kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Формирование связной речи дошкольников" - семинар-практикум в ДОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар-практикум для педагогов ДОО с целью повышения компетентности в вопросах формирования связной речи. В конспекте представлены: план проведения, задания для педагогов, практические материалы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование связной речи дошкольников" - семинар-практикум в ДОО»


Семинар-практикум для педагогов ДОО

Тема «Формирование связной речи дошкольников»


Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах формирования связной речи дошкольников.

Задачи:

  1. Уточнить и расширить терминологический словарь педагогов по рассматриваемой теме.

  2. Систематизировать знания педагогов в следующих вопросах:

- специфика диалогической и монологической речи.

- диалогические и монологические умения

- типы монологических высказываний.

  1. Конкретизировать методические приёмы, используемые педагогами для развития диалогической и монологической речи дошкольников в разных возрастных группах.

  2. Учить определять индивидуальные задачи по формированию связной речи на основе характеристики высказывания ребёнка.

  3. Организовать обмен опытом работы педагогов по данному вопросу.


Методический продукт: памятка «Формирование связной речи дошкольников», терминологический словарь (связная речь; диалог-монолог; диалогическая - монологическая речь),


План проведения

№ п/п

Вопросы

Формы работы

Ответственный

1.

Терминологический словарь: связная речь; диалог-монолог; диалогическая - монологическая речь,

Обсуждение, уточнение понятий, работа со словарём

старший воспитатель

2.

Диалог, диалогические умения, правила диалогического общения

Работа в парах, практикум

старший воспитатель

3.

Монологическая речь, монологические умения

Работа в группах

старший воспитатель

4.

Монологическая речь, типы монологических высказываний: описание, повествование, рассуждение

Обсуждение

старший воспитатель

5.

Формирование связной речи педагогов

Игротека

учитель - логопед


Задания педагогам:

№ п/п

Задания

Срок

1

Изучить ООП ДО и методическое пособие по своей возрастной группе, выделить

  • характеристика диалогической и монологической речи,

  • задачи по формированию связной речи

19.10.2022




План проведения



№ п/п

Вопросы

Формы работы

Ответственный

1.

Характеристика связной речи детей

Анализ, работа с программно-методическим комплексом

старший воспитатель

2.

Планирование форм работы и задач по развитию связной речи дошкольников

Выписки, анализ календарных планов

старший воспитатель

3.

Основные методы и приёмы формирования диалогической речи дошкольников: беседа (спонтанная и планируемая), рассказы воспитателя, словесные поручения.

Работа в парах, практикум

старший воспитатель

4.

Технологии обучения дошкольников монологической речи

Практикум

старший воспитатель

5.

Формирование связной речи педагогов

Игротека

учитель - логопед


Задания педагогам:

№ п/п

Задания

Срок

1

На основе рассказа дошкольника составить характеристику связной (диалогической или монологической) речи конкретного ребёнка и сформулировать задачи речевого развития. Заполнить Таблицу № 1

29.10.2022

2

«Планирование работы по развитию диалогической и монологической речи» - каждому воспитателю сделать выписки из календарного плана (формы и задачи по развитию связной речи). Заполнить Таблицу № 2

29.10.2022

3

Выделить методические приёмы, которые использовались педагогом в любой образовательной ситуации для развития связной речи дошкольников

29.10.2022

4

Выполнить задания и заполнить таблицы

29.10.2022

Таблица № 1

Педагоги: Возрастная группа:

Высказывание/рассказ ребёнка

Задачи речевого развития





Таблица № 2

«Планирование работы по развитию диалогической и монологической речи»

Воспитатель: ________________________ Группа _________ Период: ______________

Совместная деятельность воспитателя и детей

Организация разв. среды для самост./ деят. детей

Взаим. с родителями

Занятия

Режимные моменты












План проведения:

Формирование связной речи является одной из ведущих задач, которые стоят перед воспитателем. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.

Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов, статей по развитию речи дошкольников.

Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Связная речь — это логическое, последовательное, грамматически правильное и образное изложение определённого содержания.

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком: усвоение звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.

Связная речь — это речь диалогическая и монологическая. Эти языковые формы объединяет единая природа происхождения (потребность людей общаться друг с другом), но они отличаются друг от друга, каждая имеет свою специфику.

Диалог– это разговор двух или нескольких лиц. В переводе с греческого диалогос– «беседа».

Диалогическая речь - это первая и основная форма. речевого общения детей дошкольного возраста., как указывают многие отечественные ученые: М.М. Алексеева., Л.С. Выготский, Т.Б. Филичева. и др. Именно благодаря диалогу дошкольники получают знания об окружающем их мире, налаживают социальные контакты, общаясь со сверстниками и взрослыми, удовлетворяют ярко выраженную потребность в самопрезентации.

Монолог (от др.-греч. μόνος — один и λόγος — речь) — это развёрнутое высказывание одного человека.

!!! Задание: из определения «диалог» и «связная речь» - дать определение «диалогическая речь».

Диалогическая речь — это вид связной речи, для которого характерен обмен репликами-высказываниями двух и более человек.

Существуют правила диалогического общения, которые необходимо знать взрослым, и с которыми мы знакомим детей:

Сформулируем вместе (работа в четырёх группах)

1. Правила участника диалога:

  1. Понимать и уметь формулировать обсуждаемую проблему.

  2. Уметь отделять важное от второстепенного, неважного в проблеме.

  3. Понимать, что проблема может иметь несколько решений.

  4. Занимать равноправную позицию в диалоге со всеми участниками.

  5. Мужественно признавать свою ошибку.

  6. Быть активным участником беседы, даже не высказывая вслух свою точку зрения.

2. Правила говорения

  1. Высказываться по теме диалога.

  2. Следить за тем, чтобы речь была ясной и точной.

  3. Без необходимости не повторять уже высказанную точку зрения.

  4. Если необходимо, уметь правильно опровергать высказывание собеседника, доказать свою точку зрения.

3. Правила слушания

  1. Выслушивать собеседника до конца для полного понимания того, о чём говорит.

  2. Действительно слушать, а не делать вид, будто слушаешь (смотреть на говорящего, выделять главное в его словах, стараться понять).

  3. Если не уверен, что понял правильно: попросить уточнить сказанное; постараться сформулировать мысль собеседника своими словами.

  4. Не торопиться сразу опровергнуть высказывание собеседника, сначала вникнуть в суть.

  5. Реагировать на высказывания собеседника, показывая, что понял его.

4 группа. Правила речевого поведения

  1. Доброжелательная обстановка, показать собеседнику свою заинтересованность.

  2. Высказываться по очереди, не говорить всем одновременно.

  3. Правильно выбирать формы обращения «ты» или «вы».

  4. Стараться поддерживать правильного темпа речи, не замедляя и не ускоряя его.

  5. Речь должна быть достаточно громкой для того, чтобы услышали собеседники. Но и не кричать.

  6. Нельзя сильно жестикулировать, зевать, жевать во время диалога.

  7. Говоря о присутствующих, называть по имени, нельзя употреблять «он» или «она».

  8. Если поддерживаешь точку зрения другого человека, то следует использовать выражения «Я согласен», «Я того же мнения», «Я хочу помочь».

  9. Не повторять высказанную мысль дважды, сказать «Я думаю также, как ...».

  10. Если нужно возразить собеседнику, надо назвать его по имени и в процессе своего высказывания смотреть на него.

  11. Уметь исправить свои ошибки, применяя выражения «Извините, я думаю...».

  12. Вежливо и корректно возразить собеседнику, применяя выражения «Я хочу возразить», «Я не согласен с вами».

  13. Если нужно проверить правильно ли понята мысль собеседника, применяют выражения «как я понимаю, вы говорите, что ...», «По вашему мнению...», «Другими словами, вы считаете...»

Монологическая речь-это вид связной речи, для которого характерен развёрнутое, грамматические правильно оформленное обращение к одному или нескольким слушателям, иногда к самому себе.

Её специфика: полнота, чёткость и развёрнутость высказывания, длительность, связность и развернутость сообщения одного говорящего; односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реплику; наличие заданности, предварительного обдумывания. Монолог зарождается и совершенствуется в недрах диалога.

??? Существуют монологические умения? Какие?

Умение выбирать языковые средства и пользоваться теми, которые наиболее полно и точно передают смысл того, что говорится. Сохранение внимания к содержанию речи и его словесному оформлению.

Правила монологической речи зависят от логико-смысловых и структурных типов монологических высказываний:

- описание — это образец монологического сообщения в виде перечисления одновременных (то, что наблюдают в этот момент) или постоянных (то, что свойственно человеку, предмету, времени года, местности) признаков предмета (констатирующая речь, есть объект речи, который носит предметный характер: человек, животное, картина, неодушевлённый предмет)

- повествование — это особый тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состояниях предмета (динамическая речь, нет объекта). Повествовательная речь обладает разнообразными средствами выражения динамики, действия, поступательного движения. Поэтому богато всевозможными оттенками, нюансами смыслового и экспрессивного характера.

- рассуждения-модель монологического сообщения с обобщенным причинно-следственным значением, опирающемся на полное или сокращённое умозаключение. Рассуждение ведётся с целью достижения выводов (научных, обобщённых или бытовых). Самый сложный тип монолога, необходима сформированность логического мышления. Самостоятельных рассказов-рассуждений пока нет, только элементы.

Коллективное обсуждение выполнения заданий педагогами.


Формирование связной речи дошкольников

Диалог — это разговор двух или нескольких лиц. В переводе с греческого диалогос– «беседа».

Монолог - это развёрнутое высказывание одного человека; от др.-греч. μόνος — один и λόγος — речь.

Связная речь - это логическое, последовательное, грамматически правильное и образное изложение определённого содержания.

Диалогическая речь


Монологическая речь

Объединяет единая природа происхождения — потребность людей общаться друг с другом

Специфика: быстрый обмен речью, краткие реплики, нет предварительного обдумывания; в построении реплик нет продуманной связанности; краткость высказывания, преобладают простые предложения, широко используются внеречевые средства (жесты, мимика); большую роль играет интонация.


Специфика: полнота, чёткость и развёрнутость высказывания длительность, связность и развернутость сообщения одного говорящего; односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реплику; наличие заданности, предварительного обдумывания. Монолог зарождается и совершенствуется в недрах диалога.

Диалогические умения: речевые, этикет и неречевые (мимика, жесты)

Умение выбирать языковые средства и пользоваться теми, которые наиболее полно и точно передают смысл того, что говорится. Сохранение внимания к содержанию речи и его словесному оформлению.

Правила диалогического общения (выписаны на листах)

- правила участника диалога,

-правила говорения,

-правила слушания,

-правила речевого поведения.

Логико-смысловые и структурные типы монологических высказываний:

- описание (констатирующая речь, есть объект)

- повествование (динамическая речь, нет объекта)

- рассуждение (сообщение с обобщённым причинно-следственным значением, опирается на умозаключения, ведётся с целью достижения выводов)

Основные методы:

-Беседа (своеобразный диалог, направляемый определённой темой), бывают спонтанными и специально организуемыми.

-Рассказы воспитателя (побуждают детей к собеседованию на определённые темы, активизируют их суждения и оценки)

-Словесные поручения (даётся образец словесной просьбы)



Обучение осознанному построению текстов (описательным, повествовательным и комбинированным монологам).

Рассматривание картинок с после-довательно развивающимся действием.

Работа с мелкими картинками и составление весёлых рассказов.

Работа с картинками-загадками.

Составление небылиц.

Составление концовок к сказкам и маленьких сказочек.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
"Формирование связной речи дошкольников" - семинар-практикум в ДОО

Автор: Упругина Ирина Геннадьевна

Дата: 27.03.2023

Номер свидетельства: 628471


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства