kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«А музыка тоже умеет воевать» - роль песни в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приближается праздник День Победы.80 лет назад,как закончилась эта страшная война,но мы будем помнить,как воевали наши деды.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««А музыка тоже умеет воевать» - роль песни в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Слайд 1

«А музыка тоже умеет воевать» - роль песни в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

«Патриотизм – это и есть национальная идея,

которая должна объединять страну»

  Владимир Путин, президент РФ


Слайд 2

Цель: воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах песен военных лет

Задачи:

* расширять представление воспитанников об истории возникновения военных песен;

* воспитывать уважительное отношение к старшему поколению;

* прививать чувство гордости к воинам, участвующим в боевых действиях в настоящее время.



«Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное и сохраненное

предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать ее,

стать подлинным патриотом»

С. Михалков

Для ребенка-дошкольника Родина – это мама. Мама и Родина очень похожи – мама красивая, Родина тоже». Это близкие родные люди, окружающие его, это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями.  Музыка помогает в формировании его чувств в отношении к окружающему миру.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений в детском саду.

Музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.


Слайд 3  Воздействие музыки на чувства через:

•         Слушание классической музыки русских композиторов

•         Произведения народного фольклора

•         Исполнение песен о Родине, Дне Победы, Защитниках Отечества

•         Подготовка и участие в патриотических праздниках

Слайд 4   В разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П. Чайковский цикл “Времена года”, А. Вивальди цикл “Времена года”, Ж. К. Сен-Санс цикл “Карнавал животных”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, С. Прокофьев симфоническая сказка “Петя и волк”, Э. Григ сюита “Пер Гюнт” и множество других пьес и музыкальных произведений для детей. Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим праздником или развлечением.  Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы.


Слайд 5   В детском саду со стороны педагогов немало проводится праздников и мероприятий спортивного характера с использованием народных игр: лапта, городки,, развлечений в стиле народной сказки, праздников народного календаря, таких как «Масленица»«Рождественские Святки», театр, весенний праздник «Благовещенье» и др.,отводится немало времени на беседы о родном крае, наблюдение за природой родного поселка, чтение сказок, разучивание пословиц и поговорок русского народа, привлечение детей к общественно-полезному труду.

Слайд 6   В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», -так писал академик Д. С. Лихачев.

Слайд 7 ценности русского народа – национальное самопознание

Все это является основой приобретения детьми таких ценных качеств, как благородство, порядочность, уважение к старшим, любви к матери, к своей малой Родине, краю, Отечеству. В процессе изучения патриотических песен, русских обрядов, светских праздников, праздников народного календаря воспитываются в молодом поколении очень ценные качества, которые во все времена отличали русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание. Все это приобщает детей к великим ценностям: к сохранению народных традиций, духовности, патриотичности, а самое главное – дети определяют свое национальное самосознание.


Слайд 8 песня – целевой ориентир воспитательной работы

Упомянутые праздники народного календаря имеют немаловажное значение в деле воспитания гражданскихпатриотических чувств у детей с раннего возраста. Ведь песня является целевым ориентиром воспитательной работы – это эмоциональная отзывчивость к красоте, проявление интереса и желания заниматься продуктивными видами деятельности. Это тот генетический код, который заложен в каждом из нас с самого рождения. Это наши традиции, наша культура.

Но сегодня, особенно хочется остановиться на таких мероприятиях, как «День России» (летний праздник, «День Российского флага»«День защитника Отечества»«День Победы», которые самым непосредственным образом формируют у детей патриотические чувства и настроения. В основу этих праздников ложится разучивание тематических песен«Слава Армии родной»«Бравые солдаты»«Буду в Армии служить»«Россия – родина моя»«Праздник Победы»«Катюша»«Вечный огонь». Уже само название песен несет в себе определенную смысловую нагрузку и свой патриотический код. Формирует у детей активное положительное отношение к славному подвигу и службе защитников нашей Родины - воинам Российской армии. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными, ловкими и смелыми.

Слайд 9 Поднимаем России Знамя

Особенно проявили себя дети в едином порыве в патриотических чувствах к своей Родине и флагу на празднике «День Российского флага». Под песню Олега Газманова «Россия вперед», дети исполняли флешмоб с флажками, торжественно вносили флаг России и чувствовался их особый душевный подъем и гордость за нашу страну. На тексте «. Россия, Россия, в этом слове огонь и сила. В этом слове Победы пламя, поднимаем России знамя…», дети подпевали на флешмобе, так их тронули эти слова, хотя песню мы с ними не учили.

Слайд10 Песни военных лет

С удовольствием дети поют песни военных лет. Это наша летопись истории, наша память о тех годах лихолетья, что пришлось пережить всей страной. Прежде, чем разучить песню, с детьми ведутся беседы на тему военных лет, рассказывается смысл текстов песен, о чем они. Праздники дополняются возложением цветов к памятнику неизвестного солдата. Был случай, когда там, у памятника, после возложения цветов, дети по своему желанию запели песню «Катюша». Это показатель того, что дошкольники проникаются до глубины души, патриотическими чувствами к павшим воинам, к исторической правде своего народа. Так песня может воспитывать гражданские, нравственные и патриотические чувства.

Слайд 11 У моей России длинные косички…

Но ведь не только песни военных лет характеризуют патриотические чувства и настроения. Одним из этапов нравственно-патриотического воспитания является использование песен при ознакомлении детей с образом Родины. Это могут быть песни : о ее природе, богатстве, просторах, о людях здесь живущих. Такие песни раскрывают красоту, полноту, необъятность нашей огромной страны. Вызывают чувство нежности и гордости. Такие песни привлекают внимание детей. Делают их добрее, послушнее, воспитывает чувство терпимости и дружелюбия. Написаны они, как правило, в мажорных тонах, умеренных темпах. Когда дети поют песню «У моей России длинные косички, у моей России светлые реснички.», то каждый ребенок унифицирует себя со своей Родиной, как единое целое и нераздельное, ассоциирует Россию со своим любимым человеком - мамой. Ведь для ребенка - дошкольника Родина – это мама, дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. Образ России и мамы тоже воспитывает в ребенке нежные патриотические чувства. Чувство любви и сопричастности ко всему окружающему. Дети осознают, что все это богатство: и мир и маму и дом и друзей, надо беречь и никому не давать в обиду. И это закаляет их характер, как маленького человека, любящего свою малую Родину, имеющего представление о своей стране, испытывающего чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям. Она – песня, несомненно, воспитывает истинного патриота своей Родины – России!

Слайд 12 Праздники

Таким образом, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания всеми педагогами детского сада, через его музыкальную часть, через разучивание тематических песен, и проведение соответствующих праздников дало свои ощутимые результаты, что видно на примерах. Песни подобного характера прочно вошли в быт детей и заняли значительное место в их жизни. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, национальной гордости и любви к своей Родине.

Я, как музыкальный руководитель, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Итоговыми мероприятиями  являются  музыкальные развлечения и праздники

 


От того, какие песни слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. 

Соприкосновение с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут нравственно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитать любовь к своей малой родине, прививать средствами народного искусства любовь к Родине. Таким образом, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, дало ощутимые результаты. А приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, национальной гордости и любви к своей Родине.

 

 

 В заключении, хочется сказать:

Все мы любим милую “Катюшу”

Любим слушать как она поёт

Из врага выматывает душу,

А друзьям отваги придаёт…!

С такими словами пели мирную ласковую песню в подмосковных лесах суровой военной зимой 1941 года, называя “катюшами” многоствольные реактивные миномёты. И было в ней столько светлого ощущения жизни, радости, обаяния, что не полюбить ее было просто невозможно. И люди полюбили “Катюшу”. Пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжелую военную пору.

Ведущий : С. Я. Маршак писал: “Мало сложить песню. Надо так ее сложить, чтобы она жила долго и чтобы с каждым днем она казалась нам свежее, роднее, ближе”.

Исполняется песня «Катюша»


Слайд 13 Вывод Музыка способна очень тонко воздействовать на чувства, настроения ребенка, поэтому она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир, и является сильным средством формирования нравственно-патриотических чувств.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Бельш Елена Юрьевна

Дата: 05.05.2025

Номер свидетельства: 669374


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства