Просмотр содержимого документа
«Этнопедагогика как система воспитания и образования детей дошкольного возраста»
Доклад «Этнопедагогика как система воспитания и образования детей дошкольного возраста»
Этнопедагогика – система воспитания и образования подрастающего поколения , складывающаяся веками в этносе.
В дошкольном возрасте у ребенка закладываются основы его идеалов, убеждений и мировоззрения. Приобщение детей к истокам народной культуры создание образовательно-культурной оздоровительной среды позволяет ребенку наиболее полно реализовывать свою индивидуальность.
В воспитательно-образовательном процессе:
осуществляется целостное развитие и раскрытие потенциала каждого
ребенка на основе общечеловеческих и национальных ценностей с учетом его
интересов, особенностей и потребностей; гуманное отношение к себе, семье,
уважения к национальной культуре. воспитывается любовь к Родине, родному языку;
Развитие коммуникативных навыков решает задачи по развитию устной
связной речи воспитанников в различных видах детской деятельности, а также
через знакомство с детской художественной литературой, культурой, обычаями и традициями народа Республики Дагестан.
Развитие познавательных и интеллектуальных навыков предусматривает
решение задачи по воспитанию гражданственности и патриотизма, уважения к национальной культуре.
Поэтому роль этнопедагогики в воспитании и обучении детей в наши дни велика.
Цель этнопедагогического воспитания: воспитание чувства патриотизма к Родине, народу, своей истории в совокупности со знанием традиций и обычаев, истории и национальной культуры этносов, проживающих в нашей республике. Задачи: сформировать национальное самосознание подрастающего поколения на основе видов народного воспитания; воспитать всесторонне развитую гармоничную личность, гражданина – патриота своей страны.
Неоценимую роль здесь выполняет игра.
Из опыта своей работы в этом направлении, могу сказать следующее:
Большое внимание я уделяю применению народной педагогики в воспитательно-образовательной работе и этнизации дошкольников. Например, для проведения утренней гимнастики, физкультминутки я использую фольклорную гимнастику в виде дагестанского народного танца «Лезгинка» или дагестанской национальной подвижной игры.
Наиболее распространенным способом создания этнопедагогического пространства является оформление отдельных уголков (например, сакля, национальная утварь, домашние животные народа, которые формируют у ребенка познавательное отношение к жизни, культуре и быту своего народа, интерес к истории ремесел). В результате ребенок подрастая будет стремиться сохранить наследие своих предков). Так и в нашей группе есть уголок дагестанской национальной культуры. Там у нас есть и национальные костюмы, музыкальные инструменты, балхарские игрушки и национальная символика, стихотворения о родном крае, дагестанские народные сказки и предания, образцы декоративно-прикладного искусства.
Также хочу отметить, что в нашей группе активно велась работа с детьми по краеведческой тематике (рисунки, поделки из природного и бросового материалов, куклы в дагестанских национальных костюмах). Использовала разнообразные формы и методы работы: проводила беседы, экскурсии и устраивала инсценированные занятия о народных праздниках; рассматривали изделия декоративно-прикладного искусства разных народов, использовала дагестанские народные игры; привлекала детей к созданию национальных узоров, одежды для кукол и инсценирования дагестанских народных сказок.
К настоящему времени в моей копилке накоплен большой опыт организации этнопедагогической деятельности с дошкольниками в основу которых легли различные средства, формы и методы народного воспитания проводимые в виде познавательно-игровой деятельности по темам: «Дагестанское гостеприимство», «Дагестанские народные игры», «Праздник первой борозды».
Я рассмотрела очень много вариантов использования этнопедагогического материала и в своей работе успешно их использую. Для воспитания национального самосознания я применяю такие элементы этнопедагогической методики как беседа об обычаях и традициях, национальных костюмах дагестанского народа. Например, в процессе изучения темы «Одежда», «Части тела» с детьми беседую о наряде горянки, где дети описывают во что одета девушка, рассматриваем дагестанские национальные костюмы.
С целью формирования представления дошкольников об обычаях и традициях дагестанские и русского народов и уважения к ним во время своих занятий практикую принцип диалога двух культур. Реализация данного принципа предусматривает знакомство с фольклором. Для развития речи во время занятий организую работу с дагестанскими и русскими пословицами и поговорками, считалками, инсценировки сказок.
Все занятия я связываю с элементами этнопедагогики, например: при изучении темы «Моя Родина» я знакомлю детей с достопримечательностями родного края, в темах «Домашние и дикие животные» рассказываю о животных родного края. При изучении темы: «Птицы» беседуем о диких птицах обитающих в родном крае, изучая тему «Продукты питания», «Посуда» рассматриваем иллюстрации дагестанских национальных блюд и посуды таких как: «Хинкал», «Қазан», «Чуду», «Пиала».
В нашей группе были созданы все условия для погружения детей в национальную культуру и приобщения к средствам народного воспитания., где мы - воспитатели имели возможность использовать интересные методы работы. Например, я использую такие дидактические игры «Словесный портрет», «Угадай кто» (где по описанию нужно узнать героя дагестанской сказки или домашнее животное казахского народа), «Изобрази пословицу пантомимой» (упражнение для развития у ребенка умения имитировать животных, размышлять и приобщаться к народным пословицам и загадкам). Это поможет быстрее запомнить народную пословицу. В игре дети инсценируют загадки, сказки, что повышает у детей интерес к окружающему миру, развивает наблюдательность, раскрывает актерские способности.