kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ И СТИЛЯ ЕГО УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВЗАИМОСВЯЗЬ  ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ И СТИЛЯ ЕГО УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социально - экономические отношения диктуют новые условия организациям, учреждениям, стремящимся процветать и активно развиваться я современном деловом мире. Устойчивость функционирования и конкурентоспособность организации в немалой степени зависит от того, насколько действенна и результативна система управленческой деятельности руководителя. Эффективная управленческая деятельность предполагает высокую профессиональную компетентность, наличие определенных личностных качеств и ресурсов у руководителя.

Следует отмстить, что нет единого подхода к пониманию категории «управленческая деятельность». Придерживаясь позиции Поташника М. М., мы считаем, что управленческая деятельность - целеустремленная деятельность всех субъектов, направленная на оптимальное функционирование. обеспечение становления, стабилизации, и обязательного дальнейшего развития организации.

Проблемой и учения личностных качеств, обусловливающих эффективность управленческой деятельности руководителя, занимались A.M Кандурка, С.О Доннел, Г. Куин. М. Шоу, Д. Макклелланд. Р.Л. Кричевский, Д.В. Карпов, Т.Ю. Базаров, С.М. Морозов. Необходимость такого рода исследований связана с ведущей ролью личностных качеств руководителя в управлении коллективом, его умением ориентироваться в сложных ситуациях, неизбежно возникающих в процессе управленческой деятельности. Однако в настоящее время возникло противоречие между обилием научных, методических изысканий, посвященных управленческой деятельности руководителя и отсутствием системного, комплексного научного подхода к исследованию взаимосвязи стиля управленческой деятельности и личностных качеств руководителя.

Таким образом, акту визируется необходимость интеграции в целостную систему недостаточно связанных между собой исследований в области менеджмента и психологии управления с целью определения степени трансформации стиля управленческой деятельности но взаимосвязи с личностными качествами руководили.

Остановимся на личностных характеристиках, влияющих на управленческую деятельность руководителя, к которым относят следующие основополагающие компоненты личности, стиль управленческой деятельности и авторитет.

В работах М. Шоу укалывается, что личность руководителя рассматривается с точки зрения биографических характеристик, способностей, черт личности.

Биографическими характеристиками личности руководителя являются пол, возраст, образование социально экономический статус. Возраст человека есть и значительной мере социально и психологически обусловленная детерминированная характеристика. Анализируя данные об исследованиях взаимосвязи эффективности управленческой деятельности и возраста руководителя (Кричсвский Р.Л.. Климов Е.А., Шгпель В.М. и др.) следует констатировать, что такой взаимосвязи не выявлено, имеются примеры, как аффективных руководителей молодого (21-25 лет), так и зрелого возраста.

Общепризнанным является тот факт, что половая идентификация человека тесно связана с усвоением н реализацией им ролевых стандартен поведения, принятых в обществе, взращиваемых н ближайшем окружении личности. Как правило, руководитель – это мужчина, однако все больше женщин реализуют себя в этой роли. В настоящее время, как показывает проведенный анализ литературы по психологии управления (Большаков B.C., Генов Ф.. Гончаров ВВ., Климов Е.A., Шепель В.М. и др.) возрастает интерес к моделям женской управленческой деятельности. Безусловно, определены некоторые различия в особенностях мужской и женской управленческой деятельности, однако, научно обоснованных данных об эффективности управленческой деятельности того или иного пола не установлено.

Положительно коррелируют с эффективностью управленческой деятельности руководителя такие характеристики, как статус и образование руководителя.

Исследования Г. Коно, Е.Гизелли. и др. доказывают, что отношение между эффективностью управленческой деятельности руководителя и его интеллектом представляет собой криволинейную зависимость, как правило, эффективными являются руководи с промежуточными, а не с граничными (высокими или низкими) показателями оценки.

К специфическим способностям личности руководителя относят специальные знания, умения, информированность, компетентность.

Стиль управленческой деятельности руководителя - следующий компонент психологического портрета эффективного руководителя.

В широком смысле, под стилем управленческой деятельности руководителя понимают приемы или способ поведения управленца в процессе подготовки и реализации управленческих решений. Мы под стилем управленческой деятельности руководителя будем понимать относительно устойчивую систему методов, средств и форм практической деятельности руководителя, при реализации которой достигается положительный результат управленческих решений.

Таким образом, метод и стиль управленческой деятельности руководителя предполагает некий синтез. Стиль является формой реализации совокупности методов управленческой деятельности, принятой данным руководителем в соответствии с его индивидуально - психологическими характеристиками. Метод управленческой деятельности является более динамичным, чем стиль управленческой деятельности.

Стиль управленческой деятельности руководителя есть сугубо индивидуальная характеристика, которая определяется потенциальными возможностями и личными качествами человека, особенностями работы с людьми, технологией принятия решений.

Впервые вопрос о стилях управленческой деятельности руководителя был рассмотрен в работах К. Левина, выделяющею либеральный, авторитарный и демократический стили.

Руководитель с либеральным стилем управленческой деятельности не вмешивался в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность. Руководитель, как правило. способен отменить. принятое ранее решение, при условии, что есть угроза его популярности. Отличает либеральный стиль управления бессмысленное выполнение указаний вышестоящих органов, безынициативность.

Для авторитарного стилям управленческой деятельности свойственно единоначалие, концентрация власти в одних руках. В данном стиле акцент сделан на администрирование и ограничение контактов с подчиненными. Руководитель обладает авторитарным стилем, при условии, что по индивидуально - психологическим и деловым качествам он располагается ниже людей, которыми руководит, или. при условии, что его подчиненные имеют низкую профессиональную и общую культуру. Данный стиль не стимулирует инициативу подчиненных и не способствует повышению эффективности работы учреждения или организации.

Руководитель, использующий демократический стиль управленческой деятельности, решает вопросы коллегиально, доводит до сведения информацию подчиненным о положении дел в коллективе, адекватно реагирует на критику, часть управленческих функций делегирует другим специалистам. В подготовке к реализации управленческих решений принимают участие все члены коллектива.

Следует отметить, что «в чистом виде» описанные стили управленческой деятельности не встречаются. Гибкость руководителя заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля управленческой деятельности и применять его в зависимости от особенностей ситуация.

Третий компонент представлен следующими личностными характеристиками руководителя (наиболее часто встречающиеся в исследованиях как обуславливающие эффективность управленческой деятельности):

  • доминантность (стремление влиять на подчиненных при этом влияние руководителя, основывается на средствах как социального, формально организационного. так и психологического характера);
  • уверенность к себе (основа для чувства стабильности и делового сотрудничества);
  • эмоциональная уравновешенность контроль своих эмоциональных проявлений, адекватность проявляемых эмоций;
  • стрессоустойчивость;
  • креативность (способность к творческому решению задач, чти „ важно для инновационной деятельности);
  • предприимчивость;
  • ответственность;
  • независимость (собственное профессиональное и человеческое лицо);
  • общительность, являющаяся одной из значимых характеристик успешной деятельности.

Таким образом, следует констатировать, что стиль управленческой деятельности в значительной степени зависит от личностных качеств руководителя, что в свою очередь обусловливает стратегию и тактику управления социальной - психологическим климатом всего коллектива организации, учреждения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ И СТИЛЯ ЕГО УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ »

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ И СТИЛЯ ЕГО УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социально - экономические отношения диктуют новые условия организациям, учреждениям, стремящимся процветать и активно развиваться я современном деловом мире. Устойчивость функционирования и конкурентоспособность организации в немалой степени зависит от того, насколько действенна и результативна система управленческой деятельности руководителя. Эффективная управленческая деятельность предполагает высокую профессиональную компетентность, наличие определенных личностных качеств и ресурсов у руководителя.

Следует отмстить, что нет единого подхода к пониманию категории «управленческая деятельность». Придерживаясь позиции Поташника М. М., мы считаем, что управленческая деятельность - целеустремленная деятельность всех субъектов, направленная на оптимальное функционирование. обеспечение становления, стабилизации, и обязательного дальнейшего развития организации.

Проблемой и учения личностных качеств, обусловливающих эффективность управленческой деятельности руководителя, занимались A.M Кандурка, С.О Доннел, Г. Куин. М. Шоу, Д. Макклелланд. Р.Л. Кричевский, Д.В. Карпов, Т.Ю. Базаров, С.М. Морозов. Необходимость такого рода исследований связана с ведущей ролью личностных качеств руководителя в управлении коллективом, его умением ориентироваться в сложных ситуациях, неизбежно возникающих в процессе управленческой деятельности. Однако в настоящее время возникло противоречие между обилием научных, методических изысканий, посвященных управленческой деятельности руководителя и отсутствием системного, комплексного научного подхода к исследованию взаимосвязи стиля управленческой деятельности и личностных качеств руководителя.

Таким образом, акту визируется необходимость интеграции в целостную систему недостаточно связанных между собой исследований в области менеджмента и психологии управления с целью определения степени трансформации стиля управленческой деятельности но взаимосвязи с личностными качествами руководили.

Остановимся на личностных характеристиках, влияющих на управленческую деятельность руководителя, к которым относят следующие основополагающие компоненты личности, стиль управленческой деятельности и авторитет.

В работах М. Шоу укалывается, что личность руководителя рассматривается с точки зрения биографических характеристик, способностей, черт личности.

Биографическими характеристиками личности руководителя являются пол, возраст, образование социально экономический статус. Возраст человека есть и значительной мере социально и психологически обусловленная детерминированная характеристика. Анализируя данные об исследованиях взаимосвязи эффективности управленческой деятельности и возраста руководителя (Кричсвский Р.Л.. Климов Е.А., Шгпель В.М. и др.) следует констатировать, что такой взаимосвязи не выявлено, имеются примеры, как аффективных руководителей молодого (21-25 лет), так и зрелого возраста.

Общепризнанным является тот факт, что половая идентификация человека тесно связана с усвоением н реализацией им ролевых стандартен поведения, принятых в обществе, взращиваемых н ближайшем окружении личности. Как правило, руководитель – это мужчина, однако все больше женщин реализуют себя в этой роли. В настоящее время, как показывает проведенный анализ литературы по психологии управления (Большаков B.C., Генов Ф.. Гончаров ВВ., Климов Е.A., Шепель В.М. и др.) возрастает интерес к моделям женской управленческой деятельности. Безусловно, определены некоторые различия в особенностях мужской и женской управленческой деятельности, однако, научно обоснованных данных об эффективности управленческой деятельности того или иного пола не установлено.

Положительно коррелируют с эффективностью управленческой деятельности руководителя такие характеристики, как статус и образование руководителя.

Исследования Г. Коно, Е.Гизелли. и др. доказывают, что отношение между эффективностью управленческой деятельности руководителя и его интеллектом представляет собой криволинейную зависимость, как правило, эффективными являются руководи с промежуточными, а не с граничными (высокими или низкими) показателями оценки.

К специфическим способностям личности руководителя относят специальные знания, умения, информированность, компетентность.

Стиль управленческой деятельности руководителя - следующий компонент психологического портрета эффективного руководителя.

В широком смысле, под стилем управленческой деятельности руководителя понимают приемы или способ поведения управленца в процессе подготовки и реализации управленческих решений. Мы под стилем управленческой деятельности руководителя будем понимать относительно устойчивую систему методов, средств и форм практической деятельности руководителя, при реализации которой достигается положительный результат управленческих решений.

Таким образом, метод и стиль управленческой деятельности руководителя предполагает некий синтез. Стиль является формой реализации совокупности методов управленческой деятельности, принятой данным руководителем в соответствии с его индивидуально - психологическими характеристиками. Метод управленческой деятельности является более динамичным, чем стиль управленческой деятельности.

Стиль управленческой деятельности руководителя есть сугубо индивидуальная характеристика, которая определяется потенциальными возможностями и личными качествами человека, особенностями работы с людьми, технологией принятия решений.

Впервые вопрос о стилях управленческой деятельности руководителя был рассмотрен в работах К. Левина, выделяющею либеральный, авторитарный и демократический стили.

Руководитель с либеральным стилем управленческой деятельности не вмешивался в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность. Руководитель, как правило. способен отменить. принятое ранее решение, при условии, что есть угроза его популярности. Отличает либеральный стиль управления бессмысленное выполнение указаний вышестоящих органов, безынициативность.

Для авторитарного стилям управленческой деятельности свойственно единоначалие, концентрация власти в одних руках. В данном стиле акцент сделан на администрирование и ограничение контактов с подчиненными. Руководитель обладает авторитарным стилем, при условии, что по индивидуально - психологическим и деловым качествам он располагается ниже людей, которыми руководит, или. при условии, что его подчиненные имеют низкую профессиональную и общую культуру. Данный стиль не стимулирует инициативу подчиненных и не способствует повышению эффективности работы учреждения или организации.

Руководитель, использующий демократический стиль управленческой деятельности, решает вопросы коллегиально, доводит до сведения информацию подчиненным о положении дел в коллективе, адекватно реагирует на критику, часть управленческих функций делегирует другим специалистам. В подготовке к реализации управленческих решений принимают участие все члены коллектива.

Следует отметить, что «в чистом виде» описанные стили управленческой деятельности не встречаются. Гибкость руководителя заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля управленческой деятельности и применять его в зависимости от особенностей ситуация.

Третий компонент представлен следующими личностными характеристиками руководителя (наиболее часто встречающиеся в исследованиях как обуславливающие эффективность управленческой деятельности):

  • доминантность (стремление влиять на подчиненных при этом влияние руководителя, основывается на средствах как социального, формально организационного. так и психологического характера);

  • уверенность к себе (основа для чувства стабильности и делового сотрудничества);

  • эмоциональная уравновешенность контроль своих эмоциональных проявлений, адекватность проявляемых эмоций;

  • стрессоустойчивость;

  • креативность (способность к творческому решению задач, чти „ важно для инновационной деятельности);

  • предприимчивость;

  • ответственность;

  • независимость (собственное профессиональное и человеческое лицо);

  • общительность, являющаяся одной из значимых характеристик успешной деятельности.

Таким образом, следует констатировать, что стиль управленческой деятельности в значительной степени зависит от личностных качеств руководителя, что в свою очередь обусловливает стратегию и тактику управления социальной - психологическим климатом всего коллектива организации, учреждения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Директору

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ И СТИЛЯ ЕГО УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор: Харина Елена Владимировна

Дата: 27.11.2014

Номер свидетельства: 136559


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства