Социально-педагогическое обеспечение образовательного процесса, профилактика правонарушений и безнадзорности.
Социально-педагогическое обеспечение образовательного процесса, профилактика правонарушений и безнадзорности.
“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”
В.А.Сухомлинский
Основные направления социального педагога в школе определены проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей. Цель работы на данный период – социализация личности ребенка в современных условиях. В связи с чем, решались задачи формирования социально-значимой личности, формирование знаний у подростка о социально-полезной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социально-педагогическое обеспечение образовательного процесса, профилактика правонарушений и безнадзорности. »
Социально-педагогическое обеспечение образовательного процесса, профилактика правонарушений и безнадзорности.
“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”
В.А.Сухомлинский
Основные направления социального педагога в школе определены проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей. Цель работы на данный период – социализация личности ребенка в современных условиях. В связи с чем, решались задачи формирования социально-значимой личности, формирование знаний у подростка о социально-полезной деятельности.
Одним из основных направлений была профилактическая работа:
№п\п
Содержание
1
Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально –
опасном положении и систематически пропускающих занятия в школе
без уважительных причин и принятие мер по их воспитанию и
получению ими основного общего образования
2
Выявление семей, находящихся в социально – опасном положении
оказание им помощи в обучении и воспитании детей
3
Организация работы в школе общедоступных спортивных секций,
кружков, клубов по интересам и привлечение к участию в них детей и подростков,
особенно из многодетных, малообеспеченных, неполных, неблагополучных семей,
детей, оставшихся без попечения родителей
4
Оказание социально – педагогической помощи
несовершеннолетним, имеющим отклонение в развитии или
поведении, проблемы в обучении
5
Осуществление мероприятий по реализации программ и
методик, направленных на формирование законопослушного
поведения несовершеннолетних
Социально-педагогическая работа в школе ведется на уровне администрации школы, классных руководителей, социального педагога, педагога-организатора по воспитательной работе. Успешность мероприятий и организованность работы обеспечивается благодаря межуровневому взаимодействию и информационному обмену. Оперативной и эффективной работе с учащимися также способствует небольшая наполняемость школы, что позволяет комплексно и всесторонне работать с детьми. Большинство детей, основную часть своего времени проводят в школе, посещая кружки и секции. Организация такого режима в некоторой степени помогает решать проблему безнадзорности, позволяет вести достаточно сильный контроль над учебной деятельностью детей.
Эффективно реализована работа по учету учащихся всех социальных категорий. Благодаря совместной работе классных руководителей и соц. педагога оперативно выявлялись дети и семьи «групп риска», своевременно проводилась корректировка данных социального паспорта и непосредственно личных данных учащихся, состоящих на внутришкольном учете. Эти мероприятия позволяли правильно планировать, контролировать и координировать социально-педагогическое содействие и адресную помощь социально неблагополучным семьям и детям, оказавшимся в «трудной жизненной ситуации», а также своевременно выходить на уровень, взаимодействия с городской КПЗПН, ПНД, отделом опеки и попечительства и вести профилактическую работу с «трудными детьми». Для выявления и оказания своевременной помощи детям из социально-незащищенных семей на начало года были выявлены критерии социального паспорта классов.
Количество рассмотренных дел
Комиссии/годы
2011-2012 год
2012-2013 год
2013-2014 год
Городская
КДН и ЗП
12 заседаний
рассмотрено
31 персональное дело,
22 ученика
15 заседаний
рассмотрено
20 персональных дел,
20 учеников
16 заседаний
рассмотрено
32 персональное дело,
32 ученика
Совет по профилактике
правонарушений
17 заседаний
120 персон. дела
18 заседаний
112 персон. дела
18 заседаний
194 персон. дела
Со всеми родителями ведется планомерная работа совместно с администрацией школы в лице директора школы – Валиевой Ш.К., по профилактике правонарушений. В школе по пятницам 1-2 раза в месяц проходит заседание Совета по профилактике правонарушений, где рассматриваются персональные дела учащихся. Основные причины: безнадзорность, трудная жизненная ситуация, угроза жизни и здоровья детей, социально-опасное положение. С целью проверки режима дня и занятости детей в вечернее время социальным педагогом совместно с кл. руководителями были проведены рейды в неблагополучные семьи и в семьи детей, состоящих на разного рода учётах.
Мониторинг рейдовых мероприятий
2011-2012 год
2012-2013 год
2013-2014 год
Рейдовые мероприятия
27 рейдов
58 семей
28 рейдов
61 семья
24 рейда
45 семей
Индив. беседы
174
298
289
Групповые беседы
15
101
181
Лекции
8
4
4
В начале учебного года были выявлены учащиеся, требующие повышенного педагогического внимания и неблагополучные семьи. Есть случаи, когда школа была вынуждена выступать с ходатайством о лишении родителей родительских прав и способствовать выводу ребенка из семьи.
Приведу примеры работы с такими семьями. Родители Удотова Алексея, Дерксон Ильи, Хвастанцева Владимира злоупотребляли спиртными напитками, не ночевали, самоотстранились от воспитания своих детей. Семьи посещалась неоднократно. С родителями неоднократно проводись беседы по вопросу воспитания и образования своих несовершеннолетних детей. Социальный педагог Сисекенова Н.С. помогла маме Хвастанцева В. восстановить документы, была предложена помощь в прохождении лечения в наркологическом стационаре, на что она категорически отказалась. В настоящее время мальчики определены в детский дом, родители лишены родительских прав в отношение своих несовершеннолетних сыновей.
Мониторинг лишения родительских прав
в отношении нерадивых родителей
Годы
2011-2012
2012-2013
2013-2014
2014-2015
ЛРП
Долгополовы: Ангелина и Снежана (мать)
Полякова Евгения (отец)
Тетерин Кирилл (мать) не ЛРП по халатности ГОВД (истец не явился в суд)
Удотов Алексей (мать)
Дерксон Илья (мать)
Эйринг Вадим (мать)
Хвастанцев Вова (оба родителя)
Майер Вероника (мать)
Дорофеев Никита (мать)
Григорьев Кирилл (мать)
Не ЛРП, документы сданы в ГУ «РГОО»
Школа работает в тесном сотрудничестве с ПНД г. Рудного.
Радует, что родители слышать нас, принимают сами решение о получении консультации у детского психиатра.
По организации профилактики безнадзорности и правонарушений проводится следующая работа.
Злостный прогульщик на начало года 1 ученик – Янсон Эдуард. В целях предотвращения пропусков уроков учащимися без уважительных причин в школе ведется специальный журнал учета посещаемости учащимися учебных занятий, в нём строго фиксируются все пропуски. Поддерживается тесная связь с родителями. Классным руководителем, социальным педагогом выясняется причина отсутствия ребенка в школе. Если подросток состоит на внутришкольном учете или имеет пропуски учебных занятий, то причина отсутствия выясняется немедленно в тот же день посредством телефонного звонка, связи с родителями, посещения на дому. Пропускающих уроки без уважительной причины – нет.
Для предотвращения и преодоления в нашей школе многих негативных явлений, которые имеют место быть в любой школе, таких как прогулы, нарушение дисциплины, неготовность к учебным занятиям и др. разработана система профилактических мер:
1.Ежедневный контроль посещаемости занятий учащимися в целях своевременного отслеживания учащихся, пропускающих уроки без уважительных причин. В школе ведется журнал учета посещаемости занятий учащимися.
2.Установление контакта с семьей ребенка, привлечение воспитательных сил семьи в целях предотвращения пропусков занятий без уважительной причины.
3.Рейдовые мероприятия школьного и городского уровня с участием школьного инспектора, классных руководителей, директора школы Валиевой Ш.К.(Чернышова), соц. педагога Сисекеновой Н.С., школьной медсестры Шагеевой Ф.И., гл. специалиста ГУ «РГОО» Пшенициной Т.И., методистов Мухиной М.А., Нургалиевой А.С,Булкиной Л.С.
4.Профилактические рейды зам. директора по УВР Симоновой Т.М., зам. директора по НМР Испамбетовой Л.В., зам.директора по ВР Алгуатовой У.М.по проверке готовности учащихся к учебным занятиям:
проверка дневников;
проверка наличия тетрадей, учебников;
проверка выполнения домашнего задания;
месячник по профилактике правонарушений.
Следует так же обратить внимание на ведение дневников учащихся. Классные руководители не всегда своевременно проверяли дневники у учащихся, особенно «трудных», у которых дневники часто отсутствуют. Необходимо усилить контроль, за ведением дневников учащимися, со стороны администрации, социального педагога, классного руководителя.
В школе проводится работа по выявлению родителей и законных представителей детей и подростков, не выполняющих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию, защите прав и законных интересов и принятие к ним установленных законодательством
В рамках операции «Дети в ночном городе» с 10-15 февраля 2015 г соц. педагогом Сисекеновой Н.С. среди 7-9 классов проведены профилактические беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних по вопросам:
Соблюдение ограниченного времяпрепровождения ребенка в вечернее время до 22.00
О недопустимости пропуска уроков без уважительной причины
Анализируя работу школы с детьми «группы риска», необходимо указать и проблемы, которые возникают во время этой деятельности:
Необходимость более четкой индивидуальной работы с неблагополучными семьями детей «группы риска».
Поиск новых подходов к таким родителям ввиду того, что они редко присутствуют на общих родительских собраниях и индивидуальных беседах. В связи с этим в новом учебном году школе предстоит решать следующие задачи:
Создавать условия для функционирования системы профилактики правонарушений детей и подростков;
Продолжит сотрудничество с инспектором Бекешевым Ж.С.. с целью проведения правового всеобуча для учащихся школы и родителей;
Оказывать социальную и социально - педагогическую поддержку детям в зависимости от сложностей, которые они будут испытывать;
Проводить профориентацию подростков с целью социальной адаптации в современном обществе.
Социально-педагогическая защита прав ребенка выражается в таких формах работы как: выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-сироты, дети, находящиеся под опекой, дети из многодетных, малообеспеченных семей и других категорий).
Основной сферой деятельности этого направления являлся процесс адаптации детей в социуме.
Не остаются без внимания дети, потерявшие родителей, опекаемые дети и дети из приемных семей. В нашей школе на начало 1 января 2015г таких семей -11.
Семьи, где живут дети, находящиеся под опекой, в течение года получали помощь и поддержку со стороны государственных органов, материальную и моральную со стороны образовательного учреждения. Традиционными стали посещения опекунских семей и заполнение актов жилищных условий.
В актах обследования, в картах персональных учета семьи содержится оценка условий воспитания, выводы и предложения по устранению выявленных недостатков, отражается, какая работа была проведена в семье, и какая помощь в воспитании ребенка была оказана. На детей данной категории создан электронный банк данных, сформированы личные дела, на каждого подопечного, в которых хранятся следующие документы:
свидетельство о рождении ребенка;
документы, подтверждающие отсутствие родителей (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав, справка формы №4 и т.д.);
постановление об учреждении опеки, попечительства;
акты обследования жилищно-бытовых условий.
В ходе посещения семей было установлено, что в семьях детей, оставшихся без попечения родителей, условия проживания удовлетворительные. Из фонда школьной библиотеки обеспечены все 11 уч-ся данной категории учебниками, поставлены на бесплатное питание. Все дети данной категории охвачены летним отдыхом. (Списки имеются).
Мониторинг выделения путевок в ДОЦ «Чайка» и «Орленок»
Годы
Количество выделенных путевок в ДОЦ «Чайка» и «Орленок»
Категория детей
2011-2012
3 путевки
1.Локтева Елена -6 «Б» (опека)
2.Бахыткереевы: Кадиша 5 «А» и
3.Бахыткерев Дамир 7 «А»(мать инвалид)
2012-2013
5 путевки
1.Долгополова Снежана -1 «Б» (опека)
2.Долгополова Ангелина -3 «А» (опека)
3.Трубин Руслан 5 «Б» (опека)
4.Трубина Эльвира 6 «Б» (опека)
5.Васьянова Аня 8 «А» (ребенок инвалид)
2013-2014
5 путевки
1.Громчаков Виктор -4 «Б» (опека, круглая сирота)
2. Громчаков Николай -9 «А» (опека, круглая сирота)
3.Порунова Анастасия 4 «А»(малообесп. семья)
4.Курушпаев Азамат и Курушпаева Вика 2 «Б» (многодетная семья, отец один воспитывает 5 н/с детей
Ежегодно в ОУ проводится декада, правовых знаний в рамках которой, прошли беседы, лекции большое значение уделяется профилактике вредных привычек. С этой целью в школе проводилась городская декада «Нет наркотикам и СПИДУ», где прошли тематические классные часы с 1-9 кл, посвященные профилактике вредным привычкам: «Я хочу быть здоровым», «Привычки полезные и вредные», «Оградим себя от беды», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Что дети знают о своих правах и обязанностях», «Нравственные законы нашей семьи» и т.п.
В течение 2013-2015 учебных годов проведена диагностика:
- по проблеме употребления алкоголя и наркотиков, курения;
- экспресс-методика по выявлению уровня тревожности подростков
Подготовлены информационные справки по следующим темам:
недопустимость пропусков уроков уч-ся из семей, состоящих на учете
( контроль, анализ, перспективы);
проблемы дисциплины в классе, требующие особой педагогической заботы;
о состоянии работы по профилактике правонарушений, посещаемость занятий;
отчет о работе с детьми, находящихся на семьями опеке;
анализ посещаемости занятий с учащимися стоящими на внутришкольном контроле, состояние работы с учащимися, требующими индивидуального подхода в обучении и воспитании.
Организуются встречи со специалистами: врачом – наркологом, Зайцевой В.В.,инспектором ПДН, беседы по выявлению отношения детей к проблемам наркомании, СПИДу, вредным привычкам. Положительную направленность имеют внеклассные мероприятия «Дискуссия- размышление», «Согласны ли вы, что в жизни нужно попробовать все», «Суд над наркотиком», «Наркомания – знак беды»; конкурсы и выставки рисунков, плакатов, школьных газет «Наркотики», «Твое здоровье», «Спорт – против наркотиков»; «Вредно ли пиво?», «Суд над табакокурением», «Жаргонизмы и нецензурная брань»,
Месячники по профилактике правонарушений и УВВ, тематические родительские собрания, круглые столы, встречи со специалистами;
Ведется работа по пропаганде правовых знаний и по разъяснению норм поведения на улице, в общественных местах;
На СППП поднимает вопросы по контролю родителями и законными представителями детей успеваемости, посещаемости, воремяпровождения во вненурочное время своих несовершеннолетних детей. Поднимается проблема поднятия статуса «родительский авторитет». На школьных мероприятиях, развиваем у родителей и детей положительное отношение к школе и учению, своевременно корректируем процесс семейного воспитания и обучения, укрепляем семейные традиции, воспитывает у детей уважение и любовь к труду, семье, родителям, приучаем их к порядку, дисциплинируем. У детей и их родителей развиваем творческие и артистические способности.
Ежегодно для учащихся 1-5 классов организуется летний пришкольный лагерь «Солнышко» 2 сезона.
В течение всего учебного года в школе проводится работа по вовлечению учащихся, подростков с девиантным поведением, учащихся «группы риска» в учреждения дополнительного образования. С этой целью в школу приглашаются специалисты учреждений дополнительного образования: ДЮСШ «Олимп», дворовый клуб «Лидер», Дом школьников и молодежи, турклуб и др.
В школе развивается система дополнительного образования, на базе нашей школы функционируют секции и кружки: хоровой (Дегтярева Н.А.), секция «Волейбол» (Щербаков И.В. и Исмаилов А.А.), « Умелые ручки» (Жусупова Л.Б..), «Теннис» (Каукенов Б.Г.)
Обучающиеся школы проявляют социальную и творческую активность, участвуя в различных акциях социального характера:
акция «Милосердие» (акция «Забота»);
акция «Чужого горя не бывает» (сбор денежных средств на добровольной основе на похороны);
Так, в течение года администрацией школы, учителями, учащимися в школе проводится акция «Дорога в школу». Основная задача, которой помочь детям – сиротам, малоимущим детям, где организуется сбор одежды, обуви. Оказываем помощь детям своей школы по случаю умершего одного из родителей или болезни ребенка
Акция «Забота»
Годы
2011-2012
2012-2013
2013-2014
Оказана помощь из фонда «Всеобуч»
20 учащимся
18 учащимся
25 учащимся
Сумма
500000 тенге
500000 тенге
1229600 тенге
Акция «Дорога в школу»
Оказана помощь из фонда «Всеобуч»
27 учащимся
27 учащимся
18 учащимся
Сумма
72100
72100
729100
Цель деятельности социального педагога – социальная адаптация личности ребенка в обществе. Задачи работы социального педагога на 2014-2015 учебный год:
Формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни, профилактика утомляемости школьников в процессе учебного труда.
Координация деятельности всех специалистов школы по повышению успеваемости и социальной адаптации детей и подростков.
Социальная защита детей, находящихся под опекой.
Формирование у учащихся мотивации и познавательных интересов к продолжению образования.
Профилактика правонарушений среди подростков.
Организация целевого досуга учащихся.
Для реализации поставленных задач на 2014-2015 учебный год предполагается выполнение следующих функций в работе социального педагога: Профилактическая функция
Изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определения уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи;
Учебные и практические занятия, ролевые игры, тренинги.
Защитно-охранная функция
Создание банка данных семей о проблемах и конфликтных ситуациях;
Подготовка документации для педагогических консилиумов, для представления интересов детей в государственных и правоохранительных учреждениях;
Оформление и трудоустройство детей и подростков в ПЛ и вечернюю школу, помощь в прохождении медицинской комиссии, врачебного обследования.
Индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта
Организационная функция
Организация групповых тематических консультаций с приглашением юристов, психологов, врачей, инспекторов ГЮП.
Обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и учащимися.
Контакт с органами опеки ипопечительства по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями.
Организация школьных мероприятий ( помощь многодетным семьям в оформлении пособий, обеспечение обувью, одеждой детей находящихся в трудной жизненной ситуации)
Организация досуга и отдыха учащихся в летний период.
Таким образом, организованная работа создает благоприятный климат заботы о ребенке, способствует установлению партнерских, доверительных отношений всех участников воспитания.