kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Беседа по нравственному воспитанию детей «Успокоить - утешить словом»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

- формирование представлений о добре и зле, показать красоту добрых поступков;

- усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить дети.

Задачи:

- познакомить детей со словами утешения;

- воспитывать умение сопереживать неудаче, горю, несчастью;

- научить разделять радости и печали других;

- обучать детей добру, на примере литературных произведений объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятие «добро»;

- учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие;

- внушить необходимость доброжелательного и бережного отношения к окружающим;

- обеспечить активность детей в процессе самой беседы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Беседа по нравственному воспитанию детей «Успокоить - утешить словом»»

Беседа

по нравственному воспитанию детей



«Успокоить - утешить словом»

Цель:

- формирование представлений о добре и зле, показать красоту добрых поступков;

- усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить дети.

Задачи:

- познакомить детей со словами утешения;

- воспитывать умение сопереживать неудаче, горю, несчастью;

- научить разделять радости и печали других;

- обучать детей добру, на примере литературных произведений объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятие «добро»;

- учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие;

- внушить необходимость доброжелательного и бережного отношения к окружающим;

- обеспечить активность детей в процессе самой беседы.

Материал: толковый словарь Ожегова; на доске прикреплены макеты «Сердца с кармашком» и «Дерево добра»; листочки разной формы; карандаши; клей.



Ход:

Запись на доске: Утешить – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе, страдание.



Педагог:

- Здравствуйте, ребята. Я, очень рада вас видеть. Сегодня я вас пригласила на посиделки. Проходите, присаживайтесь.

- Давайте зажжем свечу. Как хорошо, уютно, тихо. Посмотрите на огонёк свечи. Протяните к нему ладошки.

- Что вы чувствуете? (Ответы детей)

- Приятно смотреть на огонёк? А какое у вас сейчас настроение? (Ответы детей)

- А раз у вас хорошее настроение, давайте скажем друг другу вежливые, волшебные слова.

Дети передают друг другу колокольчик.

Педагог:

- Добрые слова помогают нам уговорить, рассмешить, ободрить, убедить. В общем – успокоить, утешить человека. Как вы, ребята, понимаете слова «успокоить – утешить»?

Педагог:

– Давайте выясним точное значение слова «утешить». Если заглянем в толковый словарь С. И. Ожегова, то найдем пояснение. (Работа со словарем.)

Утешить – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе, страдание.

Педагог:

- У каждого человека в жизни бывают неприятности, огорчения. Какими словами можно успокоить, утешить человека?

- Легко ли вы находите слова для утешения?

- Утешили ли вы кого –нибудь сегодня?

Педагог:

- Бывают случаи, когда утешение словами неуместно. Как в такой ситуации проявить сочувствие?

Примерные ответы детей: обнять, поцеловать, погладить, сделать ласковый жест и т. д.

Педагог:

- Ещё, как мне кажется, главные слова сочувствия это: «Можешь рассчитывать на меня, что бы ни случилось». Обычно, после таких слов каждый человек немножко успокаивается, ведь ему есть на кого положиться.

Послушайте стихотворение «Ящеренок»

Сидит ящеренок на бревне

И горько-горько плачет.

– Скажи, пожалуйста, ты мне,

А что всё это значит?

Печально отвечает он:

«На бревнышке я грелся,

А рядом тут со мною вдруг

Мальчишка злой уселся.

За хвостик он меня схватил,

И хвостик оторвался.

На всю оставшуюся жизнь

Я без хвоста остался!

Я неуклюжим и смешным

Кажусь в глазах друзей.

И с каждым днем худею я

И становлюсь грустней… »

Не плачь, не мучайся, мой друг!

Пройдет лишь двадцать дней,

И хвостик снова отрастет,

И станет он длинней.

И будешь снова ты гулять

По бревнышкам в лесу,

Хвостом своим вовсю вилять

И лазать на сосну! (Денис Ларионов)

- Что случилось с ящеренком? Как автор стихотворения утешает его?

Педагог предлагает 2-3 детям прочитать эту часть стихотворения тоном успокоения и сочувствия.

Педагог:

- В разных жизненных ситуациях могут оказаться важными совершенно разные слова утешения. А теперь представьте, что вы утешаете, успокаиваете героев мультфильмов.

1. Дядя Федор уехал с Котом в Простоквашино, а родители мальчика огорчились.

- Не беспокойтесь, дорогие, все будет хорошо. Ваш мальчик самостоятельный, он не пропадет. Соскучится - вернется.

2. Кот Леопольд очень расстроился после очередного нашествия мышей.

- Не огорчайся, уважаемый Леопольд! Все в жизни бывает.

3. Помнишь ли ты, как Винни-Пух объелся в гостях у Кролика и развалил его дом?

- Не горюй, милый Кролик. Я знаю, ты построишь дом еще лучше прежнего.

4. Волк попал в больницу после погони за зайцем.

- Не волнуйся, отчаянный волк! Ты долго в больнице не пролежишь.

Задание: Выберете для каждой ситуации подходящую пословицу. Ты можешь с нее начать (вставить в середину и т. д.). Произнеси утешение так, чтобы успокоить расстроенного.



Пословицы для выбора:

1. Горе не беда – с кем не была.

2. Нет худа без добра.

3. Одна беда – не беда.

4. Эта беда на беда, только бы больше не была.

5. Наши лепешки тоже поели кошки.

6. И у нас дома не здорово – таракан с печки свалился.



Предложить детям послушать стихотворение Душана Родовича в переводе Л. Яхнина «Друзья»



Если плачет кто-то рядом.

Если слезы льются градом,

Подойдите вы к нему

И спросите: «Почему? »

Это, дети, сделать надо –

Плохо плакать одному.

Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:

"Я прочитаю вам вопрос. Вам нужно выбрать из трех данных на него ответов один".

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я.

- Пытаюсь ему помочь.

- Думаю о том, что могло произойти.

- Не обращаю внимания.

  1. Как вы будете утешать плачущего? Что вы скажите? Вспомните об утешительных словах.

Задание: соедини стрелочкой имя героя, который утешает других сказочных героев, попавших в трудные жизненные ситуации, такими словами:

1. Не плачь, дед, не плачь, баба, Я снесу вам другое яичко,

Не золотое – простое – Курочка-Ряба

2. Не тужи, Иван-Царевич, Ложись лучше спать, Утро вечера мудренее - Царевна-Лягушка

  1. Не печалься, ступай себе с Богом! Добро! Будет старуха царицей - Золотая Рыбка

4. Это все пустяки, Дело житейское! - Карлсон



Вопрос: Какие слова выделены? Почему?



Предложить детям послушать отрывок из сказки "Приключения Алисы в стране чудес" английского автора Льюиса Кэрролла.

«Приключения Алисы в стране чудес»

Во время путешествия Алисы по стране чудес она стала очень маленькой. Алиса хотела достать золотой ключик, лежащей на столе, пытаясь взобраться по ножке стола, но все неудачно: ножка была очень скользкая. Наконец, совсем выбившись из сил, бедная девочка села на пол и заплакала: «Ну, полно плакать! Этим ведь не поможешь! - строго сказала она себе через некоторое время. – Советую тебе перестать! Все равно из этого не выйдет никакого толку! »

Педагог:

- А вам, ребята, приходилось успокаивать самого себя? Приведите примеры.

Педагог:

– Я хочу вам прочитать пожелание “Дорога добра” сл. Ю. Энтина.

Спроси у жизни строгой:

– Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

– Иди за солнцем следом,

Пусть этот путь неведом.

Иди, мой друг, всегда

Дорогою добра.

- В русском языке очень много слов, с помощью которых можно успокоить в трудную минуту тех, кто находится рядом с вами и нуждается в утешении. Это удивительные, можно сказать волшебные слова.

Задание: вспомните их и запишите на ваших листочках волшебные слова, слова утешения и поместите на «Дерево добра».

Дети пишут на листочках слова утешения и помещают их на «Дерево добра».

Примерные слова: не беспокойся, не огорчайся, не тревожься, не волнуйся, не горюй, не расстраивайся, не переживай, успокойся, не надо нервничать, у тебя все получится, ты со всем справишься и др.

Педагог:

Будьте добры, дарите добро

И счастьем оно вернётся к тебе.

- Великий русский писатель Л. Н. Толстой сказал: “Чтобы поверить в добро, надо начать его делать”. Но, чтобы делать добро, надо, прежде всего им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее – Доброту.

Педагог (обращает внимание детей на доску) :

– Посмотрите, какое огромное на доске сердце. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое. В это сердце – кармашек вы опустите сейчас “ладошку” со своими пожеланиями. (Читают пожелания)



Подведение итога беседы:

Предложить детям выбрать начало фразы из рефлексивного экрана на доске и высказаться одним предложением:

Сегодня я узнал…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я выполнял задания…

Я смог…

Меня удивило…

Беседа дала мне для жизни…

Мне захотелось…

Педагог:

- Ребята, помните, маленькие добрые дела, совершенные от всего сердца, приносят радость людям. Спешите делать добро!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Беседа по нравственному воспитанию детей «Успокоить - утешить словом»

Автор: Сагдатгареева Роза Рамзиловна

Дата: 28.11.2016

Номер свидетельства: 363401


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства