-отрабатывать речевую и пластическую выразительность образа с помощью мимики, жестов, интонации;
-формировать представления о честности, справедливости, доброте;
-воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости.
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций сказки, прослушивание фонограммы с записью сказки в исполнении профессиональных артистов, самостоятельная игровая деятельность с театральными куклами.
Материал и оборудование: костюмы лисы и волка, бабки, деда, повозка, рыба, дом, деревья, пруд, модели к сказке.
Ход драматизации сказки
(Дети под музыку заходят в музыкальный зал и садятся на стулья)
Воспитатель: Здравствуй, волк. Зачем ты к нам пожаловал, да ёщё и с мешком?
Волк. Я хочу рассказать вам мою историю, а помогут мне мои модели.
(Волк вытаскивает из мешка модели и с помощью взрослого прикрепляет их на доске).
Воспитатель: Дети, а мы с вами уже знакомы с этой историей. Скажите, где мы её уже слышали? (Ответы детей: мы читали такую сказку «Лисичка-сестричка и волк»).
Воспитатель: Дети, значит, волк пришёл к нам из этой сказки! (Воспитатель удивляется)
- Волк, если ты не против, то дети могут помочь тебе рассказать основные фрагменты твоей истории применяя модели. (Волк соглашается)
(Дети по очереди дают названия основным фрагментам истории волка).
1. «Жили-были дед да баба»
2. «Дед на рыбалке»
3. «Встреча лисы и старика»
4. «Хитрая лиса»
5. «Встреча лисы и волка»
6. «Волк на рыбалке»
7. «Побитый волк и хитрая лиса»
Воспитатель: Дети, вот и помогли мы волку вспомнить основные фрагменты его истории. Но было бы ещё интересней, если бы мы с вами её сыграли. Вы согласны? (Дети соглашаются)
Сказочник.Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:
Дед. Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой.
(Дед едет на рыбалку, забросил удочку в прорубь и ловит рыбу)
Сказочник.Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед подошёл к лисичке, а она не шевельнётся, лежит себе как мёртвая. (Осматривает её)
Дед. Вот будет подарок жене.
Сказочник. Взял лисичку и положил на воз, а сам пошёл впереди.
- А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Выбросила всю рыбку и сама ушла.
Дед. Ну, старуха, какой воротник привез я тебе на шубу!
Бабка. Где?
Дед. Там, на возу, — и рыба и воротник.
Сказочник. Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы — и начала ругать мужа:
Бабка. Ах, ты, еще вздумал меня обманывать!
Дед. Значит, лисичка-то была не мертвая.
Сказочник. Погоревал, погоревал, да делать-то нечего. (Качает головой).
(Дед и баба уходят в домик)
- А лисичка собрала всю рыбу в кучку, уселась на дорогу и кушает.
(Выходит волк под музыку и подходит к лисе)
- Увидел лису серый волк и решил подойти к ней.
Волк. Здравствуй, сестрица!
Лиса. Здравствуй, братец!
Волк. Дай мне рыбки!
Лиса. Налови сам, да и кушай.
Волк. Я не умею.
Лиса. Я же наловила! Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика! Ловись, рыбка, и мала и велика!» Рыбка к тебе сама на хвост нацепится. Да, смотри, сиди подольше, а то не наловишь.
Сказочник. Волк и пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и приговаривает:
Волк. Ловись, рыбка, и мала и велика!
Ловись, рыбка, и мала и велика!
Сказочник. А вот и лиса прибежала посмотреть, как он рыбку ловит. Ходит около волка да причитывает:
Лиса. Ясни, ясни на небе звёзды!
Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!
Волк. Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?
Лиса. То я тебе помогаю.
Сказочник. А сама твердит:
Лиса. Мёрзни, мёрзни, волчий хвост! (Убегает)
Сказочник.Долго-долго сидел волк у проруби, целую ночь не сходил с места, хвост его и приморозило; пробовал было приподняться; не тут-то было!
Волк. «Сколько рыбы привалило — и не вытащишь!»
Сказочник.Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, увидев серого:
Бабы. Волк, волк! Бейте его! Бейте его!
Сказочник.Прибежали и начали колотить волка — кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.
Волк. «Уж я тебе отплачу, сестрица!»
Сказочник.Тем временем, лисичке захотелось ещё чем – нибудь поживиться. Забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу:
Волк. Так-то ты меня учишь рыбу ловить? Меня всего исколотили!
Лиса. Эх, братец! Меня больней твоего прибили: я насилу плетусь. (Притворяется)
Волк. Ну ладно, садись на меня, я тебя довезу.
Сказочник.Лисичка села ему на спину, он её и повёз. А лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:
Лиса. Битый небитого везёт,
Битый небитого везёт!
Волк. Что ты, сестрица, говоришь?
Лиса. Я, братец, говорю: «Битый битого везёт».
Волк. Так, сестрица, так!
Сказочник. Больше волка в этих краях никто не видел.
Воспитатель: А сейчас всех героев прошу выйти на поклон. А ты волк, в следующий раз не будь таким доверчивым!
Воспитатель: Всем спасибо!
Итог мероприятия
Уважаемые коллеги, сегодня состоялся открытый просмотр драматизации русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк» с применением метода моделирования.
Моделирование — один из методов познания мира и окружающей действительности. Модель — это копия реального объекта, обладающая его основными характеристиками и способная имитировать его поведение.
В МДОУ «Детский сад 44» моделирование применяется повседневно при проведении НОД, дидактических играх, самостоятельной деятельности и т.д. Для этого педагогами были разработаны следующие картотеки:
1. Картотека моделей к сказкам.
2. Картотека моделей к рассказам.
3. Картотека моделей к непосредственно – организованной
образовательной деятельности с детьми.
4. Картотека моделей к игровой деятельности с детьми.
5. Картотека моделей к потешкам и стихотворениям.
Все эти картотеки представлены здесь и вы можете с ними ознакомиться и воспользоваться в случае необходимости.
Данные модели могут быть применены педагогами младших и средних групп в процессе ознакомления с художественным произведением русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк». Педагоги старших групп могут воспользоваться ими при драматизации сказки, для дидактических игр «Составь предложение», «Закончи сказку» и др.
Применение метода моделирования в работе с художественным произведением в средней группе №6 проходило в несколько этапов:
1. Первоначально дети были ознакомлены со сказкой. После чего способность к замещению героев формировалась в игре «Посмотри картинку и найди замену» (герои сказки - это геометрические фигуры). Взрослыми была оказана помощь в изготовлении моделей, после того как дети нашли им замену.
2. Затем дети использовали данные модели в драматизации русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк» и им помогли устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса рыжая, волк чёрный, и т. д.). Также дети ориентировались на внешние признаки объектов. В данном случае на качественные характеристики объектов (злой, добрый, хитрая и т. п.).
Сегодня, при просмотре драматизации русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк» метод моделирования был применён в процессе вспоминания основных эпизодов истории волка. Так как метод моделирования применяется нами постоянно, то дети легко ориентировались по моделям.
Предложенные модели соответствовали следующим требованиям:
1. Достаточно полно отражали особенности и сущность объектов.
2. Объекты были представлены в упрощённом виде, но с допустимой степенью простоты для драматизации сказки.
3. Была дана возможность перехода от модельной информации к реальной.
Используя в своей работе опорные схемы, мы учим детей добывать информацию, проводить исследования, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения. Анализируя материал и графически его обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, воображение, мышление, речь, что положительно сказывается на результативности педагогической работы.