ФГОС ДО Приобщение дошкольников к народному творчеству через реализацию проекта "ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО"
ФГОС ДО Приобщение дошкольников к народному творчеству через реализацию проекта "ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО"
В данной работе представлен проект "ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО", который полностью соответствует ФГОС ДО. Он помогает рашать задачи регионального компонента, может быть использован воспитателями и психологами ДОУ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ФГОС ДО Приобщение дошкольников к народному творчеству через реализацию проекта "ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО"»
Приобщение дошкольников к народному творчеству через реализацию проекта «Вологодское кружево» Марина Юрьевна Коннова педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад № 26»
На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов воспитания патриотизма. Модернизация образования, выстраивая образовательные модели, отмечает необходимость проводить их с учетом регионального опыта и местных условий.
Один из целевых ориентиров закона «Об образовании» направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» включает целый ряд мероприятий, направленных на эффективное использование традиционной народной культуры, музейной педагогики с целью совершенствования патриотического воспитания детей в ДОУ.
Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Ребёнок восхищается и изумляется тем, что видит, это вызывает отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромное значение в становлении личности. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Поэтому большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природо-экологическим своеобразием своего родного региона. Ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа; что у каждого человека есть своя Родина; близкие и дорогие ему места, где живет он, его родственники. И нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг: и людям, и животным, и растениям, потому что все взаимосвязано.
Метод проектов является одним из ведущих методов в работе с детьми педагога и специалиста ДОУ. Исходя из вышесказанного в нашем ДОУ был реализован проект «Вологодское кружево». Тип проекта: социально-личностный, практико-ориентированный, среднесрочный.
Срок реализации проекта: 4 месяца (февраль2014 г. – май 2014 г., отчёт май 2014 г.)
Автор проекта: Марина Юрьевна Коннова - педагог-психолог.
Участники проекта: Воспитанники старшей группы, родители; педагог - психолог и воспитатель старшей группы (реализация).
Эпиграф проекта:
Кружевница, мастерица,
Лунной ночкой часто снится.
Голубой леночек в поле,
К солнцу вверх растет на воле.
Где цветочки голубые
Нити тянутся льняные.
Слышен шум ручьев веселых,
То коклюшек звон еловых.
За плетеньем вечерами
В Вологодском нашем крае.
О просторах песни льются,
Где слова из сердца рвутся.
Стук да стук стучат коклюшки,
По краям идут вилюшки.
И во всем нужна сноровка,
Нити плотно - вот насновка.
Сколок в помощь мастерицам
По рисунку нить как птица.
Руки двигаясь проворно,
Мастерству их рук просторно
На панно плетут сюжеты,
А на них зима и лето.
Видим ромбиком- решетка,
А по ней плывет лебедка.
Пальцев плавное движенье
Кружев дивное творенье.
Нитью Вологда обвита
Кружевами знаменита.
Учреждение: МБДОУ «Детский сад №26», Вологодской области, г. Череповец.
Основа проекта: ФГОС ДО, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Цель разрабатываемого краеведческого направления проекта в том, чтобы дать детям представление о народном промысле Вологодской земли – Вологодских кружевах.
Цель разрабатываемого направления «развитие мелкой моторики» в том, чтобы сформировать умение производить точные движения кистью (ручкой, карандашом) и пальцами рук, которое необходимо для овладения письмом.
Анкетирование родителей «Уровень развития мелкой моторики дошкольников»;
Наблюдения и беседы;
Диагностика уровня развития мелкой моторики у дошкольников: «Определение уровня развития мелкой моторики» (диагностики Гуткина «Домик», штриховка, проведение горизонтальных и вертикальных линий, тон-нажим).
Формы реализации проекта: Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у вашего ребёнка»; Совместная деятельность педагогов и дошкольников (рассказы, беседы, дидактические, пальчиковые игры, игры со строительным материалом, хороводные игры, продуктивная деятельность;
Интерактивное посещение музея «Вологодские кружева»;
Совместное открытое мероприятие с родителями «Вологодские вечёрки»;
Организация деятельности детей по подготовке необходимых для проекта материалов;
Беседы с родителями;
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики», «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»
Продукты реализации проекта:
Оформление выставок работ «Кружевные прописи Вологодских узоров», «Мастера и мастерицы»;
Создание дидактических игр к проекту: «Вологодские узоры»;
Создание подарков для родителей;
Создание детско-родительской книги сказок «Жила-была ниточка…»; Презентация «Вологодские кружева» для дошкольников; Презентация проекта;
Диагностика и анализ результатов реализации проекта.
План реализации проекта
Этапы и виды деятельности:
1. Целеполагание (январь 2014)
•Подбор и изучение научной литературы и ФГОС ДО по данному вопросу;
•Подготовка необходимого материала для реализации проекта;
Работа с родителями
Привлечение родителей к реализации проекта. •Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики»;
Сбор иллюстраций для выставки «Народные промыслы Вологодского края»;
•Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики»; «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
2. Реализация проекта (обучающая деятельность) (февраль - апрель 2014)
Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
•Беседа «Народные промыслы: Вологодские кружева»
Интерактивное посещение музея «Вологодские кружева»;
Беседы с детьми по темам: «Из истории возникновения кружев», «Зимнее кружево», «Предприятие «Снежинка», «Вологодские кружевницы», «Техника плетения кружев», Вологодские кружева», «Музей кружева» и др.
•Чтение художественной литературы по теме «Народные промыслы Вологодской земли», заучивание стихотворений о вологодских кружевах наизусть, рассказывание стихотворений родным и близким; заучивание пословиц о труде;
•Дидактические игры «Вологодские узоры» и др. ;
•Демонстрационный материал
. Реализация проекта (продуктивная деятельность)
Организация деятельности детей по подготовке необходимых для проекта материалов;
Организация деятельности детей по продуктивной деятельности с целью развития мелкой моторики:
•Аппликация из бумаги «Снежинки»;
•Рисуем пластилином «Вологодская снежинка»;
Рисуем манной крупой «Вологодские узоры»
Вышиваем по картону «Узоры Вологодского края»
Квилинг «Волшебные узоры»
•Оценивание (диагностика) ;
•Оформление фотогазеты «Мастера и мастерицы»;
3. Итоги проекта (май 2014)
Открытое мероприятие для родителей в русской избе «Вологодские вечёрки»
•Презентация проекта;
Таким образом, в ходе реализации проекта у дошкольников формировались - предпосылки учебной деятельности: произвольности в поведении и продуктивной деятельности; потребности в создании собственной картины мира; навыков коммуникативного общения;
- проектно-исследовательские умения и навыки: дошкольники научились выявлять проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты.
Отмечены положительные изменения в линиях развития личности дошкольников. В частности, отмечены: в социальном развитии -