kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Автоматизация звуков с использованием тактильно-кинетической стимуляции

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, двигательный, зрительный. Движение пальцев руки стимулирует созревание ЦНС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Автоматизация звуков с использованием тактильно-кинетической стимуляции»

«Автоматизация звуков у детей-логопатов со стёртой дизартрией с использованием тактильно-кинестетической стимуляции.

При обследовании в поликлинике у детей в возрасте 5-6 лет со стёртой дизартрией выявляются следующие симптомы:

ОБЩАЯ МОТОРИКА.

Неловкость, ограниченный объём движений, быстрая утомляемость мышц при функциональных нагрузках, отставание в ритме, темпе, нарушенная переключаемость, плохое подражание при имитации движений.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК.

Позднее овладение навыками самообслуживания, плохое владение карандашом (руки напряжены), проблемы на занятиях по аппликации и лепке, нарушение дифференцированных движений рук при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики, трудности при пространственном расположении элементов, у первоклассников – трудности при овладении графическими навыками.

ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

Паретичность: амимичное лицо, мышцы при пальпации вялые, нижняя челюсть не фиксируется, губы вялые, язык вялый, кончик языка малоактивный, при функциональных нагрузках мышечная слабость увеличивается.

Спастичность: лицо амимичное, мышцы при пальпации напряжённые, губы всегда в полуулыбке, в артикуляции они участия не принимают, язык толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезы: дрожание, тремор языка, особенно при функциональных нагрузках, иногда при выполнении статических поз может появляться лёгкий цианоз, тонус мышц повышен.

Апраксия: невозможность выполнения движения или невозможность переключения от одного движения к другому, иногда просто хаотические движения.

Девиация: отклонение языка от средней линии сочетается с асимметрией губ при улыбке и сглаженностью носогубной складки, проявляется при функциональных нагрузках.

Гиперсаливация: определяется только в момент речи, дети вовремя не сглатывают слюну, при этом страдает произношение и просодика.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

Смешение, искажение звуков, замена или отсутствие, но имеется ещё и нарушение просодики, влияющее на разборчивость, внятность и выразительность речи, часто отмечается межзубное или боковое произнесение звуков, проблемы при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощённая звуконаполняемость в стечениях согласных.



ПРОСОДИКА.

Интонационно-выразительная окраска резко снижена, страдает голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох, нарушен тембр, иногда возможен назальный оттенок, ускоренный темп речи ( нередко – речь «взахлёб»).

Речевая функциональная система задействует все анализаторы: слуховой, двигательный, кожно-кинестетический, зрительный. Каждый из них вносит свой вклад в афферентные и эфферентные основы речи. В организации наших движений, в частности, артикуляций, значительное место занимают афферентные возбуждения. Посредством афферентных потоков (по нервным волокнам) информация поступает к коре головного мозга. Эфферентные же потоки несут информацию от коры головного мозга к действующему органу, в частности, артикуляционному аппарату и пальцам рук. Чётко запечатлена в центре речедвигательного анализатора тактильная чувствительность. Кожа человека и его опорно-мышечный аппарат – это рецепторно-периферический отдел кожно-кинестетического анализатора, необходимый для первичной оценки контактных воздействий. Наиболее чувствительны ладони, пальцы рук, область вокруг рта и язык. Руки и артикуляционный аппарат играют доминирующую роль в произвольной моторной организации речи. Это обуславливает необходимость работы над артикуляцией и одновременным развитием функциональных возможностей пальцев рук. Движение пальцев рук стимулирует созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого и будет совершенствование речи ребёнка.

В коре головного мозга зоны пальцев рук и артикуляционного аппарата занимают значительное место и расположены рядом. Утрированная артикуляция гласных звуков способствует подаче более четких кинестезий в кору головного мозга, а движения пальцев рук подкрепляют моторные образы звуков, приводя большую часть клеток коры в возбуждённое состояние. Это позволяет запоминать и воспроизводить данные артикуляции.

Принцип коррекционного воздействия заключается в прижатии подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заострённой формы с одновременным пропеванием гласных звуков. Для стимуляции применяют массажёры, например, иппликатор Кузнецова, который наилучшим образом подходит для развития статико-динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий и тактильно-проприоцептивного воздействия.

Кожа при использовании иппликатора Кузнецова не нарушается, а испытывает лишь некоторое растяжение. Иппликатор усиливает микроциркуляцию, вызывает расслабление мышечных образований, активизирует лимфо-и кровообращение, что улучшает питание систем организма. Образуется обратная биологическая связь с жизненно важными органами и центрами, всеми отделами нервной системы.

Логопед сам выполняет упражнение, произносит гласные звуки в определенной последовательности, поочередно осуществляя прижатие подушечек пальцев рук к иппликатору. Ребенок тоже сам выполняет данное упражнение (или по подражанию).

Для автоматизации любого поставленного звука предлагает 11 модулей (вариантов звукосочетаний).

1 модуль. Отдельное произнесение: С…….г (С – автоматизируемый согласный, г – гласный).

2 модуль. Слитное произнесение: Сг. Прямой слог.

3 модуль.г……..С. Утрированно и с интервалом артикулируются и длительно произносятся слоги.

4 модуль. г С слитно (обратный слог)

5 модуль. гСг (интервокальная позиция). Внимание обращают на переключение артикуляции с гласного на согласный и вновь на гласный.

•  АСА ОСА УСА ИСА ЫСА

•  АСО ОСО УСО ИСО ЫСО

•  АСУ ОСУ УСУ ИСУ ЫСУ

•  АСИ ОСИ УСИ ИСИ ЫСИ

•  АСЫ ОСЫ УСЫ ИСЫ ЫСЫ

•  АСЭ ОСЭ УСЭ ИСЭ ЫСЭ

6 модуль. Сгс (автоматизируемый звук, гласный, сохранный звук). Утрированно произносятся все звуки, входящие в структуру слога, среди которых могут быть и слова (СОМ, СОН, СУП).

•  САБ САВ САГ САД САК

•  СОБ СОВ СОГ СОД СОК

•  СУБ СУВ СУГ СУД СУК

•  СИБ СИВ СИГ СИД СИК

7 модуль. сгС (сохранный согласный, гласный, автоматизируемый звук).

•  БАС ВАС ГАС КАС МАС

•  БОС ВОС ГОС КОС МОС

•  БУС ВУС ГУС КУС МУС

•  БИС ВИС ГИС КИС МИС

•  БЫС ВЫС ГЫС КЫС МЫС

•  БЭС ВЭС ГЭС КЭС МЭС

8 модуль. Ссг. Слог со стечением согласных. (автоматизируемый согласный, сохранный согласный, гласный).

•  СБА СВА СГА СДА СКА

•  СБО СВО СГО СДО СКО

•  СБУ СВУ СГУ СДУ СКУ

•  СБИ СВИ СГИ СДИ СКИ

•  СБЫ СВЫ СГЫ СДЫ СКЫ

9 модуль. сСг – слог со стечением согласных ( автоматизируемый звук стоит в середине).

•  БСА ВСА ГСА ДСА КСА

•  БСО ВСО ГСО ДСО КСО

•  БСУ ВСУ ГСУ ДСУ КСУ

•  БСИ ВСИ ГСИ ДСИ КСИ

•  БСЫ ВСЫ ГСЫ ДСЫ КСЫ

•  БСЭ ВСЭ ГСЭ ДСЭ КСЭ

10 модуль. гсС (автоматизируемый согласный стоит в конце).

•  АБС АВС АГС АДС АКС

•  ОБС ОВС ОГС ОДС ОКС

•  УБС УВС УГС УДС УКС

•  ИБС ИВС ИГС ИДС ИКС

•  ЫБС ЫВС ЫГС ЫДС ЫКС

•  ЭБС ЭВС ЭГС ЭДС ЭКС

11 модуль. гСс (гласный, автоматизируемый согласный, сохранный согласный).

•  АСБ АСВ АСК АСЛ АСМ

•  ОСБ ОСВ ОСК ОСЛ ОСМ

•  УСБ УСВ УСК УСЛ УСМ

•  ИСБ ИСВ ИСК ИСЛ ИСМ

•  ЫСБ ЫСВ ЫСК ЫСЛ ЫСМ

•  ЭСБ ЭСВ ЭСК ЭСЛ ЭСМ

Преимущества данного способа коррекции речевых нарушений по сравнению с другими способами:

1.Простота исполнения и патогенетически оправданное сочетание логопедических занятий, игровой деятельности и воздействия на кисти рук, а именно на подушечки пальцев посредством иппликатора Кузнецова.

2.Путём обычного контакта с раздражающей поверхностью иппликатора происходит отработка динамического акта вариантов пальцевого праксиса;

3. Облегчение речевой деятельности ребёнка в дальнейшем, особенно в части звукопроизношения, за счёт воспроизведения закрепленного динамического образа для верхних конечностей уже без применения иппликатора в обычных контактах со сверстниками.

4. Способ доступен и может применяться в практике коррекции речевых нарушений в детских дошкольных учреждениях, школах, в домашних условиях.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Автоматизация звуков с использованием тактильно-кинетической стимуляции

Автор: Габовская Ольга Васильевна

Дата: 07.04.2023

Номер свидетельства: 629133


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства