Деловая игра по применению здоровьесберегающих технологий в практике работы МБДОУ «Где прячется здоровье?»
Деловая игра по применению здоровьесберегающих технологий в практике работы МБДОУ «Где прячется здоровье?»
Методическая разработка деловой игры по применению здоровьесберегающих технологий в практике работы ДОУ «Где прячется здоровье?» содержит большой потенциал и направлена на повышение компетентности и успешности педагогов в области образовательных технологий здоровьесбережения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деловая игра по применению здоровьесберегающих технологий в практике работы МБДОУ «Где прячется здоровье?»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ “ЯСЛИ-САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИ № 324 ГОРОДА ДОНЕЦКА”
Деловая игра по применению здоровьесберегающих технологий
в практике работы МБДОУ
«Где прячется здоровье?»
Подготовила:
воспитатель Толстикова Е. А.
Пояснительная записка
Методическая разработка деловой игры по применению здоровьесберегающих технологий в практике работы ДОУ «Где прячется здоровье?» содержит большой потенциал и направлена на повышение компетентности и успешности педагогов в области образовательных технологий здоровьесбережения.
Методический материал предназначен для работы с воспитателями всех возрастных групп, специалистами. В современном обществе одной из ключевых проблем общегосударственного масштаба является повышение уровня здоровья детей. На здоровье детей влияет много причин: плохая экология, медицина, питание, травматизм, вредные привычки и т. д. Чтобы улучшить здоровье молодого поколения, необходима физическая активность, которая является одной из граней общей культуры.
Методическая разработка представлена в форме деловой игры.
«Приобрести здоровье – храбрость,
сохранить его – мудрость,
а умело распорядиться им – искусство» Франсуа Вольтер
Цель: Повышение компетентности и успешности педагогов в области образовательных технологий здоровьесбережения, а также резервов и возможностей совершенствования работы в данном направлении.
Задачи:
1.Закреплять и систематизировать профессиональные знания, умения и навыки педагогов по вопросам оздоровления дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни.
2. Способствовать росту педагогического мастерства, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников.
- перспективы творческой деятельности каждого педагога.
Правила игры: всем участникам разделиться на 2 команды.
Участники:
- воспитатели всех возрастных групп, специалисты
Критерии оценки деятельности в деловой игре:
- педагогическое мастерство;
- умение находить оптимальные, простые и действенные решения;
- уровень активности участников;
- творческий подход к решению задач игры.
Методическое обеспечение:
Методы активного обучения:
- дискуссия;
- игровые;
- неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, решение ситуативных задач).
Оборудование: музыкальный центр, жетоны красного и синего цвета, мольберты, ватманы, карандаши, фломастеры, листы А4, советы по укреплению здоровья.
План деловой игры:
1. Мотивационно – организационный этап.
2. Содержательный этап.
3. Заключительный этап.
Ход деловой игры:
(Заходя в зал, педагоги берут жетоны красного и синего цвета)
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодняшняя наша встреча пройдет в форме деловой игры, а тему нашей игры вы мне назовете сами, поможет нам в этом старинная притча.
Мотивационно – организационный этап.
Вводная часть (притча): “Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: “Человек должен быть сильным”, другой сказал: “Человек должен быть здоровым”, третий сказал: “Человек должен быть умным”. Но один из богов сказал так: “Если всё это будет у человека, он будет подобен нам”.
И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы.
Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье?(ответы педагогов) Один из богов сказал: "Здоровье надо спрятать в самого человека". Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребёнке.
А что необходимо для того чтобы его сохранить и приумножить. Об этом мы поговорим во время нашей сегодняшней игры.
Что же такое здоровье?
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Приглашаю поиграть
И проблемы порешать.
Итак, тема нашей сегодняшней игры посвящена здоровью.
Для этого нам нужно разделиться на две команды.
Педагоги, взявшие красный жетон - одна команда, синий - вторая.
Задание №1 «Модель здорового ребенка»
Предлагаю вам составить модель Здорового ребёнка в виде дерева. (работа в группах)
Ствол-здоровье
Корни –факторы, которые обеспечивают крепкое здоровье
Крона- следствие, т.е. каким будет ребенок, если на него будут влиять положительные факторы
Факторы: здоровое питание, наследственность, экология, прогулки, режим дня, двигательная активность, ЗОЖ, полноценный сон и д.т.
а)Перечислите факторы, оказывающие негативное влияние наздоровьедетей?
ОТВЕТ: плохая экология, сложный микроклимат в семье, неправильный образ жизни, неправильная организация сна и отдыха, некачественное питание, отсутствие физических нагрузок и закаливания
Ответ: воздушные ванны, гимнастика пробуждения, ходьба по массажным коврикам с целью закаливания и профилактики плоскостопия, солнечные ванны, водные ванны; облегченная форма одежды.
г)Здоровьедошкольника зависит отздорового образа жизни. А одним из компонентовздоровогообраза жизни является психологический комфорт ребенка.
А что такое психологический комфорт?
ОТВЕТ: уважение к личности ребенка, демократичный стиль общения, условия для свободного выбора деятельности, уголки для уединения, комфортные условия пребывания детей в группе, улыбка и похвала взрослых многократно в течение дня.
ОТВЕТ: физкультурные занятия;- физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия и др.);
- активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, и др.);
в)Какой должна быть продолжительность утренней гимнастики?
ОТВЕТ: в группе раннего возраста- 4-5 мин; в младшей группе 5-6 мин; в средней 6-8 мин; в старшей 8-10 мин; в подготовительной к школе группе 10 -12 мин.
г)Какой должна быть продолжительность гимнастики после сна?
ОТВЕТ: длительность гимнастики после сна колеблется от 9 до 15 минут в зависимости от возраста и уровня развития воспитанников.
в) Самостоятельная двигательная деятельность?
ОТВЕТ: свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
д)Какие условия необходимы для проведенияорганизованной двигательной деятельности?ОТВЕТ: наличие оборудованного места, оборудования, пособий.
Для удовлетворения потребности растущегоорганизма в движениях, развития физических качеств, содействия укреплению различныхорганови систем в ДОУ необходимо регулярно проводить ООД по физической культуре.
3-ий тур игры
«ОрганизацияОД по физическому развитию»
а)Количество ООД по физической культуре в неделю?
ОТВЕТ: всего-3 занятия: 2-в зале 1-на улице
б)Продолжительность ООД по физической культуре в разных возрастных группах?
ОТВЕТ: 2-ая группа раннего возраста-8-10 мин, в младшей группе – 15 минут, в средней - 20 минут, в старшей – 25 минут, в подготовительной -30 минут
в)Назовите этапы ООД по физической культуре?
ОТВЕТ: вводная часть, основная часть, заключительная часть.
г)Продолжительность этапов ООД в соответствии с возрастом дошкольников?
ОТВЕТ: вводная часть -от 2 до 6 мин, основная часть- от 8 до 20 мин, заключительная часть- от 2 до 4 мин.
ООД по физической культуре:
Перечислите нетрадиционные виды ООД по физической культуре.
ОТВЕТ: занятие-путешествие, занятие-соревнование, занятие-эстафета, сюжетные физкультурные занятия, построенные на сказочной или реальной основе и т. д.
Особенность нетрадиционных видов ООД предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способоворганизации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятий, оставляя неизменнымглавное: на каждом занятии физкультуры должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребенка.
Сохранитьздоровьеребенка невозможно безорганизации физкультурно- оздоровительной работы.
ОТВЕТ: это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения, направленная на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, приобщение к здоровому образу жизни.
б)Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Перечислите физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в ДОУ?
ОТВЕТ: прогулки, подвижные игры, дни здоровья, развлечения, праздники, спартакиады, прогулки-походы, недели здоровья.
в)Перечислите лечебно-профилактические мероприятия, проводимые в ДОУ?
ОТВЕТ: витаминизация; дыхательная гимнастика; физкультурные занятия и прогулки на свежем воздухе, хождение по группе босиком, воздушные ванны без маек.
г)Сколько раз в год проводятся Дниздоровья?
ОТВЕТ: 3-4 раза в год –осень, зима, весна.
д)Как часто рекомендуется проводить развлечения по физкультуре?
ОТВЕТ: 1 раз в месяц.
В ДОУ обязательно применение технологий, направленных на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащенияздоровья субъектов педагогическогопроцесса в детском саду, и прежде всего детей.
Это так называемыездоровьесберегающие технологии.
Их можно рассматривать как сертификат безопасности дляздоровьяи как совокупность тех принципов, приемов, методовпедагогической работы, которые дополняют
ОТВЕТ: дыхательная гимнастика, точечный массаж, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, релаксация, игровой самомассаж и др.
б) О чем идет речь?
-Это основа для развития ручной умелости, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, оказывающая положительное воздействие на познавательные психическиепроцессы: память, внимание, мышление.
ОТВЕТ: пальчиковая гимнастика.
в)-Как называется комплекс упражнений, восстанавливающих нарушенное носовое дыхание, очищающих легкие и улучшающих их снабжение кислородом?
ОТВЕТ: дыхательная гимнастика.
г)-К какому видуздоровьесберегающихтехнологий относятся упражнения, применяемые для расслабленияорганизмаи общего благоприятного воздействия на него?
ОТВЕТ: релаксация.
д)-Эти упражнения выполняются в игровой форме, с музыкальным сопровождением и помогают ребенку снять общую усталость, аорганам работатьбесперебойно и эффективно. Основными приемами являются поглаживание, растирание, разминание.
ОТВЕТ: игровой самомассаж.
Согласно ГОС ДО,«предметно – развивающая среда»- это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его физического облика в соответствии с требованиями.
Согласно ГОС ДО содержание РППС по физической культуре направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельностидетей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системыорганизма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущербаорганизму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижнымииграми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностейздорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
6-ой тур игры
«Организацияразвивающей предметно-пространственной среды по физическому воспитанию»
а)Что независимо от возраста дошкольников должно быть в центрах физического развития?
ОТВЕТ: спортивное оборудование, оздоровительное оборудование, нетрадиционное спортивное оборудование, картотеки (игр, загадок и стихов о спорте, считалок, альбомы с иллюстрациями)
б)Что такое нестандартное физкультурное оборудование?
ОТВЕТ: оборудование, выполненное руками воспитателей и родителей из подручных средств и материалов.
в)Для чего используется нестандартное физкультурное оборудование?
ОТВЕТ: повышать интерес к выполнению основных движений и игр, формировать физические качества и двигательные умения.
г)Для чего используется нестандартное физкультурное оборудование«Волшебные коврики»?
ОТВЕТ: профилактика плоскостопия, массаж стоп; развитие координации движений, равновесия.
д)Для чего используется нестандартное физкультурное оборудование«Моталочки»?
е)Для чего используется нестандартное физкультурное оборудование«Тоннель»?
ОТВЕТ: способствует развитию координации движений, умению ориентироваться в замкнутом пространстве.
А теперь, уважаемыеколлеги, расскажите какое нестандартное оборудование, есть у вас в группах. Раскройте способы использования оборудования и материалы, из которых изготавливали.
«Работа с родителями»
Ведущий: Мы работаем не только с детьми, но и с родителями. Предлагаю Вам назвать формы работы с родителями.
(участникам предлагается назвать формы работы с родителями)
Формы работы с родителями:
информация в родительских уголках, в папках-передвижках, в библиотеке ДОУ;
консультации;
устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому воспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания;
семинары-практикумы;
деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, решением педагогических кроссвордов и т.д.;
"дни открытых дверей" для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий, закаливающих и лечебных процедур;
совместные физкультурные досуги и праздники и т.
Задание -« Придумай памятку»
Рекомендации для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей.
Десять советов родителям поукреплению физического здоровья детей
Совет 1. Старайтесь активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывайте полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.
Совет 2. Научите ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.
Совет 3. Приучайте ребенка к режиму. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня.
Совет 4. Помогите ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений.
Совет 5. Научите ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами — солнцем, воздухом и водой. Воспитывайте у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма.
Совет 6. Помните, что в движении — жизнь. Занимайтесь вместе с ребенком спортом, больше гуляйте, играйте на свежем воздухе.
Совет 7. Организуйте ребенку правильное питание и воспитывайте положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.
Совет 8. Научите ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.
Совет 9. Познакомьте ребенка с правилами безопасного поведения в доме, улице, на отдыхе и учите его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.
Совет 10. Читайте научно-популярную литературу о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, о том, как научить его укреплять свое здоровье. Пусть физкультура для детей будет в радость!
Заключительный этап
Ведущий:«Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость.
Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.
Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот. Здоровый педагог – здоровый ребенок: психологический аспект. И напоследок хотелось бы дать вам листовки с советами по укреплению здоровья.
Ведущий: Таким образом, чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.
А закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется словами Александра Дементьева:
«Берегите здоровье друг друга,
Мы – природы малая часть,
Вы кому- то ответили грубо –
Чью-то жизнь сократили на час»
Советы педагогам:
Смейтесь хотя бы 10 минут в день, тогда ваш сон станет спокойным, бодрствование – рассудительным и энергичным, а риск инфаркта снизится на 50%.
Ежедневно съедайте 30 граммов рыбы – это снижает уровень холестерина в крови и способствует профилактике болезней сердца и кровеносных сосудов.
Не подавляйте в себе негативные эмоции, вы рискуете приобрести невроз или какую-нибудь болезнь.
Больше ходите пешком.
Если любите петь, то делайте это каждый день.
Живите делами сегодняшнего дня по принципу «здесь и сейчас», не сожалейте о прошлом и не беспокойтесь о том, что будет завтра.
Думайте больше о светлых и радостных сторонах жизни, ибо «наша жизнь есть то, что мы о ней думаем».
Не держите злобу на своих оппонентов. «Ни минуты не думать о людях, которых мы не любим».
Считайте свои удачи, а не несчастья.
Старайтесь приносить радость другим, так как, делая добро окружающим, вы делаете его, прежде всего самому себе.
Активно ищите способы превращения минусов в плюсы.
Отдыхайте до того, как пришло чувство усталости.
Умейте расслабляться и сбрасывать лишнее напряжение.
Не задерживайте внимание на недостатках других.
Профилактикой от стресса является чувство юмора.
Список использованной литературы
Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008 .
Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2009 .
Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010 .