Просмотр содержимого документа
«Деловая игра. Справочное педагогическое бюро "Защита прав и правовое воспитание ребенка"»
Деловая игра. Справочное педагогическое бюро "Защита прав и правовое воспитание ребенка"
Цель: закрепить знания педагогов по проблеме "Защита прав и правовое воспитание ребенка"
Задачи: используя знания, систематизировать материал, упражнять в активном изучении нормативно-правовых документов. Формировать коммуникативные умения, способность общаться, сотрудничать, умение направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, способность действовать в рамках ограниченного времени, обмениваться опытом работы по данной проблеме.
Правила игры
• Каждый участник имеет право выступать, задавать вопросы, не отклоняясь от темы.
• Отвечать четко, последовательно, конкретно, укладываясь во времени.
• Время на обдумывания вопроса не предоставляется.
• Чем активнее работа внутри группы, тем выше оценка (ответы оцениваются по пятибалльной системе)
Звучит лирическая мелодия.
Ведущий : уважаемые коллеги. Сегодня мы говорим о защите прав и достоинства ребенка. Такая тема выбрана нами не случайно. Ведь благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.
Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если у него не было заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон "Око за око, зуб за зуб".
О правах человека как такового начали задумываться в Древней Греции, где еще в седьмом веке до нашей эры первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много лет. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Какие могут быть права у человека в обществе, сотрясаемом войнами и катастрофами? Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Что же придумали люди, мы можем узнать, позвонив в справочное педагогическое бюро.
Итак, организуем справочное педагогическое бюро. Все интересующие нас ответы на вопросы мы можем получить в четырех кабинах. В каждой кабине будет работать по 5 телефонисток. Телефонистки должны отвечать на вопросы кратко, лаконично. Время на обдумывание ответа не предоставляется. Ведущий имеет право задать дополнительные вопросы. Ответ не должен превышать трех минут. Оценивать ответы будет экспертная группа в составе: заведующая, инспектор по охране прав детства, психолог. Ответы оцениваются по пятибалльной системе, итог будет подведен в конце игры. Прошу всех занять свои места.
Первая часть: "Права человека - твои права".
Вопрос регулирования прав детей в России возник еще во второй половине XIX века. К сожалению, благородные начинания россиян по защите прав детства в силу тех или иных причин в тот период не получили поддержки и дальнейшего развития.
Звонок в 1 кабинку:
Скажите, пожалуйста, какая организация была первым защитником прав детства? Когда она создана?
В 1919 году Лига Наций создала комитет детского благополучия, деятельность которого была направлена на оказание помощи сиротам и беспризорникам. Комитет выступал против использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.
Звонок во 2 кабинку:
Какой документ стал первым правовым международным документом по охране прав и интересов детей?
В 1923 году Лигой Наций была принята Декларация прав ребенка.
Звонок в 3 кабинку.
Какой важнейший международный документ был разработан на основе Декларации прав ребенка?
На основе Декларации была разработана Конвенция о правах ребенка. Конвенция признает за каждым ребенком юридические права.
Ведущий : Конвенция не является документом прямого действия. На ее основе разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.
Звонок в 4 кабинку:
Какие законодательные акты были приняты для создания декларации прав ребенка на защиту?
Согласно Конституции РФ материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Был принят ряд законодательных актов - Семейный кодекс РФ, Закон "Об образовании", Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ".
Ведущий : Мы видим, что сложилась достаточно управляемая система защиты прав детей, но она требует изучения, отработки нормативного сопровождения, методической активности по внедрению в практику сложившихся форм и топов учреждений защиты детей.
Вторая часть: практическая.
Звонки во все кабинки (с первой по четвертую)
Расскажите о семьях ваших воспитанников, которые вы считаете группой риска. Поделитесь с планом работы с этими семьями.
Экспертная группа зачитывает те пункты плана, которые не повторяются.
Третья часть: игровая "Герои книг и герои песен тоже имеют права"
Звонок в первую кабинку:
В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? Докажите, что выбранное литературное произведение подобрано верно.
"Красная шапочка", "Серая шейка", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" и т.д.
Звонок во вторую кабинку:
Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища?
"Три поросенка", "Заюшкина избушка" и т.д.
Звонок в третью кабинку:
В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение?
"12 месяцев"
Звонок в четвертую кабинку:
В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения?
"Золушка"
Ведущий : сказки вы хорошо знаете и с заданием справились. Посмотрим, как вы знаете песни.
Звонок в первую кабинку. Звучит аудиозапись песни бременских музыкантов, муз. Г.Гладкова, слова Ю.Этнина "Ничего на свете лучше нету"
О каких правах в этой песне идет речь?
Право на свободу передвижений.
Звонок во вторую кабинку. Звучит запись песни "Учат в школе" , муз. В.Шаинского, слова Пляцковского.
Право на образование.
Звонок в третью кабинку. Звучит запись песни "До чего дошел прогресс", муз. Е.Крылатова, слова Ю.Этнина.
Право на пользование благами технического прогресса.
Звонок в четвертую кабинку. Звучит запись песни "На крутом бережку", муз. Е. Шаинского, слова А.Хайта.
Право на отдых.
Проводится игры с элементами тренинга "Права взрослого и ребенка" и "Карусель".
Ведущий : На примере этих игр мы убедились в том, как личность взрослого воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка и приобрели навыки конструктивного взаимодействия в учебном процессе.
Таким образом, на занятиях и в повседневной жизни необходимо разыгрывать ситуации, в которых дети принимали бы самостоятельные решения, подводящие к мысли, что все люди имеют одинаковые права.
Слово предоставляется экспертной группе, которая подводит итог игры и объявляет победителей.