Цель проекта - развивать у учащихся личностные качества, препятствующие проявлению буллинга (саморегуляция, эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, критичность, ответственность, эмпатия)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект профилактики буллинга учащихся»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 153 с углубленным изучением иностранных языков» г. Перми
Проект профилактики буллинга учащихся 7 «в» класса
«Мы в классе будем жить по-новому»
Проект выполнили:
директор школы: Н.Р. Исаева,
зам. директора по ВР С.Б.Постникова,
педагог-психолог Е.М. Наймушина,
классный руководитель 7 «в» С.М. Налетова
Пермь, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение_______________стр.3 - 6
Глава 1_________________ стр.7
Глава 2_________________стр.8 - 14
Глава 3_________________стр.15
Заключение_____________стр.16
Библиографический список____ стр. 17
ВВЕДЕНИЕ
Буллинг в школе — это систематическое негативное влияние на ученика его одноклассником или группой детей. Само слово английское, его дословный перевод означает «драчун, насильник, хулиган». Обозначает термин групповой или индивидуальный террор. Степень насилия может быть разной. От легкой до тяжелой, с нанесением физических увечий и доведением до самоубийства. Первое определение по отношению к буллингу — достаточно условное, так как любые моральные и физические издевательства имеют серьезные отстроченные последствия.
Выделяют несколько типов буллинга:
Физический. Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством. По сети гуляет письмо мужчины — жертвы школьного буллинга. Он вспоминает, как одноклассник ломал ему пальцы, чтобы услышать, какой звук будет при этом.
Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).
Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.
Основные причины буллинга в образовательной среде.
Причины агрессивного поведения к одному из членов класса находятся в двух плоскостях:
Семья и окружение. Пример поведения школьники берут из своих родителей и общества, где главенствует культ грубой силы. Бесконечные бандитские сериалы по телевидению, дворовая этика, неуважительное отношение к слабым и больным со стороны взрослых учат детей определенным способам поведения. Важную роль в формировании личности играют и компьютерные игры, в которых ребенок может безнаказанно убивать и бить.
Школа. Учителя иногда намеренно сами дают начало буллингу, потому что не умеют справляться с проявлениями агрессии в детских коллективах. Некоторые педагоги опускаются до того, что придумывают детям клички и оскорбляют их в присутствии других одноклассников. Другие транслируют свое неуважительное отношения к плохо учащимся ученикам при помощи тона и выражения лица. Широкое распространение буллинга в школе объясняется попустительством со стороны педагогов и их низкой квалификацией.
Социальная структура буллинга: преследователь (булли), жертва, наблюдатель.
Дети – булли:
Дети, уверенные в том, что господствуя и подчиняя легче всего добиться своих целей.
Не умеющие сочувствовать своим жертвам.
Физически сильные
Легко возбудимые, импульсивные, с агрессивным поведением.
Мечтающие быть лидерами в классе
Желающие быть в центре внимания
С высоким уровнем притязания
Уверенные в своем превосходстве над жертвой
Дети не признающие компромиссов
Агрессивные дети, самоутверждающиеся в жертве
Со слабым контролем
Интуитивно чувствующие – какие одноклассники не окажут им сопротивление.
Союзники булли:
1.боящиеся быть на месте жертвы
2. Не желающие выделяться из толпы одноклассников
3. дорожащие своими отношениями с лидерами
4.поддающиеся сильному влиянию.
5. не умеющие сопереживать и сочувствовать другим
6. Безинициативные
7. Принимающие травлю за развлечение.
8. дети жестоких родителей
9. из неблагополучных семей, имеющие опыт насилия
10. озлобленные ровесники, мечтающие взять реванш за свои унижения.
Жертва:
Тревожные, несчастные, с низкой самооценкой, не уверенные в себе
Не имеющие ни одного близкого друга из числа сверстников, друг – взрослый.
Пугливые, застенчивые, замкнутые, чувствительные.
Склонные к депрессии и суициду.
из неблагополучных семей, имеющие опыт насилия.
Страдающие от одиночества
Верящие, что заслуживают роль жертвы, и пассивно ждущие насилия от преследователей.
Имеющие негативный опыт жизни
из неблагополучных семей
с комплексами неполноценностей
Не верящие в защиту учителей
Смирившиеся с насилием, как со своей судьбой
Предпочитающие умалчивать о травле и насилии
Не считающие себя частью своего коллектива.
Особенности поведения жертв буллинга (Тэд Файнберг доктор психологии США)
Ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить.
Возвращается из школы подавленным
Часто плачет без видимых причин.
Никогда не вспоминает никого из одноклассников
Одинок
Ничего не рассказывает о своей школьной жизни
Его не приглашают ни на дни рождения, ни в гости, и сам он никого не приглашает к себе.
Данный проект рассчитан на учащихся 7 «в» класса, так как в этом классе сложилась не совсем благоприятная атмосфера: частые конфликты учащихся друг с другом, отсутствие взаимопонимания с учителями-предметниками. Учащиеся 7 «в» класса в «СОШ» №153 учатся с 1 класса. В 5 классе в 2015 – 2016 учебном году произошло слияние коллектива, к основному составу добавилось 8 учащихся из другого класса. В классе обучается 32 человека Класс по составу очень разнообразный, многонациональный. По составу семей: 24 % многодетные, 28 % с одним ребенком, 31 % с младшими братьями и сестрами, 17 % со старшими братьями и сестрами после 18 лет.
Всего 55 % детей живут в полной семье с мамой и папой, 10 % живут с отчимом, а 34 % - в неполной семье
Так же, жилищные условия очень разные – 34 % живут в собственном доме частного сектора, 52 % имеют отдельную благоустроенную квартиру, а 7 % живут в общежитии и 7 % арендуют жилье.
По успеваемости класс слабый, всего 28 % ребят учатся без «3» (всего 9 хорошистов).
Отношения среди ребят в классе разные. 86 % детей доброжелательно относятся друг к другу, не проявляя агрессии, неприязни. Ребята дружат общим коллективом, нет разделения на группы. Участвуют в мероприятиях, гуляют вместе после уроков в школе, общаются в Контакте, помогая с выполнением уроков.
Но есть в классе учащиеся, которые не справляются с учебной программой и имеют неудовлетворительные оценки по итогам четверти по отдельным предметам. Эти учащиеся проявляют время от времени свое недружелюбие, а иногда и агрессивное поведение к своим одноклассникам.
Проблема данной целевой группы: у некоторых учащихся не сложилось понимание того, что класс – это единый коллектив, основанный на взаимном уважении, дружбе, взаимовыручке, у таких учащихся сложно выстраиваются отношения с одноклассниками
ГЛАВА 1
Цель проекта:
- создание благоприятных условий для успешного становления классного коллектива 7 «в» и развития каждого ребенка;
- создание условий для сохранения психического и психологического здоровья учащихся;
Задачи проекта:
- развивать у учащихся личностные качества, препятствующие проявлению буллинга (саморегуляция, эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, критичность, ответственность, эмпатия);
-развивать у учащихся правовую грамотность в отношении противоправных действий против личности;
- использовать проектную технологию, психологические тренинги, ориентированные на организацию совместной деятельности школьников и взрослых, способной изменить систему сложившихся взаимоотношений;
Длительность проекта: октябрь – декабрь2017 года (I, II четверть)
ГЛАВА 2
План мероприятий проекта
№
Наименование мероприятий
Срок
Ответственный
Результат
1
Оперативное совещание учителей, работающих в 7 «в» классе
18.09.2017
Директор школы Н.Р. Исаева
Определение роли каждого преподавателя в проекте.
Использование проектной технологии на уроке, создание ситуации успеха на уроке.
2
Классный час
«Что такое буллинг.
Есть ли буллинг в нашем классе».
(технология РКМ: Верные и неверные утверждения («верите ли вы»)
Этот прием может быть началом классного часа. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил)
10.10.2017
Кл. руководитель
Налетова С.М.
Осмысление учащимися понятия буллинга. Формирование аналитической компетенции учащихся.
3
Классный час
«Мы в классе будем жить по-новому»
(технология РКМ: Пирамида приоритетов
Схема
(ее необходимо видоизменять в зависимости от ситуации)
•Составьте перечень приоритетов
•По каждому пункту определите, что для вас представляется наиболее важным, без чего вы легко можете обойтись, как один фактор может влиять на другой, как каждый из перечисленных факторов может повлиять на ваше будущее.
•На основании своих рассуждений расставьте пункты в порядке важности.
•Объясните свои приоритеты).
17.10.2017
Кл. руководитель
Налетова С.М.
Создание правил, законов класса на основе дружбы, взаимопонимания, взаимовыручке.
4
«Тетрадь достижений» (каждый учащийся заводит свою тетрадь достижений, в которой он записывает свои успехи в любой деятельности)
В течение всего проекта
Кл. руководитель
Налетова С.М.
Формирование позитивного отношения к самому себе, повышение самооценки учащегося.
- карта наблюдений за эмоциональным состоянием учащихся
10.10.2017
17.10.2017
Каждые две недели
Педагог-психолог
Наймушина Е.М.
Кл. руководитель Налетова С.М.
Выявление группы риска – учащихся, которые не справляются с эмоциональным состоянием и являющиеся источником конфликтных ситуаций. Индивидуальная работа с выявленной группой риска – помощь учащимся для устранения эмоционального дискомфорта.
7
Проектная деятельность на уроках
В течение всего проекта
Директор школы Н.Р. Исаева
зам.директора по ВР
Постникова С.Б.
Учителя-предметники
Формирование у учащихся ответственности, взаимопомощи, умения работать в команде.
8
Просмотр и обсуждение фильма «Чучело»
(технология РКМ: стратегия IDEAL
Алгоритм решения проблем стратегией IDEAL:
• Учитель читает (показывает) фрагмент книги (фильма), где отображена проблема.
• Просит учащихся сформулировать проблему. (индивидуальная и групповая форма работы)
• Выдвижение гипотез
• Учащиеся определяют, какую информацию получили из фрагмента из фрагмента и что знаем по проблеме из собственного опыта? (индивидуальная работа).
• Определение того, что нужно узнать, чтобы решить проблему.
• Формулировка способов решения проблемы, определение наиболее оптимальных (индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы).
• Выбор одного способа решения проблемы, обоснование выбора).
28.10.2017
Кл. руководитель
Налетова С.М.
зам.директора по ВР
Постникова С.Б.
Формирование у учащихся негативного отношения к насилию над человеком
9
Психологический тренинг
«Проигрывание ситуаций»
Обсудите с детьми реально возникший конфликт или расскажите сами о какой-то ссоре и предложите им дать рекомендации, как «погасить» этот конфликт. Предложите игру «Ты поссорился с другом и хочешь помириться». В ходе этой ролевой игры можно использовать следующие приемы: создание соответствующей обстановки (какие-то декорации, костюмы др.); обмен ролями (дети во время игры могут меняться ролями, что дает возможность прочувствовать другую точку зрения); прием зеркала (дети как можно точнее стараются изобразить позу, мимику и типичные выражения изображаемого персонажа).
08.11.2017
Педагог-психолог
Наймушина Е.М
Развитие сплоченности учащихся, умения разрешать конфликтные ситуации.
10
Психологический тренинг
«Волшебная подушка»
Для этого нужна небольшая подушка, чтобы усадить на нее одного ученика. Учитель усаживает детей в круг и говорит примерно такие слова: «У меня есть волшебная подушка, и каждый, кто на нее сядет, сможет рассказать нам о своем желании». Рассказчик по своему усмотрению отдает подушку следующему. Учитель должен проследить, чтобы очередь дошла до всех. Возможные вопросы: слушали ли тебя остальные ребята? Почему ты так считаешь? Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные желания? Есть ли у тебя желания, которые могли бы исполнитель учитель или одноклассники?
12.11.2017
Педагог-психолог
Наймушина Е.М.
Развитие у детей способности мечтать и ставить свои цели. Надо дать детям почувствовать, что их желания выслушиваются окружающими.
11
Беседа с инспектором ОДН «Уголовная и административная ответственность подростков»
26.10.2017
Инспектор КДН
Вафина Э.Р.
Формирование ответственности за свои поступки
12
Проект
«Это город самый лучший город на земле» (фотокросс совместно с родителями класса).
Проект разрабатывают учащиеся класса. Конкурс фотографий на сайте школы. Организация голосования.
02.11.2017
Кл. руководитель
Налетова С.М.
Формирование навыков работы в команде, развитие сплоченности, ответственности, взаимопонимания.
13
Отчет о ходе реализации проекта на административном совещании
03.11.2017
Директор школы Н.Р. Исаева
Кл. руководитель
Налетова С.М
Замечания, предложения со стороны администрации школы.
14
Участие в акции «Пермь-город будущего»
04.11. – 04.12. 2017.
Кл. руководитель
Налетова С.М.
зам.директора по ВР
Постникова С.Б
Формирование здоровьесберегающих компетенций
15
Мастер-класс по журналистике. Конкурс стенгазет (работа в группах, выбор темы, сбор материала, оформление). Выставка стенгазет.
03.05.2017
Кл. руководитель
Налетова С.М.
Главный редактор газеты «Перемена. Пермь» Ханова Н.А.
Формирование навыков работы в команде, развитие сплоченности, ответственности, взаимопонимания
16
Классное собрание «Мы живем по новым законам. Получается или нет?»
(технология интерактивного обучения – дебаты)
15.11.2017
Кл. руководитель
Налетова С.М.
зам.директора по ВР
Постникова С.Б.
Формирование у учащихся аналитических навыков.
17
Повторная диагностика
(учащихся группы риска)
27.11.2017
Педагог-психолог
Наймушина Е.М.
Стабилизация эмоционального состояния ребенка.
18
Родительское собрание
«Результаты проекта»
04.12.2017
Директор школы Н.Р. Исаева
Кл. руководитель
Налетова С.М.
зам.директора по ВР
Постникова С.Б.
Отчет о проведенных мероприятиях, знакомство с результатами повторной диагностики, составление плана дальнейших действий
19
Веревочный курс на базе лагеря «Лазаревские берега».
Отчет о реализации проекта (результаты) на оперативном совещании педагогического коллектива.
11.12.2017.
Директор школы Н.Р. Исаева
Замечания, предложения со стороны педколлектива.
ГЛАВА 3
Предполагаемые трудности и способы их преодоления
Трудности проекта
Способы их преодоления
Загруженность педагогов
Делегирование полномочий педагогов.
Приглашение специалистов (психологов из психологического центра)
Срыв сроков плана мероприятий проекта по объективным причинам
Корректировка плана мероприятий проекта.
Приглашение специалистов (психологов из психологического центра).
Делегирование полномочий ответственных за проведение мероприятия.
Отсутствие материальных средств родителей для обеспечения участия учащихся в веревочном курсе.
Сокращение срока пребывания в лагере «Лазаревские берега»
Проведение психологического тренинга
Травмы при прохождении веревочного курса
Инструктаж учащихся .
Медицинское сопровождение.
Усиленный контроль
Ресурсное обеспечение проекта
Ресурс
Описание ресурса
Психолго-педагогическое сопровождение
Педагог-психолог Наймушина Е.М.
Классный руководитель Налетова С.М.
Учителя-предметники
Социальное партнерство
Поддержка СМИ – газета «Перемена. Пермь» (мастер-класс по журналистике).
Ханова Н.А.
Малый бизнес
ООО «Лазаревские берега» (предоставление базы для прохождения веревочного курса).
Василишина Л.А.
ОДН
Инспектор ОДН Вафина Э.Р.
Администрация школы
Директор школы Н.Р. Исаева
(сопровождение проекта, контроль)
Заместитель директора по ВР
(реализация проекта)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перспективы проекта
В ходе реализации проекта учащиеся 7 «в» класса навыки сотрудничества, умения работать в команде, уважительно относиться друг к другу. Учащиеся «группы риска» получат квалифицированную психологическую помощь, а их участие в проектной деятельности подчеркнет их успешность и значимость для коллектива класса. В дальнейшем планируется пригласить учащихся 7 «в» класса для работы волонтерами в школьный отряд «Лучики», а также для работы в Активе школы.
Перспективная направленность проекта определяется и в закреплении сотрудничества с социальными партнерами для дальнейшей совместной деятельности, а также в трансляции опыта на педагогических семинарах и НПК.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Беличева С.А. Психолого-педагогическая поддержка детей и подростков группы риска / С.А. Беличева // Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. – С. 16–21.
2. Ильин Е. Психология агрессивного поведения / Е. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 368 с.
3. Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? / И.С. Кон // Персональный сайт И.С. Кона. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sexology.narod.ru/info178.html
4. Особенности стратегий школьников в межличностных конфликтах в подростковом возрасте / О.Н. Токарева, А.М. Суздалева, Е.А. Проскурякова // Философия, вера, духовность: Глава в монографии. – Воронеж: ВГПУ, 2011. – Кн. 26. – С. 103–113.
5. Романов Н.Ю. Профильный лагерь «Подросток» как сообщество взрослых и детей группы социального риска / Н.Ю. Романов // Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Челябинск, 16–19 апреля 2003 г.). – Челябинск: ЧГПУ, 2003. – С. 182–186.
6. Суздалева А.М. Буллинг в общеобразовательном учреждении / А.М. Суздалева, Е.А. Коршунова // Современное образовательное пространство: риски и безопасность: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Оренбург, 2014. – С. 311–313.
7. Федоренко О.Н. Изучение социальной адаптации у школьников на примере бесконфликтного поведения / О.Н. Федоренко, А.М. Суздалева, Г.А. Матчин // Педагогика: семья-школа-общество: Монография: Глава в монографии. – Воронеж: ВГПУ, 2009. – Кн. 17. – С. 392–402.