Автоматизация звуков с использованием тактильно-кинетической стимуляции
Автоматизация звуков с использованием тактильно-кинетической стимуляции
В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, двигательный, зрительный. Движение пальцев руки стимулирует созревание ЦНС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Автоматизация звуков с использованием тактильно-кинетической стимуляции»
«Автоматизация звуков у детей-логопатов со стёртой дизартрией с использованием тактильно-кинестетической стимуляции.
При обследовании в поликлинике у детей в возрасте 5-6 лет со стёртой дизартрией выявляются следующие симптомы:
ОБЩАЯ МОТОРИКА.
Неловкость, ограниченный объём движений, быстрая утомляемость мышц при функциональных нагрузках, отставание в ритме, темпе, нарушенная переключаемость, плохое подражание при имитации движений.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК.
Позднее овладение навыками самообслуживания, плохое владение карандашом (руки напряжены), проблемы на занятиях по аппликации и лепке, нарушение дифференцированных движений рук при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики, трудности при пространственном расположении элементов, у первоклассников – трудности при овладении графическими навыками.
ОСОБЕННОСТИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
Паретичность: амимичное лицо, мышцы при пальпации вялые, нижняя челюсть не фиксируется, губы вялые, язык вялый, кончик языка малоактивный, при функциональных нагрузках мышечная слабость увеличивается.
Спастичность: лицо амимичное, мышцы при пальпации напряжённые, губы всегда в полуулыбке, в артикуляции они участия не принимают, язык толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.
Гиперкинезы: дрожание, тремор языка, особенно при функциональных нагрузках, иногда при выполнении статических поз может появляться лёгкий цианоз, тонус мышц повышен.
Апраксия: невозможность выполнения движения или невозможность переключения от одного движения к другому, иногда просто хаотические движения.
Девиация: отклонение языка от средней линии сочетается с асимметрией губ при улыбке и сглаженностью носогубной складки, проявляется при функциональных нагрузках.
Гиперсаливация: определяется только в момент речи, дети вовремя не сглатывают слюну, при этом страдает произношение и просодика.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.
Смешение, искажение звуков, замена или отсутствие, но имеется ещё и нарушение просодики, влияющее на разборчивость, внятность и выразительность речи, часто отмечается межзубное или боковое произнесение звуков, проблемы при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощённая звуконаполняемость в стечениях согласных.
ПРОСОДИКА.
Интонационно-выразительная окраска резко снижена, страдает голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох, нарушен тембр, иногда возможен назальный оттенок, ускоренный темп речи ( нередко – речь «взахлёб»).
Речевая функциональная система задействует все анализаторы: слуховой, двигательный, кожно-кинестетический, зрительный. Каждый из них вносит свой вклад в афферентные и эфферентные основы речи. В организации наших движений, в частности, артикуляций, значительное место занимают афферентные возбуждения. Посредством афферентных потоков (по нервным волокнам) информация поступает к коре головного мозга. Эфферентные же потоки несут информацию от коры головного мозга к действующему органу, в частности, артикуляционному аппарату и пальцам рук. Чётко запечатлена в центре речедвигательного анализатора тактильная чувствительность. Кожа человека и его опорно-мышечный аппарат – это рецепторно-периферический отдел кожно-кинестетического анализатора, необходимый для первичной оценки контактных воздействий. Наиболее чувствительны ладони, пальцы рук, область вокруг рта и язык. Руки и артикуляционный аппарат играют доминирующую роль в произвольной моторной организации речи. Это обуславливает необходимость работы над артикуляцией и одновременным развитием функциональных возможностей пальцев рук. Движение пальцев рук стимулирует созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого и будет совершенствование речи ребёнка.
В коре головного мозга зоны пальцев рук и артикуляционного аппарата занимают значительное место и расположены рядом. Утрированная артикуляция гласных звуков способствует подаче более четких кинестезий в кору головного мозга, а движения пальцев рук подкрепляют моторные образы звуков, приводя большую часть клеток коры в возбуждённое состояние. Это позволяет запоминать и воспроизводить данные артикуляции.
Принцип коррекционного воздействия заключается в прижатии подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заострённой формы с одновременным пропеванием гласных звуков. Для стимуляции применяют массажёры, например, иппликатор Кузнецова, который наилучшим образом подходит для развития статико-динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий и тактильно-проприоцептивного воздействия.
Кожа при использовании иппликатора Кузнецова не нарушается, а испытывает лишь некоторое растяжение. Иппликатор усиливает микроциркуляцию, вызывает расслабление мышечных образований, активизирует лимфо-и кровообращение, что улучшает питание систем организма. Образуется обратная биологическая связь с жизненно важными органами и центрами, всеми отделами нервной системы.
Логопед сам выполняет упражнение, произносит гласные звуки в определенной последовательности, поочередно осуществляя прижатие подушечек пальцев рук к иппликатору. Ребенок тоже сам выполняет данное упражнение (или по подражанию).
Для автоматизации любого поставленного звука предлагает 11 модулей (вариантов звукосочетаний).
1 модуль. Отдельное произнесение: С…….г (С – автоматизируемый согласный, г – гласный).
2 модуль. Слитное произнесение: Сг. Прямой слог.
3 модуль.г……..С. Утрированно и с интервалом артикулируются и длительно произносятся слоги.
4 модуль. г С слитно (обратный слог)
5 модуль. гСг (интервокальная позиция). Внимание обращают на переключение артикуляции с гласного на согласный и вновь на гласный.
• АСА ОСА УСА ИСА ЫСА
• АСО ОСО УСО ИСО ЫСО
• АСУ ОСУ УСУ ИСУ ЫСУ
• АСИ ОСИ УСИ ИСИ ЫСИ
• АСЫ ОСЫ УСЫ ИСЫ ЫСЫ
• АСЭ ОСЭ УСЭ ИСЭ ЫСЭ
6 модуль. Сгс (автоматизируемый звук, гласный, сохранный звук). Утрированно произносятся все звуки, входящие в структуру слога, среди которых могут быть и слова (СОМ, СОН, СУП).
Преимущества данного способа коррекции речевых нарушений по сравнению с другими способами:
1.Простота исполнения и патогенетически оправданное сочетание логопедических занятий, игровой деятельности и воздействия на кисти рук, а именно на подушечки пальцев посредством иппликатора Кузнецова.
2.Путём обычного контакта с раздражающей поверхностью иппликатора происходит отработка динамического акта вариантов пальцевого праксиса;
3. Облегчение речевой деятельности ребёнка в дальнейшем, особенно в части звукопроизношения, за счёт воспроизведения закрепленного динамического образа для верхних конечностей уже без применения иппликатора в обычных контактах со сверстниками.
4. Способ доступен и может применяться в практике коррекции речевых нарушений в детских дошкольных учреждениях, школах, в домашних условиях.