с девочками и мальчиками, тем самым детям представляя возможность проиграть мужскую и женскую модели поведения.
Не менее важной задачей, которую мы решаем при воспитании детей 2-3 лет, является внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность, и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков, чтобы маленький ребенок имел возможность многократно подтверждать то, что она – девочка, а он –мальчик.
Мы - воспитатели говорим родителям о том, что в процессе общения с детьми они должны постоянно обращать их внимание на то, что в нашей группе есть девочки и мальчики. Мы решили по-разному оформить метки на шкафчиках для одежды. Для девочек были подобраны картинки с изображением кукол, а для мальчиков – машины.
Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.
Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях литературы для детей созданы образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои народных сказок, девочки, обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики, герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в быту.Регулярно рассказываем детям народные сказки «Репа»,«Теремок», «Курочка Ряба», «Медведь и лиса».На примере сказок ,потешек,колыбельных песен , мы воспитываем у мальчиков ответственность ,заботу,мужественность,а у девочек доброту,мудрость.
При организации и проведении занятий я стараюсь учитыватьпсихологические особенности мальчиков и девочек: девочки-дошкольницы опережают мальчиков в плане психического развития, тогда как мальчики обгоняют их в физическом. В связи с этим девочки более успешны в учебной и творческой деятельности, мальчики - в подвижных играх и на занятиях физкультурой. Поэтому мы строим учебно-воспитательную работу таким образом, чтобы у каждого была сфера деятельности, где ребенок будет успешен, поскольку постоянная критика и стойкое отсутствие успеха негативно отражаются на развитии самооценки. По данным исследователей, самооценка мальчиков более устойчива, чем самооценка девочек. Кроме этого, девочки весьма чувствительны к тому, как выражается критика или похвала (интонация, форма оценки, публичность). Для мальчиков значимо, за что бранят или хвалят. Поэтому я стараюсь, оценивая результаты деятельности мальчика, делаю акцент на конкретных его успехах. Мы говорим мальчикам: «Молодец, Арсен, ты хорошо сделал поделку», «Ты делаешь успехи Тимур, сегодня ты научился рисовать домик), оценивая результаты деятельности девочки делаю акцент на том, как хорошо она что-либовыполнила. «Умница Амалия, красиво нарисовала домик»,итп.
Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания.С этой целью я провожу дидактические игры «Чей предмет ?Папы или мамы», «Кто я», «Найди одежду для девочки и мальчика». Беседы на тему : «Я мальчик,ядевочка».Также большую роль в гендерном воспитание играет семья.Для этой цели мы проводили консультации для родителей «Семья –глазами ребенка» .Оформили папку –передвижку на праздники «Моя мама –лучшая на свете», «Наши папы –кто они»;Рассматриваем семейные фотографии ,беседуем ,играем пальчиковые игры «Моя семья», «Сорока –белобока».Наши родители участвовали на конкурсе « Моя родословная». Мы учитываем, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух, и для них предпочтительнее используем визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. Поэтому в процессе обучения мы не только рассказываем, но и используем наглядные демонстрации, а также обязательно даем детям возможность потрогать, подержать в руках или соединить новую информацию с движением.Мальчик и девочка – два разных мира.
Мы считаем, что если воспитатели и родители заинтересованы в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей, то они могут с успехом решить это.