kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Положение об учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование. Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование. Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование. Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование. Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование. Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Положение об учебно-исследовательской деятельности обучающихся »





ПОЛОЖЕНИЕ

об учебно-исследовательской деятельности обучающихся



I. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в целях реализации Основной образовательной программы МОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа №26» на основе ФГОС НОО и ООО.

1.2. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся является неотъемлемой частью учебного процесса.

1.3. В основе проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС второго поколения.

1.4. Включение школьников в учебно-исследовательскую и проектную деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в начальной, основной и старшей школе.

1.5. В организации и обеспечении проектной и учебно-исследовательской деятельности участвуют все педагогические структуры школы.


II. Понятия

Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование.

III. Цели учебно-исследовательской деятельности

Цели определяются как их личностными, так и социальными мотивами:

3.1. Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.

3.2. Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.

3.3. Приобретение коммуникативных умений, работая в группах.

3.4. Развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).

3.5. Развитие системного мышления.

3.6. Вовлечение обучающихся в социально-значимую творческую, исследовательскую и созидательную деятельность.

3.7. Ознакомление обучающихся с методами и технологиями исследовательской деятельности.

3.8. Обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.

3.9. Поддержка мотивации в обучении.

3.10. Реализация потенциала личности.

IV. Задачи учебно-исследовательской деятельности

4.1. Воспитание у школьников интереса к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности (науки, техники, искусства, природы, общества).

4.2. Формирование склонности обучающихся к научно-исследовательской деятельности, умений и навыков проведения экспериментов.

4.3. Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.

4.4. Выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике обработки полученных данных и анализа результатов, составление и формирование отчета и доклада о результатах научно-исследовательской работы.

4.5. Мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации.

4.6. Формирование единого школьного научного общества обучающихся со своими традициями.

4.7. Пропагандирование достижений отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства.


V. Особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности

5.1. Направленность не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

5.2. Возможность реализовать потребности обучающихся в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

5.3. Сочетание различных видов познавательной деятельности. В них могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.



VI. Общие характеристики учебно-исследовательской деятельности

6.1. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие практически значимые цели и задачи.

6.2. Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности включает следующие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных

работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов;

6.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельность требуют от обучающихся компетентности в выбранной сфере исследования, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации.



VII. Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности


Проектная деятельность


Учебно-исследовательская

деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и

необходимого для конкретного использования

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ.

Отрицательный результат – тоже результат

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана.

Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и

последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений



VIII. Требования к построению проектно-исследовательского процесса

8.1. Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающихся.

8.2. Тема исследования должна быть интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя.

8.3. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.

8.4. Для выполнения проекта должны быть созданы все условия – информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества.

8.5. Обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта.

8.6. Обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство).

8.7. Использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчетов и во время собеседований с руководителями проекта.

8.8. Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника.

8.9. Результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путем размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.


IX. Формы организации учебно-исследовательской деятельности

9.1. На урочных занятиях:

  • урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

  • учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

  • домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.

9.2. На внеурочных занятиях:

  • исследовательская практика учащихся;

  • образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля; образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;

  • факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся;

  • научное общество учащихся– форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с НОУ других школ;

  • участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.


X. Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных действий в процессе работы над учебно-исследовательским проектом

Учащиеся должны научиться:

10.1. Ставить проблему и аргументировать ее актуальность.

10.2. Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел – сущность будущей деятельности.

10.3. Планировать исследовательские работы и выбирать необходимый инструментарий.

10.4. Собственно проводить исследование с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ.

10.5. Оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта.

10.6. Представлять результаты исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

10.7. Самооценивать ход и результат работы.

10.8. Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.

10.9. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели.

10.10. Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.

10.11. Устанавливать с партнерами отношения взаимопонимания.

10.12. Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

10.13. Адекватно реагировать на нужды других.

XI. Организация учебно-исследовательской работы

11.1. В учебно-исследовательской деятельности принимают участие школьники с 1-го по 11-й классы. Причем для всех обучающихся профильных и предпрофильных (8–9-х) классов участие обязательно.

11.2. Для осуществления и учебно-исследовательской деятельности обучающихся 7–11-х классов определяется руководитель проекта по желанию подростка.

11.3. Руководителями проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся являются все учителя школы и преподаватели вузов, работающих в комплексе «школа–вуз».

11.4. Кандидатуры руководителей согласовываются обучающимися с координатором проектной и учебно-исследовательской деятельности школы – руководителем научного общества или заместителем директора по учебно- воспитательной работе.

11.5. Направление и содержание учебно-исследовательской деятельности определяется обучающимися совместно с руководителями проектов. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления развития школы и индивидуальные интересы обучающегося и педагога.

11.6. Определение тематики и выбор руководителя проекта учащихся 8–11-х классов производится в начале учебного года (не позднее октября).

11.7. Работа над проектом осуществляется одним или несколькими обучающимися.

11.8. Руководитель консультирует обучающегося по вопросам планирования, методики исследования, оформления и представления результатов исследования.

11.9. Формами отчетности учебно-исследовательской деятельности являются:

– для исследовательских и информационных работ: реферативное сообщение, компьютерные презентации, приборы, макеты;

– для творческих работ: письменное описание работы, сценарий, экскурсия, стендовые отчеты, компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели.


XII. Подведение учебно-исследовательской деятельности

12.1. В 5–7-х классах контрольная работа по пройденной теме может проводиться в форме защиты учебного проекта.

12.2. На ежегодной школьной научной конференции производится презентация и защита проектных работ. В конференции могут участвовать все обучающиеся школы.

12.3. Обучающиеся профильных классов защищают свою работу согласно утвержденному расписанию комиссии, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администраторы школы.

12.4. Для проведения школьной конференции, презентации проектно-исследовательских работ создается специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администраторы школы, преподаватели вузов, родители, представители ученического самоуправления и иные квалифицированные работники.

12.5. Специальная комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности конкретного ученика, определяет победителей конкурса проектных работ.

12.6. Состав специальной комиссии определяется методическими объединениями и согласовывается с Методическим советом школы. Количество членов комиссии не должно быть менее 3 и более 7 человек. В состав комиссии входит научный руководитель проекта, который защищается.

12.7. По решению специальной комиссии лучшие работы обучающихся могут быть поощрены дипломами, рекомендованы к представлению на конференции, и конкурсы районного, областного, федерального, международного уровней.

12.8. Обучающимся после презентации проектной работы на школьной конференции вручается специальный сертификат, свидетельствующий о защите проекта.

12.9. Защищенный проект не может быть полностью использован в следующем учебном году, как в качестве отдельной проектной работы, так и в качестве экзаменационной работы. Возможно лишь использование отдельных материалов для осуществления новой проектно-исследовательской работы.

12.10. Реферативные проектно-исследовательские материалы, а также сами проекты принадлежат образовательному учреждению.

12.11. В школе организуется банк проектно-исследовательских работ, которым (при условии их сохранности) могут пользоваться как педагоги, так и ученики школы, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью.

12.12. Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, а интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.


XII. Критерии оценивания проектно-исследовательской деятельности

I этапе – изучение представленных работ членами жюри.

II этап – заслушивание докладов участников на заседании тематических секций, ведение дискуссии.

III этап – подведение итогов.

Регламент выступления участников – 10 - 12 минут, дискуссия – 5 минут.

В дискуссии участвуют члены жюри, слушатели предметных секций.

Критерии оценки

  1. Актуальность темы.

  • имеет большой практический и теоретический интерес

  • носит вспомогательный характер

  • степень актуальности определить сложно

  • не актуальна

  1. Новизна решаемой проблемы.

  • поставлена новая задача.

  • решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами

  • задача имеет элементы новизны

  • задача известна давно.

  1. Оригинальность методов решения задачи, исследования.

  • решена новыми, оригинальными методами.

  • имеет новый подход к решению, использованы новые идеи.

  • используются традиционные методы решения.

  1. Научное и практическое значение результатов работы.

  • результаты заслуживают опубликования и практического использования

  • можно использовать в научной работе школьников

  • можно использовать в учебном процессе

  • не заслуживает внимания.

  1. Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области.

  • использование известных результатов и научных фактов в работе.

  • накомство с современным состоянием проблемы

  • полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования учёных, занимающихся данной проблемой.

  • ясное понимание цели работы.

  • логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность выводов.

  • общее впечатление

  1. Участие в дискуссии

  • соответствие содержания вопросов теме исследования.

  • четкость формулировки вопросов

  • эрудиция оппонента

  1. Культура оформления работы

  • соответствие стандартным требованиям

  • качество приложений.

  • наличие тезиса выступления.

  • наличие рецензии на работу обучающегося.
























































Приложение

Оценочный лист

исследовательских работ обучающихся

Кафедра ________________________________________________ цикла



Критерии










1

Актуальность темы










2

Новизна решаемой задачи









3

Оригинальность методов решения задачи, исследования








4

Научное и практическое значение результатов темы








5

Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области








6

Участие в дискуссии









7

Культура оформления работы










Общий бал









Члены жюри: __________________________

__________________________

__________________________

Примечание: оценка по критериям выставляется в баллах (от 1 до 5)

Общая оценка:

  • 30 баллов и более – «отлично»;

  • 25-30 баллов – «хорошо»;

  • 20-25 баллов – «удовлетворительно».

10




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Директору

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Положение об учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Автор: Капин Артем Витальевич

Дата: 08.04.2015

Номер свидетельства: 199015


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства