kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выпускная работа слушателя курсов повышения квалификации директоров на тему "Информационные технологии в управлении образовательным учреждением"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе была раскрыта степень информатизации процесса управления, рассмотрена эффективность использования ИКТ в управлении ОУ, проведен анализ уровня информатизации ГБОУ ЛНР «Стахановская гимназия №7» и разработана теоретическая модель управления школой с применением информационных технологий.

Проведенный анализ показал, что использование информационных технологий в управлении применяется не так активно, как этого требует информатизация образования.

Просмотр содержимого документа
«Выпускная работа слушателя курсов повышения квалификации директоров на тему "Информационные технологии в управлении образовательным учреждением"»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ 6

1.1. Информатизация образовательного учреждения 6

1.2.Функции информационных систем в управлении образовательным учреждением 10

ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В УПРАВЛЕНИИ ГБОУ ЛНР «СТАХАНОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №7» 13

2.1. Оценка уровня информатизации образовательного учреждения 13

2.2. Разработка проекта «Использование информационных технологий

в управлении образовательным учреждением» 16

2.3. Модель управления школой с использованием новых информационных технологий 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

ЛИТЕРАТУРА 30























ВВЕДЕНИЕ


В XXI веке общество вступило в фазу постиндустриального общества, для которого характерно применение информационных технологий во всех сферах жизни, построение информационного общества.

Информационные технологии (далее - ИТ) обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является информатизация образования. Информатизация образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки руководителей, требует существенной перестройки в их работе. Изменяется роль руководителя, основная задача которого - аналитическая деятельность, что в условиях информационного общества невозможно без применения информационных технологий.

Управленческая деятельность руководителя школы включает в себя обработку больших объемов информации. Для того чтобы эта информация действительно помога­ла принимать правильные управленческие решения, она должна быть объективной, поступать своевременно, от­ражать динамику изменений в объекте управления. Кроме того, нужны технологии, при помощи которых управленец сможет обработать эту информацию быстро и точно, с ми­нимальной затратой сил и времени.

Информатика и новые информационные технологии (далее - НИТ) занимают особое положение в современном информационном мире. Навыки владения компьютером, умение использовать НИТ в своей повседневной работе, работа в Интернет, знание теоретических основ информатики, информационная культура, умение создавать и использовать электронные информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении человечества – таковы приоритеты нового века.

Актуальность темы обусловлена рядом факторов:

- объём информации о ходе протекания и результатах образовательного процесса становится выше, чем уровень достаточного понимания этой информации;

- механическая обработка без определённого стандартного алгоритма не даёт оперативных данных, позволяющих принимать оптимальные управленческие решения по результатам деятельности;

- работа школы в инновационном режиме требует многогранного анализа образовательной деятельности, оперативного прослеживания динамики изменений и своевременной корректировки;

- сложные информационные модели (автоматизированные системы управления школой), как правило, не оправдывают себя с финансовой точки зрения, поэтому необходимо и целесообразно компьютерные технологии вводить там, где алгоритм управления достаточно прост и технически осуществим с относительно небольшими затратами.

В работах В.С. Аванесова, В.П. Беспалько, И.А. Зимней, М.М. Поташника, А.И.Субетто, Н.А. Селезнёвой, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, Т.К. Чекмарёвой, М.А. Сергеевой и др. созданы теоретические предпосылки проектирования эффективной действующей системы управления качеством образовательного процесса, информационного обеспечения образовательного учреждения.

Соловьёв В.Н., Матрос Д.Ш., Мельникова Н.Н., Белушкин С.Д., Перегудов Ф.И., Новожилова Н.В., Швецова С.В., Каракозова Е.Н. и др.

рассматривают теоретико-методологические основы компьютеризации и автоматизации системы управления образовательным учреждением.

Реальный процесс позитивных преобразований в общеобразовательной школе на основе использования ИТ в управлении характеризуется определёнными противоречиями:

- между необходимостью строить процесс компьютеризации управления на научной системной основе и фактическим осуществлением его путём развития отдельных направлений – составных элементов системы (технического оснащения, обеспечения программными средствами, подготовки кадров и др.);

- между научно-технократической и гуманитарной парадигмами процесса управления образовательным учреждением, обусловленными, с одной стороны, прогрессом техники и достижениями науки управления, с другой стороны, необходимостью реализации человекоцентристского подхода в управлении, основанном на субъект-субъектных отношениях;

- между необходимостью организации управления с применением новых информационных технологий и недостаточным уровнем подготовки педагогических кадров для работы с современным программным обеспечением;

Учитывая эти противоречия, была выбрана тема данной выпускной работы, проблема которой сформулирована следующим образом: выяснить, каковы условия и механизмы использования в управлении МБОУ «Кирбинская СОШ» новых информационных технологий. Решение этой проблемы и составляет цель данной работы.

Основные задачи:

  1. Провести оценку уровня владения ИКТ персоналом.

  2. Раскрыть степень информатизации процесса управления.

  3. Рассмотреть эффективность использования ИКТ в управлении.

  4. Разработать теоретическую модель управления школой с применением информационных технологий.

Данная работа состоит из введения, двух глав , заключения и списка использованной литературы.




ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ

В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

1.1. Информатизация образовательного учреждения

Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в сборе, накоплении, продуцировании, обработке, хранении, передачи и использования информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления информационного продукта).

Этот процесс инициирует:

  • совершенствование механизмов управления системой образования на

основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

  • совершенствование методологии и стратегии отбора содержания,

методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности в современных условиях информатизации общества;

  • создание методических систем обучения, ориентированных на развитие

интеллектуального потенциала личности, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;

  • создание и использование компьютерных тестирующих,

диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний.

В настоящее время использование ИКТ в практику управления ОУ в основном заключается в следующем:

  • подбор иллюстративного материала для оформления стендов,

кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);

  • обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других ОУ;

  • использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования

фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

  • использование видеокамеры и соответствующих программ

(принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);

  • использование Интернета в управленческой деятельности, с целью ин-

формационного и научно-методического сопровождения процесса управления ОУ;

  • оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по

различным направлениям деятельности.

  • создание медиатек, которые представляют интерес не только для

педагогов, но и для родителей.

  • использование компьютера в делопроизводстве ОУ, создании различ-

ных баз данных.

  • создание электронной почты, ведение сайта ОУ.

Наступило время, которое учёные характеризуют «информатизацией общества», под которой понимается «процесс возрастания объёма научных знаний и иных сведений, вовлекаемых в сферу труда и иные сферы общественной жизни» [5, с.161].

Существует огромное множество различных определений понятия «информации», но их нельзя свести к единому содержанию.

С середины ХХ века это понятие включило в себя и обмен сведениями между «человеком и автоматом» и «автоматом и автоматом».

А.И. Берг, академик АПН, точно характеризует современное состояние информационного общества, утверждая, что без полноценной информации нет прогресса.

Информационная среда любой организации подчиняется закону информированности-упорядоченности: «Каждая система (социальная или биологическая) стремится получить как можно больше достоверной и насыщенной информации о внутренней и внешней среде для устойчивого функционирования (самосохранения)» [4, с.80].

Управленческая информация «всегда связана либо с функциями управления, либо с компонентами управленческой деятельности, либо с субъектами управляющей системы» [9, с.63].

Управленческая информация – это те данные, которые обладают для руководителя определённой новизной и требуют принятия им управленческого решения.

По мнению Ю.А. Конаржевского, возможно интенсифицировать управление на основе информации, представленной как системе, отражающей во всём многообразии управляемый объект.

«По форме управление любой социальной системой (в том числе и школой) представляет собой процесс переработки информации. В общих чертах он состоит из трёх основных этапов: сбора информации о состоянии управляемого объекта, переработки её и выдачи командной информации (управленческое решение)» [3, с.5].

Конаржевский, выстраивая схему управления образовательным учреждением, по сути доказал, что управление – это информационный процесс, где управляющая система получает информацию о системе управляемой, анализирует её, и на основе анализа данных о состоянии внешней среды, а также с учётом директив вышестоящих органов образования, вырабатывает и принимает управленческое решение.

Это решение направлено на упорядочение управляемой системы и её перевод в новое качественное состояние. Командная информация поступает в управляемую систему, и круг замыкается (рис. 1).


Рис. 1 . Схема управления ОУ

1 – управляющая система; 2 – командная информация; 3- управляемая система; 4 – информация о состоянии управляемой системы; 5 – данные о состоянии внешней среды; 6 – директивная информация вышестоящих органов, достижения науки, передовой педагогический опыт.

М.М.Поташник указывает на органичную взаимосвязь двух ролей управленческой информации для руководителя – «она является основанием для принятия оптимальных управленческих решений и средством обратной связи о реализации всех управленческих действий» [9, с.80].

Таким образом, информация повышает научную обоснованность управленческого решения, исключает излишние затраты материальных и трудовых ресурсов, способствует повышению качества и эффективности управленческого труда и производства в целом.

Информация обслуживает все виды управленческой деятельности. В педагогическом анализе, направленном на конечные результаты деятельности школы и планово-прогностическую функцию, она играет основополагающую роль. На основе аналитического обоснования создаётся стратегия, модель предстоящей деятельности коллектива; по мере выполнения организационно-исполнительской функции управленческой деятельности идёт постоянный обмен информацией и её переработка; в ходе внутришкольного контроля накапливают сущностную, конкретную, объективную информацию и на её основе принимаются регулятивные и коррекционные меры.


1.2 Функции информационных систем в управлении образовательным учреждением

Проведем обзор функций информационной системы электронного документооборота и автоматизации управления основной деятельностью образовательного учреждения.

Информационная система управления образовательным учреждением должна решать следующие задачи.

1. Создание общешкольной информационной базы данных, включая:

    • информацию общего доступа (общие справочники);

    • периодизированную информацию (данные конкретных учебных годов).

2. Реализация комплексной системы управления школой с учетом региональных особенностей нормативно-правового и финансового регламентирования, включая формирование новой информации:

    • о системе государственно-общественного управления школой;

    • об организации и формах работы с родителями;

    • о формах информационной открытости школы.

3. Поддержка технологии нормативно-правового обеспечения деятельности школы, включая создание нового механизма доступа:

    • к информационным базам нормативно-правового обеспечения федерального, регионального и муниципального уровня;

    • к базе нормативных локальных актов самой школы.

4. Реализация системы электронного документооборота школы, включая возможности формирования организационно-распорядительной и плановой документации, а также обмена информацией с внешними инстанциями и образовательными организациями, в том числе возможности:

    • рассылки электронной почты вне зависимости от используемого пользователем почтового клиента;

    • расширения разделов информации, рассылаемой по электронной почте родителям учащихся и внешним организациям.

5. Автоматизация организации и управления учебным процессом, включая новые и доработанные механизмы:

    • учета форм образовательной деятельности, образовательных программ и перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты;

    • учета моделей изучения иностранных языков, профилизации школы и участия в сетевых образовательных объединениях;

    • планирования учебной занятости учащихся, в том числе учета поточных занятий и занятий мультипрофильных групп;

    • формирования и ведения рабочей учебной и учебно-методической документации, в том числе электронных форм классных журналов и форм оперативного информирования родителей.

6. Автоматизация планирования и организации дополнительных образовательных услуг, включая новые возможности формирования:

    • списочных составов групп внеучебной занятости с учетом учащихся других ОУ;

    • журналов групп дополнительного образования;

    • паспортов достижений учащихся.

7. Управление процессами формирования и комплектования контингента обучающихся с новыми механизмами обеспечения:

    • ведения делопроизводства;

    • расширения функционала личной карточки ученика, в том числе создания видов и форм социальной поддержки;

    • возможностей выгрузки/загрузки личных дел учащихся в электронном виде, с целью расширения спектра предоставляемых электронных образовательных услуг и оптимизации информационного обмена между образовательными учреждениями.

8. Автоматизация процессов анализа и контроля за результатами образовательной деятельности, текущей, итоговой и независимой аттестации обучающихся, включая новые механизмы:

    • формирования аналитической документации, сводных ведомостей;

    • формирования Журналов учета подготовки и результатов ГИА и ЕГЭ.

10. Формирование, вывод на печать и экспорт в стандартные форматы статистической и аналитической отчетной документации, включая унифицированные формы и формы оценки качества образования, в том числе вновь разработанные виды отчетности:

    • по оценке качества деятельности школы на основе индикаторов КПМО;

    • по анализу выполнения образовательных программ, текущей и итоговой успеваемости и посещаемости обучающихся и др.



ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В УПРАВЛЕНИИ ГБОУ ЛНР «СТАХАНОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №7»


По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе управления ОУ можно поделить на:

1) использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами;

2) использование ИКТ в процессе управления ОУ;

3)использование ИКТ при организации образовательно-воспитательного процесса с детьми;

4) использование ИКТ в процессе взаимодействия ОУ (педагога) с родителями.
Проведем оценку уровня использования ИКТ в ГБОУ ЛНР «Стахановская гимназия №7».


2.1. Оценка уровня информатизации образовательного учреждения

К техническим средствам на базе ИКТ, используемых в работе образовательного учреждения относятся: компьютеры, мультимедийные проекторы, интерактивные (электронные) доски, планшеты, сканер, принтер, цифровой фотоаппарат, видеокамера, мультимедийное оборудование.

Выделим также базовые прикладные программные средства, владение которыми необходимо каждому педагогу, а также руководителю образовательного учреждения. К ним относятся: текстовые и табличные процессоры, почтовые клиенты и другие средства связи, поисковые системы.

Для выявления уровня владения педагогическими кадрами информационными технологиями им было предложено заполнить анкеты (см. Приложение 1-3).

Проведенное анкетирование 14 педагогов показало следующую статистику (Рис 5, 6, 7):

Рис 5. Результаты анкетирования – владение понятием ИКТ.


Рис 6. Результаты анкетирования – владение техническими средствами.

Рис 7. Результаты анкетирования – владение программными средствами.

Анализ результатов анкетирования показал, что хотя большинство

сотрудников и владеет базовыми компетенциями в области ИКТ, однако

дальнейшее повышение уровня владения ИКТ необходимо.

Также в рамках работы была произведена оценка уровня информатизации системы управления учреждением. Результаты анализа отображены в таблице 1.

Таблица 1. Оценка уровня информатизации системы управления ОУ

Функция информационной системы управления

Уровень реализации

Автоматизация процессов анализа и контроля за результатами образовательной деятельности

частично

Автоматизация организации и управления учебным процессом

частично

Автоматизация кадрового делопроизводства

частично

Автоматизация системы ресурсного обеспечения деятельности школы

частично

Автоматизация организации и управления учебным процессом

частично

Поддержка технологии нормативно-правового обеспечения деятельности школы

частично

Реализация системы электронного документооборота школы

частично


Таким образом, проведенный анализ показал, что использование информационных технологий в управлении применяется не так активно, как этого требует информатизация образования.



2.2. Разработка проекта «Применение информационных технологий в управлении образовательным учреждением»

В последние годы система образования стоит перед необходимостью создания новой модели образовательного процесса и образовательной среды, соответствующей запросам современного общества.

Информатизация школьного образования на основе имеющегося отечественного и зарубежного опыта свидетельствует о том, что:

  • повышается эффективность воспитательного-образовательного

процесса;

  • открываются новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику современных методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного-образовательного процесса.

Количество и качество компьютеров, интерактивных досок, имеющихся сегодня в образовательных учреждениях, далеко не единственные критерии эффективности использования новых информационных технологий. В учреждениях должны работать специалисты с высокой информационной культурой, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, а также владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях.

В связи с этим и возникла необходимость создания проекта «Применение информационных технологий в управлении ОУ» в нашем учреждении. Проект был представлен на заседании Педагогического совета и был одобрен коллективом. Педагоги осознают значимость использования ИКТ в управлении ОУ. На заседании педагогического совета было принято решение об объединении усилий специалистов, педагогов, родителей на реализацию проекта.

Цель проекта:

Формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса и внедрение информационных и коммуникационных технологий в процессы управления.

Задачи проекта:

  1. Создать единое информационное пространство ОУ.

  2. Подготовить кадры к эффективному использованию в управленческом, образовательно-воспитательном процессе информационных и коммуникационных технологий.

  3. Предоставить участникам образовательного процесса свободный доступ к компьютерной технике, к информационным ресурсам, программным средствам.

  4. Интегрировать, внедрить информационные и коммуникационные технологии в процессы управления, воспитания и обучения.

  5. Создать банк дидактических и методических материалов, разработок по использованию информационных и коммуникационных технологий в работе ОУ.

Задачи, поставленные творческой группой – сложные и длительные по времени достижения. Именно поэтому коллектив планирует их выполнение в течение нескольких лет, реализуя несколько этапов. В настоящее время наш проект находится на подготовительном этапе.

Все этапы и задачи проекта приведены в таблице 2.



Таблица 2. Этапы реализации проекта

Этапы

Задачи

Ожидаемый результат

I этап


  1. Изучение опыта работы образовательных учреждений по данной теме.

2. Анализ единого информа-ционного пространства ОУ.

3.Определение уровня знаний педагогов и руководителя в области ИКТ- компетентности.

4. Изучение популярной литературы по вопросам повы-шения ИКТ-компетентности сотрудников ОУ

5.Мотивация на повышение квалификации сотрудников ОУ по информатизации.

  1. Составление проекта «Применение информационных и коммуникационных технологий в управлении, воспитательно-образовательном процессе ОУ».

  2. Создание единого информационного пространства ОУ.

  3. Повышение ИКТ – компетентности педагогов и руководителя ОУ.


II этап


  1. Использование ИКТ для повышения квалификации сотрудников и руководителя ОУ по информатизации.

  2. Согласование деятельности всех участников проекта.

3. Внедрение ИКТ в процессы управления, воспитания и обучения в ОУ.


  1. 1.Формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса.

  1. 2. Интеграция информационных и коммуникационных технологий в процессы управления, воспитания и обучения через:

  2. -совершенствование работы по программам 1С ХроноГраф Школа,

  3. -использование педагогами средств ИКТ в организации педагогической диагностики, образовательно-воспитательном процессе.

III этап


Проведение мониторинга результатов проекта



1. Создание творческого отчета, фото и видеорепортажей, публикаций из опыта работы; помещение материалов на сайт ОУ.

2.Повышение эффективности процесса управления, воспитания и обучения через высокие показатели ИКТ - компетенции педагогов; используемое программное обеспечение; индивидуализацию процесса обучения; повышение интереса детей к обучению и

воспитанию с использованием

информационных ресурсов

Таблица 3. Риски и их предупреждение

  1. Недостаточное оснащение материально-технической базы информационными ресурсами

  1. Использование универсального мобильного оборудования (переносных интерактивных досок, ноутбуков)

  1. Нехватка высококвалифицирован-ных, заинтересованных,  инициа-тивных педагогов.

 

1.Повышение квалификации работающих педагогов через мини-курсы в учреждениях, где работают педагоги; проведение мастер-классов, обмена опытом среди педагогов учреждений города.

2.Направление на повышение квалификации.

3.Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов.

3. Администрация ОУ не в полной мере осознает эффективность использования новых технологий в процессе управления ОУ, а именно в экономии времени.

 

  1. Проявление интереса к проблеме всех участников образовательного процесса (поддержка органа государственно-общественного управления, родителей, членов коллектива, высокий уровень осознания значимости, актуальности направления работы)

  2. Высокие показатели управления МБОУ «Кирбинская СОШ» -образовательно- воспитательного процесса.

3. Широкое освещение деятельности ОУ в СМИ.

4. Открытость деятельности ОУ.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение ИКТ – компетенции участников образовательного процесса.

  • Повышение эффективности процесса управления ОУ через формирование информационной инфраструктуры управления ОУ.

  • Повышение качества образовательно-воспитательного процесса в ОУ через:

- используемое программное обеспечение;

- индивидуализацию процесса обучения;

- повышение интереса к познавательной деятельности дошкольников с использованием информационных ресурсов (применение дидактического материала, разработок, компьютерных программ педагогами в процессе обучения).
В настоящее время наш проект находится на подготовительном этапе. Мы имеем следующие результаты:

Продолжается работа над совершенствованием информационной среды учреждения. В ОУ установлены компьютеры: в кабинете директора, заместителей директора, педагога-организатора. Установлена беспроводная локальная сеть с доступом в сеть Интернет.

Определен уровень знаний педагогов об информационно-коммуникационных технологиях. Выявлены несколько уровней пользователей ИКТ педагогами:

  1. Уровень первый – стартовый, когда компьютер используется в качестве пишущей машинки с памятью, ведется подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, документации, оформление родительских уголков. Существует элементарная систематизация документов в домашнем компьютере.

  2. Уровень второй – открытие возможностей. Достижение данного уровня неразрывно связано с выходом в Интернет.

  3. Уровень третий – творческий. Педагог овладевает технологиями «созидания». Повышает свои умения в составлении презентаций, буклетов, способствующих повышению эффективности занятий.

  4. Четвертый уровень – систематизация создаваемого материала на качественно новом уровне.

Эффективность управлению образовательным учреждением придает внедрение программы, позволяющей унифицировать процесс делопроизводства, кадрового дела, планирования и контроля эффективности использования ресурсов. Данная программа при полном заполнении информационных страниц позволит составлять стандартные статистические и управленческие отчеты по работе образовательного учреждения.

Творческими педагогами разрабатываются конспекты занятий с использованием ИКТ.


2.3. Модель управления школой с использованием НИТ


Выстраивая модель управления школой на основе НИТ, мы учитывали, что приоритетным направлением является формирование интеллектуально развитой личности. С нашей точки зрения, эта идея в полной мере отражает веление времени и процессы, происходящие в образовании сегодня.

Цель – управление развитием образовательного учреждения на основе НИТ – определила следующие задачи:

- на I уровне (управления):

1. активизировать методическую работу педагогов, превращая её в научно-методическую;

2. стимулировать экспериментальную работу педагогов

3. создать оптимальный учебный план

4. создать систему управленческого мониторинга, на основе образовательного и социально-психологического комплексных исследований

- на II уровне (педагога)

1. оптимизировать, индивидуализировать процесс обучения

2. создать надежную систему мониторинга и контроля с учётом психологических особенностей ученика

3. построить процесс обучения в режиме субъект-субъектных отношений

4. повышать педагогическую квалификацию и профессиональное мастерство учителя

- на III уровне (ученика)

1. определить зоны ближайшего развития каждого ученика на основе социально-психологического мониторинга

2. осуществлять дифференцированный подход к обучению

3. формировать положительную мотивацию учебной деятельности

Системный принцип организации образовательного процесса предполагает взаимосвязь всех его составляющих: содержания образования, образовательного мониторинга, социально-психологического мониторинга, - которые в свою очередь определяют характер и содержание методической и научно-методической работы школы.

Сбор информации, её хранение и обработку осуществляет единый информационный центр образовательного учреждения. Благодаря локальной сети, являющейся связующим звеном между руководителем ОУ, администрацией, информационным центром, создаётся единое информационное пространство [10, с.47].

Центр обеспечивает руководителю оперативное ориентирование в потоках информации и возможность быстро и эффективно структурировать базовую и текущую информацию, устанавливать причинно-следственные, корреляционные, функциональные связи в образовательном процессе и системе управления, формировать аналитические решения, определять результативность деятельности школы, степень удовлетворённости участников педагогического процесса своей и совместной деятельностью.

Наглядно представленная, структурированная информация позволяет своевременно оценивать имеющиеся условия, обеспечивает много вариантностью прогнозов, выбором оптимального варианта плана при данных исходных условиях. Оперативная обработка и систематизация информации происходит в соответствии с заданными параметрами, что позволяет увидеть и оценить степень отклонений полученных показателей от запланированных и спрогнозировать, смоделировать возможное поведение участников педагогического процесса.

Использование компьютерных, информационных технологий позволит облегчить наиболее трудоёмкие и требующие в связи с этим больших временных затрат, действия учителей по повышению качества образования.

Рис.8. Вертикальная структура управления ГБОУ ЛНР «Стахановская гимназия №7»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управленческая деятельность современного руководителя школы становится всё более интеллектуальной и научной. Её эффективность обусловлена опытно-экспериментальной работой в области внутришкольного управления. Потоки информации, обрушивающиеся со всех сторон на участников образовательного процесса, не оставляют времени для раздумий о необходимости изменений в традиционном процессе управления школой. Столь важно, поэтому, в настоящее время обосновать аспекты управленческого экспериментирования, которые определены кардинальными изменениями во взглядах на личность в целом и личность ученика в частности.

Создание условий для самореализации всех участников образовательного процесса, освобождение руководителя от рутинной «бумажной» работы и высвобождение времени на творческую, научную деятельность связано с поиском новых школьных моделей и технологий управления их внедрением. Организация опытно-экспериментальной работы в указанном направлении приобретает первостепенное значение.

Модернизация системы школьного образования в стране внесла коррективы в представления о характере управленческой деятельности руководителя школьного образовательного учреждения (ОУ). Стало очевидно, что проблемы обучения и воспитания, развития детей могут быть успешно решены только при совершенствовании системы управления, на основе научных принципов, достижений высокого уровня профессионализма руководителей школьных учреждений, повышения квалификации педагогов, модификации подходов к организации педагогического процесса.

При изменяющемся образовании не может быть устаревшей системы управления, но и обновление системы управления требует определенного времени.

Одним из путей повышения эффективности управления школьным образовательным учреждением является внедрение в практику инноваций. Процесс внедрения инноваций в сферу управленческой деятельности - это сложный процесс, который предполагает постепенное обновление и совершенствование содержания, методов, средств, технологий управления, что, в конечном итоге, оказывает влияние на качество педагогического процесса.

Инновации в управлении позволяют поднять на более высокий уровень планирование, организацию и другие управленческие функции руководителя, развивать органы самоуправления в ОУ, совершенствовать организационную структуру учреждения и т.д., что создает благоприятные условия для профессионального и творческого роста педагогов, влияет на качество учебно-воспитательного процесса, повышает конкурентоспособность учреждения.

Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя отличается от развития инновационных процессов в содержании дошкольного образования, так как требует от самого управленца больших организационных, психологических, физических усилий. Осуществление нововведений в управлении встречает более сильное сопротивление, чем новшества в технологии и содержании образования, поскольку сложившаяся, система, управления адаптирует инновации под себя, нередко лишая их нового содержания. Ситуация затруднена также отсутствием информационного банка об инновациях в управлении, ограниченными возможностями, информационного обмена в данной области для руководителей дошкольных образовательных учреждений.

Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс управления ОУ   эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности для развития.

В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник руководителям в организации системы управления ОУ. Использование информационных технологий помогает руководителю повышать мотивацию коллектива, что приводит к повышению производительности труда.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить педагога и руководителя ОУ большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

Использование информационных технологий в управлении ОУ дает возможность существенно обогатить, качественно обновить процесс развития  ОУ и повысить его эффективность.

Таким образом, внедрение информационных технологий в процесс управления ОУ, в том числе и в образовательный процесс, несомненно, ведёт к повышению качества и оперативности принимаемых управленческих решений и переход на более эффективные формы работы. 

В данной работе была раскрыта степень информатизации процесса управления, рассмотрена эффективность использования ИКТ в управлении ОУ, проведен анализ уровня информатизации ГБОУ ЛНР «Стахановская гимназия №7» и разработана теоретическая модель управления школой с применением информационных технологий.

Проведенный анализ показал, что использование информационных технологий в управлении применяется не так активно, как этого требует информатизация образования.

В связи с этим был разработан проект «Применение информационных технологий в управлении образовательным учреждением», направленный на оптимизацию и повышение эффективности применения информационных технологий в управлении учреждением. В настоящее время проект находится на стадии внедрения.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Балдин, К.В. Информационные технологии в менеджменте / К. В. Балдин. – М.: Академия, 2012. - 283 с.

  2. Захарова, И.Г. Информационные технологии в управлении образовательными учреждениями / И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2012. - 190 с.

  3. Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой / Ю.А. Конаржевский. – М.: [б.и.], 1997. – 47 с.

  4. Моисеев, А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть / А.М. Моисеев. – М.: Сентябрь, 2001. – 160с.

  5. Онушкин, В.Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В.Г. Онушкин, В.И. Огарев. СПб; Воронеж: [б.и.], 1995. - 231с.

  6. Смирнов, Э.А. Теория организации / Э.А. Смирнов. - М.:ИНФРА-М, 2003. – 248с.

  7. Телекоммуникационные технологии управленческой деятельности руководителя / Н.В. Новожилова // Школьные технологии. – 2003.- №2. – С.7-9.

  8. Третьяков, П.И. Школа: управление по результатам / П.И. Третьяков. – М.: Новая школа, 2001. – 85с.

  9. Управление современной школой / М.М. Поташник. - М.: Новая школа, 2001. – 83с.

  10. Ямбург Е. Единое информационное пространство школы : педагогический аспект / Е. Ямбург. – М.:[б.и.], 2003. – 87с.



1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Директору

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Решетняк Богдан Викторович

Дата: 21.05.2019

Номер свидетельства: 511540

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства