Организация профоринтационной работы в специальной (коррекционной) школе
Организация профоринтационной работы в специальной (коррекционной) школе
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» высказывается идея о том, что ученик, получая образование, должен достичь определенного уровня компетентности в различных областях жизнедеятельности, стать работником, способным творчески решать сложные профессиональные задачи, соответствовать социальным ожиданиям со стороны государства и общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация профоринтационной работы в специальной (коррекционной) школе »
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 115 г.о.Самара
Организация профоринтационной работы
в специальной (коррекционной) школе
Томенко Татьяна Юрьевна, директор школы
2014г.
В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» высказывается идея о том, что ученик, получая образование, должен достичь определенного уровня компетентности в различных областях жизнедеятельности, стать работником, способным творчески решать сложные профессиональные задачи, соответствовать социальным ожиданиям со стороны государства и общества.
Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций обучащихся, к числу которых относятся и социально-трудовые компетенции. Эти компетенции включают в себя: овладение знаниями и опытом в сфере, социально-трудовой экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Современная концепция профессионального самоопределения рассматривает профессиональное определение как процесс формирования индивидуального стиля жизни, неотъемлемой частью которого является профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение это процесс формирования у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Очевидно, что в рамках данного подхода профессиональная деятельность становится важным средством социализации школьников.
В современном обществе сегодня господствует ключевой принцип - человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества и вправе заниматься производительным трудом, который даёт ему средства для независимого существования и, самое важное, развивает чувство самоуважения, осознание полезности обществу.
Особую помощь в развитии способностей к трудовой деятельности и реализации прав на нее, оказывает образовательно-адаптационная и реабилитационная среда специальных (коррекционных) школ. Поскольку труд является одним из основных факторов, двигающих интеллектуальное развитие ребёнка вперёд (Л.С. Выготский), задачей специального обучения является не только на формирование у детей с интеллектуальной недостаточностью учебных знаний и действий, но и на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.
Анализ проведённого катамнеза выпускников специальной школы свидетельствует о том, что существуют проблемы в системе их профессионального становления.
Умственно - отсталые дети – особая категория школьников, которых отличает инфантилизм, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации.
Выпускники вследствие недоразвития интеллекта обладают низким уровнем знаний о мире профессий; имеют неадекватную самооценку и недостаточно сформированную способность оценивания своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии; не имеют ясной жизненной перспективы; испытывают чувство социальной незащищённости; психологически не готовы к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда.
Для детей с интеллектуальными нарушениями выбор профессии суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей, учебные заведения начального и среднего профессионального образования не готовы обучать выпускников специальных школ в силу неразвитости системы инклюзивного образования; отсутствуют социальные программы профоринтационной и трудовой направленности для людей с умственной отсталостью.
В связи с этим важнейшей функцией специальной школы является профоринтационная работа, работа, направленной на создание системы действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с состоянием здоровья, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе.
Профориентация в коррекционной школе имеет свою специфику, она является средством формирования единого пространства общего и профессионального образования, в ней участвуют все, кто, так или иначе, работает с детьми, а именно: администрация, педагоги, врачи, психологи, родители и даже сами обучающиеся.
Особая роль в профоринтационной работе работа принадлежит воспитателю школы интернатского типа. Профессиональное самоопределение не является разовым мероприятием, поэтому реализация задач всей воспитательной системы поможет подготовить выпускника к дальнейшему самоопределению.
В соответствии с Программой развития и проектом «Профилизация» в школе-интернате № 115 разработана целевая программа профессионального самоопределения воспитанников задачей, которой является организация коррекционно-воспитательной работы по оптимизации процессов профессионального самоопределения детей, направленная на всестороннее развитие личности и активизацию выбора самими воспитанниками своей профессии. Работа по профессиональной ориентации воспитанников, как и вся воспитательная работа, строится с учетом возраста и диагноза, Каждая возрастная группа решает свои задачи. Сложность работы в специальной школе заключается в том, что в силу психофизических особенностей группу могут посещать разновозрастные дети, поэтому основным принципом, на котором строиться профориентационная деятельность является принцип индивидуально- дифференцированного подхода в воспитании.
Основными задачами работы с младшими школьниками являются: ознакомление с миром профессий, создание круга представлений о разнообразии видов труда,формирование положительного отношения к трудовой деятельности, воспитание уважения к труду взрослых. В этом возрасте важна диагностика зоны ближайшего развития ребёнка и его познавательной сферы (выясняются желания, профессиональные склонности, сравниваются с личностными и индивидуальными особенностями).
Данные задачи решаются в ходе коррекционно - развивающих, игровых и информационных занятий,часов общения, по теме: «Мир моих интересов», «Тропинками разных профессий», «Все работы хороши – выбирай на вкус», Чей это инструмент?», «Путь в профессию начинается в школе», «Моя мечта о будущей профессии», «Труд на радость себе и людям», в процессе оформления стенда « Все работы хороши», участии в фестивале рисунков «Кем быть?», выставке детских поделок и показов образцов труда «Радуга профессий». Особый интерес у детей вызывают проведённые экскурсии, проводимые на предприятия, где работают родители; встречи с родителями – представителями различных профессий.
Основанная на принципах преемственности, работа по профессиональному самоопределению продолжается с воспитанниками подросткового возраста. Сензитивный возраст является наиболее благоприятным для формирования профессионально ориентированных знаний, умений и навыков, определенных психологических свойств и видов поведения.
Основными задачами работы подростками являются: ознакомление воспитанников с обществом, в котором им предстоит жить, о рынке труда, современных профессиях и роли образования в достижении профессиональных успехов. У подростков важно сформировать осознание ими своих интересов, способностей, своей индивидуальности; общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе; формирование положительного отношения к самому себе; уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
Особое значение отводиться индивидуальному профессиональному консультированию (оказание помощи в выборе профессии в соответствии с индивидуальными особенностями), помощи в определении интересов и реализации своих способностей в творческой и трудовой деятельности.
Данные задачи реализуются на основе трудовой деятельности, в процессе моделирования игровых ситуаций, проведения коррекционно - развивающих занятий практической направленности.
В рамках воспитательной работы по профессиональному самоопределению подростков проводятся:
-познавательные игры: «Ремесла древние и современные», «Чем пахнут ремёсла?»
-игры – практикумы: «Представь свою профессию», «Как найти работу»;
-викторины: «Ярмарка профессий», «Мастер и Мастерица»;
-практические занятия «Мой темперамент. Как он влияет на выбор профессии?», «В помощь абитуриенту», «Медицинские ограничения и профессиональная пригодность»;
-конкурс профессионального мастерства школы: «Лучший по профессии»;
-выставки изделий декоративно-прикладного творчества созданных воспитанниками;
-тестирование «Определение типа будущей профессии», « Карта интересов»;
-беседы «Что я знаю о профессиях», «Способности к практическим видам деятельности», информационные беседы « Профессия и здоровье», «Способности к профессиям социального типа»;
- компьютерные презентации профессий (по выбору);
-коррекционно-развивающие занятия: «Профессионально важные качества», « Способности к интеллектуальным видам деятельности»;
-цикл экскурсий на предприятия города «Профессии моего города»,
-посещение учреждений начального и среднего профессионального образования в «дни открытых дверей»;
-встречи с юристом по вопросам трудового права, специалистами из Центра занятости;
-встречи с представителями различных профессий и с бывшими выпускниками.
В целях повышения у подростков интеллектуальным недоразвитием уровня ориентации в мире профессионального труда, лучшего осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью и более полного использования их реабилитационного потенциала проводятся групповые воспитательные занятия с использованием профориентационных игр. Именно они помогают старшекласснику с нарушением интеллекта выбрать профессию с учетом его психофизических особенностей.
Это такие профориентационные игры как:
- «Угадай профессию», целью которой является актуализация знаний детей о профессиях; выявление и коррекция отношения к разным профессиям (прежде всего рабочим).
-«Формула профессии», целью которой является расширение и систематизация знаний подростков о профессиях.
-« Консультант по профессиям», целью которой является научить старшеклассников решать свои проблемы с выбором профессии; показать связь между выбираемой профессией и своими способностями.
-«Устройство на работу», целью которой является познакомить старшеклассников с правилами поведения и общения при устройстве на работу.
Участвуя в подобных играх, воспитанники раскрывают свои таланты, учатся высказывать свои мысли, развивают ораторское мастерство и многое другое.
Как показывает практика, профессиональное самоопределение у умственно отсталых подростков, осуществляется непосредственно под влиянием семьи, поэтому работа воспитателя невозможна без тесного сотрудничества с родителями.
Работа с родителями умственно отсталых детей проводиться по трём направлениям: информационное (проведение родительских собраний, оформление информационного стенда, выпуск компьютерной газеты для родителей на школьном сайте), консультационное (организация встреч со специалистами, преподавателями и мастерами профессионального образования, проведение тематических консультаций), просветительское (проведение ежемесячного педагогического лектория, родительской конференции для выпускников «Выбирая профессию»).
Одной из форм профориентационной работы с родителями является привлечение их к участию в проектной деятельности. В школе реализуется, семейный проект «Двор-сад». Основная цель проекта - благоустройство территории школьного двора, силами родителей и воспитанников школы, совместная общественно полезная практическая деятельность. В ходе реализации проекта родители вместе с детьми озеленили и благоустроили школьный двор, а самые активные получили награды от школы, что существенно повысило мотивацию для сотрудничества. Использование практики «семейных проектов» является перспективным ресурсом в работе с родителями и служит действенным способом для развития профессионального самосознания детей с интеллектуальной недостаточностью.
Таким образом, можно сделать вывод, что в школе – интернате создана достаточная образовательная среда, способная компенсировать ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяющая осуществить эффективный процесс профессионального самоопределения и сформировать трудовые компетенции необходимые для его успешной социальной и профессиональной адаптации.