Для воспитателей на темуКонсультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в ходе проведения физкультурных занятий»
Для воспитателей на темуКонсультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в ходе проведения физкультурных занятий»
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Для воспитателей на темуКонсультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в ходе проведения физкультурных занятий»»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Незабудка» № 133
Мастер-класс для воспитателей на тему
«Использование здоровьесберегающих технологий в ходе проведения физкультурных занятий»
Разработал:
Кулинка О.Ю.
г. Комсомольск-на-Амуре, 2021г
Суть здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
организация образовательного процесса в детском саду без негативного влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:
повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
проведение профилактической оздоровительной работы;
ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
мотивация детей на здоровый образ жизни;
формирование полезных привычек;
формирование валеологических навыков;
формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
валеологического просвещения родителей.
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.
Занятия по физической культуре относятся к физкультурно-оздоровительным технологиям, которые направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников.
В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:
- маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, приёмам элементарной страховки;
- в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего, выносливость и силу;
- в старших группах – формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность.
Именно поэтому используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:
Занятие традиционного типа может носить обучающий, смешанный и вариативный характер.
Занятие обучающего характера направлено на ознакомление с новым программным материалом.
Занятие смешанного характера способствует разучиванию новых движений и совершенствованию освоенных ранее. Оно строится главным образом на повторении пройденного материала.
Занятие вариативного характера основано на хорошо знакомом материале, но с включением усложненных вариантов двигательных заданий (в подвижных играх, на полосе препятствий, в играх-эстафетах).
Занятие тренировочного типа направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей. Оно включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики, дифференцированные двигательные задания на развитие быстроты реакции, ловкости, выносливости.
Игровое занятие построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов. Сюжетно-игровое занятие содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию, отражающую в условной форме окружающий мир ребенка; оно состоит из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия («Путешествие», «Цирк», «Спортсмены», "Зоопарк», «Рыбаки» и др.). Такое занятие может включать разные задачи по развитию речи.
Занятие с использованием тренажеров и спортивных комплексов включает разнообразные упражнения: висы, лазание по канату, шесту, гимнастической стенке, веревочной лестнице, упражнения на дисках «Здоровье», с эспандерами, гантелями и т.д. Важно, чтобы дети приобрели определенные двигательные умения и навыки, научились самостоятельно пользоваться тренажерами, овладели приемами страховки.
Занятие ритмической гимнастикой проводится под музыкальное сопровождение с включением различных видов ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений. Весь программный материал должен быть хорошо знаком детям.
Занятие по интересам направлено на развитие двигательных способностей и творчества детей, когда им предоставляется возможность самостоятельного выбора движений с предлагаемыми пособиями. Физкультурный зал может быть разбит на несколько игровых зон, в каждой из которых расположены разные физкультурные пособия. Воспитатель предлагает детям по желанию выбрать любую зону и выполнять произвольные движения с пособиями. При этом он оказывает помощь: напоминает, как пользоваться пособием, предлагает варианты выполнения задания и т.д. Через 5-6 минут звучит музыкальный сигнал, дети меняются зонами, самостоятельно выбирая любую из них. В течение занятия дети проходят все игровые зоны.
Тематическое занятие проводится по специальной методике, посвящено одному виду физических упражнений: лыжи, элементы игры в теннис, баскетбол, бадминтон. На занятиях этого типа важно добиваться хорошего качества выполнения заданий.
Занятие комплексного характера (синтез разных видов деятельности). Как правило, используются игровые упражнения типа «Кто больше собрал предметов», «Собери кубики по цвету, парами, по форме».
Контрольно-проверочное занятие - своеобразный итоговый зачет, направленный на выявление количественных и качественных результатов в основных видах движений и в развитии физических качеств. Основная цель: выявление и устранение ошибок в технике выполнения движений.
Занятия серии «Здоровье», которые могут быть включены и в сетку занятий в качестве познавательного развития. В ходе таких занятий детям можно давать представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививать элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни.
При планировании и ведении физкультурно-оздоровительной деятельности, я использую следующие здоровьесберегающие принципы построения образовательного процесса:
Учет требований СанПин и ФГОС;
Взаимодействие с медицинским работником, учет состояния здоровья детей и результаты медицинских осмотров;
Сочетание различных форм физкультурно-оздоровительной деятельности, чередование их с расслаблением и отдыхом;
Формирование у дошкольников ценности здорового образа жизни;
Активизация инициативы и творческого самовыражения дошкольников;
Осуществление индивидуального подхода к воспитанникам и учет их личностных и физических возможностей;
Создание благоприятной атмосферы и положительного эмоционального фона;
Обучение детей анализу своей деятельности в заключение каждого занятия.
Учет требований СанПин и ФГОС
Занятия по физическому развитию в каждой возрастной группе организовываются 3 раза в неделю. Длительность занятий по зависит от возраста детей и составляет:
- во второй группе раннего развития – 10 - 15 мин.,
- в младшей группе – 15 - 20 мин.,
- в средней группе – 20 - 25 мин.,
- в старшей группе – 25 - 30 мин.,
- в подготовительной группе – 30 - 35 мин.
Один раз в неделю круглогодично организовываются занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.
В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях занятия по физическому развитию организовываются на открытом воздухе.
Занятия, проводимые в помещении, при обязательном соблюдении оздоровительно-гигиенических условий (открытые окна, фрамуги, облегченные костюмы и обувь детей) обеспечивают правильность, красоту и точность движений, воспитывают общую культуру движений. Они могут проходить с различными предметами и в сопровождении музыки.
Занятия на воздухе имеют максимально оздоровительный эффект, позволяют выполнять движения на большом пространстве, усиливают физическую нагрузку, предоставляют широкие возможности для проведения спортивных игр, эстафет. Однако теплый костюм и обувь не способствуют точности, выразительности и красоте движений.
Требования к температурному режиму в физкультурном зале:
Возраст
До 3 лет
3 – 4 года
5 – 7 лет
Температура
19
18
17
Физкультурное занятие обязательно требует соблюдения техники безопасности при его проведении. Одним из обязательных условий её соблюдения является наличие спортивной формы у детей.
Ребенок получает полное физическое развитие, учится ползать, бегать, лазать. Чтобы ребенку было удобно, необходимо наличие у ребенка формы: футболка, шорты, чешки, носки, для занятий в помещении; удобную спортивную одежду и спортивную обувь (кеды, кроссовки) для занятий на улице. В соответствии с требованиями санитарных норм, занятия по физической культуре на открытом воздухе проводятся круглогодично. При этом дети должны быть обеспечены спортивной одеждой, соответствующей погодным условиям.
Необходимо довести до родителей, что в спортивной одежде, в соответствии с санитарными требованиями, нельзя находиться далее в групповой комнате, то есть у вашего ребенка должна быть специальная форма для занятий физкультурой, которая одевается непосредственно перед занятием и снимается после него.
Одежда детей должна быть чистая, сухая, из материалов, обладающих хорошей теплопроводимостью, соответствовать размеру ребенка и не стеснять его движений. Обувь должна соответствовать размеру стопы, чтобы не стеснять ногу и не нарушать кровообращение, быть лёгкой и удобной, подошва – мягкой и гибкой.
2. Взаимодействие с медицинским работником, учет состояния здоровья детей и результаты медицинских осмотров
Рекомендации по режиму двигательной активности ребенка формируются на основе комплексной оценки его физического состояния, проводимой в медучреждении, а также диагностики, проводимой персоналом детского сада.
Допуск детей к занятиям физическими упражнениями после перенесенных заболеваний осуществляется врачом медучреждения с указанием особенностей его двигательного режима и рекомендациями по подбору упражнений.
В процессе занятий детей физическими упражнениями педагогом осуществляется визуальный контроль их состояния.
Сочетание различных форм физкультурно-оздоровительной деятельности, чередование их с расслаблением и отдыхом
В схематическом плане занятия по физической культуре рассматривают 3 части:
вводную, основную и заключительную.
В первой (вводной) части занятия ставится задача организовать детей, возбудить интерес и привлечь внимание к предстоящим двигательным заданиям, создать необходимую эмоциональную настроенность, а также подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в основной части занятия.
В содержание вводной части входят: ходьба (широким шагом, с высоким подниманием колен, змейкой, со сменой направления, с препятствиями), бег (в колонне по 1, врассыпную); прыжки (на 2-х, на одной ноге, на месте с продвижением), подскоки, перестроения, повороты, упражнения на осанку и упражнения, укрепляющие стопу, танцевальные шаги.
Завершается вводная часть построением в шеренгу, в колонну по одному, в круг, врассыпную, игры на внимание («Найди себе пару», «Найди свое место», «Сделай фигуру», «За высоким и низким»).
Бег дается в среднем темпе, а подвижные игры – средней подвижности, чтобы не перевозбудить детей. На эти упражнения отводится 2-4 мин (в зависимости от организованности группы). Обычно бег и прыжки чередуются с ходьбой. Упражнения вводной части занятия выполняют все дети одновременно. На общую и специальную подготовку отводится 4-8 минут.
Во второй (основной) части занятия решаются следующие задачи: обучение детей новым упражнениям, повторение и закрепление ранее пройденного, совершенствование умений и навыков детей в движениях, воспитание физических качеств.
В младших группах даются 2-3 основных вида движений (1-2 – в виде упражнения, 1-2 – в подвижной игре). В старших группах включают 3-4 основных видов движений (2-3 в виде упражнения, 1-2 – в подвижной игре). Количеств основных движений может быть увеличено при высокой физической подготовленности детей и проведении упражнений по круговой системе.
Бег, прыжки нужно чередовать с успокаивающими движениями (ходьба). За упражнениями, требующими сосредоточенного внимания, должны следовать более динамичные движения, благотворно влияющие на развитие всех мышц и всех систем организма. Чтобы обеспечить высокую моторную плотность основной части занятия, упражнения рекомендуется проводить со всеми детьми одновременно.
В основную часть занятия входит подвижная игра, усиливающая физиологическое и эмоциональное воздействие занятия на детей.
Продолжительность основой части увеличивается с 10 до 20 минут (зависит от интенсивности упражнений, возраста детей и т.д.)
В третьей (заключительной) части занятия решаются задачи постепенного перехода от возбужденного состояния организма ребенка к более спокойному; подводятся итоги занятия. В заключительной части проводятся спокойная ходьба, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, хороводы. Заканчивается занятие организованным уходом детей из зала.
Формирование у дошкольников ценности здорового образа жизни
На физкультурных занятиях дети обучаются правильному выполнению движений, различных упражнений, направленных на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. В ходе обучения педагог рассказывает детям, как и почему каждое упражнение надо выполнять именно так, а не иначе. Обращает внимание детей на важность занятий физкультурой и спортом.
Во время выполнения комплекса упражнений общеразвивающего воздействия особое внимание обращать на осанку детей и их дыхание; продумывать названия упражнений, смену исходных положений для каждого упражнения, разнообразное использование методов (показ воспитателем или ребенком, словесное объяснение и т.д.), ритмическое сопровождение (музыка, звук, счет, слово).
Активизация инициативы и творческого самовыражения дошкольников
Осуществляется при проведении подвижных игр, выполнении упражнений с предметами, выполнении упражнений под музыку.
Осуществление индивидуального подхода к воспитанникам и учет их личностных и физических возможностей;
Известно, что каждый ребенок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы, телосложения, психофизического развития, которые оказывают влияние на усвоение им двигательных умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребенком в повседневной жизни, анализ его поведения и деятельности, беседы с родителями позволяют воспитателю спланировать задачи, методы, содержание индивидуальной работы.
Составляя план индивидуальной работы с ребенком, воспитатель учитывает его двигательные интересы, предлагает разнообразные задания: вспомнить и выполнить упражнения; организовать знакомые подвижные игры, привлекая при этом на ведущие роли не только активных, но и застенчивых детей. С ребенком также проводится коррекционная работа по исправлению дефектов стопы и осанки, улучшению психофизических качеств и двигательных действий.
Для этого педагог показывает и объясняет упражнение, дает предварительную ориентировку в действиях; активизирует сознательное и творческое отношение к движению.
Систематическое проведение индивидуальной работы с ребенком или с небольшими группами детей обеспечивает улучшение их движений, развитие физических и личностных качеств.
Создание благоприятной атмосферы и положительного эмоционального фона
На занятиях физическими упражнениями у детей развиваются все психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение и др.), а также мыслительные операции (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.). Воспитанию положительных эмоций у детей способствуют правильный подбор упражнений инструктором и рациональная методика их проведения, использование музыкального сопровождения, создание благоприятной обстановки, жизнерадостное настроение воспитателя и т. д.
Положительные эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений. Благоприятный эмоциональный фон достигается путем использования элементов психогимнастики, релаксации, мотивации действий: например дается команда не просто залезть на шведскую стенку, а «покорить горную вершину», «пройти как канатоходцы под куполом цирка» и т.д.
Необходимым компонентом занятий является мышечное расслабление или релаксация. С этой целью в работе применяют игры и игровые упражнения, способствующие успокоению: «Слушай команду», «Кто за кем», снятию мышечного и психо - эмоционального напряжения: «Шалтай-болтай», «Конкурс лентяев», «Фея сна», «Качели», «Конкурс лентяев» игры и игровые упражнения на дыхание: «Поезд», «Бабочки летают» и многие другие.
Игра естественным образом вписывается в жизнь детей на правах ведущей деятельности. Это обеспечивает ей возможность осуществлять позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, волевой и других сферах личности, формировать новые формы поведения.
Подвижные игры – это сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат. Возникающие положительные эмоции позволяют ребенку с большим интересом и более длительное время выполнять физические упражнения, что усиливает их влияние на организм, способствует развитию выносливости.
Обучение детей анализу своей деятельности в заключение каждого занятия
В конце занятия можно провести рефлексию. Пусть дети продолжат предложение, например, «Сегодня на занятии я научился…», «Сегодня мне понравилось…», «Сегодня мне было сложно…», «На занятии у меня не получилось..» и т.д.