kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выпускная аттестационная работа по дополнительной профессиональной образовательной программе ЧИППКРО «Технологии управления персоналом» Ковалевой О.C.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выпускная аттестационная работа по дополнительной профессиональной образовательной программе ЧИППКРО

«Технологии управления персоналом» Ковалевой Ольги Ситабляевны

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретический обзор проблемы стрессоустойчивости современного руководителя…………………………………………………7

  1. Состояние проблемы стресса и стрессоустойчивости в современной психолого-педагогической литературе…………………….7
  2. Особенности стрессоустойчивости современного руководителя образовательного учреждения……………………………………………….16

Глава II. Формирование стрессоустойчивости современного руководителя образовательного учреждения…………………………….23

2.1. Рекомендации руководителю образовательного учреждения по формированию стрессоустойчивости………………………………………23

Заключение………………………………………………………………….32

Библиографический список…………………………………………………34

Приложение…………………………………………………………………38

Просмотр содержимого документа
«Выпускная аттестационная работа по дополнительной профессиональной образовательной программе ЧИППКРО «Технологии управления персоналом» Ковалевой О.C. »

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации работников образования»

Кафедра педагогики и психологии



Ковалева Ольга Ситабляевна

Формирование стрессоустойчивости

современного руководителя образовательного учреждения



Выпускная аттестационная работа

по дополнительной профессиональной образовательной программе

«Технологии управления персоналом»







Научный руководитель:

доцент

кафедры педагогики и психологии Н. Ю. Андреева





Челябинск – 2012


Введение


Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фундаментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам приспосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса психо-биологических реакций. Этот термин стал очень популярен сначала в медицине, а затем вышел за ее пределы в другие научные области. Этому способствовало то обстоятельство, что все большее число исследователей стали обращать внимание не только на биохимические аспекты стресса, но и на его психологическую составляющую.

Во многом повышенному интересу к стрессу, его проявлениям и механизмам преодоления способствовали: урбанизация, увеличение темпа жизни, возрастание числа межличностных взаимодействий (в том числе конфликтных), меняющаяся политическая обстановка в мире и, как следствие, изменение требований к современному человеку, к его способностям, умениям, поведению, образу мышления и жизни в целом. Кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности не могли не привести к переменам и в базовой для людей сфере деятельности – образовании.

В настоящее время широкое внимание привлекают самые разные аспекты образовательного процесса: качество образования, взаимоотношения в системе учитель–ученик–родители, портрет современного выпускника школы, единый государственный экзамен и пр. При этом нередко в тени остается фигура самого директора школы и требования, которые сегодня предъявляются к нему как к руководителю образовательного учреждения.

Исследуя политические, социальные, экономические и психологические силы, действующие в развитых странах и изучая влияние этих сил на тех, кто занимает управленческие посты, ученые М. Вудкок и Д. Фрэнсис пришли к полезным обобщениям об изменяющемся содержании работы руководителя. Эти обобщения позволили им определить способности и умения, которые требуются от руководителей. Ими было выделено одиннадцать факторов, которые влияют на управленческую деятельность человека. И на первое место в иерархии факторов учеными был поставлен именно стресс. По их мнению, от умелого руководителя, прежде всего, требуется способность эффективно управлять собой и своим временем.

Среди множества условий, определяющих работоспособность человека, большую роль играет психическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Высокий уровень стрессоустойчивости является залогом сохранения, развития и укрепления здоровья и профессионального долголетия руководителя. Психическое здоровье – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе.

Очень часто современному руководителю приходится подавлять эмоции. А они, в свою очередь, редко имеют возможность «разрядиться», и организму требуется длительное время, чтобы восстановить нарушенное равновесие. В конце концов, наступает такой момент, когда истощаются приспособительные механизмы и изменения, вызванные эмоциональным напряжением, становятся хроническими.

Работа руководителя образовательного учреждения трудна, полна волнений, а, следовательно, и стрессов. Каждый руководитель должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом, так, чтобы постоянно правильно распределять и поддерживать свои силы. Есть руководители, которые рискуют своим здоровьем, позволяя волнениям и рабочим заботам поглощать себя и свои силы полностью. Излишняя чувствительность и раздражительность могут привести руководителя к так называемому «бегству в болезнь», заменяющему разрешение проблемы. Этот «уход» удобен тем; что избавляет человека от необходимости принимать важное решение, переключая внимание на заботу о своем здоровье и тем самым, снимая на время актуальность травмирующей ситуации. Однако это не является подлинным выходом из проблемы и ее разрешением, так как эмоциональное напряжение при этом не исчезает. Те руководители образовательных учреждений, которые не умеют правильно использовать свое время, энергию и навыки, не способны справиться со стрессами, возникающими в процессе управления. Они не способны управлять ни собой, ни тем более другими людьми.

Вот почему проблема формирования стрессоустойчивости руководителя актуальна в настоящее время. Не обладая способностью противостоять стрессу, современный руководитель образовательного учреждения не сможет грамотно управлять подчиненными.

Цель исследования – изучение стрессоустойчивости современного руководителя образовательного учреждения.

Объект исследования – стрессоустойчивость руководителя образовательного учреждения.

Предмет исследования – формирование стрессоустойчивости современного руководителя образовательного учреждения.

Гипотеза исследования – устойчивость руководителя к стрессу повысится, если он будет придерживаться разработанных нами рекомендаций по формированию стрессоустойчивости современного руководителя образовательного учреждения.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования выдвигаются следующие задачи исследования:

  1. изучить состояние проблемы стресса и стрессоустойчивости в современной психолого-педагогической литературе;

  2. рассмотреть особенности стрессоустойчивости современного руководителя образовательного учреждения;

  3. разработать рекомендации по формированию стрессоустойчивости современному руководителю образовательного учреждения.

Новизна исследования заключается в разработке рекомендаций по формированию стрессоустойчивости современного руководителя образовательного учреждения.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных рекомендаций по формированию стресоустойчивости руководителя образовательного учреждения и его заместителей в их практической деятельности.

Теоретико-методологической базой исследования послужили работы Г. Селье, Р. Лазаруса, В.А. Бодрова, Ю.В. Щербатых.

Методы исследования:

теоретические методы исследования: аналитико-синтетический, сравнительно-сопоставительный, изучение научной литературы.

Аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

















Глава I. Теоретический обзор проблемы стрессоустойчивости современного руководителя образовательного учреждения


    1. Состояние проблемы стресса и стрессоустойчивости

в современной психолого-педагогической литературе


В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Как полагает В.А. Бодров, развитие учения о стрессе в разное время сопровождалось формированием абсолютно разнородных концепций, теорий и моделей, отражающих общебиологические, физиологические, психологические взгляды и установки на сущность этого состояния, причины его развития, механизмы регуляции, особенности проявления.

В соответствии с содержательными сторонами концепций, все представленные направления исследования стресса условно можно разделить на два основных подхода. В рамках первого подхода проводится прямое сопоставление психологических характеристик состояния с физиологическими показателями и результативностью деятельности. В этом случае физиологические показатели и изменения в поведении рассматриваются в качестве индикаторов психологического стресса (Г. Селье). Второй подход основывается на стремлении изучить психологическую природу стресса, раскрыть психологические предпосылки и закономерности проявления тех или иных внешних реакций, которые рассматриваются лишь как индикаторы психических процессов (Р. Лазарус).

Рассмотрим первоначальную концепцию стресса, основоположником которой является Ганс Селье. До появления его работ считалось, что реакции организма на холод и тепло, движение и длительное обездвиживание противоположны, однако Г. Селье удалось доказать, что во всех этих случаях выделяются особые гормоны, помогающие организму адаптироваться к любому стрессору.

Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия он назвал адаптационным синдромом, или стрессом. Этот неспецифический синдром складывается из ряда функциональных и морфологических изменений, развертывающихся как единый процесс. Г. Селье выделил три стадии этого процесса:

  • стадию тревоги;

  • стадию резистентности (адаптации);

  • стадию истощения [39].

На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему.

На второй стадии происходит адаптация к новым условиям.

Третья стадия характеризуется тем, что стрессор продолжает действовать длительное время, приводя к истощению гормональных ресурсов. В результате этого процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.

Г. Селье выделил две формы стресса: эустресс и дистресс. Согласно его мнению, стресс может быть и полезным (эустресс). В этом случае он «тонизирует» работу организма и способствует мобилизации защитных сил (включая иммунную систему). Для этого необходимо наличие определенных условий:

  • положительный эмоциональный фон;

  • опыт решения подобных проблем в прошлом и позитивный прогноз на будущее;

  • одобрение действий индивидуума со стороны социальной среды;

  • наличие достаточных ресурсов для преодоления стресса.

В то же время при отсутствии этих условий или же при значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму – дистресс. Этому может способствовать ряд факторов как объективного, так и субъективного характера:

  • недостаток нужной информации;

  • негативный прогноз ситуации;

  • чувство беспомощности перед возникшей проблемой;

  • чрезмерная сила стресса, превышающая адаптационные возможности организма;

  • большая продолжительность стрессорного воздействия, приводящая к истощению адаптационного ресурса.

Г. Селье писал: «Вопреки расхожему мнению мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни» [39, С. 109].

Логичным продолжением работ Г. Селье стала когнитивная концепция стресса его последователя Р. Лазаруса. Он полагал, что адаптация к среде определяется эмоциями. Однако, исключительно когнитивные процессы обусловливают как качество, так и интенсивность этих эмоциональных реакций. В своих работах Р. Лазарус пытается дифференцировать понятие физиологического стресса от психологического, путем введения когнитивного компонента в структуру понятия стресса. По его мнению, физиологический и психологический стресс существенно различаются между собой по особенностям воздействующих стимулов, по механизму его развития и характеру ответных реакций.

Кроме того, Р. Лазарусом было выделено несколько важных положений стресса:

  • одинаковые внешние события могут являться или не быть стрессовыми для разных людей;

  • одни и те же люди могут одно и то же событие в одном случае воспринимать как стрессорное, а в другом – как обычное, нормальное.

Когнитивная  теория стресса отразила представления о том, что, во-первых, взаимодействие человека и среды в определенных адаптационных условиях постоянно подвергается изменению. Во-вторых, для того, чтобы взаимосвязь между этими переменными была стрессовой, у человека должна наблюдаться заинтересованность, высокая мотивация в достижении результатов. В-третьих, психологический стресс возникает только тогда, когда человек оценил, что внешнее и внутреннее требования вызывают чрезмерное напряжение сил или превосходят его ресурсы. 

Структуру стресса Р. Лазарус представляет последовательностью его элементов:

  1. осознание стрессора и его оценка;

  2. нарушение гомеостаза, связанные со стрессом эмоции и процессы познания;

  3. копинговое действие (реакция);

  4. результат копинга и новая оценка ситуации (с возвращением к первому элементу данной структуры при неуспешности копинга).

Р. Лазарус считает, что стресс начинается со специфической оценки какого-либо события и собственных ресурсов по его преодолению. В результате этой оценки формируются связанные со стрессом эмоции, возникают адаптивные реакции. В этом случае стресс является процессом, который протекает в постоянном взаимодействии индивида с окружающим миром.

Копинг Р. Лазарус рассматривает как когнитивные и поведенческие усилия по управлению специфическими внешними или внутренними требованиями (и конфликтами между ними), которые оцениваются как напрягающие или превышающие ресурсы личности [26].

С точки зрения В.А. Бодрова, стресс – это наиболее характерное психическое состояние человека, возникающее под влиянием экстремальных условий, а понятие «копинг» подразумевает многообразные формы активности человека, охватывающие все виды взаимодействия субъекта с задачами и проблемами внешнего или внутреннего плана. Преодоление вступает в действие не только в тех случаях, когда сложность задачи превышает возможности привычных реакций, делает недостаточным нормативное приспособление, требует новых ресурсов, но и при необходимости изменить поведение в трудных жизненных ситуациях, при хроническом воздействии стрессоров и негативных повседневных событиях [3].

Таким образом, копинг понимается как успешное преодоление стрессовой ситуации, совладание с ней. Преодоление обычно нацелено на поиск путей изменения взаимосвязи между субъектом и условиями внешней среды или на снижение его эмоциональных переживаний и дистресса. Оно проявляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях в форме различных стратегий противодействия стрессогенным факторам или стрессовым реакциям.

В.А. Бодров отмечает, что люди по-разному реагируют на одну и ту же стрессогенную ситуацию. В большинстве случаев им удается сохранить или быстро восстановить работоспособность и функциональную надежность, хотя каждый человек в большей или меньшей степени испытывает в этих условиях негативные переживания, эмоциональное возбуждение и психическое напряжение. Наличие индивидуальных различий в реагировании на стресс и формировании стрессоустойчивости определяет нарастающий интерес к изучению механизмов регуляции этого состояния, обоснованию путей и способов его преодоления [3].

Проблема стрессоустойчивости предполагает изучение закономерностей формирования и реализации процессов защиты организма и психики от стрессогенных воздействий; развития и проявления различных стратегий (способов) и стилей поведения в этих условиях; личностной детерминации процессов преодоления; роли функциональных ресурсов в формировании приемов противодействия стрессу и др.

Современные подходы к пониманию стрессоустойчивости сформировались на основе четырех взаимосвязанных концепций:

1) эволюционной теории поведенческой адаптации;

2) психоаналитического подхода и теории личностного развития;

3) теории жизненного цикла развития человека;

4) изучения поведения при жизненных кризисах.

В основе первой концепции лежит эволюционная теория Ч. Дарвина. Предметом его теории является процесс адаптации к окружающей среде. Он включает понятия изменчивости в развитии, наследственности и естественного отбора живых организмов.

Концепция, базирующаяся на психоанализе и теории личностного развития, противопоставляет когнитивный и поведенческий факторы стрессоустойчивости. Основатель психоанализа З. Фрейд связывает действие поведенческого фактора с потребностью снизить напряжение путем удовлетворения сексуальных и агрессивных инстинктов. Он считает, что для решения конфликта между личными импульсами и ограничениями внешней реальности существуют Я-процессы. Являясь когнитивными механизмами, которые могут включать в себя поведенческие компоненты, они выполняют две основные функции: защитную, ограничивающую чрезмерное давление реальности, и эмоциональную, снижающую напряжение путем непрямого выражения сексуальных и агрессивных импульсов, минуя осознание их истинного содержания.

Позднее неофрейдисты развили альтернативные взгляды. Так, с точки зрения представителя гуманистического направления в психологии К. Роджерса, люди пытаются актуализировать свои возможности таким образом, чтобы это способствовало поддержанию жизни и обеспечивало развитие [27]. А. Маслоу разграничил мотивацию избегания и достижений, первая из которых отражает потребность выжить и направлена на снижение напряжения, возрастающего от таких потребностей, как голод и жажда, а вторая, напротив, ориентирована на самоактуализацию и подталкивает человека к обогащению его индивидуального опыта. Согласно А. Маслоу, взрослые здоровые люди, как правило, адекватно постигают реальность, они ориентированы на принятие решения, искренне готовы помогать другим и обладают широкой перспективой на жизнь [3].

Со временем традиция психоанализа, в рамках которого получили осмысление процессы преодоления и защиты, была дополнена теориями развития, учитывающими постепенное увеличение личностных ресурсов преодоления жизненных трудностей.

Концепция, в основе которой лежит теория жизненного цикла развития человека Э. Эриксона, опирается на введенное им понятие кризиса идентичности. Кризис здесь понимается как своеобразный вызов, стимулирующий личностный рост человека и преодоление им жизненных проблем. По мнению Э. Эриксона, преодоление кризиса необходимо для того, чтобы личность успешно справилась со следующим периодом развития. Личностные ресурсы преодоления, пополняемые в юности и молодости, интегрируются в Я–концепцию и формируют процессы преодоления в зрелом и пожилом возрасте. Адекватное разрешение проблем, возникающих на одном из этапов жизненного цикла, укрепляет ресурс преодоления, помогает разрешить следующий кризис.

В основе концепции, основанной на глубинных исследованиях процесса адаптации человека к жизненным кризисам и изменениям, лежат данные о влиянии таких жизненных стрессоров, как миграция и переезд, стихийные бедствия, терроризм, насилие, похищение детей, смерть родственников, а также результаты изучения адаптации к серьезным физическим недугам и травмам, болезненным медицинским процедурам и последствиям реанимационной хирургии. Эти исследования вызвали новую волну интереса к человеческим возможностям преодоления, что способствовало освещению адаптивных аспектов стрессоустойчивости.

Взгляд на стресс как на результат субъективной оценки вредного стимула и на копинг, как способ совладающего поведения, стал на долгие годы определяющим в исследовании стресса и стрессоустойчивости.

Многие исследователи склонны считать стрессоустойчивость результатом тренировок, однако, как отмечает Ю.И. Александров, «не следует отрицать, что у каждого человека есть определенный набор личностных черт и физиологических особенностей, которые определяют его устойчивость к стрессу» [36, С. 241]. К наиболее известным физиологическим особенностям, обеспечивающим возрастание стрессоустойчивости, он относит тип нервной системы и гормональные особенности.

Люди со слабым типом нервной системы менее устойчивы к стрессу. У крайних типов (холериков и меланхоликов) адаптация к воздействию стрессоров не является стойкой. Рано или поздно факторы, воздействующие на психику, приводят к развитию неврозов, которые характеризуются дезорганизацией как психических, так и вегетативных функций. Как правило, у меланхоликов стрессовые реакции чаще всего связаны с тревогой или испугом, фобией или невротической тревожностью. Их реакции характеризуются нервозностью и бессонницей. У холериков типичной стрессовой реакцией являются гнев, страх неудачи и потери контроля. Флегматики реагируют на стресс чаще всего перееданием. Сильная нервная система сангвиников позволяет им легче всех справляться со стрессом [36].

Г.Б. Мониной были перечислены некоторые личностные черты, способствующие повышению стрессоустойчивости:

  • самооценка – оценивание человеком себя, собственных качеств, чувств и деятельности (чем выше самооценка и ощущение важности своего существования, тем выше стрессоустойчивость);

  • субъективный контроль – характеристика степени самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, его личной ответственности за свои поступки (интерналы менее подвержены стрессу, так как берут ответственность за происходящее на себя; экстерналы воспринимают ситуацию как результат внешних обстоятельств, что делает их более уязвимыми в ситуации стресса);

  • личностная тревожность – склонность воспринимать стрессогенные ситуации как опасные или угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги (повышенная тревожность характеризуется склонностью воспринимать большой круг ситуаций как угрозу, что приводит к реакции тревоги; интерес к изменениям как к возможности развития в совокупности с адекватным уровнем тревожности повышает стрессоустойчивость);

  • баланс мотивации достижения и избегания (люди, мотивированные на достижение результата, легче переносят стрессовые ситуации, чем люди, мотивированные на избегание неудач, так как настроены на повышение уровня своих способностей и возможностей) [32].

Расширение и уточнение содержания понятия стрессоустойчивости обусловлено развитием современных представлений о стрессе, которые базируются на многообразии теорий и концепций стресса. В то же время стрессоустойчивость формируется в процессе жизнедеятельности и теснейшим образом связана с отражением собственных возможностей человека, опытом разрешения аналогичных ситуаций и с выбором способа преодоления препятствий в сложной ситуации.


Таким образом, рассмотрены три, на наш взгляд, наиболее яркие концепции стресса: основоположника самого понятия «стресс» Г. Селье; его последователя и автора разграничения психологического и физиологического стресса Р. Лазаруса и доктора медицинских работ, профессора Института психологии РАН Москвы В.А. Бодрова, который изучает стресс и способы его преодоления в настоящее время.

Было определено, что современные подходы к пониманию стрессоустойчивости сформировались на основе четырех взаимосвязанных концепций: эволюционной теории поведенческой адаптации (Ч. Дарвина); психоаналитического подхода и теории личностного развития (З. Фрейда); теории жизненного цикла развития человека (Э. Эриксона) и современного изучения поведения при жизненных кризисах.

Так же были перечислены некоторые физиологические особенности и личностные черты человека, влияющие на уровень его стрессоустойчивости.


    1. Особенности стрессоустойчивости современного руководителя образовательного учреждения


Такое личностное качество, как стрессоустойчивость, прежде всего необходимо современному руководителю образовательного учреждения. Необходимо оно потому, что руководитель, являясь лидером своего учреждения, находится в центре всеобщего внимания. Ему ежедневно приходится брать на себя ответственность за принимаемые управленческие решения, которые, в свою очередь, влияют на жизнь его подчиненных. Следовательно, руководитель образовательного учреждения больше, чем кто бы то ни был, подвержен ежедневным психо-эмоциональным нагрузкам.

Ю.В. Щербатых отмечает, что «согласно одному из важнейших постулатов китайской философии, все в этом мире уравновешено и сбалансировано. Так же, как две сущности инь и ян плавно перетекают друг в друга, любое наше достижение, любой успех имеют оборотную сторону, которая вносит горечь в сладкий вкус победы. Стресс руководителя – это одна из форм неизбежной расплаты за движение вверх по карьерной лестнице, ведущей к власти и богатству. Чем выше поднимается по ней человек, тем больший груз ответственности давит ему на плечи, тем большим количеством подчиненных ему приходится управлять, тем больше фактов и явлений он должен держать под контролем» [48; с. 147-148].

Следствием постоянных проблем и стрессов у руководителей разного ранга являются различные невротические и психосоматические заболевания:

  • бессонница, гипертония, вегетососудистая дистония;

  • нарушение функций желудочно-кишечного тракта;

  • головные и мышечные боли;

  • повышенная раздражительность.

Результатом этих хронических заболеваний являются инфаркты, инсульты и сокращение продолжительности жизни современных руководителей, несмотря на их возможности в получении высококачественного лечения. Такое положение связано с отсутствием у них навыков рефлексии и саморегуляции.

В управленческой деятельности число стрессоров очень велико, по своему содержанию они специфичны. К основным стрессорам управленческой деятельности Г.В. Бороздина относит следующие факторы:

  1. фактор информационной нагрузки;

  2. фактор информационной неопределенности;

  3. фактор ответственности;

  4. фактор дефицита времени;

  5. фактор межличностных конфликтов;

  6. фактор внутриличностных (ролевых) конфликтов;

  7. фактор полифокусности управленческой деятельности;

  8. фактор внешней среды [7].

Информационная нагрузка на руководителя образовательного учреждения заключается в том, что ему приходится иметь дело с огромным массивом разнородной, противоречивой информации, обладающей разной степенью достоверности. Вся она, однако, должна быть адекватно воспринята, осмыслена руководителем и реализована в деятельности. Высокая когнитивная нагрузка выступает мощным негативным фактором, приводящим к повышению напряженности и стрессу.

Информационная неопределенность ставит руководителя образовательного учреждения в положение, когда он либо вынужден самостоятельно искать недостающую информацию (что само по себе порождает напряженность), либо действовать в условиях неопределенности, то есть риска. Последнее обстоятельство является сильным стрессогенным фактором.

Ответственность является основным принципом деятельности руководителя образовательного учреждения. Это не только «ответственность за результат» и «ответственность за себя», но и «ответственность за других». В конечном итоге руководитель аккумулирует в своей деятельности всю меру ответственности за результаты функционирования учреждения, что само по себе является причиной повышенной напряженности.

Дефицит времени – один из наиболее типичных признаков управленческой деятельности. Он обусловлен как обилием задач и функций, которые необходимо решать и выполнять, так и жесткими временными рамками, в которые обычно поставлен руководитель образовательного учреждения.

Межличностные конфликты различных типов и степени выраженности являются постоянными спутниками управления. Порожденные этими конфликтами негативные межличностные отношения в учреждении являются одним из наиболее сильных источников появления стрессовых состояний.

Внутриличностные (ролевые) конфликты так же являются одним из источников стресса и обусловлены необходимостью выполнения руководителем образовательного учреждения двух и более функциональных ролей одновременно. Несовпадение требований, предъявляемых различными ролями, ведет к развитию состояния, которое обозначается понятием ролевого конфликта. Так, руководитель, выступая в роли лидера в своем учреждении, что налагает на него одну систему обязанностей, одновременно является подчиненным по отношению к вышестоящим инстанциям и должен выполнять предписываемые ими роли.

Полифокусность управленческой деятельности обусловлена необходимостью одновременного решения многих задач, выполнения многих функций и обязанностей. В результате этого возникает известный в психологии феномен интерференции (наложения и отрицательного влияния) задач и функций друг на друга, также являющийся одним из сильных стрессогенов.

Внешняя среда учреждения является источником многочисленных стрессоров, которые по силе своего влияния могут превосходить внутриорганизационные, деятельностные факторы. В этом плане, прежде всего, необходимо отметить факторы конкуренции, нестабильности социальной и профессиональной среды, нестабильности макросоциальной и макроэкономической динамики. Система внешнесредовых стрессовых факторов столь же разнообразна и многочисленна, сколь многообразна сама внешняя среда учреждения. Любой ее компонент при определенных условиях может становиться стресс-фактором.

В зависимости от способности личности выдерживать стресс в течение длительного времени Е.Е. Вендров выделяет три основных типа руководителя. Они различаются по тому, как долго руководитель образовательного учреждения может сохранять устойчивость к временному давлению хронических стрессовых условий, то есть, указывают на его индивидуальный порог стрессоустойчивости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях дают сбои. Третьи могут эффективно работать только в условиях стресса [10].

В условиях долговременного стресса, наиболее характерного для деятельности руководителя общеобразовательного учреждения, проявляются и индивидуальные различия устойчивости к нему в зависимости от параметра интернальности–экстернальности личности. Обычно стрессоустойчивость значимо выше у руководителей интернального типа и ниже – у экстерналов. Способы адаптации и преодоления стресса у первых носят более конструктивный характер, а у вторых могут строиться по типу отказа от активного и конструктивного преодоления ситуации.

Еще одним важным условием стрессустойчивости руководителя, по мнению М.А. Гончарова, является общая мотивационная направленность личности, ее доминирующая ориентация: либо личностно-карьерная (на себя), либо социально-профессиональная (на дело). Доминирование личных, в том числе и карьерных мотивов, снижает стрессустойчивость, тогда как преобладание мотивов, связанных с профессиональной направленностью, повышает ее [12].

На основании этого М.А. Гончаровым описаны две формы поведения руководителя образовательного учреждения в условиях стресса: контроль страха и контроль опасности. В первом случае (характерном для личностной ориентации на себя) руководитель ищет способы обезопаситься, уменьшить последствия ситуации лично для себя, в большей мере теряет контроль ситуации и, в конечном итоге, оставляет конструктивные попытки организации деятельности. Во втором случае (характерном для личностной ориентации на дело) дольше сохраняется контроль ситуации: обеспечение личной безопасности строится как попытка конструктивного преодоления ситуации и, следовательно, устранения последствий для себя. Второй тип поведения существенно более эффективен, а для деятельности руководителя единственно приемлем [12].

Таким образом, было установлено, что стрессоустойчивость является необходимым качеством руководителя образовательного учреждения, так как он больше, чем кто бы то ни был, подвержен ежедневным психо-эмоциональным перегрузкам.

Было установлено, что следствием частых стрессов руководителя образовательного учреждения являются различные невротические и пихосоматические заболевания.

Так же были подробно рассмотрены:

  • факторы, являющиеся стрессорами управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения;

  • зависимость стрессоустойчивости руководителя от его индивидуально-личностных параметров интернальности-эктернальности и общей мотивационной направленности («на себя» и «на дело»);

  • две формы поведения руководителя образовательного учреждения в условиях стресса (контроль страха и контроль опасности).




Выводы по первой главе


Таким образом, в первой главе были рассмотрены проблемы стрессоустойчивости современного руководителя образовательного учреждения.

Первый параграф был посвящен состоянию проблемы стресса и стрессоустойчивости в современной психолого-педагогической литературе: были рассмотрены три наиболее яркие концепции стресса (основоположника самого понятия «стресс» Г. Селье; его последователя и автора разграничения психологического и физиологического стресса Р. Лазаруса и доктора медицинских работ, профессора Института психологии РАН Москвы В.А. Бодрова, который изучает стресс и способы его преодоления в настоящее время). Так же было определено, что современные подходы к пониманию стрессоустойчивости сформировались на основе четырех взаимосвязанных концепций: эволюционной теории поведенческой адаптации (Ч. Дарвина); психоаналитического подхода и теории личностного развития (З. Фрейда); теории жизненного цикла развития человека (Э. Эриксона) и современного изучения поведения при жизненных кризисах. Так же были перечислены некоторые физиологические особенности и личностные черты человека, влияющие на уровень его стрессоустойчивости.

Во втором параграфе были рассмотрены особенности стрессоустойчивости современного руководителя образовательного учреждения, а именно: было установлено, что стрессоустойчивость является необходимым качеством руководителя образовательного учреждения, так как он больше, чем кто бы то ни был, подвержен ежедневным психо-эмоциональным перегрузкам; следствием частых стрессов руководителя образовательного учреждения являются различные невротические и психосоматические заболевания. Так же были подробно рассмотрены: факторы, являющиеся стрессорами управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения; зависимость стрессоустойчивости руководителя от его индивидуально-личностных параметров интернальности-эктернальности и общей мотивационной направленности («на себя» и «на дело»); две формы поведения руководителя образовательного учреждения в условиях стресса (контроль страха и контроль опасности).

























Глава II. Формирование стрессоустойчивости современного руководителя образовательного учреждения


2.1. Рекомендации руководителю образовательного учреждения по формированию стрессоустойчивости


Интерес к изучению стрессоустойчивости руководителей образовательных учреждений приобретает особую значимость в связи с все возрастающим стрессогенным характером педагогической деятельности, обусловленным ломкой социальных стереотипов, социальным заказом на воспитание молодого поколения с учетом новых стратегий развития общества, возрастающей конкуренцией и прочими немаловажными факторами.

Обычно принято разделять способы выхода из стрессовых ситуаций на активные и пассивные.

  1. Активный способ имеет две разновидности. В одном случае он строится как интенсификация конструктивных действий по организации деятельности и отражает, таким образом, адекватное течение фазы мобилизации. В другом случае поведение строится по типу «внешней бурной реакции», когда руководитель «разряжается» на других, выплескивает свои эмоции, причем не столько в конструктивной деятельности, сколько в замещающем ее вымещении эмоций на подчиненных.

  2. Пассивный способ характеризуется тем, что человек смиряется с ситуацией, подавляет эмоциональное напряжение и «загоняет стресс внутрь», не давая выплеснуться эмоциональным проявлениям. Это своеобразная реакция торможения. Она часто бывает полезной, поскольку позволяет избежать импульсивных необдуманных действий, но при хронических повторениях способствует накоплению напряженности, имеет долгосрочные негативные последствия и в целом менее эффективна, чем активный тип реагирования [21].

Руководителю образовательного учреждения необходимо, прежде чем предпринимать какие-либо действия, определить: есть ли у него стресс или это ему только кажется. Из множества признаков, по которым можно обнаружить у себя стресс, руководителю образовательного учреждения рекомендовано обратить внимание на следующие (наличие этих признаков указывает на его психо-эмоциональное напряжение и состояние, близкое к стрессовому):

1) приходится делать не то, что хотелось бы, а лишь то, что входит в обязанности;

2) работа начинает раздражать и восприниматься как череда сплошных неприятностей;

3) постоянно ни на что не хватает времени;

4) часто давит ощущение спешки, как будто кто-то или что-то подгоняет в работе и не дает остановиться ни на минуту;

5) чувствуется внутреннее напряжение и зажатость в тиски;

6) появляются признаки переутомления и физического напряжения, приводящие к постоянному беспокойству о своем здоровье;

7) постоянно хочется спать;

8) часты воспоминания и переживания прошлых обид и неприятностей, тревога о будущем;

9) дома, в семье частые конфликты;

10) ощущается общая неудовлетворенность своей жизнью;

11) для расслабления (которое, кстати, не приносит никакого удовольствия) требуется алкоголь, снотворное или успокоительное;

12) не с кем обсудить собственные проблемы, да и особого желания к этому отсутствует;

13) возникает ощущение неуважительного отношения к себе и в семье, и на работе;

14) неуверенность в себе, отсутствие гордости за свои успехи, не смотря на личные достижения.

Бегство от этих ощущений в виде увольнения или работы «на износ» – не выход. Сильное и, как правило, негативное влияние стресса на управленческую деятельность руководителей образовательных учреждений поставило задачу науке разработать средства борьбы с ним. Они обозначаются понятием средств профилактики и управления стрессом. Существует много апробированных методов, ведущих к повышению уровня стрессоустойчивости и в настоящее время появляется множество новых. Главная задача руководителя состоит в том, чтобы выбрать те из них, которые отвечали бы, с одной стороны, индивидуальным особенностям его личности, а с другой – реальным условиям, существующим в данном месте и в данное время.

Среди множества различных вариантов профилактики и противодействия стрессу нами выделены наиболее оптимальные действия, которые может предпринять руководитель образовательного учреждения. Они доступны как для понимания, так и для выполнения. Эти действия условно разделены нами на три группы: профессионально-управленческие, психологические и физические.

  1. Профессионально-управленческие действия указывают на то, каким образом руководитель образовательного учреждения может реорганизовать свою профессиональную деятельность, какие действия он может самостоятельно предпринять, чтобы в его работе не возникало эмоционального напряжения, приводящего к стрессу. Это те действия, с помощью которых руководитель может влиять на качество своей профессиональной деятельности.

  1. Руководителю образовательного учреждения необходимо четко распределять приоритеты в своей работе: вначале – главное, потом – срочное. Важно выработать умение адекватно распределять обязанности и делегировать часть своих полномочий подчиненным. Со многими видами работ вполне могут справиться заместители, ведь каждый из них отвечает за определенный вид деятельности в школе, обладает глубокими знаниями и профессиональными умениями в разных сферах жизнедеятельности учреждения.

  2. Так же руководителю образовательного учреждения рекомендуется предварительно планировать свой рабочий день и основные мероприятия учреждения, а так же адекватно соизмерять интенсивность работы и ее важность в реальном времени. Это поможет значительно сэкономить время. Целесообразно распределять прогнозируемые на день мероприятия по степени их сложности и ответственности таким образом, чтобы первая половина дня отводилась более трудным из них, а вторая – менее затруднительным. Очень важно планировать свою работу соизмеримо со своими возможностями.

  3. Важным профессионально-управленческим действием руководителя образовательного учреждения является приобретение базовых знаний в области психологии общения, конфликта, управления. Предупрежден – значит вооружен. Кроме того, профессиональное развитие и самосовершенствование – один из способов профилактики синдрома эмоционального выгорания личности.

  4. Руководителю образовательного учреждения рекомендуется сосредотачиваться во время работы не столько на результате, сколько на процессе. Достаточным будет яркое представление себе конечного результата перед началом работы, а не «зацикливание» на нем.

  5. Очень важно руководителю образовательного учреждения развить у себя навыки педагогической рефлексии. Эти навыки позволят грамотно анализировать свою профессиональную деятельность и оценить ее эффективность. Кроме того, навыки педагогической рефлексии способствуют самосовершенствованию и самоактуализации руководителя образовательного учреждения.

  6. Рекомендуется заниматься своей профессиональной деятельностью только в границах учреждения и в рамках рабочего времени. Не стоит часто задерживаться на рабочем месте, а так же носить какие-либо незавершенные профессиональные вопросы, проекты, планы домой. Эта работа не будет сделана качественно и, кроме того, могут пострадать семейные взаимоотношения.

  1. Психологические действия руководителя образовательного учреждения направлены на сознательное осмысление и понимание внутриличностных процессов и закономерностей, сопровождающих его профессиональную деятельность ежедневно. Это те действия, с помощью которых руководитель может влиять на свою личность.

    1. В профессиональной суете и спешке, важным для руководителя образовательного учреждения является овладение способностью личностной рефлексии и самонаблюдения. Рекомендуется научиться осознавать причины своей усталости, переутомления и, тем более, причины возникновения стрессового состояния. Часто оно возникает под влиянием несоответствия возможностей потребностям, желаниям. Современный руководитель, стараясь охватить все в своей работе, добиться поставленных результатов, во что бы то ни стало и как можно быстрее, часто берет на себя больше, чем реально может выполнить и решить. Поэтому ему важно научиться замедлять темп работы, осознавать, осмыслять внутриличностные процессы и выстраивать причинно-следственные связи.

    2. Необходимым в деятельности руководителя образовательного учреждения является овладение навыками дыхательных техник, релаксации, и расслабления. Эти навыки способствуют освобождению от мышечных зажимов. Значительная часть стрессовых переживаний почти всегда связана с излишним напряжением различных групп мышц. Расслабление не только высвобождает подавленную энергию и улучшает самочувствие, но и успокаивающим образом действует на человека.

    3. Руководителю важно научиться экономить силы, не тратить свою эмоциональную, душевную энергию на негативные события, имеющие малую степень важности. Эмоциональное равновесие – это важнейшее условие победы над стрессом и, чтобы достичь этого равновесия, руководителю образовательного учреждения нужно научиться эмоционально грамотно реагировать на негативные проявления внешней среды.

    4. Руководителю образовательного учреждения рекомендуется развивать реалистичное и позитивное восприятие жизни в целом и, в том числе, своей собственной. Не стоит усложнять происходящие события и преувеличивать их оценку.

    5. Руководителю важно не прогнозировать собственные несчастья и неудачи, попав под влияние отрицательных эмоций и многократно прокручивать ситуацию, которая их вызвала. Анализ своего поведения с точки зрения неэффективности приводит к повышенному чувству вины за происходящее, что способствует усилению неадекватной самокритики. Кроме того, постоянное представление себя жертвой обстоятельств формирует «комплекс неудачника» и способствует поддержанию эмоций в напряжении, что приносит дополнительную психологическую нагрузку.

    6. Руководителю образовательного учреждения рекомендуется находить новые увлечения, не связанные с профессиональной деятельностью. Смена рода деятельности снимает психологическую напряженность и способствует эмоциональному расслаблению.

    7. Так же руководителю образовательного учреждения важно развивать у себя саногенное мышление – мышление сознательное и позитивное. Оно предполагает не только избавление от негативных последствий эмоционального стресса, но и возможность исключения его исключения. Руководитель, обладающий способностью к саногенному мышлению, получает возможность управлять собой и не испытывать эмоциональный стресс дольше, чем это нужно для разрешения текущей ситуации.

  1. Физические действия определяются двигательной активностью руководителя и предполагают получение физических нагрузок, оздоравливающих организм. Это те действия, с помощью которых руководитель может влиять на физическое состояние своего тела.

  1. Руководителю образовательного учреждения рекомендуется уделять внимание спорту и физкультуре. Хорошая физическая форма снижает вероятность заболеваний различных систем организма, что повышает жизнестойкость и способствует улучшению физического самочувствия. Кроме того, отрицательные последствия психологических перегрузок усугубляются при отсутствии физических нагрузок на организм. Поэтому чем более напряженным в психологическом плане был день, тем большую физическую нагрузку необходимо давать своему организму. Когда человек начинает интенсивно двигаться, его эмоциональное напряжение уменьшается, так как в этом случае происходит усиленный распад остаточных продуктов обмена веществ, ядовитых шлаков, генерирующих отрицательные переживания. После удаления их из организма настроение человека резко улучшается и, следовательно, повышается работоспособность.

  2. Руководителю образовательного учреждения необходимо следить за своим весом и выбирать здоровый образ питания. Существуют специальные организации, книги и специалисты, профессионально обучающие тому, как следует правильно питаться и каким комплексом упражнений пользоваться. Однако, не ощущая удовольствия и радости от упражнений, трудно настойчиво продолжать тренировки. Поэтому руководителю образовательного учреждения необходимо отыскать такой вид деятельности, который доставлял бы удовольствие и обеспечивал бы поддержание здоровья.

  3. Руководителю образовательного учреждения важно сбалансировать свои нагрузки. Одни виды деятельности истощают силы, другие их восстанавливают. Здоровье – это вопрос равновесия, поэтому для руководителей важно не допускать несбалансированности своих нагрузок. Следует выбирать такие виды деятельности, которые совместно обеспечивают наполненную и разнообразную жизнь.

  4. Руководителю образовательного учреждения рекомендуется избегать вредных привычек. Многие подвержены различным пристрастиям. Наиболее известными являются табак и алкоголь. И то и другое опасно для здоровья, и риск возрастает с ростом их потребления. Основа умелого управления собой – контроль своего поведения. Расстаться с вредными привычками – значит больше узнать о самом себе.

  5. Руководителю образовательного учреждения рекомендуется так структурировать свое свободное время, чтобы в нем отводилось место для активного отдыха. Сущность такого отдыха заключается в увеличении двигательной активности человека, что позволяет обеспечивать нормальные физиологические процессы в организме и поддерживать тонус мускулатуры. В результате двигательной активности все системы органов человека поддерживают свою работоспособность, что является залогом хорошего самочувствия и бодрого настроения. А это является немаловажным залогом успешной профессиональной деятельности руководителя.


Таким образом, изучение стрессоустойчивости современного руководителя имеет особенную значимость в настоящем времени, так как характер педагогической деятельности приобретает все большую стрессогенность.

В данном параграфе было описано два общепринятых способа выхода из стрессовых ситуаций: активный и пассивный. Так же было рекомендовано руководителям образовательных учреждений обратить внимание на появление некоторых признаков в своем поведении, которые указывают на возрастание психо-эмоционального напряжения и вхождение в стрессовое состояние.

Так же было определено, что руководитель образовательного учреждения должен выбирать такие методы профилактики и борьбы со стрессом, которые отвечают индивидуальным особенностям его личности и условиям реального времени.

Нами были разработаны рекомендации по преодолению стресса руководителя образовательного учреждения, содержащие перечень наиболее продуктивных действий, которые он может самостоятельно предпринять. Эти действия были разделены нами на три группы: профессионально-управленческие, психологические и физические.


































ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Основоположник теории стресса – Селье Г. На основе его учения о стрессе формировались новые концепции, теории и модели, отражающие общебиологические, физиологические, психологические взгляды и установки на сущность этого состояния, причины его развития, механизмы регуляции, особенность проявления.

К числу основных этапных теорий и моделей стресса можно отнести следующие: генетически-конституциональную теорию, модель предрасположенности к стрессу, психодинамическую, междисциплинарную, системную, интегративную модель стресса.

Необходимо учиться узнавать симптомы стресса. Они бывают: физиологическими, эмоциональными, поведенческими, интеллектуальными.

Согласно теории стрессоустойчивости все люди делятся на 4 группы:

стрессонеустойчивые, стрессотренируемые, стрессотормозные, стрессоустойчивые. «Стрессоустойчивые» готовы относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер – длительный или мгновенный – они ни носили. Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе.

Деятельность руководителя образовательного учреждения – это, в первую очередь работа с людьми, которая представляется одним из самих сложных видов деятельности. Уже только один этот факт порождает необходимость психологической подготовки менеджера. Руководитель должен знать, как вести себя с участниками образовательного процесса, корректировать свое поведение в зависимости от их состояния, уметь обнаружить сильные стороны работников и заметить их недостатки с целью наиболее производительного распределения кадров.

Наиболее важным качеством руководителя образовательного учреждения является устойчивость к стрессу, способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность руководителя протекает в условиях значительных психологических нагрузок. Стрессы в деятельности любого руководителя являются неизбежными. Чем выше должностной уровень руководителя, тем они сильнее.

Среди опрошенных руководителей образовательных учреждений 50% принадлежат к наиболее распространенной группе людей. Их раздражают только очень неприятные вещи. 50% опрошенных раздражает почти все, даже самое незначительное, они вспыльчивы и легко выходят из себя, что расшатывает их нервную систему, усиливая трения с окружающими. Рекомендован комплекс упражнений, направленный на выработку навыков антистрессового состояния.

Чтобы повысить свою стрессоустойчивость, руководителю необходимо определить, предрасположен ли он к стрессу; выяснить причину, разработать программу повышения стрессоустойчивости и реализовать ее. Результат – эффективное общение в коллективе, повышению работоспособности и готовность к решению сложных задач.
















Библиографический список

1.

Альтшуллер, А.А. Стрессоустойчивый менеджер [Текст] / А.А. Альтшуллер. – М.: Феникс, 2004. – 160 с.

2.

Бандурка, А.М., Бочарова, С.П., Землянская, Е.В. Психология управления [Текст] / А.М. Бандурка, С.П. Бочарова, Е.В. Землянская. – Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 1998. – 464 с.

3.

Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 1: «COPING STRESS» и теоретические подходы к его изучению [Текст] / В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. – № 1. – С. 122-134.

4.

Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2: Процессы и ресурсы преодоления стресса [Текст] / В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. – № 2. – С. 113-124.

5.

Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 3: Стратегии и стили преодоления стресса [Текст] / В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. – № 3. – С. 106-117.

6.

Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.

7.

Бороздина, Г.В. Психология делового общения [Текст]: учебник / Г.В. Бороздина. – 2-е издание. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 475 с.

8.

Бохан, Т.Г. Культурно-исторический подход к стрессу и стрессоустойчивости [Текст] / Т.Г. Бохан. – Томск, 2008. – 50 с.

9.

Вачуганова, Д.Д. Основы менеджмента [Текст]: учебник для вузов / Д.Д. Вачуганова. – М.: Высшая школа, 2001. – 376 с.

10.

Вендров, Е.Е. Психологические проблемы управления [Текст] / Е.Е. Вендров. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 583 с.

11.

Вудкок, М., Фрэнсис, Д. Раскрепощенный менеджер [Текст]: практикум для руководителя / М. Вудкок, Д. Фрэнсис. – М.: Дело, 1991. – 320 с.

12.

Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании [Текст]: учебное пособие / М.А. Гончаров. – 3-е издание. – М.: КНОРУС, 2010. – 480 с.

13.

Горобец, Т.Н. Стресс: сущность, функция, значение [Текст] / Т.Н. Горобец // Мир психологии. – 2008. - № 4. – С. 45-54.

14.

Григорьева, Н.В. Учебно-профилактическая программа «Здоровье педагога» [Текст] / Н.В. Григорьева // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2009. - № 3. – С. 78-94.

15.

Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии [Текст] / В.И. Журавлев. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 345 с.

16.

Ильин, Г.Л. Социология и психология управления [Текст] / Г.Л. Ильин. – М.: Академия, 2005. – 192 с.

17.

Ильясов, Д.Ф. Выпускная аттестационная работа [Текст]: методические рекомендации для слушателей курсов профессиональной переподготовки/ Д.Ф. Ильясов; Мин-во образования и науки Челяб. обл., Челяб ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. – 3изд., перераб. и доп. – Челябинск: изд-во «Образование», 2011. – 128 с.

18.

Кабаченко, Т.С. Психология управления [Текст] / Т.С. Кабаченко. – Педагогическое общество России, 2005. – 384 с.

19.

Карпов, А.В. Психология менеджмента [Текст]: учебное пособие / А.В. Карпов. – М.: Гардарики, 2007. – 477 с.

20.

Карташова, Е. Формулы спокойствия и уверенности [Текст] // Школьный психолог, 2011. – № 11. – С. 47-50.

21.

Карташова, Л.В., Никонова, Т.В., Соломанидина, Т.О. Организационное поведение [Текст]: учебник / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 540 с.

22.

Киллен, К. Вопросы управления [Текст] / К. Киллен. – М., 1981. – 156 с.

23.

Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса [Текст] / Л.А. Китаев-Смык. – М.: Наука, 1983. – 368 с.

24.

Ключников, С. Как уберечься от стресса [Текст] / С. Ключников // Народное образование. – 2003. - № 5. – С. 230-235.

25.

Котова, С.А. Психологическая защита в стрессовых ситуациях [Текст] / С.А. Котова // Народное образование. – 2010. - № 7. – С. 273-277.

26.

Лазарус, Р. Теория стресса и психофизические исследования [Текст] / Р. Лазарус, Л. Леви // Эмоциональный стресс. – Л.: Медицина, 1970. – С. 178-208.

27.

Лебедев, В.И. Психология и управление [Текст] / В.И. Лебедев. – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 577 с.

28.

Лукичева, Л.И., Егорычев, Д.Н. Управленческие решения [Текст]: учебник / Л.И. Лукичева, Д.И. Егорычев, Ю.П. Анискин. – М.: ОМЕГА-Л, 2011. – 530 с.

29.

Мартынов, С.Д. Профессионалы в управлении [Текст] / С.Д. Мартынов. – СПб.: Питер, 2001. – 440 с.

30.

Меерсон, Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика [Текст] / Ф.З. Меерсон. – М.: Наука, 1972. – 230 с.

31.

Мескон, М., Альберт, М., Хедури, Ф. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон, М. Альберт. – М., 1992. – 320 с.

32.

Монина, Г.Б., Раннала, Н.В. Тренинг: ресурсы стрессоустойчивости [Текст] / Г.Б. Монина, Н.В. Раннала. – СПб.: Речь, 2009. – 280 с.

33.

Онишина, В. Информационный стресс [Текст] / В. Онишина // Сельская школа. – 2008. - № 3. – С. 117-124.

34.

Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека [Текст] / Ю.П. Поваренков. – М.: ИП РАН, 2002. – 380 с.

35.

Постылякова, Ю. В. Психологическая оценка ресурсов совладания со стрессом в профессиональных группах [Текст]: дисс. канд. псх. н. – М., 2004. – 175 с.

36.

Психофозиология [Текст]: учебник для вузов / Ю.И. Александров. – СПб., 2006. – 415 с.

37.

Розанова, В.А. Психология управления [Текст] / В.А. Розанова. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – 384 с.

38.

Самыгин, С.И., Столяренко, Л.Д. Психология управления [Текст]: учебное пособие для вузов / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 327 с.

39.

Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. – М., 1992. – 250 с.

40.

Семиздралова, О.А. Психологическое здоровье педагога и пути его сохранения [Текст] / О.А. Семиздралова // Народное образование. – 2012.- № 1. – С. 130-135.

41.

Семиздралова, О.А. Предупреждение стресса в профессиональной деятельности педагога [Текст] / О.А. Семиздралова // Народное образование. – 2010. - № 6. – С. 130-139.

42.

Советова, Е. Управление стрессом [Текст] / Е. Слветова // Управление школой. – 2008. - № 16. – С. 2-12.

43.

Столяренко, Л.Д. Психология управления [Текст] / Л.Д. Столяренко. – М.: Феникс, 2007. – 507 с.

44.

Стресс жизни [Текст]: сборник / сост. Л.М. Попова, И.В. Соколов. – СПб.: ТОО «Лейла», 1994. – 384 с.

45.

Субботина, Л.Ю. Стресс [Текст] / Л.Ю. Субботниа. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 128 с.

46.

Чередниченко, И.П., Тельны, Н.В. Психология управления [Текст]: учебник для высшей школы / И.П. Чередниченко, Н.В. Тельных. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 608 с.

47.

Шепель, В.М. Управленческая психология [Текст] / В.М. Шепель. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 240 с.

48.

Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2006. – 256 с.

49.

Эмоциональный стресс и нервно-психические расстройства [Текст] / Г.К. Ушаков, Б.Д. Карвасарский. – Л.: НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 1997. – 170 с.




Приложения

Приложение 1

ПЕРЦЕПТИВНАЯ ОЦЕНКА ТИПА СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

Инструкция к тесту.

На каждый вопрос теста возможны три варианта ответ : «да», «нет», «не знаю». Не злоупотребляйте ответом «не знаю». Используйте его только в том случае, если вас действительно затрудняет однозначный ответ «да» или «нет».

Тестовый материал

  1. очень ли трудна и напряжена ваша работа?

  2. Часто ли вы думаете о работе по вечерам и выходным дням?

  3. Часто ли вам приходится задерживаться на работе или заниматься дома делами, связанными с работой?

  4. Чувствуете ли вы, что вам постоянно не хватает времени?

  5. Часто ли вам приходится торопиться, чтобы справиться со своими делами?

  6. Испытываете ли вы нетерпение, когда кто-то выполняет работу медленнее вас?

  7. Часто ли вы заканчиваете мысль собеседника до того, как он кончит говорить?

  8. Если вам приходится ждать кого-нибудь, испытываете ли вы нетерпение?

  9. Если вы испытываете нетерпение или раздражение, трудно ли вам скрыть это?

  10. Часто ли вас выводит из терпения ожидание в очередях?

  11. Часто ли у вас возникает чувство, что время течет слишком быстро?


Обработка результатов

На каждый вопрос ответу «да» приписывается 2 балла, ответу «нет» 0 баллов, ответу «не знаю» 1 балл. Подсчитайте общее количество баллов, набранных в тесте.

От 0 до 10 баллов – то вы принадлежите к типу «Б». Люди такого типа четко определяют цели своей деятельности и выбирают оптимальные пути их решения. Люди типа «Б» – стрессоустойчивые.

От 10 до 20 баллов – у таких людей проявляется склонность к типу «Б», но умеренно выраженная. Часто проявляется Стрессоустойчивость, но не всегда.

От 30 до 40 баллов – такие люди принадлежат к типу «А». Люди такого типа характеризуются стремлением к конкуренции, достижению цели. Часто проявляют агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность, у них быстрая речь и постоянное напряжение лицевой мускулатуры.

От 20 до 30 баллов – люди, склонные к типу «А». Неустойчивость к стрессам проявляется нередко.



Приложение 2


МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ХОЛМСА И РАГЕ

Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков.

Жизненные события

Баллы

Смерть супруга (супруги).

100

Развод.

73

Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером.

65

Тюремное заключение.

63

Смерть близкого члена семьи»

63

Травма или болезнь.

53

Женитьба, свадьба.

50

Увольнение с работы.

47

Примирение супругов.

45

Уход на пенсию.

45

Изменение в состоянии здоровья членов семьи.

44

Беременность партнерши.

40

Сексуальные проблемы.

39

Появление нового члена семьи, рождение ребенка.

39

Реорганизация на работе.

39

Изменение финансового положения.

38

Смерть близкого друга.

37

Изменение профессиональной ориентации, смена места работы.

36

Усиление конфликтности отношений с супругом.

35

Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома).

31

Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги.

30

Изменение должности, повышение служебной ответственности.

29

Сын или дочь покидают дом.

29

Проблемы с родственниками мужа (жены).

29

Выдающееся личное достижение, успех.

28

Супруг бросает работу (или приступает к работе).

26

Начало или окончание обучения в учебном заведении.

26

Изменение условий жизни.

25

Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения.

24

Проблемы с начальством, конфликты.

23

Изменение условий или часов работы.

20

Перемена места жительства.

20

Смена места обучения.

20

Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска.

19

Изменение привычек, связанных с вероисповеданием.

19

Изменение социальной активности.

18

Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора).

17

Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна.

16

Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи.

15

Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.).

15

Отпуск.

13

Рождество, встреча Нового года, день рождения.

12

Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения).

11

Приложение 3

Методы первой помощи в острой стрессовой ситуации.

– Первое и главное правило гласит, что в острой стрессовой ситуации не следует принимать никаких решений (исключение составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении жизни).

– Прислушайтесь к совету предков: сосчитайте до десяти.

– Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте крайне медленно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием.

Если стрессовая ситуация застигнет вас в помещении, то напряжение можно снять следующими способами:

– Встаньте, если это нужно и, извинившись, выйдите из помещения. Например, у вас есть возможность пройти в туалет или в какое-нибудь другое место, где вы сможете побыть наедине.

– Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и запястья холодной водой.

– Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.

– Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо? Разве мир не прекрасен?!

– Набрав воды в стакан (в крайнем случае, в ладони), медленно, как бы сосредоточенно, выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.

– Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение одной-двух минут. Затем медленно выпрямитесь (действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова).

Если стрессовая ситуация застигнет вас где-либо вне помещения, постарайтесь сосредоточенно выполнить следующие упражнения.

– Осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называйте все, что видите.

– Детально рассмотрите небо, называя про себя все, что видите.

– Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее четырех минут, знакомясь с его формой, цветом, структурой таким образом, чтобы суметь четко представить его с закрытыми глазами.

– Если есть возможность выпить воды – воспользуйтесь ею – пейте медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течет по вашему горлу.

– Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно через нос: сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем также медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом вдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи. Приятное ощущение, не правда ли? Насладитесь им! (Каппони, Новак, 1994).

Физические упражнения снижают стресс и вызывают в теле химические реакции, благодаря которым человек чувствует себя хорошо. Рекомендуем следующие упражнения [17]:

Растяжка

Лягте и потянитесь. Дышите во время растягивания, сознательно расслабляйте мышцы во время потягивания. Часто стресс выражается напряженностью в теле, отчего возникает скованность. Растягивая напряженные области, мы выпускаем скрытые эмоции. Если мы выпустим напряжение, мы будем чувствуя себя намного лучше. Научившись расслабляться с помощью интенсивного растягивания, тело сможет расслабиться в любой нужный момент.

Дышите глубже

Медленное и осознанное дыхание помогает замедлить гонку мыслей и почувствовать свое дыхание. Когда мы начнем осознавать свое дыхание, мы сможем дышать более эффективно. Большинство людей задерживают дыхание, когда беспокоятся. Глубокий выдох даст чувство облегчения. На занятиях йоги обучают выдыхать через нос и вдыхать через рот в живот. Это поможет замедлить дыхание и принесет глубокое спокойствие.

Напряжение – расслабление

Поднимите брови и откройте рот как можно шире так, чтобы все лицевые мышцы были задействованы. Затем расслабьтесь. Это поможет расслабить сомкнутые челюсти или напряженные брови. Это настолько просто, и в то же время весьма эффективно.

Напрягите все тело. Сожмите кулаки, встаньте на цыпочки, поднимите плечи и напрягите конечности. Затем резко расслабьтесь. Идеально выполнять это упражнение лёжа. Когда вы сбросите с себя напряжение, полежите несколько секунд и ощутите, как сквозь тело прокатилась волна релаксации.

Взрывная тренировка

Пробегите настолько быстро, насколько сможете. Вытряхните из себя все. Это шанс выкинуть всю агрессию за минуту или две. А затем медленно прогуляйтесь. Сознательно успокойтесь. Затормозите свой организм. Бросьте себе вызов, замедлив свое сердцебиение. Такое действие стремительного ускорения и стремительного расслабления научит тело быстро восстанавливаться после стресса и психологического давления. Со временем, когда у вас станет лучше получаться «взрывная тренировка», время восстановления будет сокращаться.

Разогревание организма

Активно разотрите руки до ощущения жжения. Затем положите их на лицо и насладитесь жаром, исходящим от них. Это создаст ощущение комфорта и поможет успокоиться. Другой замечательный способ улучшить пищеварение – лечь спать с грелкой на животе. Это поможет развязать те узлы напряженности, которые, возможно, сформировались в животе.

Беспокойство по расписанию

Легко впасть в беспокойство по поводу проблем, которые нас задевают. Однако также не сложно просто их проигнорировать. Замечательный способ – наметить время для обдумывания этой проблемы. Опишите ее или обсудите с кем-либо. Каждый раз, как наплывают мысли и чувства, напомните себе, что сейчас не время решать эти проблемы. Вы сможете ее обдумать в отведенный ей срок.

Запишите это

Записывая проблему, можно прояснить суть вопроса. Это замечательный способ, если вы начали волноваться среди ночи. Запишите мысли и наметьте время, в которое вы будете их решать на следующий день, чтобы немного отдохнуть. Помните, что «утро вечера мудренее».

Будьте рациональны

Запишите суть беспокойства и возможные результаты дела. Затем посмотрите на них пристальным взглядом, проверив, рациональны ли ваши ожидания. Например, люди часто не в состоянии сделать что-либо, в случае если они боятся результатов дела. «Я не могу этим заниматься, потому что это просто убьет меня» – заявляют некоторые. Действительно ли это случится? Вы умрете, если результат окажется плачевным? Если это нереальное ожидание, то запишите реальные результаты.

Послушайте классическую музыку

Музыка, как известно, оказывает огромный эффект. Классическая музыка или гимны в целом оказывают успокоительное действие. Во время тяжёлых испытаний прослушивание классической музыки может помочь.

Отпустите

Зачастую напряжение возрастает, когда существует серьезная угроза. Это действительно может быть реальной угрозой смерти. Например, если поставлен диагноз «рак». А может быть угроза потери репутации, проблемы с властью, или потеря комфортных условий.

Независимо от проблемы, крепко держась за то, что мы вынуждены потерять, мы только все осложним. Принимая проблему как данное, мы сможем яснее осознать ее и увидеть свет в конце туннеля. Можно увидеть огромные перспективы перед лицом бедствий.

Есть еще несколько правильных способов снятия стресса [17] .

Грамотный отдых. Задайте себе вопрос: как вы отдыхаете от работы и домашних дел? Сходить в бар с подругами – хорошо, если это позитивное общение, а не просто обсуждение проблем личной жизни и повышения цен на сахар.

Любимое хобби. Стресс хорошо снимается посредством любимого занятия.

Слезотерапия. Если вы чувствуете, что у вас внутри накопилось острое напряжение, можно выплеснуть его вместе со слезами – это очень хорошая эмоциональная разрядка. Считаете ниже своего достоинства плакать – попробуйте «выплескивать» эмоции на бумагу: напишите обо всем, что вас тревожит, а затем сожгите или выбросите.

Предмет-антистресс. Некоторым людям просто нужно занять чем-то руки, когда они нервничают, – отчасти этим может объясняться желание брать сигарету за сигаретой. Если вы замечали, что во время непростого разговора разбираете и собираете шариковые ручки, возможно, вам стоит держать на рабочем столе антистрессовые предметы, например, мягкий мячик, который поможет снять отрицательную энергию. Женщинам часто помогают бусы и браслеты, состоящие из разновеликих бусин, которые можно поперебирать, это тоже хороший антистресс.

Дыхание. Достаточно простое упражнение, которое не займет много времени, – его можно выполнять при любом удобном случае. Нужно максимально расслабиться, три раза сделать глубокий вдох через нос и медленно выдохнуть через рот. После этого надо напрячь и расслабить правую руку, потом левую, затем ноги по той же схеме – все повторить по два раза.

Фотоальбом. Вычлените из текущего дня эпизоды, которые вызвали у вас негативные эмоции, и представьте, что они запечатлены на фотографиях, каждую из которых вы плотно приклеиваете в альбом. Затем представьте, что вы относите альбом в какое-то глухое место и оставляете его там. Фотографии стареют, выцветают, а затем превращаются в сплошное белое пятно. Данное упражнение также рассчитано на 10-15 минут.

Зоопарк. Чтобы защитить себя, нужно представить, что человек, надоедающий вам, находится в клетке, а вы наблюдаете за ним со стороны. Представьте, что вы в зоопарке, где обезьяны кривляются, хватаются за прутья решетки, но вам они ничего сделать не могут – ну, разве что кинут кожурой банана, но это не страшно. Еще одна эффективная техника – представить агрессивного человека за толстой стеклянной стеной, мысленно отключить звук в тот момент, когда беседа перестанет быть конструктивной.

Воздушный шар. Если внутри кипит гнев, и очень хочется сказать агрессору все, что вы о нем думаете, представьте, что внутри вас раздувается большой воздушный шар вашего гнева, позвольте ему вырасти до огромного размера, а затем резко его лопните.

«Маша в колодце». Если день выдался трудным для всех, в перерыве с коллегами можете опробовать это несложное упражнение: суть его заключается в том, чтобы представить себе колодец, на дне которого сидит маленькая девочка, и вам надо до нее докричаться, чтобы она смогла обнаружить выход оттуда. Кричите в полный голос – и вам сразу станет легче.

Ритуал конца рабочего дня. Пора идти домой. Человек наводит порядок на рабочем столе, встает из-за него, задвигает стул и оставляет работу на работе. И после этого он должен себе дать установку не думать о рабочих делах. Для большего эффекта можно представить, что вы снимаете рабочие проблемы, как рабочий халат, и вешаете их на крючок – пусть дожидаются, пока вы к ним вернетесь.

Поиграйте с домашними животными. Общение с животными понижает кровяное давление и успокаивает сердцебиение. Даже наблюдение за аквариумными рыбками дает успокаивающий эффект.

Балуйте себя. Приятная покупка, посещение массажного или косметического кабинета позволяет вам стать спокойнее и жизнерадостнее.

Пойте. Пение – одно из самых успокаивающих занятий на свете. Так что, где бы вы ни находились, напевайте под нос свои любимые мелодии, и пусть вас не смущает полное отсутствие слуха.

Главный принцип саморегуляции – необходимо быть в контакте со своими чувствами, уметь четко идентифицировать, что именно вы чувствуете в данный момент времени. При этом важно, чтобы описание было подробнее и конкретнее нежели «комфортно», «нормально», «некомфортно» и уж тем более «ничего не чувствую». Такие описания собственных чувств характерны для людей, склонных подавлять свои эмоции, жить исключительно разумом, в отрыве от эмоций и, как следствие, генерировать собственные стрессовые состояния, действовать импульсивно и иметь разнообразные так называемые «психосоматические» проблемы.

В большинстве тренинговых программ акцент обычно делается на техниках релаксации, иначе говоря, на работе с последствиями стрессов. Уметь сбрасывать нервно-мышечное напряжение – это, конечно, полезно. Однако, развитие стрессоустойчивости означает быть более толерантным к стрессам, быть более устойчивым. Стрессоустойчивость складывается из нескольких факторов: 1) личностные особенности, 2) отношение ко времени и планирование, 3) контакт со своими эмоциями и точное их понимание, 4) контакт со своим телом и навыки релаксации. Приличная программа повышения стрессоустойчивости охватывает большинство (или все) из перечисленных факторов. Чтобы повысить свою стрессоустойчивость, руководителю необходимо сделать несколько шагов.

Первый шаг. Определите, предрасположены ли вы к стрессу.

Второй шаг. Выясните, с чем связана ваша предрасположенность к развитию стрессовых состояний. Причины могут быть самые разные, например: выраженная «конкурентная» мотивация, высокий уровень амбиций в сочетании с нечеткой постановкой целей, склонность в условиях дефицита времени браться за несколько дел одновременно, тенденция недооценивать имеющиеся резервы времени и переоценивать собственные силы, привычка подавлять эмоции и др.

Третий шаг. Разработайте план действий, следуя которому вы сможете повысить стрессоустойчивость.

Четвертый шаг. Реализуйте программу.















49





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Директору

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ковалева Ольга Ситабляевна

Дата: 11.04.2015

Номер свидетельства: 200179

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Выпускная аттестационная работа ЧИППКРО «Формирование стрессоустойчивости современного руководителя образовательного учреждения» "
    ["seo_title"] => string(146) "vypusknaia-attiestatsionnaia-rabota-chippkro-formirovaniie-striessoustoichivosti-sovriemiennogho-rukovoditielia-obrazovatiel-nogho-uchriezhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "200177"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428743402"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства