kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Беседа в мини музее "Русская изба" (для детей 5-6 лет)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с предметами быта уральской избы.Формировать интерес к обычаям и традициям русского народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Беседа в мини музее "Русская изба" (для детей 5-6 лет)»



Конспект фольклорного занятия в мини-музее «Русская изба» (старшая группа)

Составила: Елькина Т.А.

Цели деятельности педагога: Познакомить детей с предметами быта коренных жителей Урала, Формировать интерес к традициям и обычаям русского народа, знакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками, загадками; обогащать речь детей образными выражениями малых форм русского фольклора; воспитывать интерес к народному быту.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (становление сознания, формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа), «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие музыки); «Речевое развитие» (обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы), «Социально-коммуникативное развитие» (развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, социального и эмоционального интеллекта; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу детей и взрослых в организации).

Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкальная.

Предварительная работа: Беседа о предметах быта, о традициях и обычаях русского народа, прослушивание частушек, песен, попевок.

Материалы и оборудование: сито, таз, мука, горшки и крынки разной формы. деревянное корыто, сечка, кочан капусты, игрушка кота, маска,сундук с народными костюмами. Прялка и клубочки ниток, вязаные изделия: варежки, шапочка, шарф. Изделия из дерева: разделочная доска, шкатулка, толкушка, игрушка, скалка, ступа и пестик. Аудиозапись русской плясовой. Музыкальные инструменты: ложки, бубны, маракасы. Дидактическая игра «Найди пару».

Содержание образовательной деятельности


Хозяйка избы встречает детей у входа: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость.

Дети: Хозяюшка в дому, что оладушек в меду!

Много гостей – много новостей!

Что есть в печи – на стол мечи!

Хозяюшка: Какие молодцы, столько пословиц и поговорок знаете о доме! Прошу вас в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

Дети: Чтобы жить в нем.

Хозяюшка: Как мы себя чувствуем дома?

Дети: Нам дома хорошо, тепло, уютно!

Хозяюшка: Почему говорят«В гостях хорошо, а дома лучше?»

Ответы детей.

Хозяюшка: Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. Скажите, а из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки (лиственница)

Когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. Скажите, дорогие гости, а что можно еще изготовить из дерева?

Ответы детей. Показ деревянных изделий деревенского быта: шкатулка, разделочная доска, скалка, толкушка, детская игрушка и т. д.

Хозяюшка: Послушайте, да отгадайте мою загадку:

Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает (печь)

Дети: Это печка!

Хозяюшка: Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. Готовили в чугунках, и тогда еда могла долго оставаться теплой (демонстрирует чугунок). А кто знает, чем же могла печь накормить своих хозяев?

Дети: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Хозяюшка: А чтобы приготовить пироги с мясом или капустой, мясо рубили в корыте сечкой. В корыте так же рубили грибы, яблоки и другие овощи.

«Показ рубки капусты сечкой»

Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Вы знаете, жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто - с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Что же это такое, кто знает?

Ответы детей (грибы, ягоды, засушенные лечебные травы, зерно, овощи)

Хоязюшка: Вот и я собрала урожай, грибы насушила, да не успела все по местам разложить. Помогите мне все правильно разложить по корзинам?

Игра «Разложи урожай по корзинам»

Хозяюшка: Вы, знаете, не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал (горшок)

Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

«Демонстрация горшков»

Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили«Был ребенок - не знал пеленок, стар стал - пеленаться стал».

Горшок был мужской и женский.

Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.

Женский горшок по стуку — звонкий, по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.

Мужской по стуку-глухой, по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.

Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы они вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.

Хозяюшка: Хватит, дорогие гости, молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

1-ая загадка:

Выпускает жаркий пар

Древний чайник… (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

2-ая загадка:

Новая посудина, а вся в дырках (Сито)

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Задание «Просеять муку через сито»

Дети по очереди (4-5 детей) пробуют просеять муку через сито.

3-я загадка:

Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает? (прялка)

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Хозяюшка демонстрирует изделия из шерстяных ниток: варежки, шапочка, шарф.

Хозяюшка: У меня недавно были в гостях мои внуки, погуляли на улице. В сенгу навалялись и свои варежки оставили у меня на печи. Да вот не задача, мой кот Васька такой баловник, все варежки перепутал. Помогите мне их разложить по парам.

Игра «Найди пару»

4-ая загадка:

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

«Музыкальная пауза»

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках и других народных инструментах.

Хозяюшка: Поиграли, ох, устали, сядем рядком, поговорим ладком. Посмотрите, в уголке стоит кроватка. Кто знает, как она называется?

Дети: Люлька!

Хозяюшка: Правильно, люлька. Там спит Машенька. Посмотрите, ребятушки, каким красивым лоскутным одеяльцем закрыта Машенька, на люлечке сверху вышитый рушник. Давайте споем ей колыбельную песенку.

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

С краю свалишься,

Мамы схватишься.

Придет серенький волчок

И утащит во лесок

За малиновый кусток.

Кустик затрясется,

Детка засмеется.

Бай-бай, бай-бай.

Хозяюшка: Кажется, наша Машенька уснула. Отойдем от люлечки, не будем ее будить.

Скажите, ребятушки, кто знает, где хранили одежду, ведь шкафов не было?

5-ая загадка:

И стоит, покрыт ковром

Ларь с хозяйственным добром.

Кто догадался, что это?

Дети: Сундук!

Хозяюшка: Правильно, это сундук.

Хозяюшка подходит к сундуку и достает народные русские костюмы, находит там кота Ваську.

Хозяюшка: Ах, вот ты где спрятался, озорник! (Подносит игрушку кота к уху, что-то слушает.) Васька мне намурлыкал, что выспался, злых духов разогнал и теперь хочет поиграть с гостями. Ребятушки, поиграем с Васькой?

Дети: Да, поиграем!

Проводится русская народная игра «Ходит Васька серенький» (играют 2-3 раза)

Ведущий (в руках держит игрушку кота или одевает маска кота) идет по кругу, а дети говорят слова:

Ходит Васька серенький, хвост у Васьки беленький,

А бежит стрелой (Ведущий бежит по кругу и садится на стульчик.)

Глазки закрываются.

Спит или притворяется? (Ведущий закрывает глаза.)

Зубы у кота – острая игла!

Только дети подойдут, (Дети тихонько подходят к ведущему.)

Серый Васька тут как тут,

Всех поймает. (Ведущий догоняет подошедших детей.)

Хозяюшка подходит к печке.

Хозяюшка: А, сейчас я попрошу нашу печку-сударушку приготовить для нас угощения (поднимает полотенце, которое закрывало блюдо с булочками, сушками, печеньем, пряниками и т. д.) Посмотрите, что она для вас приготовила!

Передает угощения воспитателю группы.

Воспитатель вместе с детьми:

Мы желаем Вам счастья в доме умножать!

Нас почаще в гости звать! (Вручают подарок для русской избы)







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Беседа в мини музее "Русская изба" (для детей 5-6 лет)

Автор: Елькина Татьяна Анатольевна

Дата: 20.10.2020

Номер свидетельства: 560609


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства