Просмотр содержимого документа
«Доклад на Методическое объединение логопедов»
МО логопедов и диффектологов
ГККП я/сад №44
«Разработка индивидуального маршрута коррекционно-развивающего обучения для детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Учитель-логопед:Радаева И.Г.
Костанай 2017
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении. (слайд 2)
Основная цель ИОМ
создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально-личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка. (слайд 3)
Задачи по социально-личностному развитию:
создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
организовать единую систему работы;
совершенствовать стиль общения педагога с ребенком;
создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод. (слайд 4)
ИОМ определяется:
государственным заказом
потребностями и запросами родителей
индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников
возможностями дошкольного учреждения (слайд 5)
ИОМ разрабатываются:
для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования
для детей, с особыми образовательными потребностями
для детей с высоким интеллектуальным развитием (слайд 6)
Методы
беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами
игры, упражнения и тренинги
занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов
формирование фонетико – фонематической стороны речи;
развитие общей и мелкой моторики;
лексика;
работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов;
совершенствование грамматического строя речи;
формирование навыка связной речи. (слайд 13)
Для того, чтобы перейти к конструированию ИОМ нужно
провести психолого – педагогическое обследование и наблюдение за поведенческими реакциями ребенка, проанализировать историю его развития, сопоставить все полученные данные, записать их в виде заключения.
Я обращаю ваше внимание на примерные формулировки логопедического заключения. (слайд 14)
Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание.
Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия.
Общее недоразвитие речи. Детская афазия.
Общее недоразвитие речи (II уровень). Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия.
Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание.
Фонетико – фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Фонетико – фонематическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.
Фонетическое нарушение речи. Моторная функциональная дислалия.
Фонетическое нарушение речи. Открытая органическая ринолалия.
И первое направление при конструировании ИОМ это: (слайд 17 - 19)
Совершенствование психологической базы речи, коррекционная работа заключается в том, что ребёнок с диагнозом ОНР – 1 уровня испытывает психологические трудности, так как у него не развиты ВПФ (высшие психические функции) и нужно ему помочь, планируя коррекционную работу с помощью:
расширение объема зрительной и слуховой памяти;
развитие вербального мышления.
Второе направление ИОМ – это развитие общих речевых навыков с помощью коррекционной работы над просодикой: голосовые функции, темп речи, интонация, речевое дыхание (слайд 20- 21)
Воспитание длительного ротового выдоха.
Отработка слитности нескольких гласных.
Работа над модуляцией голоса (повышение и понижение голоса )
Воспитание правильного темпа и ритма речи.
Воспитание интонационной выразительности речи.
Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом.
Развитие и совершенствование музыкально-ритмических способностей.
Мимика (слайд 22 - 23)
Формирование умения произвольно принимать мимические позы (удивление, радость, испуг, грусть, сердитое лицо).
Развитие артикуляционной моторики (слайд 24 - 26)
логопедический массаж
Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;
Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;
Учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ.
Отрабатывать движение нижней губы вниз и обратно в исходное положение.
Отрабатывать движения языка вверх с одновременным выполнением более тонких движений.
Отрабатывать движение верхней губы вниз и обратно в исходное положение.
Развивать мышечную силу и подвижность губ.
Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки.
Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.
Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Учить удерживать язык распластанным, широким.
Способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка.
Третье направление при конструировании ИОМ –
Формирование фонетико – фонематической стороны речи (слайд 27 - 32)
Развитие фонематического восприятия и слуха.
Отработка базовых звуков.
Формирование моторики артикуляционного аппарата (если моторика в норме, то работаем над постановкой звуков). В зависимости от нарушенных звуков строится индивидуальная работа.
Постановка ранее дефектных свистящих звуков [с], [з], [ц], [с’], [з’]
Автоматизация звуков в слогах (прямых и обратных, со стечением согласных и т. д.)
Автоматизация звуков в словах.
Автоматизация звуков в предложениях, в связной речи.
Дифференциация автоматизированных звуков.
Совершенствование фонематических процессов, звукового анализа и синтеза проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения.
Четвёртое направление при конструировании ИОМ -
Развитие общей моторики (слайд 33 - 34)
Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений).
Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно воспроизводить серию движений).
Совершенствовать ритмическое чувство.
Совершенствовать пространственную организацию (гнозис).
Объединение отдельных двигательных актов в единый двигательный комплекс, добиваясь плавности переключения движений
Формирование пространственных представлений с опорой на ведущую руку
Статические упражнения с функциональными нагрузками
Совершенствование пространственной организации движений
Развитие мелкой моторики (слайд 35 - 39)
Совершенствование статической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений ).
Совершенствование динамической организации движений (точно и плавно
воспроизводить серию движений).
Динамические упражнения с функциональными нагрузками в движениях, выполняемых последовательно.
Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений.
(пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.).
Работа по развитию конструктивного праксиса, моделирование букв.
Формирование графомоторных навыков.
Формирование различного вида захвата.
Для расширения, обогащения и активизации словаря планируется коррекционная работа по лексическим темам – пятое направление при конструировании ИОМ (слайд 40 - 42)
Учить выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов.
Учить детей преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (спи — спит, спят, спали, спала).
Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи.
Учить детей использовать в самостоятельной речи притяжательные местоимения «мой — моя», «мое» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия).
Учить детей некоторым способам словообразования: с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы).
Важное шестое направление при конструировании ИОМ - работа над слоговой структурой малознакомых и труднопроизносимых слов (слайд 43-44)
Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов)
Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слова
Седьмое направление ИОМ – это совершенствование грамматического строя речи (слайд 45 - 47)
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Образование множественного числа существительных.
Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, за, у, к, с, по, над.
Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже.
Образование относительных и притяжательных прилагательных.
Восьмое направление ИОМ - формирование навыка связной речи (слайд 48 - 52)
Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.
Формирование навыка составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий.
Формирование умений и навыков составления простых предложений по схемам, по картинкам.
Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов.
Заключение (слайд 53)
Вы загляните в детские глаза, Когда все хорошо у ребёнка. Там глубина души и блеск огня. Пусть сохранится это навсегда!