Просмотр содержимого документа
«Беседа в мини музее "Русская изба" (для детей 5-6 лет)»
Конспект фольклорного занятия в мини-музее «Русская изба» (старшая группа)
Составила: Елькина Т.А.
Цели деятельности педагога: Познакомить детей с предметами быта коренных жителей Урала, Формировать интерес к традициям и обычаям русского народа, знакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками, загадками; обогащать речь детей образными выражениями малых форм русского фольклора; воспитывать интерес к народному быту.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (становление сознания, формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа), «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие музыки); «Речевое развитие» (обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы), «Социально-коммуникативное развитие» (развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, социального и эмоционального интеллекта; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых в организации).
Виды детской деятельности:восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкальная.
Предварительная работа: Беседа о предметах быта, о традициях и обычаях русского народа, прослушивание частушек, песен, попевок.
Материалы и оборудование: сито, таз, мука, горшки и крынки разной формы. деревянное корыто, сечка, кочан капусты, игрушка кота, маска,сундук с народными костюмами. Прялка и клубочки ниток, вязаные изделия: варежки, шапочка, шарф. Изделия из дерева: разделочная доска, шкатулка, толкушка, игрушка, скалка, ступа и пестик. Аудиозапись русской плясовой. Музыкальные инструменты: ложки, бубны, маракасы. Дидактическая игра «Найди пару».
Содержание образовательной деятельности
Хозяйка избы встречает детей у входа: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость.
Дети: Хозяюшка в дому, что оладушек в меду!
Много гостей – много новостей!
Что есть в печи – на стол мечи!
Хозяюшка: Какие молодцы, столько пословиц и поговорок знаете о доме! Прошу вас в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
Дети: Чтобы жить в нем.
Хозяюшка: Как мы себя чувствуем дома?
Дети: Нам дома хорошо, тепло, уютно!
Хозяюшка: Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»
Ответы детей.
Хозяюшка: Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. Скажите, а из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки (лиственница)
Когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. Скажите, дорогие гости, а что можно еще изготовить из дерева?
Ответы детей. Показ деревянных изделий деревенского быта: шкатулка, разделочная доска, скалка, толкушка, детская игрушка и т. д.
Хозяюшка: Послушайте, да отгадайте мою загадку:
Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает (печь)
Дети: Это печка!
Хозяюшка: Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. Готовили в чугунках, и тогда еда могла долго оставаться теплой (демонстрирует чугунок). А кто знает, чем же могла печь накормить своих хозяев?
Дети: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Хозяюшка: А чтобы приготовить пироги с мясом или капустой, мясо рубили в корыте сечкой. В корыте так же рубили грибы, яблоки и другие овощи.
«Показ рубки капусты сечкой»
Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Вы знаете, жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто - с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Что же это такое, кто знает?
Ответы детей (грибы, ягоды, засушенные лечебные травы, зерно, овощи)
Хоязюшка: Вот и я собрала урожай, грибы насушила, да не успела все по местам разложить. Помогите мне все правильно разложить по корзинам?
Игра «Разложи урожай по корзинам»
Хозяюшка: Вы, знаете, не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?
Был я копан, был я топтан,
Был на пожаре, был на базаре,
Сколько было сил, всю семью кормил.
Сам терпел – ничего не ел.
Сделался стар – пеленаться стал (горшок)
Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.
«Демонстрация горшков»
Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок - не знал пеленок, стар стал - пеленаться стал».
Горшок был мужской и женский.
Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.
Женский горшок по стуку — звонкий, по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.
Мужской по стуку-глухой, по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.
Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы они вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.
Хозяюшка: Хватит, дорогие гости, молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
1-ая загадка:
Выпускает жаркий пар
Древний чайник… (самовар).
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
2-ая загадка:
Новая посудина, а вся в дырках (Сито)
Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.
Задание «Просеять муку через сито»
Дети по очереди (4-5 детей) пробуют просеять муку через сито.
3-я загадка:
Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает? (прялка)
Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
Хозяюшка демонстрирует изделия из шерстяных ниток: варежки, шапочка, шарф.
Хозяюшка: У меня недавно были в гостях мои внуки, погуляли на улице. В сенгу навалялись и свои варежки оставили у меня на печи. Да вот не задача, мой кот Васька такой баловник, все варежки перепутал. Помогите мне их разложить по парам.
Игра «Найди пару»
4-ая загадка:
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
«Музыкальная пауза»
Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках и других народных инструментах.
Хозяюшка: Поиграли, ох, устали, сядем рядком, поговорим ладком. Посмотрите, в уголке стоит кроватка. Кто знает, как она называется?
Дети: Люлька!
Хозяюшка: Правильно, люлька. Там спит Машенька. Посмотрите, ребятушки, каким красивым лоскутным одеяльцем закрыта Машенька, на люлечке сверху вышитый рушник. Давайте споем ей колыбельную песенку.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
С краю свалишься,
Мамы схватишься.
Придет серенький волчок
И утащит во лесок
За малиновый кусток.
Кустик затрясется,
Детка засмеется.
Бай-бай, бай-бай.
Хозяюшка: Кажется, наша Машенька уснула. Отойдем от люлечки, не будем ее будить.
Скажите, ребятушки, кто знает, где хранили одежду, ведь шкафов не было?
5-ая загадка:
И стоит, покрыт ковром
Ларь с хозяйственным добром.
Кто догадался, что это?
Дети: Сундук!
Хозяюшка: Правильно, это сундук.
Хозяюшка подходит к сундуку и достает народные русские костюмы, находит там кота Ваську.
Хозяюшка: Ах, вот ты где спрятался, озорник! (Подносит игрушку кота к уху, что-то слушает.) Васька мне намурлыкал, что выспался, злых духов разогнал и теперь хочет поиграть с гостями. Ребятушки, поиграем с Васькой?
Дети: Да, поиграем!
Проводится русская народная игра «Ходит Васька серенький»(играют 2-3 раза)
Ведущий (в руках держит игрушку кота или одевает маска кота) идет по кругу, а дети говорят слова:
Ходит Васька серенький, хвост у Васьки беленький,
А бежит стрелой (Ведущий бежит по кругу и садится на стульчик.)
Глазки закрываются.
Спит или притворяется? (Ведущий закрывает глаза.)
Зубы у кота – острая игла!
Только дети подойдут, (Дети тихонько подходят к ведущему.)
Серый Васька тут как тут,
Всех поймает. (Ведущий догоняет подошедших детей.)
Хозяюшка подходит к печке.
Хозяюшка: А, сейчас я попрошу нашу печку-сударушку приготовить для нас угощения (поднимает полотенце, которое закрывало блюдо с булочками, сушками, печеньем, пряниками и т. д.) Посмотрите, что она для вас приготовила!
Передает угощения воспитателю группы.
Воспитатель вместе с детьми:
Мы желаем Вам счастья в доме умножать!
Нас почаще в гости звать! (Вручают подарок длярусской избы)