Просмотр содержимого документа
«Деловая игра «Эффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников»»
Деловая игра «Эффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников»
Практическая часть
1. «Отвечай быстро!» Каждый быстро односложно («Да» или «Нет») отвечает на вопросы ведущего.
1. В слове «яркая» 7 звуков. (Да).
2. Общение является ведущим средством развития речи (Да)
3. Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря (Нет)
4. Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению (Да)
5. Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи (Нет)
6. Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент (Да)
7. Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей (Нет)
8. Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы (Да. Произносятся звуки)
9. Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения (Да)
10. Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя (Нет)
2. «Развитие речи» (приемы и методы)
1. Изложение прослушанного произведения (пересказ)
2.Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию (указание)
3. Сообщение, в котором факты следуют один за одним (повествование)
5. Литературное произведение для пересказа (сказка)
6. Тип связной речи (диалог)
7. Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец)
8. То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)
9. Прием, используемый ребенком после рассказа для уточнения. (вопрос)
10. Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)
11. Сообщение о фактах, существующих одновременно (описание)
12. Прием, используемый в старших группах при пересказе литературного произведения (драматизация)
13. Сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственной связи (рассуждение).
3. «Кто быстрее» (замените предложения пословицей)
- Учись всю жизнь (век живи, век учись)
- Нужно беречь время (делу время, потехе – час)
- Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду)
- Не болтай (держи язык за зубами)
- Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех)
- Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело)
4. Блиц – опрос на время
Вспомните пословицы, противоположные по смыслу данной:
-Быстро передвигаться – далеко не уедешь. (Тише едешь – дальше будешь)
-У чужих плохо, а у себя еще хуже. (В гостях хорошо, а дома лучше)
-Красив дом без углов, а не красив без выпечки. (Не красна изба углами, а красна пирогами)
-Кто поздно ложится, у того ничего и нет. (Кто рано встает, тому бог подает) -Что не посадишь, то и не вырастет. (Что посеешь, то и пожнешь)
- «Коротка ночь до зари, коли много работы» (долог день до вечера, когда делать нечего)
5 . Изобразите пословицу с помощью схемы
Команды придумывают пословицу, изображают ее с помощью схемы, команда соперников должна отгадать пословицу по схеме. (Весна хороша цветами, а осень пирогами. Готовь сани летом, а телегу зимой)
6. Прилагательные ассоциации
Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное экспериментатором, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные.
К примеру: стол - круглый; пруд - большой. Задание для 1и 2 команды.
Список
Критика
Звезда
Книга
Кругозор
Закон
Лекция
Счастье
Дом
Пища
Воззвание
Дефицит
Действие
Шрифт
7.Составление синквейна
Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление.
Слова: ПЕДСОВЕТ, ЖИЗНЬ, ВЕСНА, ФОРУМ
8. Угадай сказку. С помощью мнемотаблицы изобразите РНС.
Вторая команда должна ее угадать. (Варианты сказок – «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Гуси – лебеди», «Рукавичка», «Кот, петух и лиса»)
9. Ищем ТРИЗ задачи в известных сказках:
Эта простая иллюстрация, как сказки могут стать незаменимым помощником в деле развития творческого мышления и умения решать открытые задачи. Во многих сказках есть моменты, которые можно превратить в интересные ТРИЗ вопросы. Объясните ребенку, что нет одного правильного ответа. Главное — придумать как можно больше вариантов. На первом этапе можно даже не обсуждать, какое решение лучше и почему. После, когда вы будете находить по 5-10 решений, можно начать рассуждать, какие плюсы и минусы есть у каждого варианта. И, тем самым, стараться найти наиболее выгодное.
Аленушка и братец Иванушка
Иванушка хочет пить. Но пить из лужи нельзя — станешь животным. Как утолить жажду или хотя бы перетерпеть, пока идешь. (Ответы могут быть такие: пожевать кислой травы или ягод, намочить панаму или рубашку, чтобы было не так жарко, отфильтровать воду из лужи, подоить корову на поле и попить молока.)
Бременские музыканты
Друзья — осел, петух, собака и кот хотят переночевать в доме. Как им прогнать из дома разбойников? (Конечно, дети могут вспомнить решение, которое предлагает автор — испугать разбойников. Постарайтесь придумать другие решения. Например, начать кричать: “пожар, пожар”; перессорить разбойников между собой)
Серая шейка
Наступила зима, пруд застыл и теперь лиса может съесть уточку. Что Серая Шейка может придумать, чтобы не попасть в зубы лисе?
Храбрый портной
Портной обманул великана, несколько раз. Великан задал ему еще одну задачку, например, выпить реку, перенести гору, превратить горы в равнину. Какое хитрое решение придумает портной на этот раз?
Золушка
Золушка хочет пойти на бал, но у нее нет доброй тети-волшебницы. Что она может придумать, чтобы оказаться там?
Гадкий утенок
Когда утенок улетел с хозяйского двора, то попал на озеро, где вскоре началась охота. Как утенку не стать добычей охотников?
Краденное солнце
Крокодил украл солнце. Как его заставить вернуть солнышко, не прибегая к силе? Или другой вопрос: как медведю найти своих медвежат в темноте? ВЫВОД: Список можно продолжать до бесконечности. Главное не он, а то, что любая ситуация в жизни или в сказке может стать интересной ТРИЗ задачей и полезным уроком. Здорово, если родители видят это сами и умеют показать детям.