«Принцип природосообразности, характеризующий процесс воспитания и обучения педагогов разных эпох»
«Принцип природосообразности, характеризующий процесс воспитания и обучения педагогов разных эпох»
Цель работы: путем наблюдения и собственной практики выяснить, действительно ли в современное время принцип природосообразности не применим в работе учителей общеобразовательных школ. Или, может быть, его используют, но под другим названием?! Я считаю, что принцип природосообразного воспитания и обучения имеет место в современных школах. Для достижения цели мне предстоит решить ряд задач:
1. Дать характеристику основных взглядов и идей видных представителей зарубежной и отечественной педагогики, исследовавших принцип природосообразности воспитания.
2.Выявить основные черты природосообразного воспитания в педагогических концепциях отечественных и зарубежных педагогов.
3. Показать способы, технологии обучения и воспитания, практики педагогов Спасского муниципального района Республики Татарстан
Проживая и работая в Спасском муниципальном районе Республики Татарстан, провожу исследование в школах своего района.
Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс в школах Спасского муниципального района Республики Татарстан.
Предмет исследования: Принцип природосообразности в обучающей и воспитательной деятельности педагогов Спасского муниципального района Республики Татарстан.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Принцип природосообразности, характеризующий процесс воспитания и обучения педагогов разных эпох» »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснослободская основная общеобразовательная школа»
Спасского муниципального района
Республики Татарстан
Исследовательская работа
на тему: «Принцип природосообразности, характеризующий процесс воспитания и обучения педагогов разных эпох».
Автор работы: директор школы Т.А. Копушова
Содержание
Оглавление Стр.
Введение 3-5
Глава 1.Природосообразное воспитание в педагогических концепциях
отечественных и зарубежных педагогов разных эпох 6-9
Глава 2. Способы, технологии обучения и воспитания педагогов
Спасского муниципального района Республики Татарстан 10-14
Заключение 15-16
Список литературы 17
Введение
Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране на исходе XX века, вызвали необходимость обновления системы образования, содержания и форм работы общеобразовательной школы. Менять работу школы следует и потому, что определился ряд негативных причин это сделать. Школьники имеют недостаточно знаний, особенно сельские ученики. Воспитание большинства учащихся плохо поставлено. Сложилось неуважительное отношение к учителям и школе в целом. Причины школьного кризиса кроются и во внешних факторах: слабая материальная база большинства школ, дефицит финансирования, недостатки в подготовке педагогического корпуса, социально- психологическая неустроенность многих семей. Научное обеспечение школ, к сожалению, тоже не на должном уровне.
Авторы статьи «Реализация модели воспитательной системы», опубликованной в журнале «Классный руководитель» №4 2003 года, Фомина О.С. и Кудряшова И.А. считают, что главная причина кризиса школы в том, что педагогикой фактически утрачен принцип природосообразности. Они пишут, что он оказался несовместимым с идеологическим клише коммунистической партии о решающей роли среды в воспитании молодежи, поэтому его подменили принципом «учета возрастных особенностей».
Справедлива ли эта подмена? Обратимся к термину «природосообразность». Данное слово сложное, образовалось от двух слов «природа» и «сообразность». В словаре С.И.Ожегова толкование этих слов следующее:
«Природа- 1.Всё существующее во вселенной, органический и неорганический мир.
2.Основное свойство, сущность».
«Сообразный – согласующийся с чем – нибудь».
Таким образом, под природосообразностью следует понимать согласование, соответствие основному свойству, сущности, всему существующему во вселенной. В нашем случае речь идет о соответствии человеку, ребёнку.
Возрастными особенностями называются характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические, психические и духовные качества. Опираясь на принцип «учета возрастных особенностей», преподаватели регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют распорядок дня, режим труда и отдыха. В школе происходит деление обучающихся на младших школьников, особенностью этого возраста является повышенная любознательность; на подростков, у которых наступает половая зрелость, а вместе с ней приходит чувство тревоги и беспокойства; на старших школьников, которые стремятся к самоутверждению.[3]
Но ведь каждый ребенок индивидуален, не похож на другого внутри своей возрастной группы. Младшие школьники по-разному любознательны, подростки по- разному проявляют особенности периода созревания, не все старшие школьники готовы к принятию ответственных решений, самоутверждению.
О том, что возрастные особенности фактически мало что значат для обучения и воспитания, говорят и такие факты: что ни автор, то новая классификация, что ни учебный план и учебные программы, то обязательные для всех, хотя в границах любой возрастной группы учатся самые разные дети. Что ни сроки и темп обучения, то также никаких различий. Теоретические подходы к обучению учащихся расходятся с практикой. Другое дело - принцип природосообразности. Его содержание - врожденные качества каждого отдельного ребенка, прежде всего, способности. Фомина О.С. и Кудряшова И.А. пишут, что именно они могут и должны определять содержание обучения, метод преподавания, темпы и сроки обучения. Я не могу не согласиться с их мнением. «Возрастные особенности» служат базой уравнительной педагогики, а принцип природосообразности является основой «педагогики индивидуализирующей и дифференцирующей», которая только иможет обеспечить высокое качество образования, успешно противостоять возникновению в школе негативных явлений, сберечь и укрепить здоровье подрастающих поколений. [3]
Целью моей работы становится следующее: путем наблюдения и собственной практики выяснить, действительно ли в современное время принцип природосообразности не применим в работе учителей общеобразовательных школ. Или, может быть, его используют, но под другим названием?! Я считаю, что принцип природосообразного воспитания и обучения имеет место в современных школах. Для достижения цели мне предстоит решить ряд задач:
1. Дать характеристику основных взглядов и идей видных представителей зарубежной и отечественной педагогики, исследовавших принцип природосообразности воспитания.
2.Выявить основные черты природосообразного воспитания в педагогических концепциях отечественных и зарубежных педагогов.
3. Показать способы, технологии обучения и воспитания, практики педагогов Спасского муниципального района Республики Татарстан
Проживая и работая в Спасском муниципальном районе Республики Татарстан, провожу исследование в школах своего района.
Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс в школах Спасского муниципального района Республики Татарстан.
Предмет исследования: Принцип природосообразности в обучающей и воспитательной деятельности педагогов Спасского муниципального района Республики Татарстан.
Глава 1.Природосообразное воспитание в педагогических концепциях отечественных и зарубежных педагогов разных эпох
Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась еще в античности и дошла до нас в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля. Принцип природосообразности воспитания сформировал в XVII веке Ян Амос Коменский. Этот принцип получил широкое признание в педагогике XVIII - XIX веков. Проблема природосообразности в воспитании разрабатывали Дж.Локк, Ж.-Ж..Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский и другие. Каждый из них понимал природосообразность воспитания по-своему. В учебниках «Педагогика» авторов М.Ф. Шабаевой, И.П. Подласова описаны взгляды великих педагогов разных эпох.
Коменский считал человека частью природы и утверждал, что все в природе, включая и человека, подчинено единым и универсальным законам. Коменский стремился построить обучение на знании законов развития человека, рассматриваемого им как часть природы. Природосообразным, по Коменскому, является только такое обучение, которое строится с учетом возрастных особенностей детей. Образование должно помогать человеку правильно ориентироваться в мире, в поисках смысла жизни. При этом он подчеркивал, что всякий человек от природы наделен способностью приобретать знания об окружающем мире и самом себе. Я.А.Коменский был уверен, что при разумном, природосообразном обучении у человека вырабатывается гуманистическая жизненная позиция, формируется духовность и нравственность в соответствии с идеалами добра и общественной пользы. Вот почему он провозгласил необходимость всеобщего не только образования, но и воспитания. Но понимание Коменским принципа природосообразности воспитания было исторически ограниченным: в то время он не мог еще понять своеобразия развития человека как существа общественного и ошибочно полагал, что это развитие определяется только естественными законами.
Джон Локк в основном философском труде «Опыт о человеческом разуме» (1690) стремился доказать, что в сознании человека нет «врожденных идей» и представлений, душа ребенка подобна «чистой доске». Из этого положения вытекала высокая оценка роли воспитания в развитии человека. «Представления приходят в наше сознание через ощущения, через органы чувств»,- утверждал Локк. Это главнейшее средство познания мира. По его мнению, кроме внешнего опыта, существует опыт внутренний, являющийся собственной деятельностью рассудка. Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, а не простого человека, — джентльмена, умеющего «вести «свои дела толково и предусмотрительно». Это — дворянин по происхождению, отличающийся «утонченностью в обращении», в то же время он должен обладать качествами буржуазного дельца, предприимчивого человека. Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, ибо школа, по мнению Локка, это учреждение, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния». Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо «даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений». Локк, исходя из практики аристократических семейств, рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному, солидному воспитателю. Знаниям следовало придать практический характер. Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом или садоводством и сельским хозяйством, а также парфюмерным делом, лакированием и гравированием. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю. Труд предотвращает возможность вредной праздности.
Ж.Ж. Руссо считал, что воспитание получают из трех источников: от природы, от окружающих людей и от вещей. Воспитание природой, по его мнению, осуществляется путем «внутреннего» развития человеческих способностей, развития органов чувств; воспитание людьми — это приучение человека использовать развитие этих способностей и органов; и наконец, воспитание от вещей — это собственный опыт человека, приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается, и которые на него воздействуют. Правильным воспитание будет тогда, когда все три фактора (воспитание природой, людьми, вещами или внешними обстоятельствами) действуют согласованно, в одном направлении. В непосредственной связи с естественным воспитанием Руссо поставил и свободное воспитание. Руссо утверждал, что человек родится совершенным, но современные общественные условия, существующее воспитание уродуют природу ребенка. Первое из естественных прав человека, заявил он, — свобода. Опираясь на это положение, он выступал против схоластической школы с ее зубрежкой, суровой дисциплиной, телесными наказаниями и подавлением личности ребенка. Он требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами. В этом положительное значение его призыва к свободному воспитанию. Целью умственного воспитания Руссо считал пробуждение у подростка интереса и любви к наукам, вооружение его методом приобретения знаний. В соответствии с этим он предлагал коренным образом перестроить содержание и методику обучения на основе развития самодеятельности и активности детей. Ребенок приобретает знания по географии, знакомясь с окрестностями той деревни, в которой он живет; изучает астрономию, наблюдая звездное небо, восход и заход солнца; овладевает физикой, ставя опыты. Он отвергал учебники и всегда ставил воспитанника в положение исследователя, который открывает научные истины. «Пусть он, — говорил Руссо, — достигает знания не через вас, а через самого себя; пусть он не заучивает науку, а выдумывает ее сам». Это требование Руссо выражало его страстный протест против феодальной школы, оторванной от жизни, от опыта ребенка.
К. Д. Ушинский стремился построить процесс обучения в соответствии с природой и развитием детей. Первое условие этого соответствия он видел в своевременном начале обучения. «Если вы начинаете вообще учить ребенка раньше, чем он созрел для ученья, - писал Ушинский, - или учить его какому-нибудь предмету, содержание которого приходится ему еще не по возрасту, то неминуемо встретитесь с такими препятствиями в его природе, которые может преодолеть только одно время. И чем настойчивее будете вы бороться с этими препятствиями возраста, тем более принесете вреда вашему ученику». Не менее важным условием природосообразного обучения К. Д. Ушинский считал содействие свободному развитию способностей детей с учетом специфических особенностей этого развития на разных возрастных ступенях, а также «отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости» в обучении. И наконец, как еще одно условие он выдвигал требование постоянного усложнения учебной работы в процессе общего роста и развития учащихся, но с тем, чтобы не надрывать сил ребенка, не задерживать его развития и в то же время не давать этим силам ослабиться, «де давать им засыпать». Для осуществления принципа природосообразности Ушинский считал необходимым строить обучение в соответствии с данными психологии, физиологии и анатомии человека. В своей работе «Человек как предмет воспитания» он дал научное обоснование системы обучения, созданной на основе учета закономерностей психофизического развития детей. Ушинский стремился помочь учителю, воспитателю в изучении этих закономерностей, в изучении природы ребенка. Обучение и воспитание, подчеркивал он, только тогда будут эффективны и рациональным, когда педагог сумеет научно управлять развитием и формированием личности. Учет психологических особенностей ребенка К.Д.Ушинский считал важнейшим условием правильного построения всей учебной работы. Закономерность обучения, указывал он, хотя и является педагогической закономерностью, но имеет и не может не иметь свою специфическую психологическую природу, которая должна быть учтена при установлении принципов обучения. Психология в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для педагога, по его мнению, занимает первое место между всеми науками.
В педагогической теории И.Г.Песталоцци принцип природосообразности трактовался как соответствие воспитания законам природы человека, его вечного саморазвития, предопределенного божественным началом.
А. Дистервег считал необходимым учитывать процесс естественного развития человека на каждом возрастном этапе.
Итак, принцип природосообразности - один из старейших педагогических принципов, суть которого заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития. Автор статьи «Принцип природосообразности», опубликованной на сайте http://www.systempedagogics.ru, А.В. Спирин излагает современную трактовку принципа природосообразности так: «Современная трактовка принципа природосообразности воспитания предполагает, что оно должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя…». Цель природосообразного воспитания предполагает единство и равнозначность развития всех сторон личности — эмоциональной, умственной, ценностной, волевой, физической - с учетом ее психофизиологических особенностей.
Глава 2. Способы, технологии обучения и воспитания педагогов Спасского муниципального района Республики Татарстан
Для того чтобы увидеть используется ли принцип природосообразности в работе педагогов района, мне было необходимо ознакомиться с воспитательными и учебными планами работы заместителей директоров школ, а также педагогов. Исследовательская работа мною проводилась в двух городских и 7 сельских школах, всего в районе 28 школ. Изучая планирование, я не увидела самого слова «природосообразность». В ходе бесед с педагогами я также не услышала его. Познакомив учителей и заместителей директоров школ с целью своей исследовательской работы, я получили весьма интересную информацию о способах, методах, технологиях и практиках, используемых ими в работе с детьми.
Педагоги конструируют и используют теории, технологии, практики обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей, способностей учащихся, обусловленных врожденными задатками и влиянием окружающей среды. Естественное свободное развитие ученика - это критерий эффективности обучения в исследуемых мною школах.
Во всех школах работают программы «Одаренные дети». Цели программ имеют отличия, но общим является следующее: обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. Основными понятиями программ являются способности, талант, одаренность. Общая мысль, пронизывающая программы: максимальное развитие умений, навыков, познавательных способностей. Единодушное мнение педагогов: каждый ребенок владеет множеством возможностей, хранящихся в виде задатков. Программы «Одаренные дети» реализуются посредством решения задач: создание системы внеурочной работы дополнительного образования учащихся; развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности; организация исследовательской работы учащихся. Основными формами внеурочной образовательной деятельности учащихся школ являются факультатив, ученическая конференция, предметная неделя, научное общество, кружки, студии, объединения. Целый комплекс задач решают школы, используя перечисленные формы деятельности:
- Учет индивидуальных возможностей учащихся;
- Расширение познавательных возможностей учащихся;
- Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности;
- Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой;
- Формирование информационной культуры учащихся;
- Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области;
- Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
- Развитие творческих способностей учащихся;
- Содействие в профессиональной ориентации;
- Самореализация учащихся во внеклассной работе.
В каждой школе я увидела, что имеет место внедрение элементов и систем обучения разного уровня сложности. Несколько учителей начальных классов работают не по традиционной программе «Перспективная начальная школа». В первой городской школе учащиеся 5-9 классов углубленно изучают математику по учебнику Макарычева и русский язык по учебнику Львовой С.И.
Внедрение дифференцированного обучения стало системой в работе школ. Это и подход к планированию домашней работы учащихся, и оцениванию работ детей. Это и выбор варианта заданий на уроках. В одной из городских школ я обнаружила следующую работу: в старших классах используется дифференцированный темп прохождения школьных программ. Ребятам на весь учебный год по каждому предмету выдаются три дифференцированные учебные программы и планы. Одна из этих программ содержит определенный объем требований по воспроизведению основополагающего материала курса; другая – по самостоятельному применению программных знаний; а третья – требует умений применять знания творчески. В конце установленного учебным планом срока обучения по теме каждый ученик сдает учителю зачет по тем индивидуальным программам, которые он успел выполнить. Кроме того, во всех школах в 8-11 классах школьникам предлагается на выбор направления обучения: гуманитарно-общественное, физико-математическое, химико-биологическое, эстетическое. В сельских школах, конечно, не все направления имеют место быть. Программа каждого из направлений делится на базовую и профильную. Базовая обеспечивает необходимый уровень среднего образования, а поэтому является общей для всех направлений. Задача профильных программ – создание благоприятных условий как для общего развития учеников, так и для удовлетворения интересов и развития индивидуальных способностей детей. Учащиеся имеют право менять профиль.
Содержание образования в начальных классах отличается от содержания образования на других ступенях обучения. Психологи отмечают, что умственные способности ребенка младшего школьного возраста пробуждаются и развиваются в процессе его соприкосновения с реальными предметами и явлениями окружающего мира. Исходя из этого, учителя начальных классов связывают содержание учебных предметов с игрой, трудом, занятиями физкультурой, музыкой, рисованием, техникой. В другой городской школе на каждую параллель начальных классов создаются учебно-игровые павильоны по чтению, письму, математике, краеведению, труду и эстетике, где можно и активно двигаться, и при необходимости выполнять учебную работу, сидя за ученическим столом. Сценарии игр-уроков составляют учителя, работающие в одной параллели. Вместе с тем создаются условия для обучения по всем предметам одним учителем: каждому учителю предоставляется право выбрать любой вариант организации обучения.
Эльконин Д.Б. писал в одной из своих работ: «Переход из детского сада в школу часто нарушает саму «природу детства». Соблюдение преемственности в воспитании, преодоление трудностей адаптационного периода является важнейшей задачей учителей начальных классов. В первой городской школе я обнаружила еще одну программу «У школьного порога». Учителя начальных классов за 6 месяцев до поступления в школу нового первого класса ведут совместную с воспитателями работу в детских садах, помогающую детям приспособиться к новым условиям, которые их ждут в школе. Кроме того, ведется в первом классе работа психологом по адаптации детей первого класса.
А в одной сельской школе я увидела, как помогают гармоничному вхождению в последующий возрастной этап бесконфликтно с помощью фольклора. Учитель первого класса ведет кружок детского фольклора во внеурочное время как естественное и органичное средство воспитания, научения жизни, важный фактор социализации ребенка.
В тех школах, где работают психологи, ребята имеют занятия по гимнастике памяти, логике. На уроках также учителя проводят разминку памяти, логики; развивают мышление, внимание.
Режим дня в большинстве школах выстраивается сообразно природе. Происходит обязательная смена и чередование видов деятельности. Уроки планируются с 8 до 10 часов, потом с 14 до 16. В это время происходит пик умственной работоспособности. Остальное время – разнообразные виды внеклассной и внешкольной работы, пребывание на воздухе и отдых.
В первой городской школе, где я сама проработала 8 лет, уже три года, как способные дети пятых – девятых классов изучают углубленно обязательные предметы. С 2008 года эта школа называется школой с углубленным изучением отдельных предметов. Руководство школы, желая поддержать способных учащихся, способствовали открытию классов с углубленным изучением математики и русского языка. В каждой параллели среднего звена и 9 классов есть классы, которые углубленно изучают либо русский язык, либо математику. Количество часов на углубленное изучение предметов значительно увеличено. Учебная литература - специальная.
Во всех посещенных мною школах ведется активная подготовка обучающихся к предметным олимпиадам. Ребята, имеющие особые способности по предметам имеют возможность развивать их, реализовать в конкурсах, на соревнованиях, конференциях различного уровня: городского, районного, республиканского, российского. Первая городская школа имеет учащихся, которые принимали участие в российской телепередаче «Умники и умницы».
Ребята, имеющие способности к занятиям в спорте, занимаются в спортивных секциях, кружках и клубах. Тренеры, учитывая индивидуальные способности своих учеников, работают над развитием их физической силы. Укрепляют здоровье подрастающего поколения.
Способности детей, действительно, очень разные. Много таких учащихся, которым учиться трудно. Есть такие, которые слабы от природы. С такими ребятами также ведется активная работа по укреплению их психофизического здоровья.
В школах существует индивидуальное обучение для детей, которые имеют болезни, не позволяющие обучаться в классах с большим количеством учеников. Есть такие ребята, которых учителя обучают на дому. Учащиеся обучаются по специальным программам. Учебная нагрузка для них минимальна.
В одной из сельских школ я увидела, как реализуется программа «Помоги трудным детям». Главной нитью данной программы является вовлечение детей, имеющих девиантное поведение, во внеклассную деятельность, а именно в занятия художественной самодеятельностью. Ребята, которым трудно осваивать учебные предметы, которые не имеют способности к занятиям спортом, способны играть роли в сценках и даже спектаклях. Мне довелось увидеть, как могут быть артистичны дети, которые плохо пишут, считают, не владеют хорошей речью.
Во всех школах индивидуальный подход на уроках физической культуры. Происходит деление на подготовительную группу, основную и специальную. По результатам медицинского осмотра учащиеся делятся на группы и занимаются физическими упражнениями согласно своим способностям, умениям и здоровью.
В районе, в котором я проживаю и работаю, 28% учащихся – дети татары. Национальное воспитание и образование – это один из главных моментов школьного образования Спасского муниципального района РТ. Кроме того, что в каждой школе района, как и во всей Республике Татарстан, введено изучение татарского языка и литературы во всех классах, существуют классы и группы детей-татар. Они имеют возможность изучать татарский язык как свой родной язык, обучаясь на татарском языке. Одна школа в районе - школа, где обучение всех предметов ведется на татарском языке. Также в школах с 8-го по 11-ый класс изучается курс «История Татарстана и татарского народа». По данному курсу разработаны программы и серия учебников, которые изданы на обоих государственных языках. Цель курса - формирование у учащихся понимания того, что история Татарстана - это составная часть всемирной истории, воспитание у молодежи чувства гордости и уважения к истории своего народа, чувства дружбы и взаимопонимания с братскими народами, населяющими нашу республику, желания внести свой вклад в ее развитие и процветание.
Заключение
В народной педагогике человек воспринимается как органическая часть природы, поэтому природосообразность народной педагогики предполагает глубокое понимание его внутреннего мира, законов его развития. Все приведенные примеры моих наблюдений за работой учителей и администрации школ говорят о том, что принцип природосообразности воспитания и обучения в школах имеет место быть. В каждой школе единое мнение педагогов, что каждая личность отличается от других способностями и качествами. Применение одинаковых методов обучения не может привести к одинаковым хорошим результатам. Введение профильного обучения в старших классах дает учащимся право выбирать предметы для глубокого изучения. Все школьные дисциплины ученик не может изучить одинаково, да и не надо этого делать. Джон Дьюи в статье «Личностная психология и воспитание» писал: «Не существует таких предметов, которые в равной мере упражняют умы всех людей». Совершенно справедливое мнение. Развитие цивилизации потребовало изменения в школьной программе, а также в работе педагогов. Учителя тех школ, в которых я проводила исследование, создают способы успешных изменений согласно словам Д.Дьюи: «Чтобы сделать эти изменения успешными, необходимо нечто большее, чем просто смешение различных дисциплин. Новые предметы должны быть представлены во взаимосвязи друг с другом, а также должны быть обозначены направления их развития и связи с настоящей жизнью». Учителя на уроках и во внеурочное время проводят огромную воспитательную работу, развивающую собственный взгляд на мир, воспитывающую способность проектировать ситуации, являющиеся необходимыми для осуществления новых целевых установок, обусловленных новым временем. В школах воспитываются личности, умеющие выстраивать продуктивную деятельность, опираясь на собственные взгляды и мнение.
Я увидела, что учителя не совсем понимают и знают природу самого принципа природосообразности, но ведь не в этом суть. Главное – работа, опыт, эксперимент, что необходимо в постоянно изменяющемся мире. Мнение Д.Дьюи: « Между тем, изменения и опыты будут продолжаться в любом случае, потому что жизнь за стенами школы постоянно изменяется, потому что научное знание о природе взросления постоянно развивается и потому что родители хотят для своих детей того, чего не получали они, когда ходили в школу».
Несмотря на то, что исследования мною проводились только в 9 школах района, я считаю, что принцип природосообразности имеет место быть во всех школах Спасского муниципального района РТ, в самой республике, в нашей стране в целом. Хотя изучать, проектировать природосообразное внедрение инновационных подходов к образованию еще предстоит, и это разумно.
Список литературы
Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002 – 2004 годы.// Вестник образования, 2002, №7.
Спирин А.В. Статья «Принцип природосообразного воспитания» http://www.systempedagogics.ru
Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарских занятий. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. – М.: 1982.
Ожегов С. И.Толковый словарь русского языка. – М.: 1999.
Принцип природосообразности и возрождение школ.//Педагогика. – 1995. №2.
Подласый И.П. Педагогика: учебник. – М.: Высшее образование, 2008.
Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебник для студентов пед. Ун. – ов.-М.: Просвещение, 1982.
Джон Дьюи Статья «Личностная психология и воспитание» http://makarenko-museum.narod.ru/
SomjeeA.Н. The political theory of J. Dewey, N. Y., 1968.
Yankelovich N., Garrett L. N., Roeth J., Smith K., Waymire E. The Sampler Companion: Four Educational Software Samples //Frontiers in Education Conference Proceedings. -Golden, Oct. 19-22, 1985.