Буклет "ОТКУДА ВЗЯЛСЯ КАПРИЗЮЛЯ? или психологические особенности развития детей 3-4 лет"
Буклет "ОТКУДА ВЗЯЛСЯ КАПРИЗЮЛЯ? или психологические особенности развития детей 3-4 лет"
Откуда взялся капризюля?
Каковы возрастные особенности ребенка 3-4 лет?
Как происходит психическое развитие ребенка этого возраста?
Ответы на эти вопросы ищите в статье
Ребенок любит общаться с детьми и взрослыми: развиваются навыки совместной игры, возникает желание помочь взрослым. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости - он может сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Дети 3-4 лет усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребёнка нормам и правилам поведения. 3-4 года– это возраст, когда возникает потребность в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Хотя общение со сверстниками порой сводится к тому, что ребёнку нужен товарищ, который смог бы его поддержать в шалости, действовал бы с ним заодно. Дети мало слушают друг друга, чаще стремятся показать себя другому. Часто возникают ссоры из-за игрушек.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Буклет "ОТКУДА ВЗЯЛСЯ КАПРИЗЮЛЯ? или психологические особенности развития детей 3-4 лет"»
Откуда взялся капризюля?
Каковы возрастные особенности ребенка 3-4 лет?
Как происходит психическое развитие ребенка этого возраста?
Ответы на эти вопросы ищите в статье
Ребенок любит общаться с детьми и взрослыми: развиваются навыки совместной игры, возникает желание помочь взрослым. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости - он может сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Дети 3-4 лет усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребёнка нормам и правилам поведения. 3-4 года – это возраст, когда возникает потребность в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Хотя общение со сверстниками порой сводится к тому, что ребёнку нужен товарищ, который смог бы его поддержать в шалости, действовал бы с ним заодно. Дети мало слушают друг друга, чаще стремятся показать себя другому. Часто возникают ссоры из-за игрушек. Для трёхлетнего ребёнка характерна позиция превосходства над товарищами. Он может в общении с партнёром открыто высказать негативную оценку («Ты не умеешь играть»). Однако ему всё ещё нужны поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях со взрослыми является индивидуальное общение. К 4 годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом 3 лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое.
Речевое развитие.
Словарь ребенка состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он - папа, она - мама). Понимает время - прошедшее и настоящее. Понимает и называет названия цветов. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию ("Дай мне красный кубик и синий шар"). В этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения.
В 3-4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребёнка пополняется. Мышление.
В 3-4 года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), по форме (это все круглое), величине (это все маленькое). На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, овощи, фрукты, животные, посуда. Внимание.
В 3-4 года внимание еще непроизвольно и крайне неустойчиво: ребенок 3 лет может забыть, что он шел за мячом, если перед ним прокатить машинку. Интересную, новую картинку он будет рассматривать в среднем 8 секунд. Даже самой увлекательной игрой ребенок будет заниматься 10-15 минут. А многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 минут – в этом возрасте это естественно. Игровое развитие.
Желание ребёнка подражать взрослому приводит к развитию игры. Ребёнок охотно подражает показываемым ему игровым действиям. Игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни - это скорее игра рядом, чем вместе. Сюжеты игр простые, содержащие одну-две роли. Неумение объяснить свои действия партнёру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты также возникают и по поводу игрушек. Постепенно (к 4 годам) ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения. Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтение большим компаниям, девочки предпочитают тихие, спокойные игры, в которых принимают участие две-три подруги.
Память.
Память носит непроизвольный, пассивный характер: ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить. Запоминание происходит легко и естественно. Хорошо запоминается то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Запоминание происходит в ходе детских видов деятельности – игра, рисование, слушание сказок, стихов. Прочно усваивается информация, которую ребенок видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.
Возраст 3 лет характеризуется как «трудный». Это период «кризиса 3 лет». Кризис 3 лет проходит под девизом: Я – сам! Ребенок действительно хочет решать и делать все сам, без чьей-либо помощи. Но у него это еще не получается, и мама должна ему помочь. Ребенок «открыл» себя. Он еще очень нуждается в маме. Вдали от нее он не чувствует себя в безопасности, поэтому он сердится на вас за то, что еще не может быть независимым. Для ребенка это очень сложное время. Если в 2 года его можно было отвлечь, в 4 – ему можно будет объяснить и договориться, то с трехлеткой приходится бороться. И он действительно находится в состоянии войны со всем миром. С каким багажом, опытом, навыками выйдет ребенок из этого состояния войны, зависит от реакции взрослых.
Если взрослый сохраняет прежний тип взаимоотношений, ограничивает активность и самостоятельность ребенка, стремится добиться подчинения любой ценой, наказывает за своеволие, это приводит к обострению взаимоотношений, негативизму, капризам. И, в конечном итоге, к укоренению таких черт как раздражительность, упрямство, агрессивность и т.д.
Если же взрослый поощряет разумную самостоятельность, позитивно оценивает личность ребенка, сглаживает трудности взаимоотношений, ребенок благополучно перейдет на следующую ступеньку развития личности. При успешном преодолении кризиса, ребенок начинает осознавать себя как личность. Он отделяет себя от взрослого и как бы снова открывает мир людей, свое место в этом мире. Ребенок целеустремленно старается реализовать свои замыслы, ищет поддержку и одобрение взрослых. У него появляется чувство собственного достоинства, гордость за свои достижения.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Тотемский детский сад №7 «Солнышко»
ОТКУДА ВЗЯЛСЯ КАПРИЗЮЛЯ?
или психологические особенности развития детей 3-4 лет
С уважением педагог-психолог
Светлана Ивановна Шихова
Уважаемые родители, я желаю вам терпения и огромной любви к вашим детям
Если у вас остались вопросы их можно задать мне в любое время.