kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Форма работы «Путешествие по «реке времени». Опыт работы в старшей группе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательно-исследовательской деятельности - одна из наиболее  интересных и доступных  игровых форм представления детям целостной картины мира.  Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю через пособие – панно «река времени», расширяет кругозор, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Форма работы «Путешествие по «реке времени». Опыт работы в старшей группе.»

Форма работы «Путешествие по «реке времени».

Опыт работы в старшей группе.

Актуальность.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности - одна из наиболее  интересных и доступных  игровых форм представления детям целостной картины мира. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю через пособие – панно «река времени», расширяет кругозор, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.

Также стоит заметить, что в старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательские навыки ребенка занимают одну из ведущих позиций его деятельности. Дети стремятся добывать знания путем самостоятельного исследования предметов. Открытия побуждают детей поделиться уже новой для них информацией с другими детьми, однако и в данном случае необходимо грамотно и правильно выразить свои мысли, чтобы быть понятым другими. Наряду с вышесказанным, ребенку важно интересоваться причинно-следственными связями и экспериментировать. Для этого необходимо способствовать познавательному развитию, расширять словарный запас, а также представление об историческом времени – от прошлого к настоящему. Отправным моментом исследования могут быть как реальные события, так смоделированные.

Реализация

Учитывая вышесказанное, пришла к выводу о необходимости внедрения инновационной технологии «Путешествие «по реке времени» Н.А.Коротковой, которая позволяет решать задачи стандарта. Благодаря её использованию в работе, возможно, охватить следующие направления в развитии и образовании детей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог на определенную тему.

Целью является развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.

В начале года были поставлены задачи:

1.Использовать познавательно-исследовательскую деятельность как стержень образующую для познавательного развития ребенка (в сочетании с другими видами деятельности).

2.Обеспечивать освоение основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные отношения.

3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).

4.Развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ-рассуждение.

5.Расширять кругозор (в процессе познавательно – исследовательской деятельности вводить знания о природном и социальном мире, формировать  элементарные  географические и исторические представления).

Решение образовательных задач предусматривает:

- опору на природную детскую любознательность;

- поощрение познавательной инициативы ребенка - детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение;

- опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение ребенка, самостоятельная, совместная исследовательская деятельность;

- организацию развивающей среды, стимулирующей познавательную активность ребенка;

- предоставление информации из разных областей культуры (естественных наук, экологии, истории, географии и пр.) в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные  и специфичные для них виды деятельности.

Целевым ориентиром  (и критерием успешного продвижения ребенка) является комплекс нормативных показателей познавательной инициативы к концу  дошкольного возраста:
- проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы (почему?  зачем? как?);

- обнаруживает стремление  объяснить связь факторов, используя рассуждения («потому что….»);

- стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции);

- ребенок проявляет интерес к технико-технологической, информационной среде, основных источниках, способах поиска и передачи информации;

- проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что – то по ним (лепить, конструировать); самостоятельно составлять схемы, карты, пиктограммы; записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации  и коммуникации).



Определены формы совместной образовательной деятельности с детьми:

- рассказы взрослого, просмотр видеофильмов, видео презентаций, беседы, наблюдения;

- экспериментирование; 

- чтение детской, познавательно-справочной литературы, энциклопедий;

- рассматривание иллюстрированных альбомов, карт, книг;

- преобразующая фантазийная деятельность;

- детско-родительские проекты, тематически ориентированные на обогащение знаний детей по предложенным темам и др. (с помощью родителей по каждой теме в группе создаем музей, тем самым узнаем о традициях в семьи).

       Разработано тематическое планирование по следующим темам:

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

Путешествие в прошлое электрической лампочки

Развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность при ознакомлении их с историей возникновения электрической лампочки.

Октябрь

Путешествие в прошлое ручки

Развитие у детей познавательных интересов через ознакомление их с историей ручки, ее назначением и необходимостью в жизни человека.

Путешествие в прошлое денег


Развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность при ознакомлении их с историей возникновения денег, упорядочение временных отношений (представление об истории возникновения денег).

Ноябрь

Путешествие в прошлое ложки

Развитие познавательного интереса через сравнение различных ложек.

Декабрь

Путешествие в прошлое книги

Развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность при ознакомлении их с историей возникновения книги.

Путешествие в прошлое часов

Развитие у детей познавательных интересов через ознакомление с историей часов.

Январь

Путешествие в прошлое: история жилища

Углубить знания детей об истории жилища.

Февраль

Путешествие в прошлое утюга

Формировать представление о назначении утюга и о технике безопасности при обращении с утюгом

Март

Путешествие в прошлое одежды

Формировать у детей представление о происхождении ткани.

Апрель

Путешествие в прошлое транспорта.

Систематизировать представления детей о общественном транспорте нашего города.

Май

Путешествие в прошлое стула

Продолжать знакомить с предметами домашнего обихода.

Непосредственно образовательная деятельность по данной программе реализуется 1 раз в месяц согласно теме недели. В процессе организации учитываются особенности детей, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход. Для реализации технологии были подобраны картинки (в том числе в виде презентации), игры, литературные произведения, подобран дидактический материал, схемы и символы, музыкальное сопровождение, что позволяет сделать занятия доступными, содержательными и познавательными. На всех мероприятиях присутствует  одно и то же дидактическое пособие, Н.А. Коротковой и Дыбина Ольга Витальевна «Что было до…»,  карта – панно «река времени». Название символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.

Подгруппы детей могут рассредоточиться, а потом вновь объединиться для сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования. Таблицу оставляем открытой для дополнения в свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их.

Для того, чтобы предполагаемый материал был доступен и интересен детям, в  работе используют следующие  методы:

1.      Словесный метод. Рассказ, беседы, чтение, объяснение, пояснение, вопросы поискового характера, использование грамзаписей. Этот метод помогает  лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению детьми своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.

2.      Наглядный метод.

- Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.
- Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов, различных презентаций, помогающих преподнести более красочно и интересно информацию детям.

- Составление и оформление макетов.

Данный метод способствует  развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.

3.      Практический метод. 

Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.

4.      Игровой метод.

Дидактические, сюжетно – ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.

Детям предлагается  доступный, наглядный, эмоционально – насыщенный материал по трем эпохам «древность» - это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» - мир средневековья и «наше время»-современный мир, подбор методов и приемов  основывался на следующих принципах:

-Принцип доступности, который предполагал отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.

-Принцип наглядности предусматривал подбор демонстрационного и раздаточного материала.

-Принцип эмоционального восприятия информации позволял использовать  некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

Работа по карте «Река времени» начинается со знакомства.

Итак, I этап –Подготовительная работа предполагает:

- изучить методическую литературу;

- подготовить панно «Река времени», таблицу;

- определить тематику первого года реализации технологии.

2 этап реализации:

Поисково-исследовательская деятельность

- сбор информации об истории возникновения предметов

- обогащение развивающей среды группы:

  • Иллюстрациями исторических этапов человеческой истории («древность – старина – настоящее).

  • Картинки на мультимедиа: этапы времени, демонстрационный материал; раздаточный материал: карточки с изображением различных видов предметов.

  • Небольшие картинки для размещения на панно «Река времени».

- презентация в процессе НОД по выбранной тематике

Тема, изученные за 6 месяцев.

- Путешествие в прошлое электрической лампочки;

- Путешествие в прошлое ручки;

- Путешествие в прошлое денег;

- Путешествие в прошлое ложки;

- Путешествие в прошлое книги;

- Путешествие в прошлое часов

3 этап заключительный:

- анализ достижения целей и полученных результатов;

- показ занятий на старшей и подготовительной группы с целью понимания и восприятия данной технологии другими детьми.

- определение дальнейших направлений реализации в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Алгоритм проведения «Путешествий по «реке времени»

Этапы

Последовательность деятельности

1 этап

Обсуждение реального или вымышленного события

2 этап

Постановка цели исследования

3 этап

Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала.

4 этап

Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»

5 этап

Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

6 этап

Вывешивание таблицы на стене группового помещения

7 этап

Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.

Заключение.

Подводя итог проделанной работе, заметила в процессе систематической и целенаправленной работы по внедрению технологии «Река времени» познавательная активность детей возрастает и может непосредственно влиять на их интеллектуальное развитие. Использование методов и приемов, предложенных в технологии «Путешествие по «реке времени». Н.А.Коротковой способствует социально-коммуникативному, познавательному и речевому развитию детей.

Как и в любых начинаниях, в любой работе встречаются трудности, проблемы. Недостаточно предметов старины, в основном имеется иллюстративный материал. Заметили, что детям более интересно рассматривать настоящие старинные предметы (потрогать, открыть….), нежели иллюстрации.

Технология отвечает запросам ФГОС и помогает приобрести на этапе завершения дошкольного образования детям необходимые предпосылки к учебной деятельности. Считаю работу по данной технологии эффективной.





Перспектива.

В данном учебном году моя работа осуществляется с детьми подготовительной группы, технология «Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет» составлена для реализации с детьми более старшего возраста, поэтому в полной мере ее реализовать не возможно. Однако, исходя из положительных результатов работы, считаю, что необходимо частичное использование методов и приемов из предложенной технологии в развитии речи детей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Форма работы «Путешествие по «реке времени». Опыт работы в старшей группе.

Автор: Жигунова Наталья Николаевна

Дата: 08.03.2017

Номер свидетельства: 398489


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства