"Учитель – ключевой субъект модернизации казахстанского образования" - статья
"Учитель – ключевой субъект модернизации казахстанского образования" - статья
Проведенные реформы в системе образования дают основания говорить, что модернизация образования нуждается уже не в радикальной реформе, а в доведении преобразований до логического завершения. Такая модернизация должна проводиться комплексно по целому ряду связанных между собой направлений. Роль педагога здесь резко возрастает. Впервые в истории Казахстана в Госпрограмму включен специальный раздел «Статус педагога». Низкий социальный статус учителей приводит к потере привлекательности этой профессии для молодежи, в педвузы люди идут не по зову души, а по «остаточному принципу». В результате – низкое качество подготовки педагогов и обучения наших детей. Такое положение надо кардинально менять. Для этого в госпрограмме предусмотрено направления, включающие системные действия по модернизации подготовки и переподготовки педагогических кадров, дальнейшая информатизация образовательного процесса, усиление государственной поддержки и стимулирования учительского труда, активная пропаганда высокой миссии учителя, опыта и достижений наших лучших наставников-педагогов
Только так мы сможем создать условия для получения главного результата – воспитания образованного человека с высокой моралью и гражданским патриотическим сознанием.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Учитель – ключевой субъект модернизации казахстанского образования" - статья »
Учитель – ключевой субъект модернизации казахстанского образования
...Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что если останется жить земля, -
Высшим достоинством человечества
Станут когда-нибудь учителя!
Р. Рождественский.
Учитель является ключевой фигурой при любом социальном устройстве государства и во все времена развития человеческой цивилизации.
Центр школьной вселенной - ребенок, и главная задача учителя новой формации - обеспечить его личностный рост, дать качественное образование.
Будущий учитель — учитель XXI века, он не просто носитель определенной суммы знаний и владеющий методикой обучения и воспитательной работы, а партнер, соучастник, наставник в этом огромном, развивающемся, глобальном образовательном пространстве. Учитель не должен заниматься «научением», он должен нести общечеловеческие ценности, жить этими ценностями, говорить о них и практиковать их, бескорыстно служить учительской деятельности, владеть информационными и коммуникационными технологиями, вместе с учащимися открывать новое, быть индикатором и ориентиром в мире знаний. В учителе нужно развивать активность, творчество, креативность, так как современные тенденции развития общества требуют проявления инновации, компетентности в молодом поколении.
Учитель необходим обществу как трансформатор его идей и жизненных сил, побудитель и первоисточник его движений, как носитель социального опыта общества, предопределяющий и инициирующий его духовное развитие. В лице учителя осуществляется актуализация обществом своих потребностей, осознание и мотивирование собственных действий. Учитель есть и остается посредником между обществом в целом и молодым поколением, между социальными требованиями общества и их претворением в жизнь. Педагогическая стратегия образования и воспитания подготавливает членов общества к трудовой деятельности.
Деятельность педагога имеет не только психологическое, но и социальное основание, так как определена факторами, связующими настоящее с прошлым и будущим общества. Освоение опыта человеческой деятельности, адаптация молодого поколения к сложившимся социальным отношениям, экономическое и духовное состояние общества формируются с участием педагога.
Проведенные реформы в системе образования дают основания говорить, что модернизация образования нуждается уже не в радикальной реформе, а в доведении преобразований до логического завершения. Такая модернизация должна проводиться комплексно по целому ряду связанных между собой направлений. Роль педагога здесь резко возрастает. Впервые в истории Казахстана в Госпрограмму включен специальный раздел «Статус педагога». Низкий социальный статус учителей приводит к потере привлекательности этой профессии для молодежи, в педвузы люди идут не по зову души, а по «остаточному принципу». В результате – низкое качество подготовки педагогов и обучения наших детей. Такое положение надо кардинально менять. Для этого в госпрограмме предусмотрено направления, включающие системные действия по модернизации подготовки и переподготовки педагогических кадров, дальнейшая информатизация образовательного процесса, усиление государственной поддержки и стимулирования учительского труда, активная пропаганда высокой миссии учителя, опыта и достижений наших лучших наставников-педагогов
Только так мы сможем создать условия для получения главного результата – воспитания образованного человека с высокой моралью и гражданским патриотическим сознанием.
Издавна на нашей земле учителя пользовались глубочайшим уважением и почетом, и такое отношение мы обязательно должны вернуть.
Повышение престижа учителя во многом зависит от понятия и принятия в обществе ключевой роли воспитания будущих граждан своей страны, вооружения их знаниями в осознанном выборе будущей профессии, создании мотиваций служения своему Отечеству. Учитель должен сегодня достойно представляться средствами массовой информации, он должен быть конкурентоспособным, а также социально и материально защищенным. Особое внимание необходимо уделить сельскому учителю, школе, что будет способствовать сохранению сельского населения. С этой целью важным является повышение заработной платы сельскому учителю, как это было сделано по отношению к сельскому врачу. Поэтому престиж учителя зависит от того, как будет выстроена по отношению к нему государственная политика и как он сам будет относиться к своей профессиональной деятельности.
Государственная программа даст импульс формированию качественно новой образовательной системы и созданию динамичного интеллектуального общества. Стратегия развития Казахстана, определенная Главой государства, направлена на повышение конкурентоспособности страны в мировом сообществе. И одним из факторов успешной реализации этой задачи является реформирование системы образования с тем, чтобы будущие специалисты были подготовлены с учетом реалий сегодняшнего дня и конкурентоспособны на рынке труда.
В школах нужны знающие и социально подготовленные учителя.
Какими качествами должен обладать современный учитель?
- во-первых, это человек, любящий свою профессию, преданный своему делу и своим ученикам. Так как без любви к детям в нашей непростой, но почётной работе нельзя. Это остается неизменно во все времена. Кроме того, всесторонне развитый, не только в какой-то определенной области, но и тот человек, который может беседовать на разные темы и быть на несколько шагов впереди своих учеников;
- во-вторых, профессионал, учитывающий то, что каждый ребенок – это личность, и потому принимающий ученика таким, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями, возможностями и способностями;
- в-третьих, человек, находящийся в постоянном поиске, непрерывном обогащении своего опыта, компетентный в области информационно-коммуникативных технологий;
- в-четвертых, это педагог, применяющий в своей педагогической деятельности здоровьесберегающие технологии, которые являются первостепенными в XXI веке;
- в-пятых, быть настоящим учителем – это талант, перевоплощение, так как в связи с переходом педагогического процесса на качественно новый уровень произошли и радикальные изменения. Приоритетом обучения становится теперь не освоение школьниками определенного объема знаний, умений и навыков, а умение учениками учиться самостоятельно. Теперь основным работником на уроке должен быть ученик.
Учитель выполняет только роль организатора учащихся, тем самым помогая ученикам учиться самим, воспитывая потребность в образовании, то есть педагогу надо научить школьника добывать знания собственными усилиями, и только тогда можно воспитать думающего, свободно рассуждающего, не боящегося высказывать и отстаивать свою точку зрения человека. Принципиальным является вопрос превращения роли учителя из транслятора знаний, в профессионала- наставника, умеющего дать в руки ученику способы добывания знаний, способность «учиться на протяжении всей жизни». Определяя это, важно не рассматривать учителя как средство для достижения высоких результатов в обучении, важно видеть и понимать, что учитель - ключевая фигура в школе. Все, что рядом с ним, - современные средства обучения, замечательные аудитории, прекрасные здания - должно быть лишь приложением. Наша основная задача связана с тем, чтобы растить таких учителей, которые могли бы работать в перспективе. Это задача не только высшего профессионального образования, но и каждой школы, каждого директора. Сегодня к учителю предъявляются очень высокие профессиональные требования, такие как: универсальная образованность, эрудиция, информированность, способность вести интересные уроки, прогрессивность, давать интересные задания.
Требование времени приводит нас к необходимости в новом, компетентном учителе, что определена и в государственных документах, определяющих приоритеты развития образовательной политики на национальном уровне.
Подводя итог, хочется отметить, что учитель, который влюблен в свою профессию, способен достигнуть многого, у него есть желание и потенциал развиваться, учиться новому, стремиться соответствовать требованиям современности.
Отношение к учителям всегда является таким же критерием человечности, порядочности, как и отношение к родителям, Родине. Они являются неотъемлемой частицей нашего бытия, они будто объединяют между собой поколение, так как передают свой опыт и знания младшим. Поэтому надо любить учителей, помнить их, помогать им, облегчать их работу, чтобы как можно больше получать от них «умного, доброго, вечного».
Катон сказал: "Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом". Учитель и сегодня – главный сеятель Доброго, Разумного, Вечного - тот, кто способен научить добру и миру, противостоять злу и насилию. И в этом его высокое предназначение! Воздействовать на умы и сердца, оставляя в сотнях, тысячах душ вечный свет любви и добра - это ли не божественный талант и гордая слава Учителя?! Как и чем измерить такой нелегкий и ответственный путь, Учитель? Меняются времена, но неизменными останутся доброта, любовь и душевная щедрость настоящего педагога.
Учитель должен одинаково любить каждого ученика: шумного и тихого, послушного и капризного, ухоженного и неряшливого, хорошенького и не очень, должен ставить себя на его место. На том простом основании, что они, ученики, – обучающиеся и развивающиеся дети. Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребенка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет.
Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы после окончания школы, они четко осознавали свое место в обществе. Ведь школа - чрезвычайно важный, самостоятельный и ценный этап жизненного пути.
Учитель – это не профессия, а образ жизни. Главное в работе педагога – целостное развитие личности ребенка, его души, формирование характера, воспитание настоящего Человека. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.
Так давайте же ценить и уважать наших учителей, ведь от того, как мы относимся к нашим первым наставникам, зависит их престиж и авторитет не только в лице одного человека, но и в лице целого общества и, может быть, профессия учитель займет еще лидирующие позиции в списке престижных профессий!
Литература:
1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы. – Астана, 2011. – 16с.