Просмотр содержимого документа
«Буклет для педагогов и родителей "Развитие мелкой моторики у детей с речевой патологией"»
Р
азвитие мелкой моторики
у детей с речевой патологией.
Дети с нарушениями речи редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (судорожные движения других частей тела). И это закономерно.
Движения пальцев рук стимулирует развитие центральной нервной системы и ускоряет развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи. Причем не общим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции.
Пальчиковая гимнастика
Упражнения могут:
– выполняться правой, левой рукой или обеими руками одновременно;
– быть статическими: удерживать пальчики в напряжении на счет до пяти – десяти, затем встряхнуть руками;
– быть динамическими: выполнять пальчиками движения, имитирующие движения показываемого живого или неживого предмета.
«Астра»
Ладонь выставить вперед горизонтально полу. Пальцы собрать в «щепоть» – астра закрыта. Развести пальцы в стороны – астра открыта.
«Оса»
Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным.
«Улитка»
Указательные, средние и безымянные пальцы прижать к ладоням. Большие пальцы и мизинцы выпрямить.
«Ножницы»
Ладонь поставить на ребро. Указательный и средний пальцы развести вверх – вниз. Остальные пальцы прижать к ладони.
«Собака»
Ладонь поставить на ребро, большой палец выпрямить и поднять вверх. Остальные пальцы сомкнуть.
«Коготки»
Ладонь поставить вертикально вверх. Кончики пальцев слегка согнуть и развести в стороны.
«Труба»
Руки сжать в кулачок, оставив круглые отверстия внутри. Поставить кулачок на кулачок.
«Лодочка»
Обе ладони поставить на ребро и соединить «ковшиком». Большие пальцы прижать к ладоням.
«Раки»
Ладони поставить горизонтально. Указательный и средний пальцы развести в стороны. Остальные пальцы прижать к ладони.
«Ворота».
Ладони поставить на ребро. Пальцы выпрямить и прижать друг к другу – «ворота закрыты».
«Птенчики в гнезде».
Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью.
«Мышка».
Средний, безымянный и большой пальцы собрать в «щепоть». Указательный и мизинец согнуть в дуги и прижать к среднему и безымянному.
«Замок».
Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести.
«Деревья».
Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы развести в стороны и напрячь.
«Гусь».
Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опереть на большой. Все пальцы прижать друг к другу
«Шарик».
Все пальчики обеих рук соприкасаются друг с другом кончиками подушечек, образуя шарик.
«Ёлка».
Ладони направить «от себя». Пальчики пропустить между собой (ладони под углом друг к другу) и выставить вперед.
«Щука».
Ладонь выставить вперед горизонтально полу. Большой палец под ладонью, остальные пальцы прижать друг к другу.
«Флажки».
Четыре прямых пальца руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести руку в сторону. Развернуть так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.
Подготовка к письму и профилактика дисграфии
Помимо коррекции речи стоит и такая задача, как подготовка руки ребенка к письму. А письмо является сложным двигательным навыком, включающим в себя переключение с одной двигательной программы на другую и требующим особой точности, координации пальцев моторики.
Что же нужно для развития сложных двигательных навыков?
Раскраски.
-На различные темы (раскрашивание контурных предметов): машинка, коровка, пирамидка, кукла и т.д.
-С кодированием цвета: рисунок, разделенный на части и в каждой части стоит значок, обозначающий каким цветом ее раскрашивать. Внизу листа – условные обозначения.
- «Наоборот» - рисунок нужно оставить белым, а раскрасить фон.
-С заданием. Например: «Раскрась гриб, а рядом дорисуй справа грибочек, слева цветочек, на шляпке гриба листок, под грибом – гусеницу».
-С дорисовыванием. Часть контура нарисована, а часть сделана пунктиром или точками.
-Дорисовывание части рисунка с зеркальным образцом.