Просмотр содержимого документа
«Деловая игра «Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности»»
МАДОУ ДС № 6 «Василек» г. Янаул муниципального района Янаульский район республики Башкортостан
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ № 3
Деловая игра для педагогов на тему:
«Организация экспериментирования с детьми дошкольного возраста в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности»
Подготовила:
старший воспитатель Вайтиева А.В.
Февраль, 2022
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
-Закрепление знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
-Формирование представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
-Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации детского экспериментирования.
Оборудование игры: колокольчик,песочные часы, компьютер, мультимедийный проектор, конверты с заданиями для педагогов, набор оборудования для проведения опытов, листы бумаги, ручка
Планируемый результат:
Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Организация игры
Ведущий: Закрепим наши знания через деловую игру «Знатоки и умницы» (воспитатели делятся на две команды). В каждой команде одинаковое количество участников. На выполнение задания командам дается строго ограниченное время, по истечении которого участники игры дают ответы на поставленные вопросы, выполняют практические задания. За каждый правильный ответ команда получает флажок. Ответы выносятся на суд членов жюри.
Педагогу от каждой команды предлагается подойти к столу и выбрать конверт с заданием. В каждом конверте расположены различные типы заданий (Приложение 1):
- «Музыкальное задание» - педагогам команды предлагается мелодия песни об объекте экспериментирования;
- «Чёрный ящик» - педагогам команды предлагается выполнить определённый опыт с предложенным оборудованием;
- «Объяснялки» - педагогам команды предлагается прослушать запись рассказа ребёнка и угадать о чём идёт речь;
- «Внимание, вопрос» - педагогам команды предлагается ответить на вопрос.
Приложение 1
Содержание заданий для педагогов
«Объяснялки» - 4 педагога с каждой команды по очереди(какой педагог быстрее позвонит в колокольчик)
1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по -разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ).
2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).
3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает всякие анализы. А ещё он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень смелый. И ещё он пишет статьи в умных журналах. (ОКЕАНОЛОГ).
4. Этот человек всё время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплёскивается. Там опасно, он может погибнуть. Но он всё равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям, когда там опасно жить. (ВУЛКАНОЛОГ).
«Внимание, вопрос!»
Что вы подразумеваете под понятием познавательная деятельность"? (Активное развитие мысли, творчества ребенка в условиях неопределенности.).
Что такое "проблема"?
(Затруднение, неопределенность, любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет остановиться и задуматься.).
Что такое "гипотеза"?
(Предположительное знание, не доказанное логически и не подтвержденное опытом.).
Как вы понимаете термин "эксперимент"?
(Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных задач.).
Какие этапы исследования вы знаете?
(Постановка проблемы, выдвижение гипотез решения проблемы, проверка гипотез, обсуждение итогов и формулирование выводов.).
Какие методы и приемы поисково-познавательной деятельности можно использовать в работе с дошкольниками?
(Познавательные занятия, опыты, целевые прогулки, наблюдения, чтение научной и художественной литературы, организация коллекций и выставок, посещение музеев, библиотек.).
1. По каким принципам можно классифицировать эксперименты? (для обеих команд по очереди)
(Слайд 3-6 ) Правильный ответ: Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
а. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
Опыты с растениями
Опыты с животными
Опыты с объектами неживой природы
Опыты, объектом которых является человек
б. По месту проведения опытов:
В групповой комнате
На участке
В лесу, в поле
в. По количеству детей:
Индивидуальные (1 – 4 ребенка)
Групповые (5 – 10 детей)
Коллективные (вся группа)
г. По причине их проведения:
Случайные
Запланированные
Поставленные в ответ на вопрос ребенка
д. По характеру включения в педагогический процесс:
Эпизодические (проводимые от случая к случаю)
Систематические
е. По продолжительности:
Кратковременные (от 5 до 15 минут)
Длительные (свыше 15 минут)
ж. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
Однократные
Многократные, или циклические
З. По месту в цикле:
Первичные
Повторные
Заключительные и итоговые
и. По характеру мыслительных операций:
Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями)
Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта)
Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)
«Музыкальное задание» -6 мелодий песен об объектах экспериментирования (облака, песок, вода, солнце, снег, дерево).
▄ «Чёрный ящик»
В разные времена для достижения этого пили уксус, клали под мышку камфору, глотали бумажные катышки, долгое время находились без доступа воздуха и даже пили ртуть и свинец. В черном ящике находится то, что современные женщины используют для этих же целей. (Пудра)
В черном ящике находится ёмкость, созданная самой природой, в которой очень удобно, дешево и полезно выращивать рассаду цветов и овощей. (Скорлупа от яйца)
На стол игрокам ставится кастрюля (без крышки) Вопрос: «Представьте себе, что эта кастрюля – самая большая в мире. В неё поместятся не только щи и каша, но и всё на свете: столы, стулья, дома, трамваи, города и даже все планеты. Но, всё-таки есть один предмет, который никогда не поместится в эту кастрюлю. Что за предмет в чёрном ящике?» Ответ: крышка от кастрюли.
В черном ящике находится то, что не имеет запаха, сыпучее, растворяется в воде, может быть мелкой, крупной, красной, чёрной, белой. (соль)
В черном ящике находится существо необычайно коварное и опасное, пока не приручен, он крутится, прыгает, изгибается, полощется в грязи, которую сам развел, потом бросается на человека и обвивается вокруг его ноги, приходится наступить на него, тогда он становится на дыбы и обвивается вокруг поясницы и шеи. (ШЛАНГ ДЛЯ ПОЛИВА)
В чёрном ящике находится, прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы. Может быть тёплым, может быть холодным. (воздух)