Просмотр содержимого документа
«Арт-терапия – как метод преодоления тревожности у детей»
Арт-терапия – как метод преодоления тревожности у детей
Дети должны жить в мире красоты, игры, музыки,
рисунка, фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
Автор: Федорова Е.Н.
Опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что, в последнее время значительно увеличилось количество детей, у которых присутствуют повышенная возбудимость, проявление неуверенности, замкнутости, застенчивости, напряженности не только в общении со сверстниками, педагогами, родителями, но и в учебно-воспитательном процессе.
С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком в этот период, будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой нервно-психического здоровья ребенка.
Учитывая, что причины тревожности у детей старшего дошкольного возраста различны и могут зависеть как от личных особенностей ребенка, так и от стиля воспитания родителей и педагогов, различаются и методы преодоления тревожности.
Одним из наиболее эффективных направлениий в работе с детьми старшего дошкольного возраста является арт-терапия.
Используемые в настоящее время формы и методы арт-терапии весьма разнообразны.
Наиболее приемлемыми из них являются: изотерапия (работа с рисунком), сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, психогимнастика.
Остановимся более подробно на каждом из них:
Изотерапия
Изотерапия по форме организации может быть индивидуальной и групповой.
Применение изотерапии с детьми незаменимо в случае:
- трудностей эмоционального развития;
- переживаний ребенком эмоционального отвержения и чувства одиночества;
Рисование позволяет объединить детей в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктом.
В проективном рисовании с детьми используются следующие методики
1. Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются ндивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, или выбирается детьми группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин., затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются дети группы, а затем сам автор.
2. Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования и их отношение друг к другу в процессе рисования.
3. Совместное рисование. Несколько детей (или вся группа) молча рисуют на одном листе, по окончании рисования обсуждается участие каждого ребенка группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими детьми в процессе рисования.
4. Дополнительное рисование. Рисунок посылается по кругу - один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.
Рисуночные занятия с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.
Условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с детьми таковы:
Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности. Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат. Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью.
Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание.
Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта.
В младшем и среднем дошкольном возрасте работу в этом направлении следует начинать с таких техник как: рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги, но в старшем дошкольном возрасте эти, же методики дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксография, монотипия, печать по трафарету, тычкование и т.д.
Музыкотерапия
Сегодня это метод активно используется в преодолении эмоциональных отклонений у детей (тревожности, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении). Для того чтобы музыка оказала благотворное влияние на ребенка, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Музыка помогает детям осваивать мир человеческих чувств, эмоций и переживаний, музыкальные игры и упражнения используются как средство развития слухового внимания, чувства ритма, координации движений, участие в инсценировках песен, сказок, стихов дает возможность застенчивым, тревожным, мнительным детям развивать их творческие способности, проявлять свои личностные качества, стимулировать творческую активность.
Психогимнастика
Одной из современных методик, относящихся к кинезитерапии, является психогимнастика. Основная цель психогимнастики — научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Он должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием.
Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Каждое занятие включает ритмику (снятие напряжения), пантомимику (развитие выразительности в движениях и жестах), коллективные игры и танцы (преодоление барьеров в общении). У ребенка вырабатываются положительные черты характера: уверенность, честность, смелость, доброта. Изживаются невротические проявления (тревожность, различного рода опасения, неуверенность). Дети на этих занятиях познают различные эмоции и учатся управлять ими.
Игротерапия
Это серия занятий, направленных на создание комфортной для детей ситуации общения и усвоение его основных навыков. Очень часто в игре, как основной детской деятельности, ребенок способен справиться со своими страхами, тревожностью, с трудностями в общении и с большинством других проблем. Игротерапия используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, страхов и повышения уверенности в себе. Кроме того, игры готовят детей к взрослой жизни, помогают приобрести необходимые навыки.
Сказкотерапия
В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии — сказкотерапия, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения — сказки. Этот вид библиотерапии более приемлем для работы со старшими дошкольниками. Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с проблемами (агрессивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями)
Эффективность использования сказкотерапии в период дошкольного детства обеспечивается спецификой деятельности ребенка в этом возрасте, а также притягательной силой этого литературного жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать.
Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Она дает возможность ребенку идентифицировать себя с близким для него персонажем, сравнивать себя с героем, понять, что у него есть такие же проблемы, как у героя сказки. Посредством сказочных образов, их действий, ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Цветотерапия
Цветотерапия- оказывает мягкое психологическое воздействие на ребенка, эффективна для снижения негативных психоэмоциональных состояний.
Цветотерапия стимулирует воображение и пробуждает внутреннюю способность работать с цветом на интуитивном уровне. Поэтому цвет для ребенка - особая палочка-выручалочка в любых критических случаях.
Для снижения высокого уровня тревожности у детей была разработана программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы, которая состояла из цикла специально-организованных занятий с использованием методов арт-терапии при взаимодействии всех специалистов дошкольного учреждения (воспитателя, психолога, музыкального руководителя, физорга, руководителя по изобразительной деятельности).
Программа была разработана согласно рекомендациям ведущих педагогов и психологов: Клюевой Надежды Владимировны «Учим детей общению», в книге описаны советы, игры, упражнения на развитие коммуникативных способностей у детей; Давыдовой Галины Николаевны «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Автор предлагает разнообразные нетрадиционные способы и техники рисования для детей дошкольного возраста; Овчаровой Раисы Викторовны программа «Поверь в себя», автор считает, что работа педагога по снятию тревожности у детей может проводиться в ходе непосредственно-организованной деятельности, когда используются отдельные методы и приемы; Прихожан Анны Михайловны «Психология тревожности», автор выделила приемы и способы работы с тревожными детьми, а также рекомендует проводить психопрофилактическую работу с родителями и педагогами по снижению тревожности у детей,; Чистяковой Маргариты Ивановны«Психогимнастика», автор предлагает педагогам проводить упражнения на релаксацию, как отдельных мышц, так и всего тела, которые будут весьма полезны для тревожных детей.
Основными задачами психокоррекционных занятий данного направления являются:
- отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;
- снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;
- снижение агрессивных проявлений и негативных черт характера, препятствующих общению;
- организация эмоционального поведения детей, т.е. создание положительного эмоционального настроя в группе;
- обучение способам регуляции эмоциональных состояний;
- обучение анализу внутреннего состояния (своего и других людей);
- работа над пластикой тела, развитие чувственного восприятия.
Занятия включали в себя:
1. Социально-психологические тренинги (на установление межличностных контактов в группе - создание атмосферы доброжелательности и соучастия);
2. Совместную коллективную работу (на развитие навыков конструктивного взаимодействия - умение увлечь детей каким-либо делом);
3. Методы арт-терапии:
- свободное и тематическое рисование (были использованы нетрадиционные техники рисования - рисование пальчиками, «шаблонография», печать по трафарету, кляксография, раздувание красок, монотипия - создание сложного симметричного изображения, цветотерапия). Эти методы применяются для снятия психоэмоционального напряжения.
Рисунки детей данной возрастной категории значительно глубже раскрывают переживания и внутренний мир ребенка, чем вербальные методики, а также, интересны для детей данной возрастной категории;
- игротерапию – на занятиях использовались игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе, игры на снятие мышечного напряжения с помощью релаксации и дыхания, игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком;
- сказкотерапию – сказочные герои помогали детям справиться с определенными возрастными страхами с помощью проигрывания в безопасной, не травмирующей психику игре, избавиться от мышечной скованности и напряжения, учили расслабляться; повышали уверенность в себе;
- музыкотерапию - слушание музыки помогало детям войти в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка способствовала общему успокоению, а драматическая музыка возбуждала, повышала жизненный тонус;
- танцевальную терапию - занятия танцами способствовали развитию слухового внимания, чувства ритма, координации движений, а самое главное, развитию коммуникативных, социальных навыков;
- телесную терапию - очень важно использовать при взаимодействии с тревожными детьми игры на телесный контакт, упражнения на релаксацию, техники глубокого дыхания, массажа и просто растирания тела. Эти игры помогают тревожным детям расслабиться;
- пальчиковые игры - пальчиковая гимнастика способствует снятию волнения, физического переутомления и улучшению эмоционального состояния ребенка;
- психогимнастику (мимические и пантомимические этюды). Занятия по психогимнастике учат понимать эмоциональные состояния других людей, различать их по внешнему проявлению, через мимику, жесты, позу, помогают снять детям психоэмоциональное напряжение, дают возможность самовыражения.
Проведенные коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя социально-психологические игры, тренинги, свободное и тематическое рисование, коллективную работу, релаксацию (с помощью методов арт-терапии) помогли детям с высоким уровнем тревожности снять негативное эмоциональное состояние, развить их творчество, фантазию, научили детей мимической выразительности, эмоциональной отзывчивости (умению чувствовать и сопереживать окружающим).
Считаю, что разработанная и адаптированная коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение негативных поведенческих реакций у детей старшего дошкольного возраста с использованием методов арт-терапии может быть использована воспитателями и специалистами в других дошкольных образовательных учреждениях.
Для успешного снижения уровня тревожности у детей в детском саду необходимо проводить профилактическую работу с родителями и педагогами включающую в себя следующие направления:
Основные направления работы с родителями: родительские собрания, педагогические беседы, тематические консультации, анкетирование, наглядно-информационные методы (рекомендации педагогов и специалистов, выставки детских работ, открытые занятия).
В этом направлении в детском саду:
- разработан цикл бесед для родительских собраний, которые направлены на то, чтобы заинтересовать и научить родителей конкретным способам снижения повышенной тревожности у детей (формирование у ребенка адекватной самооценки и раскрытие у него творческого потенциала).
Темы: «Застенчивый и тревожный ребенок», «Во что играть с тревожными детьми», «Как помочь ребенку справиться с тревогой», «Игры с детьми, направленные на повышение самооценки», семинар «Мамина сказка»;
- в детском саду проводятся дискуссии на формирование у родителей умения общаться с детьми, строить правильные взаимоотношения, оценивать детей соответственно их возможностям.
Темы: «Как стать другом своему ребенку»; «Достаточно ли вы общаетесь с ребенком дома?», «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях», т.д.
- в детском саду проводятся совместные детско-родительские занятия (изготовление поделок из природного материала, совместное рисование, спортивные праздники «Мама, папа, я - дружная семья») для снятия тревожности и напряженности в отношениях между родителями и детьми;
- в группах детского сада постоянно обновляется информационно-наглядный стенд для родителей по конкретной тематике с рекомендациями педагогов и специалистов.
Основные направления работы с педагогами: анкетирование, тематические консультации, педсоветы, семинары-практикумы, круглый стол, консилиумы по данной проблеме.
В этом направлении в дошкольном учреждении проводилось анкетирование педагогов (на раскрытие характера отношения к ребенку в процессе общения, на раскрытие характера общения педагога с детьми в воспитательно-образовательном процессе). Были проведены консультации на тему: «Работать в тесном контакте с семьей», «Воспитание добротой», «Семья глазами ребенка». Был разработан цикл бесед, который направлен на то, чтобы познакомить педагогов с проблемами тревожности, как одного из эмоциональных комплексов у детей дошкольного возраста и предложить педагогам возможность выбора использования методов и приемов работы с тревожными, импульсивными, застенчивыми детьми.
Через рисунок, игру, сказку Арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения, а также, развитию творческих способностей у ребенка.
Такой ребенок будет всегда уверен в себе, в своих силах и будет смело шагать по жизни, достигая поставленных им целей.
Информационные ресурсы:
1.Брусиловский Л.С. Музыкотерапия с детьми дошкольного возраста. – М., 2003.
2.Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.
3.Зинкевич-Евсигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000.
5.Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия. Развиваемся играя. Екатерибург: «Феникс», 2009.
6.Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. – С.160
7.Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 2003
8.Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб.: Речь, 2003.
9.Никитина В. Тревожные дети // Дошкольное воспитание. - 2006. № 1. С. 102
10.Пастухова Г. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду - Екатеринбург. Научно - методический центр проблем детства, 1996.
11.Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // 12Психологическая наука и образование. - 1998. № 2.