Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебный комочек»
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебный комочек»
Программа разработана для детей 4-5 лет с ограниченными возможностями разития (с тяжелым нарушением речи) с целью развития мелкой моторики рук через лепку из соленого теста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебный комочек»»
Белоярский район
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района
«Детский сад комбинированного вида «Снегирек» г. Белоярский»
(МАДОУ «Детский сад «Снегирек» г. Белоярский»)
СОГЛАСОВАНО
решением Педагогического
совета МАДОУ «Детский сад
«Снегирек» г. Белоярский»
протокол заседания от «31» августа 2023 г. № 1
УТВЕРЖДЕНА
приказом МАДОУ «Детский сад
«Снегирек» г. Белоярский»
от «31» августа 2023 г. № 120
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности для детей
с ограниченными возможностями здоровья
(тяжелыми нарушениями речи)
«Волшебный комочек»
Возраст обучающихся: 4 - 5 лет
Срок реализации: 8 месяцев
Объем 64 академических часа
Белоярский 2023
Автор программы: Исаева Б.М.
Анонс: Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей 4-5 лет с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) «Волшебный комочек» разработана с целью развития мелкой моторики рук через лепку из соленого теста.
Пояснительная записка
Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка. Сегодня такой материал как соленое тесто становится все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества. Изделия из данного материала в отличие от пластилина долговечны и не требуют дорогостоящей обработки обжигом как изделия из глины. Кроме того, соленое тесто по многим показателям (прежде всего, техническим и, безусловно, экологическим) превосходит популярную за рубежом полимерную глину, которая достаточно давно появилась на прилавках наших магазинов.
Существует большое количество образовательных программ по лепки из глины и других материалов, но не из теста. Современный книжный рынок наводнен популярной литературой по лепке из соленого теста, что дает возможность потребителю ознакомиться с данной техникой, но не с организацией образовательного процесса по этому профилю деятельности. В то же время в сети Интернет встречаются упоминания о работе с соленым тестом, но это лишь разработки отдельных уроков, тем, рассчитанных в основном на дошкольный уровень обучения. Логическая же последовательность, системность, дающая возможность организации курса обучения и воспитания в области дополнительного образования детей начального и среднего звена общеобразовательных учреждений отсутствуют. Хотя в последние годы и появились программы, включающие в себя отдельные блоки по работе с соленым тестом. В связи с этим разработанная образовательная программа “Лепка из соленого теста” является педагогически целесообразной и обладает новизной.
1.1. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г.
Постановления Правительства РФ от 15.08.2013 №706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг".
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам».
Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» (в ред. от 24.07.2020);
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).
Концепция развития системы дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р
1.2.Направленность: - художественная. Вид деятельности в рамках программы – лепка из соленого теста.
Образовательная деятельность дополнительной общеобразовательной программы «Волшебный комочек» направлена на:
формирование интереса к продуктивным видам деятельности и развитие творческих способностей обучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии;
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого
1.3. Актуальность программы Создание Программы связано с актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста, а также запросом родителей дополнить занятия с детьми по художественно – эстетическому развитию лепкой из солёного теста. Так как лепка из теста так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.
Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми и направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей в изобразительной деятельности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Ееактуальностьне вызывает сомнения, так как современная жизнь, научно - технический прогресс предъявляют большие требования к развитию и обучению детей дошкольного возраста. Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? Как подготовить его к школе? Один из "практических" ответов на оба эти вопроса - развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений.
В дошкольном возрасте именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки становится важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками в возрасте четырех- пяти лет, зависит его дальнейшее развитие, а наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание и словарный запас. Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста 4-5 лет слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития. Поэтому, работа по развитию мелкой моторики должна начинаться с раннего детства.
Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.
1.4. Цель программы:развитие у детей 4-5 лет с ограниченными возможностями здоровья речевой активности за счет формирования интереса к продуктивным видам деятельности, развитие предпосылок становления этих видов деятельности – орудийных действий, зрительно-двигательной координации, тонкой ручной моторики и перцептивных действий средствами тестопластики, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
1.5. Задачи программы:
Обучающие задачи:
формировать знания, умения и навыки работы с тестом;
научить применять способы лепки из соленого теста;
знакомить с традициями народного искусства;
научить детей работать по образцу и плану, самостоятельно анализировать полученный результат;
формировать умение выполнять коллективные работы;
формировать умение составлять простые композиции.
Развивающие задачи:
развивать у детей мелкую моторику рук, обогащать словарный запас;
развивать чувство формы и цвета; художественный вкус и творческий потенциал;
создавать условия к саморазвитию дошкольников;
развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.
Воспитывающие задачи:
воспитывать у детей устойчивый интерес к занятиям продуктивной деятельностью;
воспитывать художественный вкус, трудолюбие, любознательность;
воспитывать наблюдательность и усидчивость;
воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощь.
1.6. Отличительная особенность программы:
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебный комочек» для детей 4-5 лет создана с учетом возрастных, физиологических, психологических, познавательных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и способствует общему развитию дошкольников с ТНР.
Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.
Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Занятие лепкой одновременно является и занятием по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнение практических действий с пластическим материалом ведется непрерывный разговор с детьми. Так игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организуется настоящий диалог с игрушечным персонажем. Можно говорить о том, что занятия по лепке – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей. Занятия по лепке позволяют уточнять уже усвоенные знания, расширять их, применять первые варианты обобщения, позволяют дать знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении. Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Самое важное и ценное заключается в том, что лепка развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувственно оценивать и созидать по законам красоты.
1.7. Характеристика программы: По содержанию и тематике различают сюжетную, предметную, декоративную и комплексную лепку. В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так или иначе связаны между собой по смыслу.
В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения.
В декоративной лепке дети создают декоративные изделия: вазы, тарелки.
В комплексной лепке дети, для решения поставленной художественной задачи, комбинируют
разные способы лепки.
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей в изобразительной деятельности.
Содержание программы включает материалы, не получившие свое отражение в общеобразовательной программе: лекционные и практические занятия, позволяющие подготовить научный проект и обеспечить участие обучающегося в конкурсах проектов различного уровня.
1.8. Адресат программы:дети с ограниченными возможностями здоровья. Программаадаптирована для детей 4-5 лет с учетом возрастных, физиологических, психологических, познавательных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья и способствует общему развитию дошкольников с ТНР. Содержание программы включает материалы, не получившие свое отражение в общеобразовательной программе: лекционные и практические занятия, позволяющие подготовить научный проект и обеспечить участие обучающегося в конкурсах проектов различного уровня.
1.9. Объем программы: 32 учебных недели, 64 академических часов:
1.10. Форма и режим занятий: образовательной деятельности – групповая. Количество детей в группе–от 5 до 10.
1.11. Уровень освоения программы: базовый уровень
1.12. Планируемые результаты
Предметные результаты:
Будут знать: - свойства соленого теста, понимать, какие предметы можно из него вылепить;
- названия и назначения материалов, инструментов и приспособлений, предусмотренных программой;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами;
- правила общения.
Будут уметь: отделяют от большого куска пластической массы небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней;
- лепить различные предметы, состоящие из 1 – 3 частей, используя разнообразные приемы лепки;
-пользоваться инструментами и приспособлениями, использовать их строго по назначению и бережно относится к ним;
-соблюдают правила безопасности труда и личной гигиены;
Будут владеть: - правильно организовывают рабочее место и поддерживать порядок во время работы;
Личностные результаты освоения программы обучающимися:
Будут проявлять:
уважительное отношение к друг другу , к его чувствам и потребностям;
свободно выбирать деятельности, участников совместной деятельности;
принятия детьми самостоятельно решений, выражения своих чувств и мыслей;
овладевать культурными средствами деятельности;
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
оценку индивидуального развития детей;
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Метапредметные результаты освоения программы обучающимися:
Будут развиты: внимание, память, речь, воображение.
1.13. Формы контроля и подведения итогов реализации программы
В образовательном процессе будут использованы следующие виды и методы контроля успешности освоения обучающимися программы «Биотехнологии для оценки окружающей среды»:
Текущий контроль с целью непрерывного отслеживания уровня усвоения материала, выполнения работ и стимулирования обучающихся. Для реализации текущего контроля в процессе объяснения теоретического материала преподаватель обращается к учащимся с вопросами и короткими заданиями; в процессе выполнения практических работ преподаватель контролирует и оценивает выполненные этапы работы. Результатом будет определение актуальности, целей и задач исследования, новизны темы исследования и литературный обзор по теме исследования.
Итоговый контроль в бумажной форме и в виде презентации завершенной проектной работы, которая может быть представлена на федеральном или региональном конкурсе.
Обратная связь обучающимся осуществляется в индивидуальном порядке, самостоятельная работа и взаимодействие с преподавателем осуществляется очно на консультации или в электронной образовательной среде.
2. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.1. Учебный план
№
п/п
Наименование раздела
Количество часов
Формы контроля
всего
теория
практика
1.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья
(тяжелыми нарушениями речи)
«Волшебный комочек»
64
32
32
Наблюдение
Диагностика
Всего
64
2.2. Календарный учебный график
Период
Сроки
1 учебный период:
02.10.23 - 24.12.23
диагностический период
02.10.23 - 13.10.23
Каникулы
25.12.23 - 08.01.24
2 учебный период:
09.01.24 - 31.05.24
диагностический период
20.05.24 - 26.05.24
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) «Волшебный комочек»» включает в себя следующее содержание:
Месяц
Неделя
Тема
Количество часов
Октябрь
1
«Замесили тесто мы»
2
2
«Разноцветное тесто»
2
3
«Букет осенних листьев»
2
4
«Ягодная тарелочка»
2
Ноябрь
5
«Корзинка с фруктами и овощами»
2
6
«Грибочек»
2
7
«Бусы для любимой мамочки»
2
8
«Улитка, улитка, выпусти рожки»
2
Декабрь
9
«Белая снежинка на ладошку села»
2
10
«Новогодние шары и блестящи и ярки»
2
11
«Украсим мы елочку к Новогоднему празднику»
2
12
«Снеговик – наш зимний друг»
2
Январь
13
«Гусеничка»
2
14
«Цыплята»
2
15
«Медальон»
2
Февраль
16
«Веселые неваляшки»
2
17
«Мышки на сыре»
2
18
«Самолет построим сами…»
2
19
«Рыбки плавают»
2
Март
20
«Цветочки для мамы»
2
21
«Подсолнушки-маленькие солнышки»
2
22
«Колючий ежик»
2
23
«Украшение тарелочки»
2
24
«Румяная земляничка»
2
Апрель
25
«Божья коровка»
2
26
«Веселая черепашка»
2
27
«Мухомор»
2
28
«Чудо - дерево» (коллективная работа)
2
Май
29
«Разноцветные салюты»
2
30
«Бабочка»
2
31
«Овощи и фрукты»
2
32
«По замыслу»
2
Календарно-тематическое планирование
Месяц
Неделя
Тема занятия
Задачи
октябрь
1
Занятие №1 -2
«Замесили тесто мы» Диагностический период
Познакомить с солёным тестом, как художественным материалом, его рецептом, свойствами. Учить сравнивать пластилин и солёное тесто между собой, делать простые выводы. Развивать мелкую моторику рук. Обогатить словарь прилагательными (мягкий, пластичный, солёный) и глаголами (замесили, раскатали). Воспитывать познавательный интерес. Познакомить детей со способами окрашивания теста. Продолжить знакомить с его свойствами; учить шлепать ладонями обеих рук по тесту; формировать интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику, мышление, внимания, память, речь детей. Показ приёма лепки: раздавливание.
2
Занятие № 3 -4
«Разноцветное тесто»
Диагностический период
Продолжать знакомить детей с солёным тестом. Познакомить детей со способами окрашивания теста. Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимания, память, речь детей.
3
Занятие № 5 -6
«Осенние подарки»
(букет осенних листьев)
Формировать умение создавать выразительный образ посредством объёма и цвета новым способом изображения; продолжать учить детей вдавливать детали в определенном порядке, создавая изображение; формировать интерес к работе с тестом; способствовать развитию фантазии; Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Развить мелкую моторику рук при работе с кисточкой
4
Занятие №7 - 8
«Ягодная тарелочка»
Учить детей лепить шар круговыми движениями ладоней и пальцев, показать возможность преобразования
- (сплющивания) шара в диск для получения тарелочки и загибания краев, «чтобы ягодки не выкатились»
Воспитательные: - Вызвать интерес к созданию пластической композиции из одного большого предмета и нескольких маленьких.
Развивающие: - Развивать мелкую моторику
- Координировать движения обеих рук.
ноябрь
1
Занятие №9 - 10
«Корзинка с фруктами и овощами»
Продолжать знакомить детей с солёным тестом и его свойствами; продолжать формировать знания об основных цветах.
Учить детей лепить фрукты и овощи по представлению, используя знакомые техники лепки.
Учить надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга.
2
Занятие№11 - 12
«Грибочек»
Развивать у дошкольников интерес к лепке из пластилина;
- воспитывать аккуратность во время работы с тестом;
- учить детей лепить из двух частей, придавать им формы (шар, столбик), плотно соединять их;
- закреплять навыки внимательно рассматривать объект, выделять составные части.
3
Занятие №13 - 14
«Бусы для любимой мамочки»
Вызвать желание сделать красивую поделку для мамы. Продолжать учить работать с тестом. Закрепить умение детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке. Совершенствовать умение скатывать из теста колбаску прямыми движениями, делить ее на мелкие равные части при помощи стеки. Предложить для оформления поделки декоративные элементы. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками.
4
Занятие №15 - 16
«Улитка, улитка выпусти рожки»
Упражнять в умении лепить из целого куска теста, использовать приёмы вытягивания. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сплющивание, делать стекой надрезы. Развивать мелкую моторику.
декабрь
1
Занятие №17 - 18
«Белая снежинка на ладошку села»
Продолжать знакомить со свойствами теста, соединять детали водой. Упражнять в умении раскатывать длинные, тонкие, ровные полоски. Украшать поделку с помощью печатей, стеки или бисера. Вызвать желание придумать свой узор.
2
Занятие №19 - 20
«Новогодние шары и блестящи и ярки»
Учить создавать всевозможные декорации, сюжетные изображения на плоскости аудиодиска. Учить применять различные вспомогательные средства для выразительности и красочности образа (колпачки от фломастеров, зубочистки). Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика. Воспитывать стремление внести свою лепту в подготовку праздничных интерьеров, украшений. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.
3
Занятие №21 - 22
«Украсим мы елочку к Новогоднему празднику»
Познакомить детей с техникой трафаретного рисунка и приемами декорирования. Развивать творческое воображение, мышление детей при украшении елочки. Развивать внимательность, умение слушать и руководствоваться инструкцией воспитателя. Вызвать интерес к деятельности желанием участвовать в подготовке праздничных мероприятий. Формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Учить радоваться результатам своего труда.
4
Занятие №23 - 24
«Снеговик – наш зимний друг»
Учить создавать поделку из теста с использованием бросового материала. Учить искать способы украшения игрушки с помощью бросового материала. Способствовать эмоциональным проявлениям в ходе и по завершению выполнения работы. Развивать воображение. Воспитывать интерес к новогодним традициям.
январь
2
Занятие №25 - 26
«Гусеничка»
Продолжать знакомить детей с солёным тестом. Учить детей создавать из него простейшие формы – шар, столбик, создавая при этом выразительный образ. Учить лепить гусеницу из частей: голова, туловище, дополнительный материал для оформления. Развивать чувство формы. Воспитывать интерес к миру насекомых. Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимания, память, речь детей. Воспитывать желание создавать знакомые образы.
3
Занятие №27 – 28
«Цыплята»
Продолжать знакомить с русским народным фольклором и народным прикладным искусством. Формировать умение применять знакомые приёмы лепки в лепки фигурок цыплят. Развивать память. Воспитывать любовь к живой природе. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками.
4
Занятие №29 - 30
«Медальон»
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки теста от большого куска и надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; развивать мелкую моторику.
февраль
1
Занятие №31 - 32
«Веселые неваляшки»
Приобщать детей к миру искусства. Продолжать учить приемам декорирования: соблюдать симметричность элементов декорации. Развивать фантазию, творчество, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память, активность и самостоятельность в работе, а так же старание и аккуратность. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Развить мелкую моторику рук при работе с кисточкой
2
Занятие №33 - 34
«Мышки на сыре»
Учить использовать знания об особенностях внешнего вида животных в своей работе. Закрепить умения и навыки, полученные ранее (скатывание, оттягивание, сглаживание краёв). Развивать творческое воображение, интерес к работе. Развивать мелкую моторику рук при работе с кистью, мышление, внимания, память, речь детей. Воспитывать желание создавать знакомые образы.
3
Занятие №35 - 36
«Самолет построим сами….»
Закрепить умение детей делить брусок теста на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Развивать глазомер. Дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами), используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание.Воспитывать усидчивость, желание сделать работу до конца. Воспитывать желание создавать подарок для папы своими руками
4
Занятие №37 - 38
«Рыбки плавают»
Продолжать учить применять для творческих работ различный природный материал. Развивать конструктивные навыки. Способствовать эмоциональным проявлениям, желанию выразить своё отношение через мимику и жесты. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Развить мелкую моторику рук .
март
1
Занятие №39 - 40
«Цветочки для мамы»
Учить детей создавать из него простейшую форму – шар, а так же видоизменять форму, преобразовывая в иные формы (сплющивание), создавая при этом выразительный образ - цветка. Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимания, память, речь детей. Воспитывать интерес к своей деятельности.
2
Занятие №41 - 42
«Подсолнушки-маленькие солнышки»
Закрепить умение раскатывать тесто в лепёшку одинаковой толщины, вырезать по шаблону, удаляя лишнее тесто. Упражнять в умении делать надрезы, наклеивать детали. Воспитывать желание создавать подарок своими руками. Продолжать учить работать с тестом.
3
Занятие №43 - 44
«Колючий ежик»
с солёным тестом. Учить детей создавать из него простейшую форму – шар, а так же видоизменять форму, преобразовывая в иные формы. Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимания, память, речь детей. Воспитывать интерес к диким животным.
4
Занятие №45 - 46
«Украшение тарелочки»
Закрепить приёмы лепки кончиками пальцев, сплющивание, оттягивание, приклеивать детали, использовать стеки и тычки. Украсить тарелочку с помощью природного материала, бисера и гуаши.
Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки теста от куска и скатывать из них маленькие шарики, надавливать указательным пальцем на шарики, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга, соблюдать симметричность рисунка, формировать интерес к работе с тестом, развивать мелкую моторику.
2
Занятие №51 - 52
«Веселая черепашка»
Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи. Закрепить умения и навыки работы с тестом: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки. Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом. Воспитывать бережное отношение к живым существам.
3
Занятие №53 - 54
«Мухомор»
Научить детей отщипывать маленькие кусочки теста от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, надавливать указательным пальцем на шарик, располагать шарики на ровном расстоянии друг от друга, формировать интерес к работе с тестом, развивать мелкую моторику.
4
Занятие №55 - 56
Чудо – дерево» (коллективная работа)
Воспитывать интерес к коллективной композиции по мотивам литературного произведения. Продолжать освоение пластических способов создания образов на основе шара. Развивать чувство формы. Формировать навыки сотрудничества при создании коллективной композиции.
май
1
Занятие №57 - 58
«Разноцветные салюты»
Закрепить умение раскатывать тонкие, ровные колбаски, соединять части узора мокрой кистью. Учить тонкие колбаски укладывать по контуру рисунка, прижимать их, и плотно соединять. Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимания, память, речь детей. Воспитывать интерес к своей деятельности.
2
Занятие №59 - 60
«Бабочка»
Продолжать знакомить детей с солёным тестом. Учить детей создавать из него простейшие формы – шар, колбаску, создавая при этом выразительный образ. Развивать мелкую моторику рук, мышление, внимания, память, речь детей.
3
Занятие №61 - 62
«Овощи - фрукты»
Закреплять умение лепить из целого куска, учитывать в работе свойства теста: не держать долго в руках, тесто становится мягким и из него трудно лепить, использовать в работе стек. Развивать чувство формы. Воспитывать интерес к лепке из нового материала.
Продолжать знакомить с новым материалом – тестом, его свойствами. Учить лепить овощи и фрукты из теста, наносить узор «тычками», стеками, разрисовывать гуашью.
4
Занятие №63 - 64
Диагностический период
«по замыслу»
Научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками. Развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.
2.3. Условия реализации программы:
2.3.1. Материально-техническое обеспечение:
Учебный кабинет для занятий лепкой из соленого теста;
Доска рабочая;
Рабочие столы (от 10 до 12 штук, в зависимости от количества детей), стулья;
- изготовлена картотека пальчиковых игр для подготовки руки к работе, развития мелких мышц руки.
При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и детьми рисунки, открытки и эскизы, инструкционные карты, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ (фотоальбом лучших работ кружка), отдельные методические аспекты необходимые для проведения занятий.
Методы обучения, используемые в программе: словесные (устное объяснение материала), наглядные (презентация), лабораторные (обучающиеся выполняют лабораторные задания), аналитические. С целью вовлечения в продуктивную и творческую деятельность обучающихся будут использованы:
- анализ информационных источников (Интернет);
- основные методы сбора и обработки данных;
- метод погружения;
- исследования;
- опытная работа;
- метод проектов;
- обобщение результатов исследовательской и проектной деятельности.
2.7. Информационные источники
Анна Фирсова "Чудеса из соленого теста". М. 2013г.
Гусева И. В. Игрушки из соленого теста. — СПб.: Издательский дом «Литера», 2013. — 64 с.
Лычагина И. А Лепка из соленого теста: 4 – 5 лет. — М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2017. – 112с.
Т. С. Комарова Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. — М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2008. — 240 с.
Рубцова Е. В. Фантазии из солёного теста. – М. Издательство «Эксмо», 2008. — 64 с.
http://adalin.mospsy.ru Эл. ресурс.
http://allforchildren.ru Эл. ресурс.
9. Чаянова Г.Н. «Соленое тесто» - М., 2005г.
10.Хананова И.Н. «Соленое тесто» - М., 2006г.
11. Зимина Н. В «Шедевры из соленого теста» ООО ТД «Издательство Мир книги» 2010г.
12. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Вкусная лепка для детей» Издательский дом «Цветной мир» Москва 2014г.
13. «Фигурки из соленого теста» Москва «АСТ ПРЕСС книга» 2010 г. серия мастер – класс на дому.
14. М. О. Синеглазова «Удивительное соленое тесто» Москва Издательский дом МСП -2007г.