Просмотр содержимого документа
«Доклад: "ТЕХНОЛОГИЯ "ВИММЕЛЬБУХ" КАК ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "»
ТЕХНОЛОГИЯ «ВИММЕЛЬБУХ» КАК ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие и формирование правильной устной речи является одной из наиболее актуальных задач современного образования. Современные правовые документы в сфере образования касаются создания особых условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. ФГОС ДОО указывает на необходимость использования специальных учебно-методических пособий и дидактических материалов при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с ТНР.
Большинство педагогов, работающих в ДОУ, знают из практики, каким долгим и утомительным может быть процесс автоматизации звуков у детей с нарушениями речи. Сколько труда нужно потратить, насколько разнообразным должен быть речевой материал и яркие иллюстрации, чтобы повысить внимание ребенка и интерес к логопедическим занятиям, нужно долго и упорно искать материал, который разнообразит занятия, чтобы они не надоели малышу.
У нас возникает вопрос, в какой форме мы можем представить ребенку речевой материал, чтобы заинтересовать его, вызвать желание сотрудничать? Наряду с традиционными методами и приемами вполне разумно использовать оригинальные, творческие методы - инновационные образовательные технологии, эффективность которых очевидна. Такой находкой стала технология «Виммельбух».
«Виммельбух» - это книга для рассмотрения, которая не содержит текста, который может быть использован как в работе с дошкольниками, так и для развития связной речи младших школьников.
В переводе с немецкого «wimmelbuch» – «изобилующая, мельтешащая книга». С этим художественный жанром можно впервые встретиться в работах художника Али Митгуша в 50-х годах XX века. «Виммельбух» имеет свои отличительные особенности: как правило, количество разворотов в книге небольшое – 7–10 страниц, напечатанных на плотном картоне; иллюстрации отличаются яркостью, насыщенностью, множеством деталей, при этом все фигуры кажутся равными, независимо от расположения.
Целью нашей педагогической деятельности является развитие речи дошкольников с помощью книг-виммельбух
Задачи:
* обогащение словаря;
* развитие грамматической структуры и связной речи;
* развитие внимания;
* улучшение ориентации в пространстве и на листе бумаги.
Используя данную технологию, педагог развивает психические процессы детей с нарушениями речи, расширяет кругозор, формирует умение устанавливать причинно-следственные связи. Виммельбух также является помощником в работе над лексическими и грамматическими категориями. Поскольку у нас в группе есть дети с особенностями эмоционально-волевой сферы и преимущественным развитием зрительной памяти, эта технология очень актуальна. Работа с виммельбухом объединяет такие образовательные направления, как речевое, когнитивное, социальное и коммуникативное развитие.
Виммельбух - это универсальный инструмент для развития речи. Эту книгу можно просматривать часами - подмечая все новые и новые детали, воображая, придумывая собственные истории, которые случаются с героями.
Классический виммельбух довольно большой, в формате А2, но есть и более компактные версии. Работая со дошкольниками с нарушениями речи, где обучение и коррекция речи происходит по лексическим темам, мы разработали собственные версии виммельбуха, где собрали сюжетные картинки на лексические темы «Детский сад», «Времена года», «Мой город», «Транспорт», «Правила Дорожного Движения», «Семья» и другие темы.
Мы также разработали ряд бесед на эти лексические темы, потому что только правильно построенная беседа, продуманные вопросы, способствуют активному вхождению в лексическую тему. Составив серию последовательных вопросов для каждой страницы, мы объединили решение сразу нескольких задач: автоматизация звуков; обогащение словаря; развитие грамматической структуры и связной речи; развитие внимания; улучшение ориентации в пространстве. Каждый раз, когда ребенок открывает книгу, он находит новые отношения, жизненные ситуации, подсматривает за привычками своих любимых героев, сравнивает и предполагает развитие событий, знакомится с новыми словами и понятиями — и все это в виде увлекательных, сиюминутных историй.
Прелесть их в том, что ребенок практически любого возраста откроет в них что-то для себя. Подойдут виммельбухи и для самых маленьких, и для детей старшего дошкольного возраста, да что там, и взрослому они могут быть интересны.
Работая над звукопроизношением или автоматизацией звуков, с детьми
старшей группе было предложено например найти -все ррычащие слова, или в каких словах можно услышать шшипение? Найди его! С чего начинается буква" А"?
Работать с виммельбухом можно бесконечно, придумывая все новые и новые способы игры для развития ребенка. Животные и транспорт являются привычными и любимыми темами для большинства детей, поэтому в книге есть много известных слов, но стоит присмотреться повнимательнее, чтобы найти что-то новое и еще незнакомое. Именно так пополняется словарный запас.
Во время осмотра виммельбуха мы предлагаем рассказать дошкольникам о том, что они видят. В ходе рассмотрения мы задаем вопросы: «почему», «как вы думаете, что произошло раньше» и другие. Мы спрашиваем о том, какие чувства или эмоции испытывает тот или иной персонаж. Воспитатель сочиняет начало, и детям предлагается продолжить работу при поддержке виммельбуха. Наши педагоги находят знакомые предметы с ребенком, конкретного персонажа на всех страницах книги, устраивают конкурсы «кто быстрее?». Мы сравниваем образы с пространством, в котором живет ребенок (дом, детский сад, улица, парк), и находим похожие предметы.
Для того чтобы реализовать взаимодействие педагога-логопеда и воспитателя, мы разработали картотеку речевых пятиминуток: опираясь на изображение, дети делают пальцевую, артикуляционную, мимическую гимнастику, выполняют логоритмические упражнения, играют в игры, развивающие фонематические процессы.
Таким образом, Виммельбух развивает связную речь, учится рассказывать истории, вступать в диалог. В книгах всегда есть несколько сюжетных линий, и интересные, радостные, грустные и удивительные события происходят с персонажами на каждом шагу. Виммельбухи совершенно ненавязчиво тренируют память, внимание, расширяют словарный запас, развивают кругозор, умение находить причинно-следственные связи и являются блестящей находкой для воспитателя дошкольного учреждения.
Проведенный промежуточный мониторинг динамики уровня речевого развития показал положительную динамику в развитии устной речи по всем параметрам языковой нормы: дошкольники ставят звуки; дети умеют дифференцировать звуки; последовательно называют звуки в словах, определяют положение звука в слове: начало, середина слова; фиксируют грубые нарушения грамматической структуры речи; воспитанники умеют рассказывать истории по сравнению с установлением связности и последовательности высказываний.
Таким образом, внедрение инновационного подхода в коррекционно-образовательный процесс позволяет более успешно корректировать нарушенные речевые навыки, формировать познавательные процессы у детей с речевой патологией, развивать языковые средства, создавать устойчивую мотивацию и интерес к занятиям у детей, что способствует повышению эффективности всего коррекционно-образовательного процесса в целом.