Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание старших дошкольников посредством квест-технологий»
Экологическое воспитание старших дошкольников посредством
квест-технологий
В период дошкольного детства формируется личность человека, его ценности к окружающему миру, закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям. Тем самым экологическое воспитание становится сложным педагогическим процессом. Поэтому педагоги должны постоянно развиваться и использовать в своей работе такие педагогические технологии экологического образования, которые будут способствовать осознанно – правильному отношению к природе.
Игра – это главное действие в жизни ребенка любого возраста. Именно поэтому игровая технология является доступным способом познания окружающего мира. Особенно интересным и эффективным видом становится игра, которая предлагает условия, где дети могут изменить формы поведения и деятельности во взаимодействии, и с интересом и увлеченностью решать поставленные задачи. Это и есть квест-игры.
В переводе с английского «квест» - это приключенческая игра, поиск, требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. ФГОС ДО требует использования в образовательном процессе технологий деятельного типа. А главное преимущество квеста в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
Квест – это командная игра, а такие игры учат дружить и помогать окружающим. Суть игры проста – команды выполняют различные задания, перемещаясь по точкам (станциям). Особенность такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, а это является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Для того чтобы эффективно организовать экологические квесты, следует придерживаться определенных принципов:
- доступность и наличие видимого конечного результата
- дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого);
- систематичность задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными;
- эмоциональная окрашенность заданий игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
- расчёт времени следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес;
- разнообразие детской деятельности во время прохождения квеста (в содержание сценария необходимо внедрять разные варианты заданий и подсказок: двигательные упражнения, спортивные эстафеты, загадки, вопросы, ребусы, пазлы, лабиринты, логические таблицы, ориентировка по схемам, математические упражнения, подсказки в виде моделей и схем, творческие задания, игры «Найди отличия», «Что лишнее?», «Разложи по порядку» и так далее. Порядок проведения квест-игры имеет три формы:
- линейная (этапы выполнения заданий идут друг за другом);
- кольцевая (начинается и заканчивается в одной и той же точке, а вот прохождение станций может идти в разном порядке, не как в линейной, только в определенной последовательности);
- штурмовая (участники получают задачу, подсказки для её решения, но пути решения выбирают сами).
Основные задачи, которые решают экологические квесты:
- формировать у детей элементарные экологические знания; - расширять экологический кругозор дошкольников;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- подвести воспитанников к выводу, что природа бесценна;
- повысить педагогическое мастерство воспитателей, создать атмосферу творческого поиска в подборе наиболее эффективных форм и методов работы с детьми в экологическом воспитании.
Эффективнее всего проводить экологические квест-игры на участке в ДОО, можно даже включить все помещения детского сада и сотрудников, так детям предоставляется широкое поле деятельности.
Примерные тематики и названия эко-квестов:
- «В гостях у Волшебницы воды»;
- «Путешествие на ферму»;
- «Маленькие хранители природы»;
- «Юные следопыты»;
- «Помощь Тётушке Сове»;
- «Путешествие по страницам Красной Книги»;
- «Экологическая кругосветка»;
- «В поисках летних цветов»;
- «Спасем природу»;
- «Хранители леса» и другие.
Роль педагога в игре - направлять детей на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
Квесты помогают реализовать принцип сотрудничества. Сама форма квест-игры предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми. В ходе квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых.
При организации таких игр создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность.
Квест-технология оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым и игровым.