Просмотр содержимого документа
«Алгоритм действий междисциплинарной команды специалистов по оказанию ранней помощи детям»
Тема: Алгоритм действий междисциплинарной команды специалистов по оказанию ранней помощи детям с ограничениями в здоровье в отделении ранней помощи (медицинской реабилитации).
Ранняя помощь-это отдельная форма помощи ребенку и семье.
Это принципиальное отличие от любых других услуг. Любой ребенок должен развиваться и осваивать новые навыки, а родители должны осваивать, как эти навыки прививать и закреплять в повседневной жизни. Каждый ребенок нуждается в позитивном взаимодействии и с близкими людьми, и со сверстниками, а родители должны понимать, как это взаимодействие организовывать. Никакие усилия специалистов не будут эффективными, если они не будут подержаны в семье. Таким образом, помощь оказывается параллельно и ребенку и семье. Поэтому одним из основных принципов в работе междисциплинарной команды специалистов по оказанию ранней помощи считается семейно-центрированная деятельность.
Эта деятельность имеет определенную последовательность или этапность в работе.
На 1 этапе идет знакомство с потребностями семьи и запросом родителей воспитывающих ребенка.
На втором этапе – комплексное всесторонне изучение ребенка и уточнение запроса родителей.
3 этап это определение направлений работы с семьей и назначение услуг.
4 этап оформление индивидуальной программы ранней помощи ребенку,
5 этап это определение эффективности в реализации индивидуальной программы.
Я хочу подробней рассмотреть порядок в работе междисциплинарной команды специалистов по оказанию ранней помощи нашего учреждения.
1
К нам в центр родители и дети попадают по предварительной записи. В нашем учреждении родители сначала проходят медицинскую комиссию цель которой является медицинская реабилитация направленная на оценку соматического здоровья, функций и структур организма для того что бы определить медицинские мероприятия такие как массаж, ЛФК, инъекции т п.
Затем родители посещают педагогическую комиссию, где психолог задает уточняющие вопросы, касающиеся жизни ребенка в семье и его окружения, предлагает родителю заполнить опросники KID или
R-CDI в зависимости от возраста ребенка. Если есть сомнения относительно эмоционального состояния ребенка, предлагается заполнить опросник M-CHAT-R
Параллельно специальный педагог проводит зрительный, слуховой скрининге и осуществляет первичное обследование ребенка.
Цель этой встречи на междисциплинарной комиссии это знакомство и определение запроса родителей. Если родитель затрудняется с формулировкой запроса, специалисты помогают ему сформулировать, определив наиболее значимые линии. Наша команда всегда внимательна к запросам родителей, так как и специалисты и семья нацелены на общий результат.
2 этап проходит уже без присутствия родителей междисциплинарная команда обсуждают результаты анкетирования и специальных проб, отмечают способности и трудности ребенка в 9 областях согласно доменам МКФ. Здесь же педагоги формулируют гипотезу, почему это происходит с ребенком. Определяют для него услуги ранней помощи и назначают педагогические процедуры. В нашем учреждении это логопед – специалист по коммуникации, кабинет мелкой моторики, психолог, психомоторная коррекция, сенсорная комната.
Междисциплинарная оценка содержит ряд компонентов, каждый из которых в данном случае является значимым:
Дифференциальная диагностика
Это определение причин ограничений жизнедеятельности ребенка, связанные с трудностями его функционирования.
Оценка рутин
Это-оценка уровня активности и участия ребенка в повседневной жизни, выявление трудностей в ежедневном функционировании.
Углубленная оценка навыков
Это оценка функционирования ребенка по важным для него рутин областям развития.
Оценка мотивационных факторов
это-определение интересов, предпочтений ребенка, для того, чтобы при планировании индивидуальной помощи их учитывать, и стимулировать развитие ребенка наиболее приятными интересными для него способами.
Главной мыслью встречи на междисциплинарной комиссии является выработка единых подходов к ребенку и его семье.
3
В ходе работы междисциплинарной команды назначаются специалисты которые оказывают услуги, а так же форма оказания услуг и частота встреч. Педагоги согласно своей услуги, еще раз углубленно изучают запрос, проводят дополнительные пробы. Совместно с родителем составляют индивидуальную программу ранней помощи ребенку. При планировании целей в рамках своей услуги специалисты уделяют особое внимание адаптации среды и обучению родителей. Цель этого этапа совместно определить что будет делать специалист, а что родитель для того что бы ему помочь.
В Службе ранней помощи семьям оказываются следующие услуги:
1. Содействие развитию функционирования ребенка и семьи в ежедневных ситуациях.
Это комплексное развитие функционирования ребенка в повседневных естественных жизненных рутинах, основанных на потребностях ребенка и семьи.
2.Содействие развитию общения и речи ребенка
Это развитие общения и речи ребенка в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием средств дополнительной и альтернативной коммуникации, вспомогательных средств связи и техник общения. А именно: развитие у ребенка способности воспринимать вербальные и не вербальные сообщения при общении, использовать речь и не вербальные сигналы, направленные на взрослого при общении, начинать, поддерживать и завершать диалог.
3.Содействие развитию мобильности ребенка
Это развитие мобильности ребенка в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием вспомогательных технических средств.
Содействие развитию у ребенка навыков самообслуживания и бытовых навыков
Это развитие навыков самообслуживания и бытовых навыков, в том числе с использованием вспомогательных средств в естественных жизненных ситуациях, средств альтернативной и поддерживающий коммуникации.
Поддержка социализации ребенка
Цель-поддержка развития познавательной активности ребенка в ежедневных жизненных ситуациях, в том числе с использованием адаптивных игрушек и вспомогательных средств, а так же средств дополнительной коммуникации.
7. Психологическое консультирование
Это-предоставление возможности в процессе взаимодействия с психологом исследовать внутренние ресурсы возникших проблем.
Наша задача: выполнить комплекс действий, чтобы рутины, в которых есть трудности, протекали успешно.
4
На этапе реализации индивидуальной программы главным является удовлетворение потребности ребенка в максимально возможном развитии у него функциональных навыков.
Программа строится с опорой на активность самого ребенка, с учетом его сильных сторон. Специалисты показывают на занятиях, как лучше освоить тот или иной навык, обучают технологиям и формам помощи ребенку, помогают родителям переносить этот навык в обычную повседневную жизнь. Родители принимая новые стратегии осваивают их и в ходе обычных повседневных дел, таких как кормление. Прогулка, совместная игра, укладывание спать и т. д. Мы специалисты помогаем родителям научиться справляться с особенностями развития и поведения.
Таким образом, что все необходимые ребенку навыки, он приобретает в естественных для него условиях, дома, в повседневной жизни, в повседневном общении с мамой и с другими членами семьи. При этом удовлетворяются основные потребности ребенка-в любви, заботе, доброжелательности и внимании окружающих.
И так семья с помощью сопровождения междисциплинарной команды специалистов обучается технологиям и формам помощи собственному ребенку, чтобы уменьшить уровень его инвалидности, дать ему возможность функционировать в повседневной жизни, помочь ему быть счастливым и независимым насколько это возможно. Именно ранняя помощь помогает налаживать повседневную жизнь не только самого ребенка, но и его семьи в целом.
На завершающем этапе идет определение параметров и критериев оценки эффективности в реализации индивидуальной программы.
Для определения реализованы ли задачи и содержание программы на итоговой встречи могут использоваться прежние пробы, что и на начальном этапе. При предъявлении тех же проб что и на первой встречи мы смотрим, на сколько мы продвинулись в формировании навыков. Эффективность определяем с позиции работы междисциплинарной команды специалистов и получателей услуг –семьи. К критериям положительной динамики результатов для ребенка относятся:
Расширение возможностей его функционирования в социальной среде.
Овладение навыками самообслуживания, социальной коммуникации, повышение его адаптационных механизмов
Улучшение взаимодействия членов семьи с ребенком
Результатом для семьи является положительные изменения в качестве жизни семьи.
Например
В наш центр обратилась семья - мама и дочка Кристина 3х лет имеющая диагноз ДЦП спастическую диплегию средней степени тяжести. При этой форме больше поражаются ноги чем руки На междисциплинарной комиссии мама рассказала что ее беспокоит что- дочь отстает от своих сверстников в моторном и речевом развитии, часто испытывает негативные эмоции.
В процессе обследования нами были проведены скрининги зрительного и слухового развития. Заполнены опросники и сформирован запрос:
Улучшить моторику и речь ребенка.
Затем группа специалистов уже без присутствия родителя и ребенка, заполняют домены и выстраивают гипотезу, почему это происходит с ребенком, если семья полная, имеет хорошие условия проживания, вспомогательные средства и игрушки.
Естественно, что на первый план выходят органическое поражение ЦНС, те недостаток движений, приводящий к снижению познания и обучения. Низкий социальный опыт ребенка (так как ребенок не может ходить и не посещает общественные места, малый круг общения).
Из беседы с мамой были выяснены трудности в понимании последовательности в формировании навыков у ребенка, а так же нарушение распорядка дня хаотичность в выполнении бытовых рутин и как следствия негативны фон настроения у ребенка и напряженность в семье.
Междисциплинарная комиссия назначает педагогические процедуры, которые будет посещать семь (кабинет логопеда, психоматорную коррекцию и психолога).
Специалист по коммуникации, уточняет запрос, выстраивает работу с данной семьей по содействию не вербального и вербального общения ребенка с близкими людьми. Определяют цели и задачи работы, обсуждают с мамой разработанную специалистом индивидуальную программу, распределяют что ребенок делает на встречах с педагогом и что будет выполнять мама дома в рутинах, для максимально успешных результатов.
Дефектолог в кабинете психомоторной коррекции так же уточняет запрос и выстраивает работу по содействию мобильности ребенка и познавательной активности. Мама и педагог договариваются что девочка для тренировки моторной функции будет вставать у опоры и стоять в течение 15 секунд с последующим увеличением времени, в качестве вспомогательного средства используется спинка взрослого стула, дома мама закрепляет это действие до 5 раз в день. Для стимуляции познавательной активности Кристина будет перекладывать игрушки из емкости в емкость до 5 штук, мама регулярно закрепляет этот навык дома, отрабатывая в совместной деятельности при совместном сосредоточение и с положительным настроем на результат.
Психолог для укрепления безопасности и стабильности в укладе жизни семьи содействует снятию напряженности и повышению психического благополучия у ребенка. Для этого на встречах с мамой проводится разъяснительная работа по соблюдению постоянства режимных моментов, включению ребенка во все бытовые рутины. Специалист помогает сосредоточить внимание родителей на самом ребенке, а не на его болезни тем самым меняет концепцию данной семьи.
Контрольные пробы, проводимые специалистами по истечению времени пребывания ребенка и мамы в центре показали улучшение движений девочки, она стала стоять более устойчиво у опоры, увеличилось время с 15 секунд до 1 минуты. Мама отмечает, что дома в рутинах Кристина теперь стала сама стоять у раковины в процессе умывания. Улучшились движения кисти и пальцев рук. Кисти стали более подвижны, более координированными стали движения хватание, перенос и высвобождение предмета. Мама отмечает увеличения интереса к предметной деятельности: рассматривание, манипулирование. Фон настроения стал более устойчивый. Появились новые не вербальные средства общения, которые улучшили взаимоотношения с другими членами в семье. В процессе работы специальных педагогов с ребенком повысились компетенции родителей в вопросах последовательности формирования навыков, появилось продуктивное взаимодействие и понимание своего ребенка.
Успехи в работе с семьей Кристины свидетельствуют об эффективной и слаженной работе междисциплинарной команды специалистов по оказанию ранней помощи детям и их семьям в отделении медицинской реабилитации нашего центра.
В функциональном подходе основная работа над развитием навыков происходит в перерывах между встречами со специалистами, т.е. дома в рутинах. Нейробиологические особенности развития мозга ребенка таковы, что наиболее эффективное обучение происходит при многократном и регулярном повторении одних и тех же действий. Только тогда навык формируется, закрепляется и обобщается и переносится на самые разные ситуации в жизни ребенка. Таким образом, происходит генерализация навыка. Ежедневные рутины – это осмысленный контекст для обучения детей новым навыкам, т. к. они предсказуемы функциональны и возникают множество раз в течение дня.
постановка задач, методов и их решение, прогнозирование результатов, сроков выполнения, обозначение алгоритма распределения между специалистом и семьей.
В основе работы специалистов нашего центра при разработке индивидуальных программ лежат адаптивные программы, такие как «Каролина», «Маленькие ступеньки».