Просмотр содержимого документа
«Эко-тур «Следопыты зеленого мира. Этот жужжащий, летающий, ползающий мир»»
Конспект эко-тура по территории детского сада.
Тема: «Следопыты зеленого мира. Этот жужжащий, летающий, ползающий мир»
с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: В увлекательной форме (экскурсия по эко-тропе) познакомить дошкольников с миром насекомых. Задачи: 1. Познакомить детей с существенными признаками насекомых, развивать умения делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между природными объектами.
2.Систематизировать знания по экологии, формировать целостное представление о природных явлениях, взаимосвязях объектов живой и неживой природы. 3. Развивать интерес к насекомым, желание узнать о них интересную информацию, нацелить детей на предстоящую конференцию на тему насекомых. 4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому на Земле.
Оборудование: лупа, иллюстрации с насекомыми, карта путешествия.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильма о жизни насекомых в природе; продуктивные виды деятельности (лепка, аппликация, конструирование), заучивание стихотворений.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Ответы детей: Лето
Педагог: Почему мы стали видеть летом много птиц на нашем участке, чем весной или зимой?
Ответы детей: Появились насекомые, которыми они питаются …
Педагог: Вы знаете, ребята, насекомые - самые древние и многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились много-много миллионов лет назад и отлично приспособились к жизни на Земле. Мы сегодня с вами отправимся в путешествие по нашей экологической тропинке, чтобы увидеть насекомых. Ведь они такие маленькие, что трудно их разглядеть и заметить, для этого мы должны с вами взять все необходимое. Что надо взять с собой для путешествия, чтобы рассматривать насекомых?
Ответы детей: Лупу.
Педагог: А еще у меня есть карта с обозначением наших остановок.
1. Остановка «Роща» Это место, где растут деревья, здесь много тени и можно встретить:
Он работник настоящий, Очень, очень работящий. Под сосной в лесу густом Из хвоинок строит дом. (муравей)
Вопросы:
- Из чего построен муравейник?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть сосновую и еловую хвою, и попробовать определить, какую хвоинку муравью легче донести до муравейника.
- Давайте определим, с какой стороны света от дерева находится наш муравейник.
Чтение стихотворения :
Муравей
Заблудился муравей Средь травы высокой. Помоги ему скорей Выйти из осоки. Ждет давно его семья, Муравьиха плачет. Муравьята – сыновья, Тоже слезы прячут. И вздыхает муравей: «Где мой муравейник?». Нет с ним рядом сыновей, Впереди – репейник. Муравья – к семье, домой, Отнеси бедняжку. И подружатся с тобой Муравьи – трудяжки.
Педагог: загадывает загадку:
Ползет такая крошка-
Одна нога и рожки,
По тоненькой травинке,
Спиральный дом на спинке.
По листику, цветочку,
По камню, по песочку,
По тротуарной плитке
Ползет, ползет … (улитка).
Находим под листьями растений улитку.
Ребята, а как вы думаете, улитка, это насекомое?
Ответы детей.
Педагог: Улитки – не насекомые, это моллюски и питаются они растениями.
На язычке улитки находятся сотни маленьких зубов, которыми она срезает листики и перемалывает их. Обычно кормиться улитка выходит ночью.
Улитка очень любит воду и поэтому в дождь их очень много выползает из травы и камней, где улитки прячутся в сухую погоду.
В жару улитки прячутся в свои раковины, а на зиму закапываются в почву и спят там до весны. Просыпаются улитки, как только весной потеплеет на улице.
У улитки есть длинные и короткие рожки – это щупальца.
На длинных рожках находятся глаза, поэтому не стоит улитку тыкать пальчиками в эти рожки, ведь это улиткины глаза.
Маленькие рожки – это усики, которыми улитка нюхает.
При возникновении опасности улитка прячет все свои усики – щупальца.
А как же ползает улитка, если у нее нет ног?
Оказывается, что вся нижняя часть тела – это и есть одна улиткина нога с широкой плоской подошвой. Из ноги улитки вытекает липкая жидкость, с помощью которой она удерживается на поверхности, когда ползет.
Свой домик-раковину улитка таскает с собой на спине и при любой опасности прячется в ней, но такой домик очень легко сломать, если наступить на него ногой.
У улитки и без человека достаточно врагов: мыши, ежи, лягушки, птицы и хищные насекомые.
Чтение стихотворения :
Улитка
Носит домик на себе Каждый день улитка, И не нужен ей забор, Не нужна калитка. Где б улитка не была Чтобы не случилось, Раз, секунда и она Дома очутилась. Если вдруг зашла к кому Можно задержаться, Ей не нужно в темноте К дому пробираться. У улиток нет проблем Каждый день веселье, Где присядет отдохнуть Там и новоселье!
2. Остановка «Полянка»
Педагог предлагает детям найти насекомого на поляне.
Вопросы:
- Кого вы увидели на поляне? (кузнечика)
- Вы его быстро нашли? А почему? (обратить внимание на окрас насекомого).
Практическая деятельность: рассмотреть длину передних и задних лап.
Вопросы:
- Как вы думаете, если у кузнечика передние лапы короче задних лап, как ему легче передвигаться? (ответы детей)
- Каких животных вы знаете, у которых передние лапы короче задних? (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям изобразить движения кузнечика.
Физкультминутка «Кузнечики»
Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики! Прыг – скок, прыг – скок, сели, Травушку покушали, тишину послушали, Выше, выше, высоко! Прыгай на носках легко!
3. Остановка «Маша и Медведь» (цветник)
Вопросы:
- Кто сидит на цветах? (пчела)
- Как пчелы собирают пыльцу?
- Почему пчелы имеют такую яркую окраску? (они предупреждают: не подходи, ужалю!)
Практическая деятельность: С помощью лупы дети рассматривают пыльцу на лапах пчелы.
Кто из насекомых еще любит обитать среди цветов?
Она ярка, красива. Изящна, легкокрыла. Сама похожа на цветок И любит пить цветочный сок. (бабочка)
- Как вы думаете, почему нельзя ловить бабочку и трогать ее крылья.
- Ребята, как бабочка использует свою окраску?
4.Остановка «Искусственный водоем»
Педагог: Ребята, а это заключительная остановка. Этот уютный уголок появился у нас несколько дней назад. Что вы здесь видите?
Ответы детей: Водоем с черепахами.
Педагог: Сюда –к воде любят прилетать стрекозы. Как вы думаете, почему стрекоза сидит около водоема?
Педагог предлагает сравнить передвижение насекомого с воздушными видами транспорта: самолет, вертолет.
Ответы детей: У стрекозы 4 крыла как у вертолета. Она сразу поднимается вверх.
Педагог: Ребята, вы должны знать, что есть опасные насекомые и усвоить правила поведения при встрече с ними: Если поблизости пчела, оса, шмель - нельзя размахивать руками. Надо отойти в сторону и вести себя спокойно. Открытые участки тела обрабатывают специальными средствами от укусов насекомых (с помощью взрослых). Если всё же тебя укусила, например, пчела – надо немедленно обратиться за помощью к взрослым (родителям, воспитателям).
Ребята, а как вы думаете, что будет если насекомые вдруг исчезнут? (погибнут растения и многие животные) Правильно, ведь в природе всё взаимосвязано – одни не могут жить без других. Насекомые - это часть природы, так же как и мы с вами. Поэтому всё живое на Земле надо беречь и охранять!
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что нового вы сегодня узнали? Я надеюсь, что вы заинтересовались миром насекомых и своими наблюдениями обязательно с нами поделитесь.