Положение об учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Положение об учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование.
Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование.
Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование.
Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование.
Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование.
Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Положение об учебно-исследовательской деятельности обучающихся »
ПОЛОЖЕНИЕ
об учебно-исследовательской деятельности обучающихся
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в целях реализации Основной образовательной программы МОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа №26» на основе ФГОС НОО и ООО.
1.2. Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся является неотъемлемой частью учебного процесса.
1.3. В основе проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС второго поколения.
1.4. Включение школьников в учебно-исследовательскую и проектную деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в начальной, основной и старшей школе.
1.5. В организации и обеспечении проектной и учебно-исследовательской деятельности участвуют все педагогические структуры школы.
II. Понятия
Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование.
III. Цели учебно-исследовательской деятельности
Цели определяются как их личностными, так и социальными мотивами:
3.1. Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.
3.2. Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач.
3.3. Приобретение коммуникативных умений, работая в группах.
3.4. Развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).
3.5. Развитие системного мышления.
3.6. Вовлечение обучающихся в социально-значимую творческую, исследовательскую и созидательную деятельность.
3.7. Ознакомление обучающихся с методами и технологиями исследовательской деятельности.
3.8. Обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.
3.9. Поддержка мотивации в обучении.
3.10. Реализация потенциала личности.
IV. Задачи учебно-исследовательской деятельности
4.1. Воспитание у школьников интереса к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности (науки, техники, искусства, природы, общества).
4.2. Формирование склонности обучающихся к научно-исследовательской деятельности, умений и навыков проведения экспериментов.
4.3. Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.
4.4. Выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике обработки полученных данных и анализа результатов, составление и формирование отчета и доклада о результатах научно-исследовательской работы.
4.5. Мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации.
4.6. Формирование единого школьного научного общества обучающихся со своими традициями.
4.7. Пропагандирование достижений отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства.
V. Особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности
5.1. Направленность не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
5.2. Возможность реализовать потребности обучающихся в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
5.3. Сочетание различных видов познавательной деятельности. В них могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
VI. Общие характеристики учебно-исследовательской деятельности
6.1. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие практически значимые цели и задачи.
6.2. Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности включает следующие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных
работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов;
6.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельность требуют от обучающихся компетентности в выбранной сфере исследования, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации.
VII. Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность
Учебно-исследовательская
деятельность
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и
необходимого для конкретного использования
В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ.
Отрицательный результат – тоже результат
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана.
Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле
Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и
последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений
VIII. Требования к построению проектно-исследовательского процесса
8.1. Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающихся.
8.2. Тема исследования должна быть интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя.
8.3. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.
8.4. Для выполнения проекта должны быть созданы все условия – информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества.
8.5. Обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта.
8.6. Обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство).
8.7. Использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчетов и во время собеседований с руководителями проекта.
8.8. Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника.
8.9. Результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путем размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.
IX. Формы организации учебно-исследовательской деятельности
9.1. На урочных занятиях:
урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.
9.2. На внеурочных занятиях:
исследовательская практика учащихся;
образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля; образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;
факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся;
научное общество учащихся– форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с НОУ других школ;
участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
X. Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных действий в процессе работы над учебно-исследовательским проектом
Учащиеся должны научиться:
10.1. Ставить проблему и аргументировать ее актуальность.
10.2. Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел – сущность будущей деятельности.
10.3. Планировать исследовательские работы и выбирать необходимый инструментарий.
10.4. Собственно проводить исследование с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ.
10.5. Оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта.
10.6. Представлять результаты исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
10.7. Самооценивать ход и результат работы.
10.8. Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.
10.9. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели.
10.10. Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.
10.11. Устанавливать с партнерами отношения взаимопонимания.
10.12. Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
10.13. Адекватно реагировать на нужды других.
XI. Организация учебно-исследовательской работы
11.1. В учебно-исследовательской деятельности принимают участие школьники с 1-го по 11-й классы. Причем для всех обучающихся профильных и предпрофильных (8–9-х) классов участие обязательно.
11.2. Для осуществления и учебно-исследовательской деятельности обучающихся 7–11-х классов определяется руководитель проекта по желанию подростка.
11.3. Руководителями проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся являются все учителя школы и преподаватели вузов, работающих в комплексе «школа–вуз».
11.4. Кандидатуры руководителей согласовываются обучающимися с координатором проектной и учебно-исследовательской деятельности школы – руководителем научного общества или заместителем директора по учебно- воспитательной работе.
11.5. Направление и содержание учебно-исследовательской деятельности определяется обучающимися совместно с руководителями проектов. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления развития школы и индивидуальные интересы обучающегося и педагога.
11.6. Определение тематики и выбор руководителя проекта учащихся 8–11-х классов производится в начале учебного года (не позднее октября).
11.7. Работа над проектом осуществляется одним или несколькими обучающимися.
11.8. Руководитель консультирует обучающегося по вопросам планирования, методики исследования, оформления и представления результатов исследования.
11.9. Формами отчетности учебно-исследовательской деятельности являются:
– для исследовательских и информационных работ: реферативное сообщение, компьютерные презентации, приборы, макеты;
– для творческих работ: письменное описание работы, сценарий, экскурсия, стендовые отчеты, компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели.
XII. Подведение учебно-исследовательской деятельности
12.1. В 5–7-х классах контрольная работа по пройденной теме может проводиться в форме защиты учебного проекта.
12.2. На ежегодной школьной научной конференции производится презентация и защита проектных работ. В конференции могут участвовать все обучающиеся школы.
12.3. Обучающиеся профильных классов защищают свою работу согласно утвержденному расписанию комиссии, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администраторы школы.
12.4. Для проведения школьной конференции, презентации проектно-исследовательских работ создается специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администраторы школы, преподаватели вузов, родители, представители ученического самоуправления и иные квалифицированные работники.
12.5. Специальная комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности конкретного ученика, определяет победителей конкурса проектных работ.
12.6. Состав специальной комиссии определяется методическими объединениями и согласовывается с Методическим советом школы. Количество членов комиссии не должно быть менее 3 и более 7 человек. В состав комиссии входит научный руководитель проекта, который защищается.
12.7. По решению специальной комиссии лучшие работы обучающихся могут быть поощрены дипломами, рекомендованы к представлению на конференции, и конкурсы районного, областного, федерального, международного уровней.
12.8. Обучающимся после презентации проектной работы на школьной конференции вручается специальный сертификат, свидетельствующий о защите проекта.
12.9. Защищенный проект не может быть полностью использован в следующем учебном году, как в качестве отдельной проектной работы, так и в качестве экзаменационной работы. Возможно лишь использование отдельных материалов для осуществления новой проектно-исследовательской работы.
12.10. Реферативные проектно-исследовательские материалы, а также сами проекты принадлежат образовательному учреждению.
12.11. В школе организуется банк проектно-исследовательских работ, которым (при условии их сохранности) могут пользоваться как педагоги, так и ученики школы, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью.
12.12. Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, а интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
XII. Критерии оценивания проектно-исследовательской деятельности
I этапе – изучение представленных работ членами жюри.
II этап – заслушивание докладов участников на заседании тематических секций, ведение дискуссии.
III этап – подведение итогов.
Регламент выступления участников – 10 - 12 минут, дискуссия – 5 минут.
В дискуссии участвуют члены жюри, слушатели предметных секций.
Критерии оценки
Актуальность темы.
имеет большой практический и теоретический интерес
носит вспомогательный характер
степень актуальности определить сложно
не актуальна
Новизна решаемой проблемы.
поставлена новая задача.
решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами
задача имеет элементы новизны
задача известна давно.
Оригинальность методов решения задачи, исследования.
решена новыми, оригинальными методами.
имеет новый подход к решению, использованы новые идеи.
используются традиционные методы решения.
Научное и практическое значение результатов работы.
результаты заслуживают опубликования и практического использования
можно использовать в научной работе школьников
можно использовать в учебном процессе
не заслуживает внимания.
Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области.
использование известных результатов и научных фактов в работе.
накомство с современным состоянием проблемы
полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования учёных, занимающихся данной проблемой.