Форма работы «Путешествие по «реке времени». Опыт работы в старшей группе.
Форма работы «Путешествие по «реке времени». Опыт работы в старшей группе.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности - одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю через пособие – панно «река времени», расширяет кругозор, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Форма работы «Путешествие по «реке времени». Опыт работы в старшей группе.»
Форма работы «Путешествие по «реке времени».
Опыт работы в старшей группе.
Актуальность.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности - одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю через пособие – панно «река времени», расширяет кругозор, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.
Также стоит заметить, что в старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательские навыки ребенка занимают одну из ведущих позиций его деятельности. Дети стремятся добывать знания путем самостоятельного исследования предметов. Открытия побуждают детей поделиться уже новой для них информацией с другими детьми, однако и в данном случае необходимо грамотно и правильно выразить свои мысли, чтобы быть понятым другими. Наряду с вышесказанным, ребенку важно интересоваться причинно-следственными связями и экспериментировать. Для этого необходимо способствовать познавательному развитию, расширять словарный запас, а также представление об историческом времени – от прошлого к настоящему. Отправным моментом исследования могут быть как реальные события, так смоделированные.
Реализация
Учитывая вышесказанное, пришла к выводу о необходимости внедрения инновационной технологии «Путешествие «по реке времени» Н.А.Коротковой, которая позволяет решать задачи стандарта. Благодаря её использованию в работе, возможно, охватить следующие направления в развитии и образовании детей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог на определенную тему.
Целью является развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
В начале года были поставлены задачи:
1.Использовать познавательно-исследовательскую деятельность как стержень образующую для познавательного развития ребенка (в сочетании с другими видами деятельности).
2.Обеспечивать освоение основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные отношения.
3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).
4.Развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ-рассуждение.
5.Расширять кругозор (в процессе познавательно – исследовательской деятельности вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).
Решение образовательных задач предусматривает:
- опору на природную детскую любознательность;
- поощрение познавательной инициативы ребенка - детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение;
- опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение ребенка, самостоятельная, совместная исследовательская деятельность;
- организацию развивающей среды, стимулирующей познавательную активность ребенка;
- предоставление информации из разных областей культуры (естественных наук, экологии, истории, географии и пр.) в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные и специфичные для них виды деятельности.
Целевым ориентиром (и критерием успешного продвижения ребенка) является комплекс нормативных показателей познавательной инициативы к концу дошкольного возраста: - проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы (почему? зачем? как?);
- обнаруживает стремление объяснить связь факторов, используя рассуждения («потому что….»);
- стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции);
- ребенок проявляет интерес к технико-технологической, информационной среде, основных источниках, способах поиска и передачи информации;
- проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что – то по ним (лепить, конструировать); самостоятельно составлять схемы, карты, пиктограммы; записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).
Определены формы совместной образовательной деятельности с детьми:
- рассказы взрослого, просмотр видеофильмов, видео презентаций, беседы, наблюдения;
- детско-родительские проекты, тематически ориентированные на обогащение знаний детей по предложенным темам и др. (с помощью родителей по каждой теме в группе создаем музей, тем самым узнаем о традициях в семьи).
Разработано тематическое планирование по следующим темам:
Месяц
Тема
Цель
Сентябрь
Путешествие в прошлое электрической лампочки
Развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность при ознакомлении их с историей возникновения электрической лампочки.
Октябрь
Путешествие в прошлое ручки
Развитие у детей познавательных интересов через ознакомление их с историей ручки, ее назначением и необходимостью в жизни человека.
Путешествие в прошлое денег
Развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность при ознакомлении их с историей возникновения денег, упорядочение временных отношений (представление об истории возникновения денег).
Ноябрь
Путешествие в прошлое ложки
Развитие познавательного интереса через сравнение различных ложек.
Декабрь
Путешествие в прошлое книги
Развитие у детей познавательных интересов через совместную познавательно-исследовательскую деятельность при ознакомлении их с историей возникновения книги.
Путешествие в прошлое часов
Развитие у детей познавательных интересов через ознакомление с историей часов.
Январь
Путешествие в прошлое: история жилища
Углубить знания детей об истории жилища.
Февраль
Путешествие в прошлое утюга
Формировать представление о назначении утюга и о технике безопасности при обращении с утюгом
Март
Путешествие в прошлое одежды
Формировать у детей представление о происхождении ткани.
Апрель
Путешествие в прошлое транспорта.
Систематизировать представления детей о общественном транспорте нашего города.
Май
Путешествие в прошлое стула
Продолжать знакомить с предметами домашнего обихода.
Непосредственно образовательная деятельность по данной программе реализуется 1 раз в месяц согласно теме недели. В процессе организации учитываются особенности детей, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход. Для реализации технологии были подобраны картинки (в том числе в виде презентации), игры, литературные произведения, подобран дидактический материал, схемы и символы, музыкальное сопровождение, что позволяет сделать занятия доступными, содержательными и познавательными. На всех мероприятиях присутствует одно и то же дидактическое пособие, Н.А. Коротковой и Дыбина Ольга Витальевна «Что было до…», карта – панно «река времени». Название символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.
Подгруппы детей могут рассредоточиться, а потом вновь объединиться для сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования. Таблицу оставляем открытой для дополнения в свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их.
Для того, чтобы предполагаемый материал был доступен и интересен детям, в работе используют следующие методы:
1. Словесный метод. Рассказ, беседы, чтение, объяснение, пояснение, вопросы поискового характера, использование грамзаписей. Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению детьми своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.
2. Наглядный метод.
- Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций. - Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов, различных презентаций, помогающих преподнести более красочно и интересно информацию детям.
- Составление и оформление макетов.
Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.
3. Практический метод.
Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.
4. Игровой метод.
Дидактические, сюжетно – ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.
Детям предлагается доступный, наглядный, эмоционально – насыщенный материал по трем эпохам «древность» - это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» - мир средневековья и «наше время»-современный мир, подбор методов и приемов основывался на следующих принципах:
-Принцип доступности, который предполагал отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
-Принцип наглядности предусматривал подбор демонстрационного и раздаточного материала.
-Принцип эмоционального восприятия информации позволял использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.
Работа по карте «Река времени» начинается со знакомства.
Итак, I этап –Подготовительная работа предполагает:
- изучить методическую литературу;
- подготовить панно «Река времени», таблицу;
- определить тематику первого года реализации технологии.
2 этап реализации:
Поисково-исследовательская деятельность
- сбор информации об истории возникновения предметов
- обогащение развивающей среды группы:
Иллюстрациями исторических этапов человеческой истории («древность – старина – настоящее).
Картинки на мультимедиа: этапы времени, демонстрационный материал; раздаточный материал: карточки с изображением различных видов предметов.
Небольшие картинки для размещения на панно «Река времени».
- презентация в процессе НОД по выбранной тематике
Тема, изученные за 6 месяцев.
- Путешествие в прошлое электрической лампочки;
- Путешествие в прошлое ручки;
- Путешествие в прошлое денег;
- Путешествие в прошлое ложки;
- Путешествие в прошлое книги;
- Путешествие в прошлое часов
3 этап заключительный:
- анализ достижения целей и полученных результатов;
- показ занятий на старшей и подготовительной группы с целью понимания и восприятия данной технологии другими детьми.
- определение дальнейших направлений реализации в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Алгоритм проведения «Путешествий по «реке времени»
Этапы
Последовательность деятельности
1 этап
Обсуждение реального или вымышленного события
2 этап
Постановка цели исследования
3 этап
Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала.
4 этап
Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»
5 этап
Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.
6 этап
Вывешивание таблицы на стене группового помещения
7 этап
Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.
Заключение.
Подводя итог проделанной работе, заметила в процессе систематической и целенаправленной работы по внедрению технологии «Река времени» познавательная активность детей возрастает и может непосредственно влиять на их интеллектуальное развитие. Использование методов и приемов, предложенных в технологии «Путешествие по «реке времени». Н.А.Коротковой способствует социально-коммуникативному, познавательному и речевому развитию детей.
Как и в любых начинаниях, в любой работе встречаются трудности, проблемы.Недостаточно предметов старины, в основном имеется иллюстративный материал. Заметили, что детям более интересно рассматривать настоящие старинные предметы (потрогать, открыть….), нежели иллюстрации.
Технология отвечает запросам ФГОС и помогает приобрести на этапе завершения дошкольного образования детям необходимые предпосылки к учебной деятельности. Считаю работу по данной технологии эффективной.
Перспектива.
В данном учебном году моя работа осуществляется с детьми подготовительной группы, технология «Творческое рассказывание: обучение детей 5-7 лет» составлена для реализации с детьми более старшего возраста, поэтому в полной мере ее реализовать не возможно. Однако, исходя из положительных результатов работы, считаю, что необходимо частичное использование методов и приемов из предложенной технологии в развитии речи детей.