Просмотр содержимого документа
«Экскурсия по парку-заповеднику парк Монрепо»
Экскурсия: Знакомимся с памятником «Независимости» «Лев»
В каждом городе есть памятники. Они посвящены знаменательным событиям или установлены в честь известных людей. Но есть и необычные, с которыми можно познакомить дошкольников. Традиционно педагоги организуют с этой целью экскурсию. Как расширить задачи этого мероприятия и сделать его увлекательным для детей, читайте в данной статье.
Предлагаемая тематическая разработка ориентирует педагога на интерактивную форму проведения экскурсии с детьми. Особенность таких экскурсий заключается в том, что дошкольники активно включаются в исследовательскую деятельность, выполняют практические действия и самостоятельно решают задачи, проблемные вопросы и ситуации.
В основе тематической разработки — история возникновения памятника Независимости «лев!».
Памятник был установлен в 1927 году в честь десятилетия провозглашения независимости Финляндии. Поставить памятник на вершине скалы, на месте снесённой статуи российского императора, предложил уроженец Выборга генерал-майор В. А. Теслев (Теслефф), им же были пожертвованы деньги на создание скульптуры (около ста тысяч финских марок). В качестве символа независимости Финляндии скульптор Й.Г. Финне (фин.)русск. выбрал льва, опирающегося правой лапой на герб Выборгской губернии (герб финской Карелии — две выходящие снизу руки: справа в латах, держащая прямой меч, слева в кольчуге, держащая кривую саблю; над руками корона). На четырёхметровом гранитном постаменте была высечена надпись: SUOMEN ITSENÄISYYSJULISTUKSEN MUISTOKSI 6 · XII · 1917 («В память о независимости Финляндии 06.12.1917»).
После Советско-финской войны (1939—1940) советскими военными на историческое место был возвращён памятник Петру I, а памятник Независимости сброшен со скалы.
Обломок памятника в парке Монрепо
При падении гранитная скульптура раскололась, отвалились лапы. Однако в 1941 году обломки скульптуры были снова установлены в парке финскими военнослужащими, вторично сбросившими памятник Петру I после занятия Выборга в ходе Великой Отечественной войны. После того, как в результате Выборгской операции в город вернулись советские войска, наиболее крупный обломок памятника был зарыт в парке Монрепо, где и был обнаружен сотрудниками парка в 1989 году. В настоящее время он находится перед зданием дирекции Монрепо.
Поэтому дети могут свободно подойти к скульптурам, рассмотреть и исследовать их, выполнить задания.
Вокруг данного памятника разворачивается образовательная деятельность: педагог знакомит воспитанников с произведением, организует экскурсию, предлагает выполнить совместные практические задания, проводит сюжетно-ролевые игры.
Технологическая карта поможет педагогу сориентироваться в сценарии и подобрать необходимый материал. В ней отражаются возможные виды детской деятельности и содержание каждого этапа образовательной деятельности: предварительная работа, основной этап и дополнительные задания для последующей работы.
Материалы сценария педагог может использовать полностью в течение определенного промежутка времени (например, в ходе тематической недели) или отдельными фрагментами. Это зависит от возможностей детей и длительности их интереса к предложенной теме. Задания предполагают совместную деятельность дошкольников и воспитателя и самостоятельные занятия.
Основа тематической разработки — экскурсия. В ходе нее педагог создает ситуацию сотрудничества, объединяет воспитанников в сплоченный коллектив, который совместно решает общие задачи.
Во время экскурсии рекомендуется использовать разные методы и приемы — наблюдение, экспериментирование, беседы. Также можно включать в образовательную деятельность ТРИЗ, проблемные ситуации, сбор материалов для последующей работы (коллекционирования, продуктивной деятельности, организации мини-выставок и пр.).
Образовательная деятельность включает вводную, основную и заключительную части.
Вводная часть — мотивирующая ситуация. После прохождение темы животные жарких стран ,детям представилась возможность увидеть скульптуру льва в России в г.Выборге в парке «Монрепо» познакомить детей с истории возникновения памятника.
Основная часть — экскурсия. Воспитатель предлагает детям самостоятельно найти дорогу к памятнику, активизирует их интерес. Затем организует с воспитанниками наблюдение, предлагает проблемные ситуации, задает вопросы на сообразительность.
Данная тематическая разработка включает задания, которые направлены на формирование у детей элементарных математических представлений, развитие пространственной ориентировки, навыков счета и измерений, инициативности и умения выстраивать партнерские взаимоотношения.
В конце экскурсии дети собирают природный материал для практической деятельности в группе.
Заключительная часть — подведение итогов и рефлексия. Дошкольники обмениваются впечатлениями, фотографируются с воспитателем на фоне памятника.
В группе педагог предлагает детям дополнительные задания. В ходе самостоятельной деятельности дошкольники рисуют по сюжету памятника. Затем совместно с воспитателем они составляют из рисунков интересную книжку –путеводитель по парку Монрепо.
Можно предложить детям создать раскраски для воспитанников младших групп. Это задание вызовет желание поделиться полученными знаниями, рассказать об увиденном и услышанном.
На занятиях по лепке дошкольники могут сделать силует льва из пластилина или соленого теста. Здесь им пригодится собранный во время экскурсии природный материал.
Чтобы повысить двигательную активность детей, педагог проводит подвижные игры. Загадки, стихи , динамические паузы и физкультминутки создадут положительную эмоциональную атмосферу в группе.
Данную разработку можно переложить на другую тему с учетом тематического планирования конкретной ДОО и территориально доступных памятников.
Интерактивная форма взаимодействия с воспитанниками позволит интегрировать в образовательный процесс различные виды детской деятельности. Педагоги смогут проявить творческий потенциал, а дети получат удовольствие от познания нового и общения друг с другом. Увлеченность общим делом сохранит у дошкольников познавательный интерес на длительное время.
Приложение 1 Технологическая карта образовательной деятельности «Достопримечательности Выборга. Памятник Независимость «Лев».
Содержание
Вид детской деятельности
Дополнительные материалы
Предварительная работа
Энциклопедия животных «Лев»
Восприятие художественной литературы, изобразительная (рисование), познавательно-исследовательская деятельность
Беседа ..
. Фотопрезентация «Путешествие в южные страны ; видеоролики: «почему лев царь зверей»
Основная часть — экскурсия
Путешествие к памятнику «льва»Работа с картой (маршрутный лист)
Двигательная, познавательно-исследовательская деятельность
Карта
Знакомство с памятником «лев» ..
Познавательно-исследовательская, коммуникативная деятельность
Вопросы и задания во время исследования памятника
Практическое задание «Шаги льва»
Познавательно-исследовательская деятельность
Блокноты для записей, простой карандаш
Дополнительные задания
Рисование по сюжету мультфильма «король лев». Создание книжки в картинках по мотивам энциклопедии животных «лев»
Изобразительная (рисование), коммуникативная деятельность
Альбомные листы для рисования, цветные карандаши
Практические задания «Создаем раскраски „лев царь зверей“ для детей младших групп»
Изобразительная деятельность (рисование)
Альбомные листы для рисования, цветные карандаши
Практикум «Как живет лев». Сюжетно-ролевые и режиссерские игры
Конструирование из различных материалов, игровая деятельность
Соленое тесто или пластилин, природные материалы (мелкие гибкие прутики длиной 4–5 см, желуди, шишки, сухие листья и пр.), вата, кусочки мягкой ворсистой ткани, перышки, мягкая проволока, веревочки разной фактуры и длины
Презентация «Путешествие к памятнику „лев“» для детей младших групп
Коммуникативная деятельность
Фотографии с экскурсии, стихи, считалки, загадки, пословицы, поговорки и приметы об львах
Сценарий проведения экскурсии к памятнику «Лев» для детей 5–7 лет
Цель: познакомить дошкольников с памятником.
Задачи:
расширять знания о достопримечательностях родного города;
формировать целостную картину мира;
развивать элементарные математические представления и творческие способности;
развивать коммуникативные навыки, умение организовывать и проводить сюжетно-ролевые игры по собственному замыслу.
Предварительная работа Чтение энциклопедий животных «Лев»
Вопросы для обсуждения:
Где живут львы?
Как называются их детеныши? На кого похожи львята?
Сравнить тигра и льва: чем отличаются и чем похожи?
Почему называют Льва «царь зверей»
Чем питаются львы?
Просмотр видеосюжетов и фотографий с изображением «Льва»
Дети смотрят фотопрезентацию «Путешествие в южные страны», видеоролики «Один день из жизни льва»
После этого обсудите с ними просмотренные материалы.
Вопрос для детей:
Может ли лев приспособиться к условиям жизни нашей среды?
Основная часть — экскурсия
Экскурсию рекомендуется проводить в любое время года.
Работа с картой как добраться до памятника ?«Путешествие к памятнику Независимости «лев»
Самостоятельно найти памятник «Льва», следуя маршрутной картой (самостоятельная деятельность детей).
Знакомство с памятником
Осмотрите вместе с детьми памятник, обратите внимание на отдельные его элементы. При обсуждении старайтесь выслушать мнение каждого ребенка.
Задание 1. Обратите внимание детей на место расположения памятника:
Почему памятник «лев!» установили именно в этом месте?
Что находится рядом с памятником?
Задание 2. Попросите детей вспомнить сюжет жизни льва и сравнить его с памятником:
Задание 4. Задайте детям проблемный вопрос: «почему памятник был перенесен в Монрепо?
Задание 5. Предложите детям поразмышлять: « Название памятника » „лев он сочетается с его образом !“
Задание 6 (выполняется совместно с воспитателем). Предложите воспитанникам измерить длину своего обычного шага. Попросите их:
Приложить свою ступню на отпечаток следа льва.
После того как дети выполнят задание, обсудите с ними полученные результаты.
Примечание: после выполнения заданий рекомендуется провести с воспитанниками сбор природных материалов на территории парка для дальнейших занятий в детском саду. Это могут быть опавшие листья, веточки, шишки и т. д.
Последующая работа — дополнительные задания
Предложенные задания можно проводить в детском саду или дома.
Рисование по произведению «Где обедал воробей в зоопарке у зверей»
Создание книжки-малышки «Лев - царь зверей»
Рисование по произведению может проводиться во время самостоятельной деятельности детей.
Покажите воспитанника презентацию, фильм . предложите создать свою книжку в картинках про Льва.
Обсудите с детьми, какие события могут быть изображены на рисунках. Они могут самостоятельно выбрать эпизоды, которые им запомнились больше всего, и нарисовать их. Из готовых рисунков, составьте вместе с воспитанниками книжку в картинках.
2. Практическое задание «Создаем раскраски „льва“ для детей младших групп»
Предложите детям самостоятельно создать раскраски по теме сказки для воспитанников младших групп. Обсудите, какие сюжеты и каких персонажей можно изобразить на шаблонах. Приступайте к созданию шаблонов для будущих раскрасок. Итогом работы станет выставка самодельных раскрасок «льва».
3. Практикум «как живет лев?»(произведение «Где обедал воробей, в зоопарке у зверей…»)они могут слепить миску ,кость для льва ,клетку..
Подготовьте заранее материалы и оборудование: соленое тесто или пластилин; природные материалы (мелкие гибкие прутики длиной 4–5 см, желуди, шишки, сухие листья и пр.); вату; кусочки мягкой ворсистой ткани; перышки; мягкую проволоку; веревочки разной фактуры и длины.
Предложите детям слепить из пластилина или соленого теста льва-львенька, львица-львята Данные поделки можно использовать как игрушки или предметы-заместители в ходе игровой деятельности.
4. Презентация «Путешествие к памятнику Независимости „льва“»
После экскурсии к памятнику «льва» оформите презентацию. Используйте для этого фотографии, сделанные во время экскурсии, стихи, загадки, считалки, пословицы
Дошкольники, опираясь на презентацию, могут рассказать воспитанникам младших групп об экскурсии к необычному памятнику, своих впечатлениях и исследованиях.
5. Динамические паузы
Используйте стихи, скороговорки, загадки и считалки про льва, для проведения динамических пауз, а также физкультурных минуток, пальчиковой гимнастики. Данный материал поможет дошкольникам закрепить полученные по теме знания и не потерять к ней интерес. Динамические паузы следует проводить после статической нагрузки, чтобы предупредить утомление у детей.
Вывод
При помощи данного вида совместной деятельности дети лучше усваивают новый материал, узнают историю родного края. Экскурсия организована с учётом возрастных особенностей детей, их интересов, возможностей.