Просмотр содержимого документа
«Деловая игра с педагогами по патриотическому воспитанию дошкольников "Сильное звено"»
Деловая игра для воспитателей
СЛАЙД № 1 «Сильное звено!!!»
Задачи: - Выявить знания методов, приемов и терминов по патриотическому воспитанию у педагогов, через принцип игры, - Развивать умение анализировать свою деятельность и деятельность другого участника в процессе игры, проявляя педагогический такт; - Формировать у педагогов коммуникативную функцию, расширять кругозор каждого по краеведению, используя ФГОС ДО, - Приобщать к истокам национальной культуры.
Ход мероприятия
– Здравствуйте, уважаемые коллеги, приглашаю Вас на деловую игру «Воспитываем патриотов - Сильное звено!!!». Сегодня мы будем делиться опытом по патриотическому воспитанию дошкольников, проявлять находчивость, активность и творчество.
- Вы готовы?
- Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии.
СЛАЙД № 2
Джордж Бернард Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Для разминка сыграем в «Квест –игру «Цветок»
Мы уже разделились на две команды, и у нас есть редакционная коллегия.
У каждой команды лист бумаги одинаковой формы, размера, качества, цвета. Предлагается команде найти решение – превратить лист бумаги в красивый цветок без ножниц клея и других подручных инструментов. Не забывайте вы – команда! Решение должно быть быстрым и не забывайте, что вы должны проявить умение договариваться. По сигналу должна быть работа закончена. Показываем: Цветы все индивидуальны! Точно так нет и одинаковых детей, взрослых.
Вывод: При помощи элемента квест-технологии, мы узнали, что все мы разные, с различными способностями, возможностями и личностными качествами. Прошу помнить это при работе на нашей игре. Но всех нас объединяет одно: любовь к Родине и к своей профессии.
Правила игры «Сильное звено!» Игра состоит из 4 раундов. Ваша задача дать как можно больше правильных ответов, а так же следить за ходом игры и суметь проанализировать свою деятельность, и деятельность других участников, соблюдая педагогический такт. А редакционная коллегия будет анализировать участие каждой команды и подводить итоги.
Победит та команда, которая наберет больше фишек за 4 раунда и покажет свои знания на более высоком уровне.
Итак, начинаем 1 раунд игры «Сильное звено»
Раунд 1
1.Земля, где ты родился? (Родина.)
2. Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю и культурные взаимовлиянии? (Этнография.)
3. Древнее название России? (Русь.)
4. Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители.)
5. «Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу» Это? (Патриотизм.)
6. Куда заносят названия редких животных и растений? (Красная книга.)
7. Это музыкальный инструмент.
Беда – надвигается, враг или мор – звук этого музыкального инструмента разносился но всей округе, отгоняя беду, болезни, нечистую силу? (Колокол.)
8. Овладение способами, приемами, действиями, применение знаний на практике? Что это: умение или навыки? (Умения.)
9. Государственные требования, к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения детей в ДОУ, а так же комплекс требований к педагогическим работникам? (ФГОС ДО.)
10. Терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению. Что это? (Толерантность.)
11. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений? (Традиция.)
12. Сохранение прошлых ценностей в настоящем. (Культурное наследие.)
13.Назовите формы патриотического воспитания:
1.Ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы. Демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога.
2.Социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из личного опыта.
3.Чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами.
4.Разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды-инсценировки. (Принцип – Не навреди!)
5.Экскурссии (в музей, в общеобразовательную организацию и т.п.), посещение спектаклей, выставок). (виртуальные экскурсии, мини-музеи, выставка поделок, детско-родительских поделок).
6.Организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских и детско-родительских поделок).
7.Детские и детско-родительские проекты, участие в патриотических акциях.
8.Проведение праздников и мероприятий.
Ведущий:
Итак, 1 раунд подошел к концу. Кто самый сильный в данной области? Кто сдал свои позиции? Пришло время выбрать сильнейшего.
Раунд 2 Дидактическая игра «Назовите части русско-народного костюма» Ваша задача при разгадывании загадок проявить быстроту реакций позвонить в колокольчик, назвать правильный ответ и подписать название одежды .
1. Рукав длинный и короткий, Планка иль косоворотка, На груди - кармашки. Что это?... (Рубашка-косоворотка)
2. Каждый день поутру. Надеваю я трубу. Ну не догадаться вам? Она зовётся…(Сарафан)
3. Что же это за одежда: С четырьмя отверстиями. В одно входишь, А в три выходишь. (Рубаха-женская)
4. Тепла не даёт, А без него холодно. (Пояс-кушак)
5. Из липы свито Дырявое корыто, По дороге идёт, Клетки кладёт. (Лапти)
6. Не широкие, длинные, сужающиеся к низу, держатся на шнурке, который завязывается вокруг талии. (шктаны-порты)
7. Чем заменяли носки у солдата? (портянки-онучи)
8. В них ходили раньше люди, И плели из лыка, А чтоб с ножки не спадали, Их верёвкой привязали. (Лапти)
Ведущий: Второй раунд закончен, ответьте себе на вопрос: кто так и не адаптировался в игре из вас? Кому пора открывать книги, методические пособия и заполнять пробелы в памяти? А кто готов стать наставником в этой области? Пора выбрать самое сильное звено в этом раунде. (Анализ редакционной коллегией, ответов участников каждой команды)
Раунд 3
Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого участника в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.
Для успешного внедрения кейс-метода в практику необходимо освоить методику работы. Для понимания кейс-метода каждому из вас я приготовила файл с документами. Предлагаю заглянуть внутрь и познакомиться с содержанием файла. Основу кейс-метода составляет сам кейс - описание конкретной ситуации, техническое задание и источник информации.
Шаг 1. Знакомство с ситуацией.
Шаг 2.Анализ ситуации и организация обсуждения кейса.
Шаг 3. Процесс моделирования с использованием метода SWOT-анализа. В ходе обсуждения в таблицу заносятся ответы на вопросы, поставленные в кейсе:
1) Восстановите последовательность событий.
2) Проанализируйте ситуацию (состояние участников, мотивационную оценку характера взаимоотношений).
3) Выделите сильные стороны ситуации.
4) Выделите слабые стороны ситуации.
5) Определите угрозы (возможность возникновения конфликта) и возможности.
6) Выделите педагогическую проблему, которая вырисовывается в данной ситуации.
Шаг 4. Решение проблемы мини группой.
Задание: Продумайте решение данной ситуации, напишите варианты решения данной ситуации и аргументируйте выбранные действия.
Шаг 5. Презентация решений и оценка решений по группам.
Шаг 6. «Обратная связь» и рефлексия: оценка участниками собственного вклада в работу всей группы.
Педагогическая ситуация № 1.
В феврале в детских садах традиционно проводятся занятия, посвященные Дню защитника Отечества. На одном из занятий в старшей группе воспитатель спрашивает мальчиков, кем бы они хотели служить в армии. Ребята называют различные военные профессии: летчик, моряк, танкист, пограничник, подводник, артиллерист.
Миша в разговоре участия не принимает. Воспитатель побуждает его высказаться тоже: «Миша, а кем бы ты хотел быть?».
Миша: «А я в армию не пойду. Папа сказал, что там делать нечего!».
Педагогическая ситуация № 2.
Педагог приглашает воспитанников подготовительной группы принять участие в организации экспозиции мини-музея. Тема выставки «Наши деды – славные победы». Целый месяц ребята приносили из дома письма и фотографии военных лет, фотоальбомы, предметы военной формы. С энтузиазмом раскладывали эти предметы на полочках, по нескольку раз в день подходили к месту размещения экспонатов выставки, рассматривали их, обсуждали. В один из дней воспитатель услышала фразу, оброненную кем-то из ребят: «А Ирина Андреевна (это няня группы, в которой была организованна выставка) сказала, что мы принесли всяких вещей и ей теперь стало неудобно пыль протирать на полочках!».
Педагогическая ситуация № 3.
В детском саду проходит акция «Мой папа самый лучший! Детям старшего дошкольного возраста и их родителям предложено создать творческие работы: рисунки о том, чем занимается папа. Почти все семьи воспитанников принимают участие: несут работы, размещают на специально отведенном месте. У одного из воспитанников мама всегда занята, а ему очень хочется рассказать о своем папе. Дергая маму за руку, говорит: «Мама посмотри, сколько уже принесли!» На что слышит ответ: «Кому делать нечего, те и несут!»
Готовы? На решение кейса отводится 3 минуты. Приступайте!
Участники делятся своими впечатлениями. Редакционная коллегия работает в фокус группе.
Раунд 4
Я объясню правила 4-го раунда; я задам вам по очереди вопросы, за правильный ответ вы так же получаете по жетону.
- Какой документ определяет содержание и организацию образовательного процесса в ДОУ? (ОП ДО).
- Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна.)
- Какая птица изображена на гербе России? (Орел.)
- Что является государственной символикой (Герб, гимн, флаг.)
- Сколько образовательных областей содержит в себе ООП ДО? Назовите их. (5 образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое и социально-коммуникативное развитие).
- Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми нравами, выполняет все обязанности этого государства (Гражданин.)
- Назовите порядок цветовых полос на полотнище флага России, начиная сверху? (Белый, синий, красный)
- Кто является главнокомандующим страны? (Президент)
Ведущий: А теперь подведем итог, кто же на протяжении 4 раундов не сдавал позиции. Кто в нашем дружном коллективе «САМОЕ СИЛЬНОЕ ЗВЕНО!»
Ну что подсчитаем баллы, редакционная коллегия сейчас объявит результат.
Итог игры: – Итак сильным звеном стали команда, это доказывает, что на данный момент вы являетесь Самым сильным звеном. Поздравляем! Что вы можете сказать о своей игре, победе? Проанализируйте свою работу. Спасибо.
- И у меня к вам встречное предложение: оказывать посильную помощь педагогам нашего коллектива по интересующим их вопросам по патриотическому воспитанию.
- Ну а проигравшим, желаю не печалиться, а открыть книги, методические пособия и заполнить пробелы в памяти.