Просмотр содержимого документа
«Долгосрочный познавательный проект «Путь хлеба к нашему столу» в разновозрастной группе.»
МКДОУ»Верхнемамонский детский сад № 2»
Долгосрочный познавательный проект «Путь хлеба к нашему столу» в разновозрастной группе.
Выполнила: воспитатель
Волобуева Анна Сергеевна.
2016 г
Название проекта: «Путь хлеба к нашему столу».
Срок реализации: 1 месяц.
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Актуальность :расширение знаний и интереса детей к зарождению и развитию земледелия, выращиванию хлеба. Вовлечение родителей в совместную проектную деятельность.
Цель: создать условия для организации совместной деятельности детей, педагога и их родителей для формирования знаний дошкольников о том, что хлеб является ежедневным продуктом; откуда берется хлеб, как его производят, кто его растит и печет. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Задачи:
Воспитательные:
1.Знакомить детей со злаковыми растениями.
2. Дать представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека.
3.Привитие навыков коллективного взаимодействия и индивидуальной деятельности.
Образовательные:
1.Развивать познавательные способности детей.
2.Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов.
3.Активировать словарный запас дошкольников.
4.Развитие навыков связной речи.
5.Учить делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
6.Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности.
Развивающие:
1.Развивать любознательность, познавательные способности детей (внимание, мышление, память…) при совместной и индивидуальной деятельности.
2.Развивать творческие и интеллектуальные способности детей
Оборудование: Наглядный материал: открытки, фотографии и иллюстрации репродукции картин с изображением хлеба и процессов выращивания хлеба.
Стихи, загадки, литературные произведения о хлебе.
Информирование родителей о предполагаемом проекте;
Выявление знаний детей на данную тему;
Определение темы, цели, задач проекта;
Прогнозирование результатов;
Создание необходимых условий для реализации проекта;
Подготовка оборудования методических материалов для реализации данного проекта;
Определение содержания работы в этом направлении;
Организация развивающей среды;
Родители проинформированы о предлагаемом проекте;
Педагоги выявили знания детей на данную тему;
Определили темы, цели, задачи проекта;
Подготовили оборудование, методические материалы;
Определили содержание работы в этом направлении;
Родители помогли создать необходимые условие для реализации проекта;
Основной
2 недели
Дошкольное учреждение
Закрепить знания детей о том, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берется хлеб, как его производят, кто его растит и печет;
Проведение интегрированных занятий, дидактических игр по теме, игр ситуаций;
Чтение художественной литературы, стихов, загадок, пословиц, поговорок сказок;
Рассматривание картин, иллюстраций по теме;
Подбор мультфильмов на тему;
Творческая работа-рисование, лепка, аппликация;
Работа с родителями;
Сбор материала откуда берется хлеб?;
Создание в группе игрового уголка «Пекарня»
Составление творческих рассказов;
Организация ролевой игры «Колосок»
У детей формируется знания где и как растет хлеб, откуда берется хлеб, как его пекут;
Вместе с родителями дети оформили выставку поделок на тему «Хлеб – всему голова»
Каждый дошкольник создал рисунок, познакомился с новой техникой рисования;
Дети сотрудничали с педагогами, родителями и друг с другом;
Заключительный
1 неделя
Дошкольное учреждение
Обсуждение результатов проекта;
Проведение занятие – развлечение (викторина);
Создание в группе игрового уголка «Пекарня»
У детей появился интерес к труду хлеборобов, пекарей и кондитеров;
Дети научились бережно относится к хлебу, ценить чужой труд;
Дети научились сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения;
У детей значительно расширился словарный запас;
Научились составлять рассказы, используя распространённые предложения;
Оформили фотовыставку «Мы в пекарне»;
Создали игровой уголок «Пекарня»;
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Обоснование темы выбранного проекта, анализ предстоящей деятельности, актуальность, гипотеза:
Хлеб – величайшее изобретение человечества, общечеловеческий символ достатка и благополучия. История хлеба насчитывает более 15 тысячи лет.
Особенно любили и почитали хлеб в России. Очень часто он упоминается вкупе с такими основными понятиями, как жизнь, земля, Родина. За стол без хлеба никто не садился. Особое отношение к хлебу доказывают пословицы, сложенные народом о нем: «Не будет хлеба, не будет и обеда», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба каравай, так и под елью рай».
В давние времена к севу относились как к священному действу, готовились заранее: мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком выходили в поле.
В современном мире на смену ручному труду пришли машины, новейшие технологии и как следствие повысилась урожайность. Но отношение к хлебу изменилось. К сожалению можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, знают его древнейшую историю, понимают его истинную цену и поэтому берегут его.
Через проектную деятельность мы пытаемся изменить отношение детей и родителей к хлебу.
1. Организационно-подготовительный этап:
Познакомить детей с историей зарождения и развития земледелия (выращивание хлеба) .
Дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом; откуда берется хлеб, как его производят, кто его растит и печет.
Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Задачи:
1. Знакомить детей со злаковыми растениями.
2. Дать представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека.
3. Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину.
4. Уточнить знания детей о некоторых особенностях выращивания хлеба, о труде хлеборобов в настоящее время; о национальных сортах хлебобулочных изделий.
5. Развивать познавательные способности детей.
6. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов.
7. Обогащать словарный запас, упражнять в словообразовании.
• Подобрать педагогическую и детскую литературу, репродукции картин: "На пашне" с картины М. К. Клодт, "Сеятель" с картины Г. Г. Мясоедова, "Рожь" с картины И. И. Шишкина, "Жатва" с картины ГГ. Мясоедова, картинки по теме «Хлеб», дидактические игры.
• просмотр мультфильмов «Пирожок», «Про девочку, которая наступила на хлеб», «Чудо-мельница», «Круть и Верть», «Колобок», «Пряник».
• Разучивание стихотворений о хлебе; «Рожь поспевает»; С. Жупанин»; «День рождения каравая»; «Как мама хлеб берегла».
• Д/и «Дополни картинку» (цепочка: вода-мука-яйцо-соль-сахар-дрожжи -). «Каждый день с хлебом»; «Колобки».
• Хороводная игра «Каравай»; «Праздник урожая».
• Экскурсия в хлебный отдел магазина «Дружба»; в пекарню; в библиотеку.
• Оформить альбом «Как хлеб на стол пришел»; «Наши помощники» - фотовыставка.
2. Основной этап:
Наша работа над проектом была построена в тесном взаимодействии с родителями и детьми.
После обсуждения плана работы проекта родители с тали нашими активными помощниками и участниками в реализации поставленных задач.
Для реализации задач данного проекта за основу взята модель: воспитатель - дети - родители.
Наш проект строился на основе: интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций игр.
Свою работу мы построили по следующей системе:
• Провести экскурсии.
• Провести комплексные и обобщающие занятия, беседы расширяющие представления детей о хлебе, о том как выращивают хлеб.
• Экспериментально-исследовательская деятельность детей.
• Праздник «Хлеб да каша-пища наша! ».
1. Занятия познавательного цикла:
-«Хлеб - всему голова» №1, №2;
-«Откуда к нам хлеб пришел? »№1, №2;
-«Как рождается хлеб»;
-«Как хлеб к нам на стол попал? »№1, №2;
2. Беседы:
-«Когда и где родился хлеб» Цель: дать детям элементарные представления о появлении хлеба на земле в виде зерновой каши и лепешки.
-«Виды хлеба у разных народов» («Национальные сорта хлебобулочных изделий») ;
- «Хлеб - всему голова» (формировать понимание жизненных ценностей человеческого существования) .
3. Экскурсии:
Экскурсия в магазин в хлебобулочный отдел.
Цель: познакомить детей с многообразием хлебобулочных изделий, расширить представления о труде продавца, кассира, грузчика; развивать диалогическую речь, умение делать покупки; воспитывать уважение к труду людей, уточнить правила поведения в общественных местах и умение применять их на практике.
4. Использование ИКТ:
Презентации по теме «История хлеба» («Хлебобулочные изделия КАФЕ «САМОВАР»; «Каравай, каравай, какой хочешь - выбирай! », «Хлеба к обеду в меру бери».)
5. Занятия по изодеятельности:
1. Занятия по лепке «Хлебобулочные изделия» (тестопластика) ;
2. Аппликация «Колосок»;
3. Ручной труд «Пшеничное поле» (мини-панно из зерен пшеницы, овса и ржи на картонной основе, обмазанной пластилином).
6. Чтение, заучивание наизусть:
-Я. Тайц «Все здесь»;
-Н. Нуждина из энциклопедии для малышей Чудо-всюду мир растений и животных «Пшеница», «Рожь»;
-Чтение стихотворения С. Погореловского «Урожай», рассказов А. Майкова «Ночь на жниве» и (или) «Сенокос»; С. Погореловский «Слава хлебу на столе»; Я. Аким «Хлеб ржаной. »
Совместная деятельность детей и родителей
1. Изготовление книжек-малышек
«Я пеку, пеку, пеку… »;
2. «Национальные сорта хлебобулочных изделий», «Интересные факты о хлебе» (поиск информации о хлебе в Интернете) .
3. Праздник «Хлеб да каша - пища наша! ».
Исследовательская деятельность
Опыт по выращиванию зерен злаков в разных условиях (почве, песке, камнях) .
Цель: расширять представления детей о развитии растений в разных условиях, упражнять в умении вести наблюдения и отмечать результаты.
Дидактические игры
• Игра «Третий лишний». Найти отгадку на картинках и убрать «лишний» предмет, объяснить, почему он «лишний».
• Игра «Угадай на вкус». Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или чёрный.
• Игра «Что сначала, что потом? ».
Дети рассматривают сюжетные картины из серии «Откуда хлеб пришел? », размещают их в логической последовательности.
• Игра «Дополни картинку»
(цепочка: вода-мука-яйцо-соль-сахар-дрожжи-). «Каждый день с хлебом»; «Колобки»;
• Игра «Кто назовёт больше блюд? ». Дети перечисляют известные им блюда, при приготовлении которых используются крупы и мука.
• Игра «Назовите пословицы и поговорки о земле, хлебе».
Дети поочерёдно вспоминают знакомые пословицы и поговорки.
• Упражнение в словообразовании относительных прилагательных от слов пшеница, рожь по данному образцу и согласовании их с существительными.
• Упражнение в образовании родственных слов к слову хлеб (хлебушек, хлебный, хлебница, хлебороб)