Социальный капитал образовательной организации - главный объект управления менеджера
Социальный капитал образовательной организации - главный объект управления менеджера
Система образования в России сегодня претерпевает существенные изменения: внедряются новые стандарты образования, всё больше в школу проникают информационно-коммуникационные технологии, образование становится децентрализованным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социальный капитал образовательной организации - главный объект управления менеджера»
СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - ГЛАВНЫЙ ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ МЕНЕДЖЕРА
С.Н. Митрофанова
МБОУ «СОШ №39 имени П.Н. Самусенко» директор,
канд. пед. наук (Братск)
ФГБОУ ВПО «БрГУ», доцент кафедры менеджмента
и информационных технологий
Общество – свод камней, который обрушился бы,
если бы один не поддерживал другого.
Сенека
Система образования в России сегодня претерпевает существенные изменения: внедряются новые стандарты образования, всё больше в школу проникают информационно-коммуникационные технологии, образование становится децентрализованным.
В то же время сопоставительный анализ Федеральных образовательных стандартов (ФГОС) показал, что условия перехода на стандарты нового поколения требуют от школ изменения образовательной парадигмы. Образование сегодня – это результат коллективных действий. В стандарте нового поколения это отражается в требованиях к результатам обучения: формирование универсальных учебных действий, личностные, метапредметные и предметные результаты. Одним из главных требований нового стандарта является освоение учащимися способов совместной деятельности. Кроме этого, школа 21 века предъявляет конкретные требования к педагогическому сообществу в части сотрудничества.
Однако в образовательных учреждениях ситуация обостряется в части профессиональных коммуникаций между педагогами. Этот факт обусловлен, в первую очередь, внедрением новой системы оплаты труда, которая поощряет индивидуальные результаты.
В этой связи менеджер образовательной организации должен искать внутренний резерв развития школы, который будет соответствовать образовательной парадигме. Ресурс развития школы мы видим в развитии потенциала учителя через осуществление изменений, связанных со способностью людей объединяться для достижения общей цели, что в конечном итоге должно привести к накоплению социального капитала и развитию образовательной организации.
«Социальный капитал» - понятие, которое очень широко используется в экономической литературе, так как состояние социального капитала определяет тип устройства экономики на каждой стадии развития общества.
Между тем социальный капитал – это не просто множество общественных институтов, а то, что удерживает их вместе, обеспечивает связь между ними посредством горизонтальных связей и норм.
Социальный капитал - феномен, имеющий общественную, а не индивидуальную природу. А. Портес, американский социолог, предполагает, что социальный капитал присущ самой структуре человеческих отношений, так как будучи связанным с другими людьми, человек получает множество преимуществ. Таким образом, социальный капитал не может находиться в чьей-либо собственности, он представляет собой общественное благо, которым могут пользоваться все.
Социальный капитал - понятие, введенное П. Бурдье в статье “Формы капитала” (1983) для обозначения социальных связей, которые могут выступать ресурсом получения выгод.
В нашем понимании, социальный капитал - способность педагогического сообщества к самоорганизации и совместным действиям. Такая необходимость возникает в тех случаях, когда стоящие перед обществом задачи не могут быть решены простой суммой индивидуальных действий педагогов, не координирующих свои действия друг с другом. Чтобы добиться успеха, они должны, так или иначе, действовать сообща.
Закономерно возникает вопрос: а существует ли внутри образовательной организации что-то, что способно обеспечить устойчивое развитие школы.
Константин Михайлович Ушаков в своей книге «Управление школой: кризис в период реформ» выделяет как основной ресурс развития школьной организации «связи и порождаемые ими процессы» [9]. «Наши организации – не столько люди, сколько связи между ними, – утверждает Константин Михайлович. – И поскольку связи составляют большую часть системы, логично было бы предположить, что именно они должны пользоваться особым вниманием руководства и быть основным объектом управления» [9].
Данное утверждение является, скорее, предположением, но предположением достаточно вероятным: размеры социального капитала сообщества во многом определяются установившимся в нем уровнем доверия, а измерения уровня доверия в российском обществе дают невысокие результаты [2].
Под социальным капиталом в данном контексте мы понимаем способность добровольно объединяться в устойчивые группы для достижения какой-либо цели или решения проблемы. Иначе говоря, это способность образовывать устойчивые сети и действовать в этих сетях.
Естественно предположить, что низкий уровень сложности этих сетей, малое количество устойчивых профессиональных связей в школьных коллективах означает, что педагогу закрыт доступ к чужому человеческому капиталу, к чужому знанию, к обучению внутри организации. А значит, профессиональное развитие педагога происходит преимущественно с использованием внешних ресурсов.
Организация, стремящаяся к развитию и пытающаяся решать стоящие перед ней задачи не только за счет внешних, но и за счет внутренних ресурсов, неизбежно должна иметь сложную внутреннюю структуру. Эта сложность обеспечивается наличием эффективных, устойчивых профессиональных связей, групп с различными интересами и мнениями.
Нами было проведено исследование в части наличия социального капитала (по методике К.М. Ушакова) в МБОУ «СОШ №39 имени П.Н. Самусенко» администрации города Братска. Нам было интересно узнать:
• как реально устроена структура нашей школы;
• кто составляет профессиональное ядро; • каков уровень профессионального доверия в нашей организации; • происходит ли у нас в школе реальный обмен знаниями, опытом и групповая деятельность; • как оценивается педагогами педагогический профессионализм управленцев (директор, заместители, зав. методобъединениями); • кто из педагогов и с кем взаимодействует по профессиональным вопросам; • кого ваши педагоги считают лучшими учителями и к кому обращаются за советом.
Итак, в контексте исследования основной характеристикой педагога в нашем рассмотрении были его профессиональные (не личные!) связи. Приведу некоторые результаты исследования, например, на вопрос: «Если у Вас возникают профессиональные проблемы (связанные с преподаванием или воспитанием конкретных учеников, с планированием работы и т. д.), то с кем из Ваших коллег Вы советуетесь, к кому обращаетесь за помощью?» (отвечающие могли выбрать пять своих коллег) мы получили следующую картинку (рис 1. Граф связей полный):
Мы видим на рисунке квадратики это люди, стрелки - связи между ними. Интерпретируя рисунок можно указать на наличие профессиональных связей в школе. Однако связи (стрелки) есть как односторонние, так и двусторонние. Что такое на практике односторонняя связь? Это когда к вам с доверием, интересом, уважением, а вы нет. Отсутствует встречное доверие, уважение, интерес. В этом случае нет доступа к человеческому капиталу, знаниям, опыту квалификацию.
Представим на этой картинке только двухсторонние (взаимные) связи. Картинка получилась следующая:
По итогам полного исследования были предприняты управленческие решения в целях создания среды, комфортной для работы профессионалов.
Необходимо отметить, что для преумножения социального капитала необходимо уделять особое внимание доверию между коллегами. Доверие – это то, на чем основывается социальный капитал, его необходимое условие.
Доверие – это сложная этическая категория, определяемая как отношение к действиям другого лица и к нему самому, которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности, искренности.
Можно выделить несколько наиболее существенных признаков существования феномена доверия:
Доверие – это нравственное отношение между людьми.
В доверии необходимо знание друг друга.
Доверие – это полностью добровольное проявление, оно не может быть вызвано насильственно.
Доверие осуществляется как передача сокровенных мыслей и чувств.
Таким образом, инвестиции в развитие социального капитала – это необходимость для общеобразовательных организаций. Как же это осуществляется на практике?
Существуют такие практические формы инвестиций в развитие социального капитала образовательной организации, как:
1. Установление связей.
К коммуникативным потребностям школы, преумножающим ее социальный капитал, относятся потребность в информации, потребность в получении обратной связи, и, конечно, во взаимопонимании и сотрудничестве как внутри самой организации, так и с другими общественными структурами и аудиториями. Коммуникативный менеджмент – та прикладная дисциплина в управлении, которая призвана эти потребности удовлетворять.
2. Укрепление доверия.
Доверие начинается с демонстрации такого стабильного поведения, которое не вызывало бы недоверия, то есть с прозрачной и справедливой политики организации по отношению к сотрудникам. Важно также, чтобы руководство само демонстрировало доверие к сотрудникам. Достаточно часто дисциплины в организации пытаются достигнуть путем тотального контроля над сотрудниками введения системы наказаний. Естественно, укреплению доверия такие методы не способствуют, и вообще не могут быть эффективными, как и любое негативное подкрепление, используемое без сочетания с подкреплениями позитивными.
3. Развитие сотрудничества.
В высокоразвитых организациях, как правило, существуют четкие и стойкие нормы относительно сотрудничества. В формировании готовности к сотрудничеству важнейшую роль играет система целей организации.
Необходимо в контексте развития социального капитала в образовательной организации выделить характеристики, отличающие эффективные отношения от неэффективных:
осведомленность о том, какими знаниями владеют люди, к которым можно обратиться с вопросами (знание);
возможность своевременно получить доступ к этому человеку (доступность);
желание носителя знаний принять участие в решении проблемы, а не просто «загрузить информацией» (участие);
степень свободы взаимоотношений, способствующая обучению и творчеству (свобода).
Высокий уровень социального капитала является ключевым фактором инновационного развития образовательной организации.
Уровень социального капитала школы будет расти, если удастся реализовать следующие изменения:
Повысить открытость организации;
Создать школьную среду сотрудничества, доверия и распространения знаний как основу для содействия и координации педагогов;
Выработать согласованную в педагогическом коллективе систему ценностей и профессиональных установок;
Развить навыки самоанализа у педагогов;
Минимизировать угнетённость учителей;
Использовать чувство причастности к группе в пользу проводимых изменений.
Социальный капитал на сегодняшний день является главным объектом менеджера, так как качество организации (качество профессиональной сети) непосредственно влияет на образовательную успешность школы.
Горин Д.Г. Социальный капитал в государственном и муниципальном управлении: сетевые технологии и инновационное развитие [http://www.rane-brf.ru/conference/2012/gorin.pdf].
Ерошенков С.Г. Генезис инновационной экономики в России. - М. : МАКС Пресс, 2009.
Идиатуллин А.В. Социокультурные константы развития высшего образования в России: история и современность/А.В. Идиатуллин// Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2008. Т. 16. № 4. С. 53-62.
Идиатуллин А.В. Культурные детерминанты модернизации системы высшего гуманитарного образования в Республике Татарстан/ А.В. Идиатуллин//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2005. № S3. С. 81-86
Натхов Т.В. Образование и доверие в России. Эмпирический анализ // Экономический журнал ВШЭ. - М. : ИД ГУ-ВШЭ, 2011.
Полищук Л.И. Социальный капитал в России: измерение, анализ, оценка влияния [http://www.liberal.ru/articles/5265]. - М., 2011.
Соломандина Т.О. Организационная культура компании // Журнал «Управление персоналом». - М. :, 2003.
Ушаков К.М. Управление школой: кризис в период реформ. - Москва : Сентябрь, 2011.
Филонович С.Р. Модели жизненного цикла организации как средства диагностики // Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование / С.Р. Филонович. - М. : НИГО, 2004.
Ясвин В.А. Экспертно-проектное управление развитием школы. - М. : Сентябрь, 2011.