kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на Методическое объединение логопедов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на Методическое объединение логопедов города Костаная

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на Методическое объединение логопедов»

МО логопедов и диффектологов

ГККП я/сад №44














«Разработка индивидуального маршрута коррекционно-развивающего обучения для детей старшего дошкольного возраста с ОНР»











Учитель-логопед:Радаева И.Г.

















Костанай 2017

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании
и обучении. (слайд 2)

Основная цель ИОМ

создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально-личностного развития,
которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка. (слайд 3)


Задачи по социально-личностному развитию:

  • создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

  • организовать единую систему работы;

  • совершенствовать стиль общения педагога с ребенком;

  • создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

  • формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод. (слайд 4)

ИОМ определяется:

  • государственным заказом

  • потребностями и запросами родителей

  • индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников

  • возможностями
    дошкольного
    учреждения (слайд 5)

ИОМ разрабатываются:

  • для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

  • для детей, с особыми образовательными потребностями

  • для детей с высоким интеллектуальным развитием (слайд 6)

Методы

  • беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами

  • игры, упражнения и тренинги

  • занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов

  • приемы арт-терапии

  • релаксационные психогимнастические упражнения (слайд 7)





Принципы ИОМ:

  • принцип опоры на обучаемость ребенка

  • принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития

  • принцип соблюдения интересов ребенка

  • принцип тесного взаимодействия;

  • принцип непрерывности

  • принцип отказа от усредненного нормирования

  • принцип опоры на детскую субкультуру (слайд 8)


Этапы ИОМ:

  • 1. Этап наблюдения

  • 2. Диагностический этап

  • 3. Этап конструирования

  • 4. Этап реализации

  • 5. Этап итоговой
    диагностики (слайд 9 - 11)


Предполагаемый результат

  • развитие социальной компетентности

  • развитие коммуникативных навыков

  • приближение к адекватной самооценки

  • развитие чувства самоценности

  • коррекция имеющихся у ребенка
    социально-личностных проблем (слайд 12)



Направления ИОМ:

  • совершенствование психологической базы речи;

  • просодика: голосовые функции, темп речи, интонация, речевое дыхание;

  • мимика;

  • развитие артикуляционной моторики;

  • формирование фонетико – фонематической стороны речи;

  • развитие общей и мелкой моторики;

  • лексика;

  • работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов;

  • совершенствование грамматического строя речи;

  • формирование навыка связной речи. (слайд 13)








Для того, чтобы перейти к конструированию ИОМ нужно

провести психолого – педагогическое обследование и наблюдение за поведенческими реакциями ребенка, проанализировать историю его развития, сопоставить все полученные данные, записать их в виде заключения.

Я обращаю ваше внимание на примерные формулировки логопедического заключения. (слайд 14)


Примерные формулировки логопедического заключения. (слайд 15 - 16)

  • Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.

  • Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.

  • Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.

  • Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание.

  • Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия.

  • Общее недоразвитие речи. Детская афазия.

  • Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.

  • Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия.

  • Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание.

  • Фонетико – фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.

  • Фонетико – фонематическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.

  • Фонетическое нарушение речи. Моторная функциональная дислалия.

  • Фонетическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.

И первое направление при конструировании ИОМ это: (слайд 17 - 19)

Совершенствование психологической базы речи, коррекционная работа заключается в том, что ребёнок с диагнозом ОНР – 1 уровня испытывает психологические трудности, так как у него не развиты ВПФ (высшие психические функции) и нужно ему помочь, планируя коррекционную работу с помощью:

  • расширение объема зрительной и слуховой памяти;

  • развитие вербального мышления.


Второе направление ИОМ – это развитие общих речевых навыков с помощью коррекционной работы над просодикой: голосовые функции, темп речи, интонация, речевое дыхание (слайд 20- 21)

  • Воспитание длительного ротового выдоха.

  • Отработка слитности нескольких гласных.

  • Работа над модуляцией голоса (повышение и понижение голоса )

  • Воспитание правильного темпа и ритма речи.

  • Воспитание интонационной выразительности речи.

  • Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом.

  • Развитие и совершенствование музыкально-ритмических способностей.




Мимика (слайд 22 - 23)

  • Формирование умения произвольно принимать мимические позы (удивление, радость, испуг, грусть, сердитое лицо).


Развитие артикуляционной моторики (слайд 24 - 26)

  • логопедический массаж

  • Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;

  • Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;

  • Учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

  • Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ.

  • Отрабатывать движение нижней губы вниз и обратно в исходное положение.

  • Отрабатывать движения языка вверх с одновременным выполнением более тонких движений.

  • Отрабатывать движение верхней губы вниз и обратно в исходное положение.

  • Развивать мышечную силу и подвижность губ.

  • Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки.

  • Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.

  • Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений.

  • Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Учить удерживать язык распластанным, широким.

  • Способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка.

Третье направление при конструировании ИОМ –

Формирование фонетико – фонематической стороны речи (слайд 27 - 32)

  • Развитие фонематического восприятия и слуха.

  • Отработка базовых звуков.

  • Формирование моторики артикуляционного аппарата (если моторика в норме, то работаем над постановкой звуков). В зависимости от нарушенных звуков строится индивидуальная работа.

  • Постановка ранее дефектных свистящих звуков [с], [з], [ц], [с’], [з’]

  • Автоматизация звуков в слогах (прямых и обратных, со стечением согласных и т. д.)

  • Автоматизация звуков в словах.

  • Автоматизация звуков в предложениях, в связной речи.

  • Дифференциация автоматизированных звуков.

  • Совершенствование фонематических процессов, звукового анализа и синтеза проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения.


Четвёртое направление при конструировании ИОМ -

Развитие общей моторики (слайд 33 - 34)

  • Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений).

  • Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений).

  • Совершенствовать ритмическое чувство.

  • Совершенствовать пространственную организацию (гнозис).

  • Объединение отдельных двигательных актов в единый двигательный комплекс, добиваясь плавности переключения движений

  • Формирование пространственных представлений с опорой на ведущую руку

  • Статические упражнения с функциональными нагрузками

  • Совершенствование пространственной организации движений


Развитие мелкой моторики (слайд 35 - 39)

  • Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений ).

  • Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно

  • воспроизводить серию движений).

  • Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно.

  • Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений.

  • (пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.).

  • Работа по развитию конструктивного праксиса, моделирование букв.

  • Формирование графомоторных навыков.

  • Формирование различного вида захвата.


Для расширения, обогащения и активизации словаря планируется коррекционная работа по лексическим темам – пятое направление при конструировании ИОМ (слайд 40 - 42)

  • Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.

  • Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи — спит, спят, спали, спала).

  • Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.

  • Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия).

  • Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы).


Важное шестое направление при конструировании ИОМ - работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов (слайд 43-44)

  • Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов)

  • Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова



Седьмое направление ИОМ – это совершенствование грамматического строя речи (слайд 45 - 47)

  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  • Образование множественного числа существительных.

  • Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, за, у, к, с, по, над.

  • Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.

  • Образование относительных и притяжательных прилагательных.


Восьмое направление ИОМ - формирование навыка связной речи (слайд 48 - 52)

  • Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.

  • Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий.

  • Формирование умений и навыков составления простых предложений по схемам, по картинкам.

  • Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов.



Заключение (слайд 53)

Вы загляните в детские глаза,
Когда все хорошо у ребёнка.
Там глубина души и блеск огня.
Пусть сохранится это навсегда!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Доклад на Методическое объединение логопедов

Автор: Радаева Ирина Геннадьевна

Дата: 16.05.2018

Номер свидетельства: 469822


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства