kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социальный капитал образовательной организации - главный объект управления менеджера

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система образования в России сегодня претерпевает существенные изменения: внедряются новые стандарты образования, всё больше в школу проникают информационно-коммуникационные технологии, образование становится децентрализованным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социальный капитал образовательной организации - главный объект управления менеджера»

СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - ГЛАВНЫЙ ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ МЕНЕДЖЕРА


С.Н. Митрофанова

МБОУ «СОШ №39 имени П.Н. Самусенко» директор,

канд. пед. наук (Братск)

ФГБОУ ВПО «БрГУ», доцент кафедры менеджмента

и информационных технологий



Общество – свод камней, который обрушился бы,

если бы один не поддерживал другого.

Сенека



Система образования в России сегодня претерпевает существенные изменения: внедряются новые стандарты образования, всё больше в школу проникают информационно-коммуникационные технологии, образование становится децентрализованным.

В то же время сопоставительный анализ Федеральных образовательных стандартов (ФГОС) показал, что условия перехода на стандарты нового поколения требуют от школ изменения образовательной парадигмы. Образование сегодня – это результат коллективных действий. В стандарте нового поколения это отражается в требованиях к результатам обучения: формирование универсальных учебных действий, личностные, метапредметные и предметные результаты. Одним из главных требований нового стандарта является освоение учащимися способов совместной деятельности. Кроме этого, школа 21 века предъявляет конкретные требования к педагогическому сообществу в части сотрудничества.

Однако в образовательных учреждениях ситуация обостряется в части профессиональных коммуникаций между педагогами. Этот факт обусловлен, в первую очередь, внедрением новой системы оплаты труда, которая поощряет индивидуальные результаты.

В этой связи менеджер образовательной организации должен искать внутренний резерв развития школы, который будет соответствовать образовательной парадигме. Ресурс развития школы мы видим в развитии потенциала учителя через осуществление изменений, связанных со способностью людей объединяться для достижения общей цели, что в конечном итоге должно привести к накоплению социального капитала и развитию образовательной организации.

«Социальный капитал» - понятие, которое очень широко используется в экономической литературе, так как состояние социального капитала определяет тип устройства экономики на каждой стадии развития общества.

Между тем социальный капитал – это не просто множество общественных институтов, а то, что удерживает их вместе, обеспечивает связь между ними посредством горизонтальных связей и норм.

Социальный капитал - феномен, имеющий общественную, а не индивидуальную природу. А. Портес, американский социолог, предполагает, что социальный капитал присущ самой структуре человеческих отношений, так как будучи связанным с другими людьми, человек получает множество преимуществ. Таким образом, социальный капитал не может находиться в чьей-либо собственности, он представляет собой общественное благо, которым могут пользоваться все.

Социальный капитал - понятие, введенное П. Бурдье в статье “Формы капитала” (1983) для обозначения социальных связей, которые могут выступать ресурсом получения выгод.

В нашем понимании, социальный капитал - способность педагогического сообщества к самоорганизации и совместным действиям. Такая необходимость возникает в тех случаях, когда стоящие перед обществом задачи не могут быть решены простой суммой индивидуальных действий педагогов, не координирующих свои действия друг с другом. Чтобы добиться успеха, они должны, так или иначе, действовать сообща.

Закономерно возникает вопрос: а существует ли внутри образовательной организации что-то, что способно обеспечить устойчивое развитие школы.

Константин Михайлович Ушаков в своей книге «Управление школой: кризис в период  реформ» выделяет как основной ресурс развития школьной организации «связи и порождаемые ими процессы» [9]. «Наши организации – не столько люди, сколько связи между ними, – утверждает Константин Михайлович. – И поскольку связи составляют большую часть системы, логично было бы предположить, что именно они должны пользоваться особым вниманием руководства и быть основным объектом управления» [9].

Данное утверждение является, скорее, предположением, но предполо­жением достаточно вероятным: размеры социального капита­ла сообщества во многом определяются установившимся в нем уровнем доверия, а измерения уровня доверия в российском об­ществе дают невысокие результаты [2].

Под социальным капиталом в данном контексте мы понима­ем способность добровольно объединяться в устойчивые группы для достижения какой-либо цели или решения проблемы. Иначе говоря, это способность образовывать устойчи­вые сети и действовать в этих сетях.

Естественно предположить, что низкий уровень сложности этих сетей, малое количество устойчивых профессиональных связей в школьных коллективах означает, что педагогу закрыт доступ к чу­жому человеческому капиталу, к чужому знанию, к обучению внутри организации. А значит, профессиональное развитие педагога про­исходит преимущественно с использованием внешних ресурсов.

Организация, стремящаяся к развитию и пытающаяся решать стоящие перед ней задачи не только за счет внешних, но и за счет внутренних ресурсов, неизбежно должна иметь сложную вну­треннюю структуру. Эта сложность обеспечивается наличием эффек­тивных, устойчивых профессиональных связей, групп с различ­ными интересами и мнениями.

Нами было проведено исследование в части наличия социального капитала (по методике К.М. Ушакова) в МБОУ «СОШ №39 имени П.Н. Самусенко» администрации города Братска. Нам было интересно узнать:

• как реально устроена структура нашей школы;

• кто составляет профессиональное ядро;
• каков уровень профессионального доверия в нашей организации;
• происходит ли у нас в школе реальный обмен знаниями, опытом и групповая деятельность;
• как оценивается педагогами педагогический профессионализм управленцев (директор, заместители, зав. методобъединениями);
• кто из педагогов и с кем взаимодействует по профессиональным вопросам; 
• кого ваши педагоги считают лучшими учителями и к кому обращаются за советом.

Итак, в контексте исследования основной характеристикой педагога в нашем рассмотрении были его профессиональные  (не личные!) связи. Приведу некоторые результаты исследования, например, на вопрос: «Если у Вас возникают профессиональные проблемы (связанные с преподаванием или воспитанием конкретных учеников, с планированием работы и т. д.), то с кем из Ваших коллег Вы советуетесь, к кому обращаетесь за помощью?» (отвечающие могли выбрать пять своих коллег) мы получили следующую картинку (рис 1. Граф связей полный):




Мы видим на рисунке квадратики это люди, стрелки - связи между ними. Интерпретируя рисунок можно указать на наличие профессиональных связей в школе. Однако связи (стрелки) есть как односторонние, так и двусторонние. Что такое на практике односторонняя связь? Это когда  к вам с доверием, интересом, уважением, а вы нет. Отсутствует  встречное доверие, уважение, интерес. В этом случае нет доступа к  человеческому капиталу, знаниям, опыту квалификацию.

Представим на этой картинке только двухсторонние (взаимные) связи. Картинка получилась следующая:


По итогам полного исследования были предприняты управленческие решения в целях создания среды, комфортной для работы профессионалов. 

Необходимо отметить, что для преумножения социального капитала необходимо уделять особое внимание доверию между коллегами. Доверие – это то, на чем основывается социальный капитал, его необходимое условие.

Доверие – это сложная этическая категория, определяемая как отношение к действиям другого лица и к нему самому, которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности, искренности.

Можно выделить несколько наиболее существенных признаков существования феномена доверия:

Доверие – это нравственное отношение между людьми.

В доверии необходимо знание друг друга.

Доверие – это полностью добровольное проявление, оно не может быть вызвано насильственно.

Доверие осуществляется как передача сокровенных мыслей и чувств.

Таким образом, инвестиции в развитие социального капитала – это необходимость для общеобразовательных организаций. Как же это осуществляется на практике?

Существуют такие практические формы инвестиций в развитие социального капитала образовательной организации, как:

1. Установление связей.

К коммуникативным потребностям школы, преумножающим ее социальный капитал, относятся потребность в информации, потребность в получении обратной связи, и, конечно, во взаимопонимании и сотрудничестве как внутри самой организации, так и с другими общественными структурами и аудиториями. Коммуникативный менеджмент – та прикладная дисциплина в управлении, которая призвана эти потребности удовлетворять.

2. Укрепление доверия.

Доверие начинается с демонстрации такого стабильного поведения, которое не вызывало бы недоверия, то есть с прозрачной и справедливой политики организации по отношению к сотрудникам. Важно также, чтобы руководство само демонстрировало доверие к сотрудникам. Достаточно часто дисциплины в организации пытаются достигнуть путем тотального контроля над сотрудниками введения системы наказаний. Естественно, укреплению доверия такие методы не способствуют, и вообще не могут быть эффективными, как и любое негативное подкрепление, используемое без сочетания с подкреплениями позитивными.

3. Развитие сотрудничества.

В высокоразвитых организациях, как правило, существуют четкие и стойкие нормы относительно сотрудничества. В формировании готовности к сотрудничеству важнейшую роль играет система целей организации.

Необходимо в контексте развития социального капитала в образовательной организации выделить характеристики, отличающие эффективные отношения от неэффективных:

    • осведомленность о том, какими знаниями владеют люди, к которым можно обратиться с вопросами (знание);

    • возможность своевременно получить доступ к этому человеку (доступность);

    • желание носителя знаний принять участие в решении проблемы, а не просто «загрузить информацией» (участие);

    • степень свободы взаимоотношений, способствующая обучению и творчеству (свобода).

Высокий уровень социального капитала является ключевым фактором инновационного развития образовательной организации.

Уровень социального капитала школы будет расти, если удастся реализовать следующие изменения:

  1. Повысить открытость организации;

  2. Создать школьную среду сотрудничества, доверия и распространения знаний как основу для содействия и координации педагогов;

  3. Выработать согласованную в педагогическом коллективе систему ценностей и профессиональных установок;

  4. Развить навыки самоанализа у педагогов;

  5. Минимизировать угнетённость учителей;

  6. Использовать чувство причастности к группе в пользу проводимых изменений.

Социальный капитал на сегодняшний день является главным объектом менеджера, так как качество организации (качество профессиональной сети) непосредственно влияет на образовательную успешность школы.


Список литературы


  1. Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации. - СПб. : Питер, 2007.

  2. Горин Д.Г. Социальный капитал в государственном и муниципальном управлении: сетевые технологии и инновационное развитие [http://www.rane-brf.ru/conference/2012/gorin.pdf].

  3. Ерошенков С.Г. Генезис инновационной экономики в России. - М. : МАКС Пресс, 2009.

  4. Идиатуллин А.В. Социокультурные константы развития высшего образования в России: история и современность/А.В. Идиатуллин// Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2008. Т. 16. № 4. С. 53-62.

  5. Идиатуллин А.В. Культурные детерминанты модернизации системы высшего гуманитарного образования в Республике Татарстан/ А.В. Идиатуллин//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2005. № S3. С. 81-86

  6. Натхов Т.В. Образование и доверие в России. Эмпирический анализ // Экономический журнал ВШЭ. - М. : ИД ГУ-ВШЭ, 2011.

  7. Полищук Л.И. Социальный капитал в России: измерение, анализ, оценка влияния [http://www.liberal.ru/articles/5265]. - М., 2011.

  8. Соломандина Т.О. Организационная культура компании // Журнал «Управление персоналом». - М. :, 2003.

  9. Ушаков К.М. Управление школой: кризис в период реформ. - Москва : Сентябрь, 2011.

  10. Филонович С.Р. Модели жизненного цикла организации как средства диагностики // Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование / С.Р. Филонович. - М. : НИГО, 2004.

  11. Ясвин В.А. Экспертно-проектное управление развитием школы. - М. : Сентябрь, 2011.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Директору

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Социальный капитал образовательной организации - главный объект управления менеджера

Автор: Митрофанова Светлана Николаевна

Дата: 19.05.2017

Номер свидетельства: 416881


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства