Просмотр содержимого документа
«Экологический рейд ко Всемирному Дню охраны окружающей среды «Мой посёлок-мой дом».»
Экологический рейд ко Всемирному Дню охраны окружающей среды «Мой посёлок-мой дом».
Цель:
создание условий и эмоционального настроя для формирования экологической культуры дошкольников.
Задачи:
Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения на природе.
Закрепление знаний о взаимосвязях между объектами природы, а также между природой и человеком на основе конкретных правил поведения.
Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, любовь и заботливое, неравнодушное отношение к природе.
Предварительная работа:
Ежедневные наблюдения за природой на прогулках; беседы; чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, альбомов, обучающих картинок; отгадывание загадок, разучивание стихотворений, трудовая деятельность на участке и в уголке природы; рисование, аппликация, конструирование по теме; дидактические игры, викторина.
Беседа:
- Ребята, вы, конечно, знаете, что Земля это наш общий дом. Она нужна всем: растениям, животным, птицам, насекомым, и конечно же, людям. Наш родной дом – наша Россия. Чтобы она всегда оставалась такой красивой, мы должны её беречь, любить, охранять и заботится о ней.
- Послушайте стихотворение Н. Рыжовой «Если в лес пошёл гулять»:
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять,
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
- Ой, кто-то стучится (из-за двери воспитатель достаёт игрушку галчонка со свёртком в клюве). Здравствуй, галчонок! Ты хочешь позвать нас на прогулку? Ребята, галчонок предлагает вам стать командой спасателей природы, пройти с рейдом по территории детского сада, определить состояние деревьев, кустарников, цветов на клумбах, отметить всё хорошее и плохое в состоянии природы, а чтобы нам было легче, галчонок составил план – карту по которому мы совершим нашу экскурсию и где отметим все свои замечания. Как всегда выходя на природу, мы возьмём с собой перчатки и мусорные мешки. Ну что ж, юные спасатели природы, в путь!
Ход .
- Начнём осмотр с нашего участка. Вот на карте у галчонка он изображён в самом верху, а уже от него идут стрелочки к другим участкам. Возьмите бинокль (дети прикладывают к глазам пальцы, соединённые кольцом) и внимательно посмотрите вокруг. Для начала, скажите, как вы оцениваете чистоту на участке (нет ли мусора, ломаных игрушек, фантиков и др.). Теперь посмотрите на деревья. В каком они состоянии? Саша и Лиза заметили сломанные ветки. Давайте нарисуем ветку на карте напротив нашего участка. Это будет обозначать, что нам с вами нужно следить за сохранностью деревьев.
У своей Земли родной Мы прощения попросим, Чтоб простила нам Земля Наши скверные дела.
Ветки нам нельзя ломать, Мы должны все это знать, И природу охранять!
Теперь посмотрите, как наши клумбы подготовлены к зиме. Да, девочки, с помощью родителей их пропололи от сорняков, очистили от мусора, стебли с семенами оставили для того, чтобы созревшие семена, упав на землю, проросли весной. Значит, на клумбах у нас порядок.
А как вы думаете, почему вот здесь трава густая и высокая, а здесь её почти нет совсем. Правильно, в этом месте все ходят по тропинкам, и трава растёт свободно, а здесь играют дети, вытаптывают растительность. Но наш участок предназначен для детских игр и прогулок, поэтому травы здесь много и не должно быть. А вот старый пенёк. Нужно ли его убрать? Хорошо, давайте оставим, ведь играть он нам не мешает, но служит домом для муравьёв, жучков, разных личинок. Как вы оцениваете состояние нашего участка, что у нас хорошо, что плохо, на что надо обратить внимание ? Молодцы, ребята! Вы следите за чистотой, стараетесь не навредить растениям, насекомым, птицам. Только, как настоящие спасатели природы, следите за тем, чтобы никто не ломал ветки на деревьях. А вот как себя вести на прогулке в парке, в лесу, мы сейчас вспомним.
Игра «Разрешается – запрещается».
Воспитатель задаёт вопросы. Если ответ «разрешается» - дети хлопают в ладоши, если «запрещается» - топают ногами.
Разжигать костер в лесу… Ловить белку и лису… Свежим воздухом дышать… Всякий мусор оставлять…
От мамы, папы убегать… Цветы топтать… В водоем бутылки бросать… На пеньке для животных, угощенье оставлять…
- Давайте заглянем в карту и определимся, куда наша команда двинется дальше. Вот стрелочка и тут написана загадка:
Прилетает в гости к ней
Стайка алых снегирей.
По ветвям они снуют,
Красны ягоды клюют.
Правильно, значит, на следующем участке у нас должна расти рябина. Пойдёмте по стрелкам, а вот и участок младшей группы, и на нём действительно растёт рябина. Посмотрите, какие красивые грозди висят на ветках! А какая польза от этого дерева? Конечно, голодной зимой птицы смогут полакомиться этими ягодами. Посмотрите – у корней дерева земля не вытоптана, червякам легко её рыхлить, влаге от дождей легко поступать к корням и питать дерево. Это очень хорошо. Малыши – молодцы! А я знаю народные пословицы и приметы про рябину:
- В лесу много рябины – осень будет дождливой.
- Поздний расцвет рябины – к долгой осени.
- Если алой рябины много уродилось, осень будет сырая, если мало – сухой.
- Нет рябины – и осень не осень.
Какие ещё деревья растут на этом участке, в каком состоянии кусты, ухожены ли клумбы, есть ли скворечники и т. д.?
(По аналогии дети осматривают другие участки, отмечают положительные моменты, неполадки зарисовывают напротив изображения участка на схеме. После осмотра второго участка проводится игра «Отвечаем быстро».
– Какие животные меняют на зиму окраску. (Заяц, белка)
– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
– Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла)
– Какое животное называют «кораблём пустыни»? (Верблюд)
– Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло).
После осмотра третьего участка – подвижная игра «К берёзе (яблоне, осине, рябине, ели, тополю) беги!».)
- Молодцы, команда спасателей природы! Вы провели большую работу. А в группе мы с вами нарисуем запрещающие экологические знаки и всё, что сегодня увидели, что вам понравилось, чему вы удивились. Я надеюсь, что вы останетесь верными друзьями природы, будете её любить и оберегать.