Управление персоналом ОУ в условиях введения ФГОС ООО
Управление персоналом ОУ в условиях введения ФГОС ООО
образовательные услуги, включающие обучение школьников по типовым и адаптированным программам базисного учебного плана, обучение по программам углубленного изучения предмета, обучение по программам с использованием гимназического компонента (расширение учебных программ по предметам), введение новых предметов, спецкурсов, факультативов, не предусмотренных базисным учебным планом (“школьный компонент”);
услуги дополнительного образования (кружки, секции и курсы) согласно социальному заказу населения (программы “Гамма”, “Аккорд”, “Экомир”);
образовательные услуги по подготовке и адаптации дошкольников к условиям школьной жизни (программа “Школа дошкольника”);
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Управление персоналом ОУ в условиях введения ФГОС ООО»
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
наименование: «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО
(ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ)»
ВВЕДЕНИЕ
В современной социокультурной ситуации, порождённой переходом от индустриального к информационному обществу, меняются требования к образованному человеку. Ему необходимо не столько овладеть определённой суммой знаний, сколько сформировать умения применить их для решения возникающих жизненных проблем. «Образование в течение всей жизни» – вот девиз сегодняшнего дня. Только в этом случае, постоянно повышая свою квалификацию, а зачастую и осваивая новые пласты знаний, человек сможет добиться желаемых результатов. Для этого образование должно выйти за пределы стандартных типовых задач. Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире.
Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании определены Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (ФГОС второго поколения), практически зафиксировавшим те объективные изменения, которые уже произошли в обществе (новые цель и содержание образования, новое целеполагание при проектировании основных образовательных программ, внедрение современных интерактивных образовательных технологий и средств обучения, новые требования ко всем работникам системы общего образования).
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития ребенка в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
ФГОС ООО предъявляет серьезные требования к условиям реализации образовательных программ. Задача обеспечения реализации этих требований стоит прежде всего перед руководителями образовательных учреждений. Настоящая программа повышения квалификации направлена на подготовку руководителей учреждений общего образования и их заместителей к эффективному внедрению и реализации ФГОС ООО.
ТЕМАТИКА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Модуль 1. Нормативно-правовая основа введения ФГОС ООО
Правовое регулирование сферы образования в Российской Федерации и Воронежской области. Государственные документы РФ, направленные на развитие системы образования: изменения в «Законе об образовании», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, приоритетный национальный проект «Образование», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Федеральные законы 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Документы регионального уровня: Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года (Стратегия Воронежского лидерства), Областная целевая программа «Развитие образования Воронежской области на 2011-2015 годы», Постановление правительства Воронежской области № 72 от 9 февраля 2012 года «Об утверждении комплекса мер по модернизации системы общего образования Воронежской области в 2012 году», Ведомственная целевая программа «Создание условий для реализации государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Воронежской области на 2011- 2013 годы», Ведомственная целевая программа «Создание условий для реализации государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Воронежской области на 2012 - 2014 годы».
ФГОС общего образования в контексте государственной образовательной политики.ФГОС общего образования как конвенциальная форма, общественный договор, расширение функций и пользователей, новое методологическое основание для модернизации основного общего образования. Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением и образовательным процессом (создание Управляющего совета; организация деятельности Родительского комитета; организация деятельности Клуба молодой семьи; создание фонда развития школы для поддержки инновационных процессов; разработка системы договоров между родителями и школой).
Документы и нормативно-правовые акты, сопровождающие внедрение ФГОС ООО на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Система действующих нормативных правовых документов федерального, регионального и муниципального уровней, в которых определены требования к условиям осуществления образовательного процесса в условиях ФГОС ООО.
Модуль 2. Современные технологии управления в сфере образования
Инновационный менеджмент и стратегическое управление в условиях ФГОС ООО. Инновационный менеджмент и стратегическое управление: понятие, сущность, принципы, этапы, требования, методы. Управление развитием. Понятия «новация» и «инновация». Создание благоприятных условий для нововведений. Особенности менеджмента в условиях введения ФГОС ООО. Командный подход в управлении организацией (teammanagement – командный менеджмент). Педагогическая команда – главный инновационный ресурс развития образовательного учреждения. Типы педагогических команд, стадии развития, характеристика ролей в управленческой команде, факторы эффективности работы команды, следствия устойчивых командных эффектов в организации.
Управление качеством. Система менеджмента качества ОУ. Управление качеством инновационного образования: понятийное поле и методические конструкты. Миссия, видение, стратегия ОУ, политика в области качества в условиях ФГОС ООО.
Программа стратегического развития образовательного учреждения как необходимое условие реализации ФГОС ООО.Понятие и сущность стратегического планирования. Программа развития образовательного учреждения как стратегический документ: требования, структура и содержание программы. Этапы реализации программыи механизмы управления программой. Результаты реализации программы: индикаторы и целевые показатели.
Модуль 3. Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС ООО
Системно-деятельностный и компетентностный подходы как методологическая основа реализации ФГОС ООО. Знаниево-оценочная, деятельностная и компетентностная парадигмы образования. Образование как институт социализации, обеспечивающий вхождение подрастающего поколения в общество. Социальный запрос на становление личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Системно-деятельностный подход как методологическое основание современного образования. Основные аспекты реализации системно-деятельностного подхода в современной школе.
Формирование психологической готовности руководящих и педагогических работников к инновационной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО. Формирование психологической готовности учителя к инновационной деятельности в условиях внедрения ФГОС ООО. Преодоление барьеров инновационной деятельности. Формирование мотивации к инновационной деятельности. Стимулирование креативности педагога при введении ФГОС. Профессиональная компетентность педагога, его психологическая готовность к профессиональному и личностному росту как ключевое условие реализации нового подхода к образованию. Оценка готовности педагогов к введению ФГОС ООО и её критерии. Диагностика возможных затруднений.
Особенности принятия управленческих решений в условиях введения ФГОС ООО. Управленческие компетентности в соответствии с ЕКС: правовая, информационная, профессиональная, коммуникативная. Понятие управленческого решения в современных условиях: содержание, функции, типология. Условия и факторы качества управленческих решений. Разработка управленческого решения: методология и организация процесса. Аналитическая деятельность руководителя.
Основы психологии управления: самоменеджмент, тайм-менеджмент, управление общением, управление конфликтами, стресс-менеджмент. Самоменеджмент: постановка целей, принятие решений, планирование, самопознание, самоорганизация, самоконтроль, самообразование и др. Тайм-менеджмент: время как ресурс и цель, правила и условия управления временем, помехи (воры) времени, «Инструменты» управления временем, собственный стиль тайм-менеджмента. Управление общением: критерии эффективности общения, формирование аттракции (благоприятного впечатления), правила активного слушания, типичные ошибки в коммуникации, алгоритм и правила делегирования полномочий. Управление конфликтами: типы конфликтов в организации, стадии конфликта, конструктивное решение конфликтов, выявление личного стиля выхода из конфликтных ситуаций, взаимодействие с «трудным» партнером. Стресс-менеджмент: современные взгляды на стресс, анализ факторов, провоцирующих стресс, способы поведения в стрессовых ситуациях, ресурсы стрессоустойчивости, техники управления стрессом.
Модуль 4. Основы и проблемы проектирования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО
Общая характеристика и ключевые особенности ФГОС ООО. Структура, содержание, основные понятия, идеология, система требований ФГОС ООО. Сравнительная характеристика ФГОС и ГОС, характеристика групп требований ФГОС. Сходство и отличия стандарта второго поколения и федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004г. Сравнительная характеристика ФГОС НОО и ФГОС ООО, преемственность в части требований и формирования УУД.
Основная образовательная программа общего образования (структура, содержание и рекомендации по составлению), её статус и связь с ФГОС ООО, образовательной программой школы и базисным учебным планом. Стандарт как совокупность требований к структуре (ООП), результатам освоения ООП и условиям её реализации.
Программа развития универсальных учебных действий, требования и технология ее разработки. Универсальные учебные действия (УУД) как главный результат освоения ООП. УУД: суть понятия и методология их проектирования. Формирование УУД и компетенций учащихся по предмету. Место деятельностного подхода в формировании УУД. Типовые задачи и способы формирования УУД. Связь УУД с содержанием учебных предметов. Примеры заданий и видов работ, направленных на формирование конкретных УУД по предмету. Формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности. Обеспечение преемственности формирования УУД в дошкольном, начальном и основном общем образовании. Место программы формирования УУД у учащихся на ступени основного общего образования в ООП ОУ, требования и технология ее разработки.
Рабочая программа по предмету. Ее структура, алгоритм составления, экспертиза. Характеристика примерной программы по предмету. Отличие рабочей программы от календарно-тематического планирования образовательного процесса. Особенности предметных и межпредметных программ. Варианты рабочих программ: авторские программы учителя, модифицированные программы, интегрированные программы. Структура и содержание рабочей программы (пояснительная записка, планируемые результаты, описание и обоснование выбора учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, содержание учебного предмета, внеурочная деятельность учащихся по предмету). Критерии и индикаторы оценки рабочей программы, принципы и алгоритм проведения экспертизы учебной программы.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся как механизм реализации ФГОС общего образования: основные принципы и положения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как основа организации воспитательного процесса.
Разработка и реализация программы духовно-нравственного воспитания обучающихся в образовательном учреждении. Субъекты воспитательного взаимодействия: воспитанники, семья, социальные общности. Воспитательная система образовательного учреждения в условиях ФГОС ООО. Методы, методики и технологии в воспитании. Планирование процесса воспитания.
Проектирование содержания воспитательной деятельности и критерии её оценки в условиях апробации и внедрения ФГОС ООО. Механизмы, обеспечивающие реализацию воспитательной составляющей ФГОС ООО.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации детей. Содержание воспитания и социализации учащихся. Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся.
Модели организации и проектирование внеурочной деятельности.
Основные проблемы проектирования внеурочной деятельности при реализации ФГОС ООО. Различные модели организации внеурочной деятельности в школе. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися. Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни. Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровье-сберегающего образования обучающихся. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся.
Организация работы с родителями в рамках внедрения ФГОС ООО.
Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся. Повышение педагогической культуры родителей. Принципы взаимодействия с семьей: совместная педагогическая деятельность семьи и школы; сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей; педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям; поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей; содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей; опора на положительный опыт семейного воспитания.
Дополнительное образование и детское общественное движение в системе воспитательной работы школы при реализации ФГОС ООО.
Дополнительное образование как основа организации содержательного досуга детей и подростков. Принципы организации системы дополнительного образования в общеобразовательном учреждении, нормативно-правовое обеспечение и организационно-методические аспекты.
Взаимодействие школы и учреждения дополнительного образования детей.
Деятельность детского общественного объединения в условиях общеобразовательной школы: педагогическое руководство и детское самоуправление. Социально и личностно значимые виды деятельности ребенка в общественной организации.
Мастер-класс руководителя Митрофановой О.В. «Формирование социальной среды общеобразовательного учреждения в условиях реализации требований ФГОС второго поколения» (МБОУ БГО «СОШ № 10»).
Коррекционная работа в образовательном учреждении в условиях введения ФГОС ООО. Инклюзивное образование в современном обществе: ценностно-смысловые, организационные и методологические основы. Деятельность по включению детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс общеобразовательной школы. Возможности включения и условия, необходимые для организации качественного и доступного образования детей с ОВЗ инклюзивно в массовых классах. Вариативные формы организации обучения и социализации детей с ОВЗ. Психолого-педагогические особенности инклюзивного урока. Программа коррекционной деятельности школы. Минимизации рисков внедрения инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС.
Индивидуальные образовательные траектории в деятельности педагога. Особенности реализации индивидуального подхода в условиях массовой общеобразовательной школы. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе. Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средства компенсации трудностей в обучении и механизм реализации личностного потенциала ученика: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного. Возможности использования индивидуальных образовательных траекторий в обучении одаренных детей. Программное обеспечение проектирования индивидуальных образовательных маршрутов в условиях ФГОС ООО.
Базисный учебный план основного общего образования, требования и технологии разработки. Основные этапы процесса планирования. Задачи, методы планирования. Технологии планирования (проектная, программно-целевая). Проектирование учебного плана в соответствии с ФГОС ООО.
Стажировка на базе МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия № 1».
Модуль 5. Требования к системе оценки достижений планируемых результатов освоения ООП и технология ее разработки
Новые подходы к контролю и оценке результатов обучения в условиях реализации ФГОС ООО: общие вопросы. Оценивание образовательных достижений обучающихся в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта. Планируемые результаты обучения как основа для разработки контрольно-измерительных материалов. Требования к КИМ в соответствии с ФГОС ООО. Виды КИМ. Технологии и приёмы разработки и составления КИМ в соответствии с ФГОС второго поколения. Виды КИМ для оценивания личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. Внешняя и внутренняя оценка в основной школе. Портфолио. Рейтинговая система оценивания.
Программные средства разработки КИМ. Дистанционные формы организации контроля результатов учебной деятельности обучающихся.
Программные средства для организации текущего и итогового контроля, виды заданий. Требования к построению электронных КИМ. Подготовка материалов для реализации дистанционной формы контроля.
Система оценки достижения планируемых результатов основного общего образования в соответствии с ФГОС. Система оценки достижения планируемых результатов основного общего образования в соответствии с ФГОС. Основные положения ФГОС, определяющие новые подходы к оцениванию в современной школе. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения, их соотношение. Технологии оценки метапредметных и предметных результатов. Критерии результативности формирования УУД. Система мониторинга сформированности УУД у школьников. Особенности системы контроля и оценки результатов обучения по предмету. Измерительные материалы для оценки предметных результатов. Использование компьютерных и цифровых технологий на этапе контроля и оценки. Итоговая аттестация по предмету: проблемы и пути их решения.
Модуль 6. Современные образовательные технологии и формы организации образовательной деятельности, обеспечивающие эффективную реализацию ФГОС ООО
Технологии обучения, реализующие системно-деятельностный подход. Сущность и способы реализации технологического подхода в образовании. Концептуальные основы некоторых педагогических технологий (проблемные, активные, интерактивные и диалоговые технологии в преподавании дисциплины). Обучение в сотрудничестве и организация проектной деятельности. Эффективность различных технологий обучения в достижении планируемых результатов, соответствующих требованиям ФГОС ООО.
Проектирование современных уроков в условиях реализации ФГОС ООО. Проектирование современных уроков в условиях реализации ФГОС ООО. Методическая структура урока. Дидактическая структура. Логико-психологическая структура. Коммуникативная структура. Концепт современного урока. Возможности современного урока. Планирование, типы урокаРоссииР и их содержание. Организация работы в классе.
Дистанционные образовательные технологии. ДОТ: понятие, правовые основы, преимущества. Основные информационные образовательные ресурсы ДОТ, виды занятий, организационно-дидактическая схема обучения.
Модуль 7. Системный подход в управлении введением и реализацией ФГОС ООО. Приведение образовательной системы в соответствие с требованиями ФГОС ООО
Образовательное учреждение как система, реализующее ФГОС ООО. Системные объекты в образовательной системе. Ресурсы образовательной системы: нормативно-правовые, информационные, научно-методические, кадровые, организационные, мотивационные, финансовые, материально-технические и др.
Создание организационных условий введения ФГОС. Основные направления изменений образовательной системы в свете требований ФГОС ООО. Формирование в ОУ совета и рабочих групп по введению ФГОС ООО, по разработке проекта модернизированной образовательной системы ступени общего образования и органов управления программой введения ФГОС ООО. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе ООО с целью приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС ООО (изменения в образовательных целях, в содержании учебных программ, в программах внеучебной деятельности, в условиях реализации образовательных программ (кадровых, финансовых, материально-технических и пр.), в учебном (образовательном) плане, в образовательных технологиях, в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов и др.).
Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС ООО. Комплекс локальных актов в образовательном учреждении, регламентирующих процесс реализации ФГОС ООО: приказы, положения, инструкции и др. Механизмы разработки и введения основополагающих локальных актов в образовательном учреждении.
Финансово-экономические аспекты введения ФГОС ООО. Тенденции экономического развития школьного образования в РФ. Модели финансирования образовательных учреждений. Модели финансирования образования с учётом возможностей муниципального и межведомственного сотрудничества. Формирование целевого капитала и управление им. Новая система оплаты труда учителей, основные проблемы оплаты труда в России. Нормативно-правовое обеспечение новых моделей оплаты труда на региональном уровне.
Финансово-экономическое обеспечение ФГОС ООО как неотъемлемое условие реализации требований: структура и объемы расходов, необходимых для реализации обязательных и вариативной компонентов основной образовательной программы. Механизмы привлечения дополнительных финансовых средств в целях расширения сферы образовательных услуг ОУ.
Кадровое сопровождение введения ФГОС ООО. Новые функции, роли и ответственность учителя в условиях модернизации системы образования. Требования к кадровым условиям реализации ООП в условиях ФГОС ООО. Непрерывное профессиональное развитие персонала ОУ в условиях ФГОС, система повышения квалификации педагогов. Управление профессиональным ростом педагога. Самообразование педагога. Портфолио учителя. Новые подходы к аттестации педагогических работников. Научно-методическая работа учителя в свете новых требований.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Современное обеспечение образовательного процесса по предмету в соответствии с ФГОС нового поколения (направленность, доступность, степень оснащенности). Общая характеристика существующих УМК, направленных на достижение результатов в соответствии с ФГОС ООО: Математика 5-й класс: Бунимович Е.А., Дорофеев Г.В., Суворова С.Б. и др. («издательство «Просвещение»), Муравин Г.К., Муравина О.В. (издательство «Дрофа»), Колягин Ю.М., Короткова Л.М., Савинцева Н.В. (издательство «Вентана-Граф»). Русский язык 5-й класс: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык (издательство «Просвещение»), В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова (издательство «Дрофа»), Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А., Габович Ф.Е. и др. Под ред. Шмелёва А.Д. (издательство «Вентана-Граф»). Анализ программ и учебников. Организация обучения с использованием современных программных средств. Эффективные пути использования ИКТ И ЦОР в преподавании дисциплины с целью обеспечения современного уровня образования.
Информационно-образовательная среда школы и направления её развития в контексте введения ФГОС ООО. Информационно-образовательная среда (ИОС) ОУ: состав, назначение, функционирование. Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР): педагогические и компьютерные технологии, мультимедиа ресурсы, сервисы сети Интернет в образовательном пространстве школы. Роль библиотеки ОУ в контексте введения ФГОС ООО, ее преобразование в информационно-библиотечный центр.
Мастер-класс руководителя ОУ Агаевой Е.О. «Опыт работы по формированию и развитию ИОС современной школы».
Обеспечение материально-технических условий введения и реализации ФГОС ООО. Анализ материально-технического обеспечения введения и реализации ФГОС основного общего образования. Требования к предметным кабинетам и оборудованию. Паспорт кабинета. Обеспечение соответствия материально-технической базы ОУ требованиям ФГОС ООО.
Требования ФГОС ООО к инфраструктуре образовательного учреждения (образовательной, здоровьесберегающей, социальной). Анализ требований стандарта в части инфраструктуры ОУ. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения как условие формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся. Нормы и правила санитарно-эпидемиологических и пожарных требований к деятельности образовательных учреждений в условиях реализации ФГОС (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму, размещению и архитектурным особенностям здания образовательного учреждения, его территории, отдельным помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию и др.). Организация питания и медицинского обслуживания обучающихся. Санитарное состояние и содержание образовательного учреждения. Обновление социальной инфраструктуры образовательного учреждения как условие эффективной реализации основных требований ФГОС ООО. Наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д. Оборудование в учебных кабинетах и лабораториях рабочих мест учителя и каждого обучающегося; учительской с рабочей зоной и местами для отдыха; комнат психологической разгрузки; административных кабинетов (помещений); помещений для питания обучающихся, хранения и приготовления пищи, а также при необходимости транспортное обеспечение обслуживания обучающихся и т.д. Обеспечение возможности для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры образовательного учреждения.
Круглый стол с участием представителей санитарно-эпидемиологической службы и объединенной службы спасения и организации пожарной безопасности «Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения: проблемы и пути их решения».
Мониторинг готовности образовательного учреждения к введению и реализации ФГОС ООО. Критерии и показатели готовности ОУ к введению ФГОС ООО. Лист (карта) самооценки готовности образовательного учреждения к введению федерального государственного образовательного стандарта ООО. Разработка и реализация школьной программы мониторинга.
Итоговая аттестация:
Защита проекта нормативно-инструментальных и методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС ООО и организацию обновленного учебно-воспитательного процесса; письменный отчет по итогам стажировки.
План стажировки
Цель - деятельностное освоение отдельных направлений ФГОС ООО.
Тема
Виды деятельности
Продукт деятельности
Основы и проблемы проектирования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО
- Изучение опыта работы гимназии по разработке ООП.
-Дискуссионная площадка «Проблемы проектирования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО: выработка эффективных путей решения»
-Формирование стажерами электронного банка материалов
-Рефлексивный журнал
Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением
- Презентация директора Агаевой Е.О. «Деятельность совета гимназии: итоги и перспективы».
-Дискуссионная площадка «Направления взаимодействия ОУ и родителей в свете введения ФГОС ООО»
-Рефлексивный журнал
- Разработка системы взаимодействия с родителями в своем ОУ
Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС ООО
Самостоятельная работа стажеров со школьной документацией
Составление аннотированного перечня локальных актов ОУ по введению ФГОС ООО
Обеспечение материально-технических условий введения и реализации ФГОС ООО
- Демонстрация практического опыта (экскурсия по гимназии).
Блохин А.А. Риски введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения / А.А. Блохин, С.В. Монахов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 69-76.
Буторина Е.П., Евграфова С.М. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М., 2009.
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя - М.: Просвещение, 2011.
Диагностика и мониторинг в сфере воспитания: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
Дополнительное образование детей в национальной образовательной стратегии / отв. ред. Я. В. Семичева. - Москва: Про - пресс, 2011.
Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /под ред. О.Е.Лебедева. – М.:ВЛАДОС, 2008.
Евладова Е.Б., Петракова Т.И. Содержание и организация воспитания и дополнительного образования в школе. – М.:ВЛАДОС, 2007.
Еванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2007.
Инклюзивное образование: ключевые понятия / авт.-сост.: Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. - Москва : Транзит-Икс, 2009.
Инклюзивное образование: методология, практика, технология [Текст] = Inclisiveeducationmethodologypracticetechnology: материалы Международной научно-практической конференции, 20-22 июня 2011 года /сост.: Ертанова О. Н. - Москва: МГППУ, 2011.
Инновационный менеджмент. Под ред. Ильенковой С.Д. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2007. — 335 с.
Ковалева Г.С. Стандарт общего образования второго поколения: новые идеи в оценке образовательных результатов. – Народное образование. - 2010. - №5. - С. 144-153.
Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб., 2002.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.
Кузнецов И.Н. Современная деловая риторика. – М., 2007
Малофеев Н.Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. – Дефектология. - 2010. - №1. - С. 6-22.
Медова Н.А. Инклюзивное образование в парадигме развития национальных образовательных систем // Философия образования. - 2011. - Т. 36. - № 3. -С. 160-164.
Методы оптимизации управления и принятия решений. Примеры, задачи, кейсы. Зайцев М.Г., Варюхин С.Е. 2-е изд., испр. - М.: Дело, АНХ, 2008. — 664 с.
Низиенко Е.Л. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Е.Л. Низиенко, Л.В. Шмелькова // Администратор образования. – 2010. – № 3. – С. 3-9.
Оценка качества воспитания в образовательных учреждениях / отв. ред. Л.Е. Курнешова. – М.: Московский центр качества образования, 2010.
Патрушев С.Б., Птушкин Г.С., Траулько Е.В., Пустовой Н.В. Теоретические основы формирования государственных специализированных образовательных стандартов для лиц с ограниченными возможностями здоровья // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 1. - С. 15-17.
Письмо Управления оценки качества образования Рособрнадзора от 23.12.2010 № 105/12 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» // Вестник образования. – 2011. - №5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» // Вестник образования. – 2011. - №7.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010.
Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Под ред. В. В. Рубцова. – М, 2010.
Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб., 2008.
Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия. – М, 2010.
Степанов П. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания / П. Степанов И. Степанова. – М.: Педагогический поиск, 2007.
Тарасова Е. Инклюзивное образование: все включены! // Практический журнал для учителя и администрации школы. - 2010. - № 10.
Управление персоналом. /Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. - М., 2005.
Экономика муниципальных образований / Под ред. В.Г. Игнатова, М. – Ростов-на-Дону, МАрТ, 2006. – 544 с.
Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения: Как учить всех по-разному. – М., 2005.
2.3 Условия реализации программы повышения квалификации
(характеристика материально-технической базы)
Занятия проводятся в специализированных кабинетах, оборудованных мультимедийными проекторами, маркерными и интерактивными досками. К услугам слушателей библиотечный фонд вуза, электронные библиотечные ресурсы, ЭОР электронно-библиотечной системы «Knigafund», медиа-зал, кабинет цифровых образовательных ресурсов и технологий, психологическая служба института, предоставление открытого доступа в сеть Интернет.
2.4. Использование новых форм и методов организации образовательного процесса в образовательном учреждении в соответствии с базовыми требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
Занятия на курсах проводятся с использованием как традиционных, так и инновационных форм организации учебного процесса (лекция-диалог, лекция-дискуссия, проблемная лекция, круглый стол, семинар-тренинг, мастер-класс, организационно - деятельностные игры и др.). Реализация программы ориентируется на компетентностную модель результатов повышения квалификации и предполагает деятельностный подход, что достигается посредством использования современных образовательных технологий: проблемных, активных, интерактивных, информационных и др.
Широко используется опыт инновационных школ-победителей конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и опыт учителей-инноваторов.
В рамках программы организуются:
Круглый стол:
«Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения: проблемы и пути их решения» (с участием представителей санитарно-эпидемиологической службы и объединенной службы спасения и организации пожарной безопасности);