Дети, к нам гости пришли, давайте поздороваемся (Дети приветствуют гостей).
Предлагаю детям пойти в лес.
Под ёлочкой спрятался зайчик. Зайчик чего-то испугался.
В: Ребята, посмотрите кто это под ёлочкой?
Д: зайчик
В: Зайка, что ты тут делаешь?
З: (рассказ зайца) Я скакал по лесу, и увидел под ёлочкой красивую коробочку. Я хотел посмотреть, что в ней лежит, а она как зашумит.
Я испугался и спрятался.
В: Зайка испугался простого шума.Ребята, как вы думаете, что в коробочке?
В: Зайка пошли к нам в гости мы откроем коробочку и посмотрим что там.
Ничего не надо бояться.
( Садятся на стулья и открываем коробочку)
В: (Достаём содержимое)
Ребята посмотрите что это. (Рассматриваем содержимое: рис, камни, вода в бутылке, лейка, металлическая банка).
Из спальни раздаётся странный звук.
(зайка пугается)
В: Ну, вот опять он испугался. А чего? (шума). Пойду, посмотрю, что там?
( в спальне «Многофункциональная машина»)
В: Что это? Какая-то интересная необычная игрушка. Вот видишь, зайчик, ничего страшного здесь нет, не бойся. Оставайся с нами и посмотри, как мы будем с ней играть.
В: Из каких частей состоит необычная игрушка (из шлангов, бутылочек, баночек, трубок и т.д.).
В: Как вы думаете, что можно делать с такой необычной игрушкой? (играть).
Сначала посмотрите, как я это буду делать:
Набираю совочком рис, показываю детям и спрашиваю, что в ведёрке? (крупа: рис).
Если я засыпаю сверху в воронку рис, то где он высыплется? (дети наблюдают, где он появляется? внизу).
Почему, проходя через сито рис, не задерживается? (мелкий, легко проходит через отверстия сита и оказывается внизу в ванночке).
Проводим эксперименты:
«Пути следования объекта»
(Траектория падения: появляется внизу?).
Я засыпаю сверху в воронку разных устройств машины крупу, шарики, камни и наблюдают, как материал высыпается внизу.
Вывод: Крупа (рис), проходя по ребристому шлангу, сыплется либо со звонким треском в металлическую баночку и уже не так громко сыплется в разветвлённый лабиринт в пластмассовую баночку, либо на другом конце шланга струится через сито с крупными отверстиями.
- Предлагаю на дно металлической банки положить тряпочку и повторить опыт, что теперь мы видим?
Вывод: Уже звук тише от падающих предметов не такой, как был до этого.
Когда засыпаем камни, то звук слышим тоже другой (ещё громче, чем от крупы).
«Застревает – не застревает?»
(Свойства различных материалов – какие из них весь маршрут сверху вниз проходят свободно, а какие застревают?
Я засыпаю камушки, они не проваливаются в отверстие шланга и поток иссякает. Почему? (они большие, крупные, не проходят через шланг). Что сделать, чтобы шарики проскакивали?
Вывод: взять шарики другого размера: маленькие или заменить шарики маленькими камешками, крупой. Крупа (рис) проходит свободно
.
«Звуки от падающих предметов»
(Падение громкое, тихое, шумное).
Вывод: Предметы, падающие вниз в металлическую ёмкость, издают громкий звук.
Если положить тряпочку на дно металлической ёмкости, то при падении предмета звук будет тихий.
- Крупа сыплется с шумом и треском пролетает вниз.
Вывод:В зависимости от того, через какой шланг засыпаем материал, возникают различные визуальные и акустические эффекты.
Набираю в савок камни (показываю детям, даю потрогать и сравниваем с крупой – тяжелее, легче), я буду засыпать в воронку камни, а вы послушайте, как они проходят по шлангу.
Через шланг камешки падают в жестяную банку, и раздаётся громкий звук. Почему?
Вывод: Камни тяжелее крупы, падают быстрее и от соприкосновения с дном жестяной банки, получается громкий звук.
Предлагаю положить на дно банки тряпочку, и повторяем опыт – теперь уже звук при падении камешков вниз глухой.
Тактильные ощущения.
Предложить детям засыпать в трубу мелкие зернышки риса и подставить руку под трубу.
Вывод: Интересное ощущение возникает, когда мелкие зёрнышки риса сыплются на руку, если ты подставляешь её под трубку.
Вывод: Если рис попадает в длинный шланг - ссыпается дольше, а через короткий – путь короче и рис оказывается внизу быстрее.
Беру большой шарик, опускаю в воронку.
Почему шарик не проходит? (большой).
Что надо сделать? (взять шарик маленький).
Засыпаем шарики сверху в воронку, наблюдаем как шарики свободно прошли через шланги.
Вывод: всё, что засыпаем сверху в воронки - появляется внизу.
В: Ребята, вам было интересно играть с необычной игрушкой?
А тебе зайка понравилась наша игрушка? Вот видишь совсем не страшно. Что больше всего вам понравилось ребята? (Ответы детей).