Воспитывать у детей интерес к математическим играм, доброжелательные отношения друг к другу, взаимопомощь.
ХОД:
Ребята, сегодня в гостях у нас Маша, вы узнали с какого мультфильма она пришла к нам в гости («Маша и Медведь») – слайд №1
Она очень хочет узнать, что такое блоки Дьенеша – слайд №2.
Ребята давайте мы расскажем, что вы знаете о них, поиграв в игру «Чудесный мешочек». (Дети на ощупь выбирают блоки и рассказывают о блоках)
Игра «Чудесный мешочек»
Ребята, а может мы вместе с Машей отправимся в чудесную страну, где они живут? Ну что ж отправляемся в путь. А на каком транспорте мы поедем узнаете, когда отгадаете загадку.
Загадка.
Дом с тремя крылечками
Ездит с человечками – (слайд №3)
Правильно –автобус, а скажите это какой вид транспорта? (Наземный)
Что нам нужно для проезда в автобусе? (купить билеты) (Билеты-кодированные блоки, на стульях соответствующие геометрические фигуры)
Игра «Найди свое место в автобусе» - (слайд №4)
Песня «Мы едем, едем, едем…»
Ой, дальше непроходимые болота, как же нам быть? – слайд №5
Ребята, теперь наш путь мы продолжим по необычной дорожке, которую мы должны построить из этих кирпичиков, на которых изображена подсказка. («Домино»)
Игра «Волшебная дорожка»
Вот мы и попали в страну блоков Дьенеша. Обратите внимание здесь всё из блоков.-слайд №6
А давайте мы тоже что-нибудь сконструируем для этой страны.
Выставка детских работ.
На улице заканчивается день и начинает темнеть. Наступает какое время суток? (вечер) – слайд №7
Давайте возвращаться обратно. А как мы вернемся? (предложения детей).
Теперь Маша побывала в стране блоков Дьенеша и обязательно поделится своими впечатлениями с другом Мишей. А давайте сделаем подарок для Маши и Миши и подарим им целую коробку блоков Дьенеша.
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе
Ход занятия
Сюрпризный момент « Письмо от лесных жителей»
Воспитатель: Дети сегодня в нашу группу пришло письмо, давайте откроем его и прочитаем что в нём написано (воспитатель открывает письмо и зачитывает его содержание, в котором лесные жители приглашают детей в гости на лесную опушку).
Воспитатель: Ну что ребята, отправимся в гости, на лесную опушку?
Чтобы попасть в осенний лес без волшебства не обойтись, давайте все вместе закроем глаза, а я произнесу волшебные слова
(«Мы закроем все глаза, чтоб увидеть чудеса. 1-2-3- в осенний лес попади»).
Воспитатель: Ребята, слышите мы уже вошли в лес (звучит звукозапись « шум леса»). Давайте остановимся и внимательно послушаем какие в лесу раздаются звуки.
Дети: мы слышим как шумят деревья, поют птицы.
Воспитатель: Вот перед нами осенний лес.
- Какие деревья растут в лесу? (ответы детей - береза, клен, ель)
Ребята, давайте присядем на полянку-коврик.
Вот и первое препятствие-задание:
1 задание:
а) Посчитайте, сколько листьев на:
- березе (ответы детей - 5 листочков)
- клене (ответы детей - 4 листочка)
б) Какого цвета листья:
-на березе (ответы детей - желтого)
- на клене (ответы детей - красного)
2 задание«Сравни количество листьев на деревьях»
а) На каком дереве больше листьев на березе или клене? (ответы детей - на березе)
б) Как сделать, чтобы листьев было поровну? (ответы детей - убрать или прибавить лист)
- Посмотрите как красиво в осеннем лесу. Как много лежит листьев на земле.
- Почему они лежат на земле, вы ребята знаете?
- Дети давайте поиграем с ними, но сначала я предлагаю посчитать листочки.
3 задание «Счёт листьев»:
- Эвелина, собери 2 дубовых листочка.
- Амир, 3 кленовых листочка.
- Реналь, 3 рябиновых листочка.
- Маруся, 4 берёзовых листочка.
- У кого больше листьев?
- У кого меньше листьев?
- У кого листьев поровну?
Игра с листочками.
Воспитатель: Возьмите по одному листочку и устроим листопад (дети вместе с воспитателем считают до 5 и бросают листья вверх).
Дети садитесь на стулья.
Воспитатель: Как вы думаете, для кого пригодятся листья в холодную зиму?
- Правильно для ежа, чтобы он укрылся ими и не замёрз в холодную зиму. А теперь давайте сложим все листья в корзинку для ежа.
Работа с раздаточным материалом - составление бус из грибов.
Дети садятся за столы на свои места. На столах для каждого ребёнка лежит набор раздаточного материала, состоящий из 3 больших грибов и 3 маленьких грибов.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете чем богат осенний лес? Что собирают осенью в лесу?
- Правильно, осенний лес богат различными грибами, которые мы сейчас будем собирать и делать из них бусы. Для этого я вам раздала ниточки, на которые вы будете нанизывать грибы в определённом порядке: большой, маленький, большой, маленький, большой гриб.
- Ребята, как вы думаете, для кого понадобятся эти запасы на зиму?
- Правильно для белочки.
Физкультминутка:
Шел один я по дорожке (дети маршируют и показывают один палец).
Шли со мной мои две ножки (дети продолжают маршировать и показывают два пальчика).
Вдруг навстречу три мышонка (дети остановились и показывают три пальца).
Ой, мы видели котенка (обхватывают лицо руками и качают головой).
У него четыре лапки (показывают четыре пальца),
В лапках острые царапки (показывают как царапается котенок)
1-2-3-4-5 (считают и загибают пальцы руки)
Надо быстро убегать (бегут на месте).
Воспитатель: Ребята, какие животные спрятались в осеннем лесу? (ответы детей - белка, еж, зайцы)
-Сколько всего животных мы видим? (ответы детей - всего 3 животных)
4 задание «Ориентация в пространстве»
Воспитатель: Где находятся животные? (активизировать индивидуально троих детей)
а) белка на дереве
б) заяц за пеньком
в) еж под деревом.
Воспитатель: Ребята, вы все справились с заданием, идем дальше.
(включит звук ручья)
Воспитатель: - Вы слышите, что это? (дети отвечают)
Да, это речка. Ребята, посмотрите, кто-то напроказничал - и набросал фигурки в речку. Давайте мы с вами фигуры соберем в корзинки.
5 задание «Соберите фигуры по форме в корзины» (использовать блоги Дьенеша- квадраты и треугольники).
Воспитатель: Ребята, молодцы! Теперь фигуры не будут мешать течь речке.
Лесная опушка
Воспитатель: Дети наконец-то мы пришли на лесную опушку, посмотрите сколько здесь зверей! ( Дети приветствуют зверей, рассказывают им как они добирались до опушки).
Воспитатель: Наши лесные жители очень рады, что вы пришли к ним в гости, но нам пора обратно в детский сад.
( Дети прощаются с лесными жителями).
В.: Если на деревьях листья пожелтели
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе по сюжету русской народной сказки "Колобок".
Цель: развивать математические и сенсорные представления у детей.
Задачи:
Образовательные:
-продолжать учить
-учить узнавать предмет по его силуэту;
-анализировать и вычленять, что (кто) лишнее в группе предметов, учить находить нарушенную закономерность;
-закреплять умение различать и правильно называть геометрические формы : круг, квадрат, треугольник ,прямоугольник, узнавать данные фигуры в блоках Дьенеша, несмотря на различие в цвете и величине
Развивающие:
-развивать слуховое внимание, мелкую моторику, зрительную память и логическое мышление
-стимулировать речевое развитие, закреплять умение согласовывать прилагательные и существительные в роде и падеже.
Воспитательные:
создать положительный настрой, формировать у детей элементарные представления о доброте, взаимопомощи и дружбе.
5.Картина с пятью видами грибов: подосиновик, белый, мухомор, опята, лисичка.
6. Блоки Дьенеша, схемы к ним.
7.Счетный материал и математические карточки на каждого ребенка.
Предварительная работа:
-Повторение сказки «Колобок».
-Игровые упражнения с блоками Дьенеша.
-Работа со счетным материалом на математических карточках.
Ход НОД:
Вступление:
Воспитатель:
Ребята, сегодня утром я встретила одного сказочного героя. Он сказал, что очень хочет с вами встретиться и рассказать очень интересную историю. А вы хотели бы с ним встретиться?(Да)
А вот и он…
(Выставляю на стол колобок квадратной формы).
Здравствуйте, дети я –колобок! (Дети удивляются, смеются, высказывают свои впечатления)
Что-то не так? Почему вы смеетесь? (Колобок такой не бывает. Он в сказке круглый, катится.)
(Из-за квадратного колобка появляется колобок круглой формы)- (Он от бабушки и дедушки укатился)
Все ясно, он решил над нами пошутить!
Колобок, ребята, очень веселый, любит шутки, он любит загадывать загадки и отгадывать их.(А мы любим разгадывать загадки).
Сегодня он расскажет вам свою сказку, но будьте внимательны, так как колобок может ошибаться, а вам нужно исправить его ошибки. Готовы? (Да. Мы готовы).
Основной этап.
1 задание «Угадай по силуэту».
Попробуйте догадаться, каких зверей я вам сейчас покажу. (Показываю черный силуэт зверей):
-волк;
-лиса;
-заяц;
-лошадка;
-медведь.
(Дети узнают и называют :это волк, лиса, заяц, лошадка, медведь.)
Но в сказке колобок встречался не со всеми этими животными. Кто лишний? (Колобок не встречал в сказке лошадку. Она здесь лишняя.)
Правильно.
Вспомните кого повстречал колобок в лесу первым. (Колобок встретил первым зайчика). А заяц ему говорит: «Колобок, колобок, если ты не выполнишь мое задание, то я тебя съем.»
Давайте поможем колобку!
2 задание «Работа со счетным материалом на индивидуальных математических полосках».
Детям дается задание: положить на верхнюю полоску карточки 5 морковок, а на нижнюю-столько же. Сколько морковок положим на нижнюю полоску? Их поровну. Как вы узнали.
Спасибо ,ребята! Покатился колобок дальше.
Загадка-шутка.
А кого дальше встретил колобок? Показываем картинку льва.(Дети смеются).Это шутит колобок, конечно он встретил волка. Волк тоже загадал загадку колобку.
3 задание «Исправь ошибку».
Найди, что здесь неправильно.(Нарушена последовательность, исправляем-елка, гриб, цветок, елка, гриб, цветок, елка, гриб, солнышко.)
Молодцы! Помогли колобку справиться с заданием волка.
«Отгадай, кого встретил колобок после волка?» Катится колобок дальше и видит…Кто-то худенький, низенький, беленький, шустрый. Колобок , дети, говорит, что это медведь.(Дети смеются, спорят с колобком, высказывают свои мнения).
Наших ребят, колобок не проведешь, ведь он знают, что медведь:
-не худенький, а (толстый, жирный)
-не низенький, а (высокий)
-не шустрый, а (неуклюжий, медлительный)
-не беленький, а (бурый).
Пока мишка придумывает задание, мы немного отдохнем.
Физкультминутка.
Мишка шел ,шел шел
Белый гриб нашел.
Раз грибок, два грибок,
Три грибок,
Положи в кузовок.
(Декламируя стихотворение, дети вместе с воспитателем имитируют движения медведя: идут, нагибаются, кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)
4 задание-игра «Пятый лишний».
Медведь предлагает поиграть в игру «Пятый лишний». Выставляю плакат.
Какие грибы вы видите?(Подосиновик, белый, мухомор, опята, лисичка).
А теперь нужно назвать, какой гриб «лишний»? и объяснить свое решение.(Я считаю, что «лишний» здесь мухомор, потому что все грибы съедобные, а он-нет. А я думаю, что «лишние» опята, потому что их 3, а всех остальных по одному. Молодцы! Оба ответа верные.
В русской народной сказке лиса съедает колобка, а вот у нашей сказки счастливый конец! Но лиса-то хитрая и тоже придумала нам задание. Справимся?
5 задание «Бусы для лисы».
Посмотрите, какой-то мешочек лежит. Давайте посмотрим ,что в нем находится? Ребята, что это? (Блоки, фигуры).Давайте сделаем для лисы красивые бусы, а взамен попросим отпустить колобка.
С помощью блоков Дьенеша сделаем бусы для лисы. Колобок благодарит нас и прощается с нами!
(Включаю запись с песней колобка!)Дети подпевают!
«Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен.
В печку сажен,
На окошке стужен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
И от тебя ,лиса, не хитро уйти!»
Заключительный этап.
Рефлексия: Ребята, какие вы молодцы! Никакого зверя не испугались, справились со всеми заданиями! Давайте с помощью силуэтов на фланелеграфе покажем последовательность всех, кого встретил колобок .Молодцы! И с этим заданием вы справились! Колобок очень рад, что мы попали в его сказку. А вам понравилось наше путешествие?(Ответы детей)/
НОД по ФЭМП в средней группе на тему «Транспорт»
Задачи
1.Упражнять в счете в пределах 5.
2. Продолжать учить сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый длинный.
3. Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольники.
Ход НОД.
1.Организационный момент
Встанем рядышком по кругу,
Скажем, здравствуйте друг другу.
Нам здороваться ни лень,
Всем привет и добрый день!
Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.
2. Мотивационный момент
Воспитатель:
.По улице нашей машины спешат
Детишек машины везут в детский сад
Кого- то машины везут на работу
кого –то на рынок, на дачу кого-то.
Воспитатель: Сколько машин едет по улице игрушечного города?
Дети: много
Воспитатель: А вас сколько? Много или мало?
Дети: много
Воспитатель: Можем ли сазу определить, больше машинок или нас?
Дети: нет не можем
Воспитатель: Что для этого нужно сделать?
Дети: взять каждому по одной машинке
Воспитатель: Возьмите по одной машинке
Воспитатель: Осталось 2 машинки.
начит машинок на 2 больше, а нас на 2 меньше.
Какой это вид транспорта? (Наземный)
Где машины едут? (по дороге)
3.Основная часть
Давайте с ними поиграем.
Пальчиковая гимнастика: «Гонки»
Раз, два, три, четыре, пять,
Возят машинку по каждому по пальчику вперед и назад,
начиная с большого пальца.
Можно гонки начинать.
Теперь то же самое, но начиная с безымянного.
По кругу, по кругу.
Вперед и назад,
Теперь - по кругу в одну и другую сторону.
Но пальцы машинку мою тормозят
Вновь катают машинку по пальчикам, которые
слегка согнуты.
Закрылись.
Сжимают кулак.
Машинка стоит в гараже,
И фары погасли, не светят уже.
Заглядывают в кулак.
Игровое упражнение «Строим дорожки».
Воспитатель: Я предлагаю вам построить для машинок дорожки из геометрических фигур
Какие фигуры лежит у вас на столе?
Дети: прямоугольники квадраты
Воспитательная первую полоску карточки положите столько фигур, сколько звуков вы услышите Воспитатель 3 раза ударяет по металлофону.
Дети выкладывают 3 красных прямоугольника друг за другом
(слева направо).
Воспитатель уточняет: «Сколько прямоугольников вы отсчитали?
Почему вы отсчитали столько прямоугольников?»
Воспитатель ударяет в бубен 4 раза. Дети аналогичным образом выкладывают дорожки на второй полоске карточки. 4 желтых квадрата
Каких фигур у нас больше?
Каких меньше?
А из каких фигур дорожка получилась длиннее?
А из каких короче?
А почему из прямоугольников получилась длиннее?
Воспитатель обращает внимание на дорожки и предлагает проследить их длину, проводя пальчиком слева направо. Дети рассказывают о длине дорожек, используя слова: короткая, длиннее, самая длинная.
Графическая работа на листах
Воспитатель:
А теперь мы нарисуем дорожки для наших машин
Прямую
Извилистую
Горную
Подвижная игра «Найди свой гараж»
Сначала наши машинки поедут. А в конце нам надо поставить их в гараж
Воспитатель на ковре составляет геометрические фигуры (гаражи): из обруча – круг, из физкультурных палок – квадрат, треугольник.
Воспитатель выясняет у детей названия геометрических фигур и их отличительные признаки. По сигналу они ставят свои машины в гаражи в соответствии с их номерами – геометрическими фигурами, нарисованными на руле. Воспитатель проверяет правильность выбора гаража и предлагает детям обосновать его.
4.Итог занятия
Ну, вот все автомобили в гараже
А вы скажите мне, пожалуйста, понравилось вам путешествие?
Что понравилось больше всего? Теперь уберите свои места и можете поиграть с машинками, построить им гаражи и дороги.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Задачи:
образовательные задачи: закрепить в речи существительное с обобщающим значением – одежда; расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состоит; совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных); активизировать речевую деятельность детей.
развивающие задачи: развивать фразовую речь; слуховое внимание, память на основе устойчивости и переключения; развитие мелкой моторики через зрительно-двигательную координацию; развивать сенсорно-перцептивную сферу на основе тактильных ощущений.
воспитательные задачи: воспитывать у детей познавательный интерес.